Доходы клубов: дело ясное, что дело темное
Одно из ведущих еженедельных изданий опубликовало список самых богатых клубов Украины
На прошлой неделе журнал «Фокус» опубликовал рейтинг самых богатых футбольных клубов, а также представил бюджеты всех клубов высшего дивизиона и источники их доходов за прошлый сезон.
Изначально редакция планировала делать рейтинг по методике Deloitte (международная аудиторская компания, которая уже 12 лет составляет рейтинг самых доходных клубов мира), разбив заработки украинских коллективов на три категории: продажа билетов и абонементов на матчи, продажа прав на телетрансляции домашних поединков и коммерческие доходы (реклама, спонсорство, продажа атрибутики).
Однако международный подход пришлось изменить исходя из украинских реалий. «Спонсорские контракты в Украине — тайна за семью печатями, как и суммы рекламных соглашений. Спонсорские вливания — чаще всего тоже средства самих же собственников. Фирменной атрибутикой торгуют единичные клубы, а, например, распространенных в Европе клубных сезонных абонементов в украинском футболе почти нет», — констатирует журнал.
Поэтому в рейтинге «Фокуса» клубы ранжированы по бюджетам за сезон-2008/2009, которые, надо признать, чаще всего дефицитны. Отдельно эксперты издания подсчитали доходы клубов по тем статьям, которые являются основными: продажа игроков и участие в еврокубках.
Хотя даже эту информацию пришлось собирать по крупицам: почти что все клубы отказались предоставлять официальные данные, ссылаясь на коммерческую тайну. Менеджмент команд делился отдельными цифрами и только анонимно.
Итак, самым богатым клубом Украины стал донецкий «Шахтер» с годовым бюджетом $85 млн. Следом идут киевское «Динамо» ($60 млн.) и днепропетровский «Днепр» ($58 млн.). Четвертое место в рейтинге досталось харьковскому «Металлисту», годовой бюджет которого составляет $30 млн. Закрывает пятерку лидеров донецкий «Металлург» ($25 млн.).
Большинство экспертов, опрошенных «Фокусом», утверждают, что до 80% доходов украинские ФК получают от спонсоров и продажи игроков. Дополнительными прибыльными статьями является сдача в аренду и перепродажа игроков, а также ставки в букмекерских конторах. Но тем не менее сегодня украинские клубы убыточны, если рассматривать только их спортивную деятельность. «В нашей стране футбол — это ширма, за которой успешно развиваются другие виды деятельности. Можно увести деньги в тень или наоборот— обналичить»,— утверждает один из экспертов.
Как выяснил «Фокус», по самым скромным оценкам, содержание команды Премьер-лиги обходится в $5—7 млн. По подсчетам экспертов, только зарплатный фонд команды за сезон составляет минимум $1,5 млн. при средней заработной плате игроков $7 тыс. в месяц. Причем некоторые футболисты, такие, как Дарио Срна («Шахтер») или Андрей Шевченко («Динамо»), за сезон получают более $2 млн.
Все эти траты не покрываются традиционными доходами — продажей билетов, спортивной атрибутики и телетрансляциями. Хотя в мировых клубах именно эти статьи и составляют значительную часть финансовых поступлений.
Сейчас в Украине продаются не трансляции матчей, а реклама спонсоров. В Премьер-лиге это называют Комплексным пакетом. «В Украине мы передаем права в обмен на то, что каналы размещают рекламу спонсоров чемпионата, — рассказал «Фокусу» директор по развитию Премьер-лиги Вадим Галаган.-— Эти рекламные услуги мы включаем в общий пакет, в который входит телереклама, реклама на щитах на стадионах и другие промоуслуги. По словам одного из руководителей ПЛ, в Украине еще не создана система, дающая возможность продавать чистые телеправа. «Телеканалы не готовы платить клубам за матчи, потому что нет потребителя», — отмечает Галаган.
В целом за сезон-2008/2009, 15 футбольных клубов получили от Премьер-лиги 14,5 млн. грн. (днепропетровский «Днепр» реализовывал свои теле- и рекламные права самостоятельно). Правда, эти цифры только на бумаге. На деле организация не полностью рассчиталась с командами. Исходя из сетки начислений понятно, что больше всего на ТВ-показах заработал «Шахтер». Впрочем, даже 1,5 млн. грн. горняков — капля в море по сравнению с заработком топ-клубов Европы. В развитых футбольных странах прибыль от телетрансляций составляет 36% доходов клубов...
газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Стартовали отлично, но второй тайм был ужасным
Вечером 19 ноября завершился групповой этап Лиги наций