Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Формула 1
|
1201
1

Первая женщина, получившая очки в Ф1. Как Ломбарди удалось это 50 лет назад

Уникальная карьера и достижения самой успешной гонщицы в истории Формулы-1

Первая женщина, получившая очки в Ф1. Как Ломбарди удалось это 50 лет назад
Getty Images/Global Images Ukraine: Лелла Ломбарди

Лелла Ломбарди – имя, которое незабываемо запечатлелось в истории Формулы-1. Она стала единственной женщиной-гонщицей, которая смогла получить очки на этапах чемпионата мира. Однако ее достижение, хоть и историческое, было не совсем обычным: за шестое место на Гран-при Испании 1975 года Ломбарди было засчитано лишь пол-очка. Этот результат стал следствием трагического события, случившегося на той гонке, когда авария с участием пилота Рольфа Штоммелена привела к смертельным последствиям для зрителей, и гонка была прекращена на раннем этапе.

К моменту проведения Гран-при Саудовской Аравии 2025 года в чемпионате мира Формулы-1 состоялось 1130 гонок, в которых приняли участие 781 пилот. Из них 354 гонщика смогли набрать хотя бы одно очко, и последним из них стал Исак Хаджар, который финишировал восьмым на Гран-при Японии. Однако в истории Формулы-1 есть 355 пилотов, финишировавших на очковых позициях, и Ломбарди оставалась единственной женщиной, которой это удалось.

Лелла Ломбарди стартовала в 12 гонках между 1974 и 1976 годами, и единственным её достижением было шестое место на Гран-при Испании 1975 года. Этот результат принес ей одно очко, но из-за обстоятельств, произошедших на том этапе, Ломбарди получила лишь 0.5 зачетного балла.

В дальнейшем тексте будет рассмотрена карьера Ломбарди, как ей удалось стать первой женщиной, получившей зачетные баллы и, какова была ее дальнейшая судьба.

Первые шаги в спорте: гандбол, Ралли, кузова и Формулы

Лелла Ломбарди проявила интерес к спорту еще в детстве, когда активно занималась гандболом. Поначалу этот вид спорта увлекал ее, но вскоре ее внимание переключилось на автогонки. В начале своего пути она участвовала в ралли, где выполняла роль штурмана. Этот опыт помог ей лучше понимать техническую сторону гонок и развивать навыки, необходимые для дальнейших выступлений в более серьезных соревнованиях.

Со временем Ломбарди решила сосредоточиться на кузовных и формульных гонках, где она выступала под своим детским прозвищем «Лелла». Её первые шаги в автоспорте были на национальном уровне, и Ломбарди быстро зарекомендовала себя как перспективный пилот. Она соревновалась в итальянских кузовных чемпионатах, где приобретала важный опыт. Этот период стал основой ее карьеры в автоспорте, где она продолжала совершенствовать свои навыки и стратегии на трассе.

Успехи в итальянских чемпионатах помогли Лелле привлечь внимание к себе, и уже в 1974 году она получила шанс выступать в британской Формуле-5000. Спонсорская поддержка от Шелл позволила ей сделать этот важный шаг в своей карьере. Одним из ключевых моментов было её завоевание титула чемпионки Мексики в Формуле-Форд, что стало выдающейся вехой в её пути к Формуле-1.

Formula Ford 1600 Tecno-Pirola - Lella Lombardi
Getty Images/Global Images Ukraine: Лелла Ломбарди со своим болидом Формулы-Форд

Лелла Ломбарди провела 12 этапов в Формуле-1. Она выступала за разные команды в период между 1974 и 1976 годами, приобретая опыт на трассах чемпионата мира. И хотя ее выступления не были столь успешными, как на пути к королеве автоспорта, гонщица сумела все же получить очки, а также быть несколько раз близкой к тому, чтобы это повторить, удалось это на Гран-при Испании 1975 года.

Гран-при Испании 1975 года: трагические обстоятельства и пол-очка Ломбарди

Гонка проходила на трассе в парке Монтжуик вблизи Барселоны, и ее проведение сопровождалось значительными трудностями. Водители бойкотировали тренировки из-за проблем с барьерами armco, требовавших срочного исправления. Механики и инженеры вышли на трассу, чтобы устранить дефекты, но чемпион мира Эмерсон Фиттипальди выразил свое недовольство и покинул трассу, не завершив квалификацию.

На стартовой решетке Ники Лауда занял поул, а Ломбарди стартовала с 24 места среди 25 пилотов. Уже на первом круге гонка получила драматический поворот: Лауда выбыл после столкновения с другими будущими чемпионами Джеймсом Хантом, Аланом Джонсом, Марио Андретти и Джоди Шектером. Ломбарди не сдавалась и продолжила борьбу, однако на 25-м круге стала свидетелем трагедии. Пилот Рольф Штоммелен, выступавший за команду Грэма Хилла, потерял контроль над автомобилем, и его машина перевернулась через барьер в зрительскую зону, в результате чего погибли пять человек.

Гонка была остановлена после четырех кругов, а Йохен Мас из Макларена был объявлен победителем, хотя было пройдено лишь 29 из запланированных 75 кругов. По правилам того времени, когда было пройдено менее 60% дистанции, гонщики получали лишь пол-очка. Так, Лелла Ломбарди получила лишь полбалла за свое шестое место, хотя в условиях нормальной гонки получила бы полное очко.

Лелла Ломбарді заробляє в парку Монжуїх у 1975 році
Getty Images/Global Images Ukraine: Лелла Ломбарди на финише Гран-при Испании 1975

А если взять все результаты Ломбарди и перевесить их в нынешнюю систему очков, то итальянка могла бы иметь в сумме 14 баллов.

Эта гонка стала первой в истории Формулы-1, где было засчитано пол-очка. С тех пор было лишь шесть таких случаев в истории чемпионата. Формула-1 больше не возвращалась на трассу Монтжуик: в следующем году Гран-при Испании перенесли в Харами, а с 1991 года гонка снова проводится на трассе Каталунья в Барселоне, хотя и собирается постепенно переезжать в Мадрид.

Дальнейшая карьера Ломбарди и ее наследие

Хотя Лелла Ломбарди не получила значительных успехов после того, как стала первой женщиной, набравшей очки в Формуле-1, ее имя навсегда останется в истории автоспорта. После того шестого места в Испании она продолжила свою карьеру в Формуле-1, но её лучшие результаты уже не были столь высокими. В том же 1975 году она получила седьмое место на Гран-при Германии, что стало её последним большим достижением в этом чемпионате.

После завершения карьеры в Формуле-1 Ломбарди не оставила автоспорт. Она участвовала в нескольких других престижных сериях, в частности в NASCAR, DTM (Немецкая серия) и в Ле-Мане. Она стала одной из немногих женщин, которые участвовали в этих сложных и конкурентных соревнованиях, что демонстрировало ее стойкость и стремление к достижениям в мире автоспорта, который был в основном мужским.

Лелла Ломбарди умерла в 1992 году в возрасте 51 года после борьбы с раком. Ее смерть стала большой потерей для мира автоспорта. Она оставила наследие не только как пилот, но и как символ для женщин в автоспортивном мире, которые стремились достичь успеха на самом высоком уровне. Ломбарди была не просто первой женщиной, которая получила очки в Формуле-1, но и символом того, что женщины могут достигать больших результатов в мире, который традиционно был доминирован мужчинами. Ее вклад в развитие автоспорта будет оставаться неотъемлемой частью истории Формулы-1.

Getty Images/Global Images Ukraine: Лелла Ломбарди

Оцените материал
(8)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
T-800
пожалуй можно в топ-75 одних из величайших включить этого вида, на 75-е место ввиде исключения
п.с.
а за 1-е место пусть заочно бьются Фанхио, Кларк, Лауда, Стюарт, Прост, Сенна, Красный Барон ... Хэмилтон, СуперМакс