Львовский треугольник, или как гран-при Формулы-1 прошел в наших краях
История о том, как связаны Украина и Формула-1

16 марта в Мельбурне стартовал 76-й сезон главных автогонок планеты. И пока Ландо Норрис из команды «Макларен» наслаждается победой на этапе в Мельбурне, предлагаем вернуться на 95 лет назад и вспомнить, как знаменитая Ф-1 пришла в наши края.
Автомобильная история Украины началась еще в XIX веке. Всего через пять лет после того, как Карл Бенц сконструировал первое авто в мире, модель «Панар-Левассор» появилась на улицах Одессы. За рулем сидел редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Это был 1891-й, и появление транспорта, который передвигался без помощи лошадей, шокировало немалое количество людей, а слухи о чуде техники быстро разлетелись на тысячи километров в другие города и регионы. И да, именно в Одессе появилось первое авто на территории всей тогдашней российской империи. До москвы изобретение дойдет почти через десять лет, уже после того, как автомобили будут ездить по улицам Киева и Львова. А первому автовладельцу Львова магнату Казимежу Одживольскому для приобретения автомобиля «Бенц Виктория» за 4000 золотых марок даже не пришлось далеко ехать. В Галиции уже тогда существовало представительство компании «Бенц».
Спрос на изобретение постепенно рос. За десять лет количество авто во Львове выросло до 40 единиц. Идея создания клуба водителей давно назрела, тем более, такое сообщество уже существовало во Франции. 1 февраля 1908 года официально был зарегистрирован Галицкий автомобильный клуб (Galicijski Klub Automobilowy). Штаб-квартира организации базировалась в Кракове, да и во Львове был свой филиал. Дебютный автопробег должен был стать делом времени, однако в клубе довольно быстро произошел раскол, а когда почти все пришли к согласию, то наступила Первая мировая война, приостановившая всю деятельность GKA более чем на 10 лет. Только в 1925-м состоялись гонки Галичины по маршруту «Стрый – Великая Воля», которые дали толчок более грандиозному событию.
Lviv.Media
Год спустя гонка «Стрый – Великая Воля» была продлена до Львова, а еще через год поступило предложение провести гонку в самом Городе Льва. Тогдашняя столица Галиции могла стать первой в истории, где бы гонщики соревновались непосредственно на улицах города. Однако организационные и бюрократические пересечения затянули принятие решения. А вот на Лазурном побережье с этим было быстрее. Гран-при Монако задумали в 1928 году и провели в 1929-м. Гран-при Львова состоялся через год.
Трасса под названием «Леополис» была одной из кратчайших. Маршрут длиной 3041 метр простирался по улицам Пелчинской (ныне – Витовского) и Кадетской (Гвардейской). Далее гонщики выезжали на площадь Пруса (современную площадь Ивана Франко), оттуда – на Стрыйскую, а дальше снова спускались по Кадетской на Пелчинскую.
Однако первый блин вышел комом. В 30-х годах в соревнованиях «Формули Либре» (предшественник Формулы-1) существовали основные и второстепенные гонки. Проведение Гран-при Львова было поставлено на 8 сентября, на следующий день после заезда в Монце. Все известные гонщики ожидаемо выступали в Италии, а на старт трассы «Леополис» вышло только пять поляков. Несмотря на это, гонка получила высокие оценки и хорошую прессу, а главной фишкой, конечно, стала сама дорога, которая на тот момент была уникальной. В отличие от того же Монте-Карло, где ради гонки меняли ландшафт, во Львове ничего не меняли. Дорога пролегала через трамвайные пути, мостовую, перепады высот и городские преграды, прикрытые мешками с песком. Как вспоминал писатель-фантаст Станислав Лем, ради гонки в город привозили 400 тонн песка, а рельсы на Пелчинской улице заливали гипсовой смесью. Хотя даже такие меры предосторожности не всегда помогали. К примеру, в 1932 году Альфред Боучек вывел из строя не только свой болид, но и фонарный столб. «Леополис» по праву называли одной из самых сложных трасс.
«За круг я производил от 29 до 36 переключений скорости. Вся гонка была физически и морально изнурительной», – делился своим опытом поляк Ян Риппер.
Однако за все годы проведения Гран-при Львова ни один пилот не травмировался, что было довольно редким явлением в те времена. Одна из вероятных причин – именно сложность трассы. На одной из наиболее коротких дорог в истории Гран-при с узкими улочками и препятствиями гонщики опасались развивать предельную скорость, которая могла привести к авариям.
Итак, заезд 1930 года навел шуму, поэтому в следующем сезоне гонки в Галиции перенесли на июль, они получили официальный статус, а на старт вышло семь машин. Событие произвело настоящий фурор! По городу было немало открыток с рекламой, но местные и так уже были в ожидании спортивного праздника. Несмотря на то, что тренировочные заезды проходили с 4-х до 6-ти утра, трибуны вмещали лишь 3900 зрителей, а цена от 1 до 15 злотых была совсем не демократичной, посмотреть на пилотов пришло около 5000 человек. Организаторы предусмотрели такое большое количество желающих, поэтому на обороте каждого билета была размещена реклама главного спонсора, а также стояла специальная печать для защиты от подделок. За порядком следило полтысячи полицейских. За самой же гонкой наблюдало примерно 50–60 тысяч жителей при населении Львова в 300 тысяч.
«Люди сидели везде – даже на крышах, а несколько самых смелых поднималось на высокие кирпичные трубы», – описывала аншлаг Warsaw Sports Review.
Довольны были и сами пилоты, в том числе победитель львовского этапа немец Ганс Штук на «Порше»: «Я в восторге от трассы. Я и представить не мог, что найду здесь что-либо подобное. Это – первоклассная трасса, ничем не уступающая Монте-Карло». А еще стоит упомянуть, что призовой фонд заезда составлял 5000 злотых, а среди владельцев билетов разыгрывалось 10 велосипедов. Через год Штук снова посетил Львов, но уже на «Мерседесе». Однако тогда он проиграл своему земляку Рудольфу Караччоле, «Альфа Ромео» которого была одной из самых легких машин того времени и сумела разогнаться до 200 км/ч. Это был невероятный рекорд для «Леополиса». В той же гонке также участвовал Пьер Вейрон. Именно тот, в честь которого назван культовый суперкар Bugatti Veyron.
«Львовский треугольник» 1933 года при участии 56 участников стал последним. Организация соревнований стала слишком дорогой для бюджета города, который и так страдал от финансового кризиса. Все заработанные средства из Гран-при пошли на помощь безработным. Эта гонка запомнилась победой Ойгена Бьорнстада опять-таки из команды «Альфа Ромео», ни разу не остановившегося на пит-стоп. Только через 55 лет норвежец признался, что тайно установил два дополнительных бака с горючим. По его словам, один из таких баков был вмонтирован за приборной панелью и лопнул посреди гонки, в результате чего метаноловое топливо выплеснулось ему в лицо. Это заставило его остановиться прямо на площади, где он мог тайком вытереть глаза, притворившись, что у него сломался руль. И даже это не помешало ему выиграть, так как в автомобиле шведа Пера Виктора Виденгрена на пит-стопе сломалась система зажигания. Ремонт длился около четырех минут, стоивших 1-го места скандинаву.
В 1937 году была попытка восстановить Гран-при Львова, однако развитие автопромышленности и улучшение характеристик болидов нуждалось в модернизации трассы под более гоночную без имеющихся городских препятствий. Опять-таки средств на это не нашлось, а дальше началась Вторая мировая война. В советское время о Формуле-1 уже, конечно, речь не шла.
С момента обретения Украиной независимости начались разговоры о возобновлении гонки. Однако претворить это в жизнь было сложно. Только в 2010 году получилось провести ретро-фестиваль «Леополис Гран-при». Поскольку львовская трасса почти не изменилась с тех же 1930-х годов, Украину посетили поклонники Формулы-1 из многих уголков Европы. Через год в фестивале приняло участие 74 автомобиля, 34 из которых приехало из других стран, а в 2016-м – уже 162 участника.
«Конечно, это уже отнюдь не гонка, а вполне порядочный ретро-фестиваль, но заезды проходят, мешки с песком в опасных поворотах выложены, и даже борьба на трассе «Львовского треугольника» довольно напряженная. Большинство участников, как и в 1930-е, приезжают из Польши и Австрии. Вообще, по фестивалю очень хорошо заметно, насколько в Европе лучше обстоят дела с ретро-автомобилями. Поэтому я подумываю в следующем году съездить на один из европейских фестивалей – во Францию или Германию. Хотя и во Львов еще раз не отказался бы заглянуть», – делился впечатлениями один из участников пробега 2013 года.
Даже, несмотря на войну, «Леополис Гран-при» продолжает славное дело. В 2023 году фестиваль собрал более 200 ретро-авто, а часть вырученных средств была направлена на закупку реанимобиля для нужд фронта.
Игорь ЯВКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ


Волна ненависти к спортсмену, которого в Канаде боготворили, не стихает


Украинская спортсменка взяла высоту 1.95 м на соревнованиях в Китае




