Мастер дождя. Дженсон Баттон, легендарный триумфатор Формулы-1
Гонщик со стилем. Как Баттон покорял трассу и сердца фанатов

Дженсон Баттон – один из самых стильных и изящных пилотов Формулы-1, чья карьера стала примером настойчивости, мастерства и умения находить возможности даже в самых сложных ситуациях. Чемпион мира 2009 года, победитель 15 Гран-при, обладатель 50 подиумов и 8 поулов – эти достижения лишь подчеркивают его талант. Баттон не просто выигрывал гонки, а завоевывал сердца болельщиков своей чистотой, интеллектуальной манерой пилотирования и безупречным поведением на трассе. Его способность адаптироваться к меняющимся условиям, выбирать безупречную тактику и проявлять мастерство в решающих моментах сделали его одним из величайших гонщиков.
Начало карьеры перед Формулой-1
Любовь к автоспорту и талант Дженсон унаследовал от отца Джона Баттона, который был профессиональным гонщиком и выступал в автокроссе. С самого детства он был погружен в мир гонок, что позволило ему начать карьеру довольно рано по тогдашним меркам - в возрасте восьми лет. Его дебют в картинге выдался на удивление удачным: в первом же сезоне он выиграл все 34 гонки и стал чемпионом Великобритании. Постепенно выигрывая различные соревнования и титулы в картинге, Баттон перешел в серию открытых колес – Британскую Формулу-Форд. Там, одержав девять побед, он стал чемпионом сезона 1998 года.
В том же году Дженсон получил престижную премию «McLaren Autosport BRDC Young Driver Award», главным призом которой была возможность принять участие в тестах болида Формулы-1 команды McLaren. Во время тестов один из репортеров подслушал разговор Баттона с тогдашним боссом команды, Роном Деннисом, который сказал Дженсону: «Надеюсь увидеть вас снова». На что Баттон уверенно ответил: «Вы еще увидите меня». Последним шагом перед дебютом в «Королевских гонках» стал 1999 год в Британской Формуле-3. Баттон завершил сезон третьим в общем зачете и чемпионом среди новичков.
Первые шаги в Формуле-1 с Williams и Renault
Шанс в Формуле-1 выпал неожиданно: команда Williams уволила Алессандро Дзанарди, а подписать Хуана-Пабло Монтойю не удалось из-за его договоренности с IndyCar. Так, в 2000 году Фрэнк Уильямс подписал контракт с Дженсоном Баттоном, сообщив ему об этом лишь за 15 минут до официальной презентации болида. Дебютный сезон Баттона получился многообещающим. Уже во второй гонке в Бразилии он заработал первые очки, финишировав шестым. Лучшим результатом года стало четвертое место в Германии, а по итогам сезона он занял 8-е место в зачете пилотов.

Однако в 2001-м Баттон уступил место в Williams Хуану-Пабло Монтойе. Вместо этого он присоединился к Benetton, которой руководил Флавио Бриаторе. Команда переживала сложные времена, а сам Баттон увлекся ночной жизнью больше, чем гонками. Как следствие, первая половина сезона была провальной. Только после летней паузы британец взялся за голову, начал работать над телеметрией и менять стиль пилотирования, что позволило ему приблизиться к напарнику и даже финишировать пятым в одной из гонок. В 2002 году команда сменила название на Renault, и Баттон сделал значительный прогресс. Он стабильно финишировал в зачетной зоне, а в Малайзии мог получить первый подиум, однако из-за технических проблем на последнем круге уступил третью позицию Михаэлю Шумахеру. Несмотря на улучшенные результаты, команда сделала ставку на Фернандо Алонсо, а Баттона уволили.
Переход в BAR-Honda и первая победа
В 2003 году Дженсон Баттон присоединился к BAR-Honda, где его напарником стал чемпион 1997 года Жак Вильнев. Отношения между пилотами поначалу были напряженными, но Баттон быстро доказал свое превосходство, набрав почти втрое больше очков и вытеснив Вильнева из команды. 2004 год стал прорывным - 10 подиумов в 18 гонках, первая поул-позиция в Сан-Марино и третье место в чемпионате, уступив лишь пилотам Ferrari. BAR-Honda также сенсационно стала второй в Кубке конструкторов.
Однако 2005 год разочаровал – дисквалификация команды на два этапа и слабый болид не позволили бороться за победы. В 2006-м Honda Racing F1 Team также не была конкурентоспособной, но на Гран-при Венгрии 2006 года в дождливых условиях Баттон провел одну из лучших гонок в карьере. Стартовав 14-м из-за штрафа, он мастерски пробивался вперед, тогда как его соперники допускали ошибки. Благодаря идеальной стратегии пит-стопов и безупречному пилотированию Баттон одержал первую победу в Формуле-1. Это стало историческим моментом - не только для него, но и для Honda, которая не выигрывала гонки в Формуле-1 с 1967 года.

После этой победы Баттон еще несколько раз финишировал в топ-5 и завершил сезон на высокой ноте. Но уже в 2007-2008 годах Honda потеряла конкурентоспособность, и команда оказалась на дне пелотона. В этот период Баттон мог бы завершить карьеру, но вместо этого он остался и дождался лучшего момента своей жизни – переход в Brawn GP.
Сенсация Brawn GP и чемпионский титул
Конец 2008 года поставил карьеру Баттона под угрозу. Из-за глобального финансового кризиса Honda неожиданно объявила о выходе из Формулы-1, оставив команду и ее пилотов без контрактов. После двух слабых сезонов в конце пелотона никто из топ-команд не проявил интереса к Дженсону, и казалось, что его история в Формуле-1 может завершиться. Но ситуацию спас Росс Браун, который выкупил команду за символический 1 доллар, переименовав ее в Brawn GP.
Однако ключевой причиной успеха стала не только гениальность Брауна как руководителя, но и сам болид BGP 001, который Honda разрабатывала еще до своего выхода. Главной инновацией стал двойной диффузор - технология, которая значительно увеличивала прижимную силу без лишнего аэродинамического сопротивления. Это сделало машину чрезвычайно быстрой в поворотах. Однако была и другая проблема: команда не имела финансирования для обновления машины в течение сезона, а двигатели от Mercedes получила только благодаря договоренностям с концерном Daimler, который предоставил их бесплатно.
Когда Brawn GP впервые выехал на предсезонные тесты, пелотон был потрясен – команда, которая еще несколько месяцев назад не знала, будет ли вообще участвовать в чемпионате, вдруг стала самой быстрой из всех. В первой половине сезона Баттон полностью доминировал, выиграв шесть из первых семи гонок, а в Монако одержал первую для себя победу на легендарной уличной трассе. В этот момент он лидировал в чемпионате с отрывом в 30 очков, что казалось непреодолимым преимуществом.
Но уже после Гран-при Турции ситуация начала меняться. Red Bull, который в начале сезона не имел двойного диффузора, быстро догнал конкурентов, а Brawn GP, из-за отсутствия бюджета на обновление, постепенно теряла свое преимущество. Кроме того, Баррикелло начал выглядеть быстрее Баттона в отдельных гонках. Дженсон больше не выигрывал, а его преимущество в чемпионате начало таять. Несмотря на сложную вторую половину сезона, запас очков, добытый на старте года, позволил Баттону оставаться главным претендентом на титул. В предпоследней гонке сезона, Гран-при Бразилии, он стартовал лишь 14-м, но провел блестящий прорыв и финишировал пятым, чего хватило для завоевания чемпионства. Так он стал чемпионом мира 2009 года, а его команда выиграла Кубок конструкторов.
Эта история вошла в легенды Формулы-1 как одна из самых невероятных - команда, которая еще год назад балансировала на грани исчезновения, за один сезон взяла два титула. После такого триумфа Brawn GP прекратила существование, ведь Росс Браун продал ее Mercedes. Дженсон оказался перед выбором - остаться в новой команде, где ему могли дать роль второго пилота, или искать новые вызовы. Он выбрал McLaren, что стало одним из самых смелых решений в его карьере.
Годы в McLaren: битва с Хэмилтоном и второе дыхание
Переход Баттона в McLaren в 2010 году восприняли со скепсисом. Льюис Хэмилтон, чемпион 2008 года, был главной звездой команды, имел максимальную поддержку со стороны руководства и не привык уступать напарникам. Многие считали, что Дженсон просто не выдержит конкуренции. Но он доказал обратное. Уже во второй гонке сезона, в Австралии, он выиграл благодаря правильному выбору шин на влажной трассе. Еще одну победу он одержал в Китае, став лидером чемпионата после четырех этапов. В течение сезона Дженсон постепенно проигрывал Хэмилтону в квалификациях, но в гонках был более стабильным и берег резину лучше. В результате он уступил Льюису лишь несколько очков, но доказал, что не является слабым напарником.
2011 год стал лучшим в карьере Баттона в McLaren. Он не мог бороться за титул с Себастьяном Феттелем, который доминировал в чемпионате, но стал вице-чемпионом мира, опередив не только Хэмилтона, но и всех соперников, кроме Феттеля. Самым ярким моментом года стала легендарная победа в Канаде. В тот день гонка длилась четыре часа из-за дождевых перерывов, а Баттон после столкновения с Алонсо оказался на последнем месте. Но невероятный темп, правильный выбор стратегии и ошибка Феттеля на последнем круге позволили ему одержать одну из лучших побед в истории Формулы-1.
В 2012 году McLaren имела самый быстрый болид на старте сезона, и Баттон выиграл первую гонку в Австралии. Но дальше команда допустила серию ошибок, а сам Дженсон на некоторое время потерял скорость из-за проблем с настройкой машины. Лишь под конец года он вернулся к борьбе за этапы и завершил сезон победой в Бразилии, которая, как выяснилось позже, стала последней в его карьере. Следующий год был провальным: McLaren ошиблась с концепцией машины, и команда впервые за много лет не получила ни одного подиума. Баттон оставался стабильным, но машина просто не позволяла бороться за высокие позиции.
Сезон 2014 года стал эмоционально тяжелым для Дженсона. В январе умер его отец, Джон Баттон, который не только привёл его в мир автоспорта, но и был его главной поддержкой в карьере. Джон посещал почти все гонки сына, и его потеря стала большим ударом для Дженсона. На домашнем Гран-при Великобритании Баттон почтил память отца, перекрасив свой шлем в розовый цвет - любимый цвет рубашек Джона.

На гоночной трассе дела были сложными. McLaren удалось получить два подиума в начале сезона, но в борьбе с Mercedes, который доминировал благодаря новому гибридному регламенту, команда не имела шансов. Несмотря на это, Баттон демонстрировал стабильные результаты и закончил чемпионат на 8-м месте, опередив своего напарника Кевина Магнуссена.
Завершение карьеры
После непростого сезона 2014 года McLaren решила вернуться к сотрудничеству с Honda, создав полностью новый проект. Команда имела, казалось бы, один из лучших составов пилотов в Формуле-1 той эпохи – Дженсона Баттона и Фернандо Алонсо. Однако реальность оказалась другой. Двигатели Honda, на которые возлагали большие надежды, были ненадежными и недостаточно мощными. Болид постоянно ломался, из-за чего оба пилота часто не могли завершать гонки.

Следующие два сезона (2015 и 2016) стали испытанием для обоих пилотов. Несмотря на трудности, Дженсон вместе с Алонсо продолжал бороться, и напарники поочередно опережали друг друга в личном зачете. Оба демонстрировали стабильность и опыт, но значительных успехов достичь не удалось. В 2016 году Баттон объявил о завершении полноценной карьеры в Формуле-1. Он остался в McLaren в роли третьего пилота и амбассадора команды. Однако в сезоне 2017 Дженсон еще раз вышел на старт Формулы-1: он заменил Фернандо Алонсо на Гран-при Монако, когда тот поехал участвовать в Indy 500. Баттон стартовал с последней позиции из-за штрафов за замену элементов двигателя, но гонку завершил после столкновения. Этот этап стал его последним в Формуле-1.
28 мая 2017 года Дженсон Баттон официально завершил карьеру пилота Формулы-1, но не покинул автоспорт. Он продолжил выступать в других сериях: стал чемпионом японской Super GT в классе GT500 в 2018 году, а также участвовал в WEC, NASCAR, Extreme E и других международных чемпионатах.
Дженсон Баттон – не только невероятный пилот и чемпион мира, который доказал все, что мог, но и замечательный человек. В паддоке о нем всегда отзывались исключительно положительно. Он умел сплотить вокруг себя людей и дарил им уверенность, благодаря чему его считали настоящим лидером, когда это было нужно. Дженсон до сих пор демонстрирует высокую скорость в самых престижных автоспортивных сериях мира. Пожелаем удачи чемпиону!
ВИДЕО. Дженсон Баттон, чемпион Формулы-1
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ


С 2027 года на смену Michelin придут Pirelli


Прагматизм «горняков» и провал криворожцев


