Алексей ЛЭНЬ: «Не мог в такое время не приехать в сборную»
Центровой сборной Украины и «Сакраменто» дал большое интервью Sport.ua
Материал подготовлен при поддержке генерального спонсора Национальной сборной Украины по баскетболу Parimatch Ukraine. Компания одной из первых публично заявила четкую проукраинскую позицию и полностью изолировала россию еще в марте. На протяжении войны бренд Parimatch и команда помогают ВСУ бороться за то, что силой не отнять – победу свободной нации.
29-летний центровой «Сакраменто Кингз» Алексей Лэнь рассказал, чего не хватило сборной Украины в матчах квалификации ЧМ против Италии и Исландии, о разговоре с Айнарсом Багатскисом и ротации больших в команде, фонде помощи для Украины, который создал вместе со Святославом Михайлюком, карьере в НБА, а также о том, почему не стал гимнастом и шахматистом.
— Накануне Евробаскета сборная Украины проиграла два матча квалификации чемпионата мира. Чего не хватило в матчах против Италии и Исландии и насколько эти неудачи повлияли на подготовку к чемпионату Европы?
— Думаю, в этих матчах было несколько факторов в защите. Мы не всегда возвращались в оборону, в Исландии пропустили, по-моему, 30 очков в транзишн. Кроме того, было 25 потерь. Мне кажется, это следствие того, что мы не успели сыграться. Получилось, что матчи квалификации стали этапом подготовки к Евробаскету. Мне кажется, сейчас мы будем выглядеть лучше — мы разобрали ошибки, которые допустили в этих двух поединках, и картинка должна быть лучше.
— У сборной Украины остаются математические шансы на то, чтобы добыть путевку на чемпионат мира. Готова ли наша команда бороться до конца за выход на Кубок мира?
— Мы в каждом матче боремся за победу. И в этих двух матчах, которые мы проиграли, боролись до конца, но, к сожалению, проиграли - и Италии, и Исландии в овертайме. Мы будем бороться до конца. Другого выхода у нас нет. Жалко, что у меня и Свята (Михайлюка, — Прим. Sport.ua) не получится приехать на другие «окна» отбора, но ребята настроены очень решительно.
— В матче с Исландией вы не выходили на площадку во второй половине встречи. Все ли хорошо cо здоровьем? И вообще хотелось спросить по ротации больших игроков: как она происходит?
— По матчу в Исландии — это было решение тренера. Он пытался сыграть в лоу пост. У меня никакой травмы не было.
fbu.ua. В поединке проти Исландии Алексей Лэнь играл только в первой половине матча
— С одной стороны вам не хватает игровой практики, с другой — вы не сыграли столько минут, сколько, возможно, многие ожидали в матчах квалификации чемпионата мира. Был ли у вас диалог с Айнарсом Багатскисом о вашем игровом времени?
— Такой диалог был. Он хочет играть двумя большими и использовать меня больше на периметре. Будем пробовать играть с двумя центровыми на площадке. Бобби (Вячеслав Бобров, - Прим. Sport.ua) и я будем играть четвертого номера, а Герун и Пустовой — пятого. Таким образом все будут получать игровое время.
— В четверг на пресс-конференции Айнарс Багатскис сказал, что вы принесли в сборную мобильность, но еще есть вопросы по взаимопониманию. Можно ли ожидать прогресса в этом плане уже в матче с Великобританией?
—Если честно, когда мы играем с двумя большими, было немного непривычно адаптироваться к более медленному и комбинационному баскетболу. В НБА играют четыре маленьких и один большой, быстрая игра, транзишн, потом пик-энд-ролл. А дальше идет динамика - проход, сброс. А здесь приходится немного адаптироваться к более комбинационной игре.
— С кем из партнеров по команде у вас лучшее взаимопонимание на площадке?
— В принципе, со всеми ребятами хорошо понимаем друг друга. Когда мы хорошо защищаемся и бежим в прорыв, то у нас все хорошо получается. Но иногда, мне кажется, мы слишком много думаем. Нужно просто играть в баскетбол: выкладываться в защите по-максимуму и бежать атаковать.
fbu.ua
— От игроков НБА всегда ждут немного больше, чем от других. Ощущаете ли вы дополнительное давление?
— Нет. Давление может быть до матча. Но когда начинается сам поединок, то это всего лишь игра. Давление — это у наших военных на передовой, а мы просто играем в баскетбол.
— Вы обсуждали с партнерами по команде, что во время войны игра сборной Украины может стать одним из дополнительных поводов для радости. В то же время такие поражения, как против Италии и Исландии, скажем так, прилично выбивают из колеи…
— Да, мы говорили об этом после двух проигранных матчей. У нас было собрание. Мы пришли к тому, что нужно играть лучше, выкладываться намного больше. Могу сказать, что мы будем делать все для, того, чтобы побеждать. Мы будем стараться.
— Какой ваш топ-3 больших нынешнего Евробаскета?
— В этом списке точно будут Яннис Адетокунбо и Никола Йокич. Все остальные могут побороться за третье место.
— На групповом этапе нам предстоит матч против Греции. Вопрос риторический: как закрыть Янниса Адетокунбо?
— Его нельзя закрыть. Разве, что в раздевалке перед игрой (улыбается). Против него нужно защищаться. Против него нужно играть team defence. Он очень хорош в транзишн, когда он получает мяч и бежит - его не остановить. Против него нужно защищаться всей командой. В НБА говорят: нужно поставить стену, чтобы его остановить, а потом — позиционно обороняться.
— Какой матч группового турнира вы ожидаете с нетерпением?
— Каждый матч важен. Сейчас ждем игру с Великобританией. Мы не смотрим вперед: вечером изучаем британцев. Сыграем с ними — будем думать о следующей игре.
— Насколько важно для вас было приехать на этот Евробаскет?
— Я пообещал еще во время сезона, что я приеду. Были определенные личные проблемы, из-за которых было тяжело, но я все равно приехал. В такое время для нашей страны было невозможно отказаться от вызова в сборную.
— Кто, на ваш взгляд, главные фавориты турнира? И какая задача будет стоять перед сборной Украины?
— Фаворитов, мне кажется, знают все. Это — Греция, Сербия и бывшие чемпионы — Словения. У Франции тоже хорошая команда. Наши задачи? Мы будем двигаться от игры к игре. Если выйдем из группы — будем смотреть дальше.
***
— Когда вы в последний раз были в Украине?
— В 2018 году, когда мы играли против Испании в Киеве. Остались очень хорошие впечатления от этой игры и столицы. Надеюсь, что в ближайшем будущем, когда мы выиграем войну, мы сможем проводить домашние матчи в родной стране. В Украине у меня живут родственники, поддерживаю с ними отношения.
— Святослав Михайлюк в интервью Sport.ua рассказывал про ваш фонд Hope for Ukraine. Какие средства вам удалось собрать?
— На данный момент мы собрали более трехсот тысяч долларов. В НБА нам запретили помогать ВСУ, поскольку они, как бизнес, не хотят вмешиваться в военные действия. Поэтому мы приняли решение помогать переселенцам. Мы помогли многим переселенцам из Мариуполя. Через свою семью помогали людям, которые приехали из Луганской и Донецкой области в Днепр, а Свята родители помогали переселенцам в Черкассах и области. В Тернополе в больницу купили оборудование, медикаменты. Нам звонили со всей Украины, когда мы открыли фонд. Старались помогать всем, чем могли.
— Кто-то из игроков НБА помог?
— Владелец «Сакраменто» и его партнеры помогли, мои партнеры по команде — тоже. НБА со своей стороны добавляло сверху такую же сумму, которые положил игрок. Например, игрок сделал взнос 10 тысяч долларов, а НБА через союз игроков — добавляла эту же сумму. Буквально через пару дней после начала войны написал центровой «Портленда» босниец Юсуф Нуркич. Спросил: «Чем я могу помочь?» Данило Галлинари также интересовался.
fbu. Алексей Лэнь на тренировке сборной Украины
— На правой руке у вас татуировка тризубец. Когда вы ее сделали?
— Сделал ее еще до полномасштабной войны — год или полтора назад. Всегда хотел в Америке сделать татуировку чего-то родного и близкого к сердцу. Искал только место, где сделать. На правом кулаке хорошо видно. Когда забьешь в игре три очка — можно и показать. Там еще цифры моего рождения и антрацит.
***
— Вы уже девять лет провели в НБА. Какой самый главный жизненный и спортивный уроки Вы вынесли из сильнейшей лиги мира?
— Я точно увидел много разного баскетбола. Когда я пришел в лигу, играли, скажем так, олдскул — с центровым и четвертым номером. Потом, когда «Голден Стейт» взошли на вершину, баскетбол прилично поменялся. Сейчас очень много молодых игроков в лиге.
В жизненном плане многое взял. Когда начал получать огромные деньги, нужно было научиться с ними правильно обращаться. Для человека из Антрацита, у которого никогда не было денег, получить миллион долларов - это тоже испытание. Нужно было к этому привыкнуть. В общем, много было моментов.
— На что потратили первую большую зарплату в НБА?
— Купил машину и дом в Финиксе. Дом купил у Раджи Белла — бывшего игрока «Финикса», когда он уезжал. А первая машина BMW X5. Дом этот у меня еще есть в Финиксе.
— Когда вы только переехали из Днепра в колледж, в Мэриленд, не было желания все бросить и вернуться в Европу?
— Конечно, были тяжелые моменты. Но у меня не было пути назад (улыбается). В Мэриленде у меня была одна цель - попасть в НБА. Я там практически спал в игровом зале. Работал с тренерами, делал все, что в моих силах. Для меня вернуться домой было бы поражением.
— Вы из маленького городка Антрацита в Луганской области смогли пройти путь до игрока, который в новом сезоне откроет десятый сезон в сильнейшей лиге мира. Ваш путь особенный или его могут повторить другие молодые игроки?
— У нас много талантливых ребят. Не обязательно делать то, что я — они могут проложить и свой собственный путь. Я тогда считал, что через колледж — это мой путь. Сейчас много талантливых ребят из-за войны уехали в Европу. Думаю, у них будет шанс проявить себя.
— Какой сезон для вас был наиболее успешным?
— Я выделю два сезона. Это первый сезон в «Атланте», когда я играл результативно (в сезоне 2018/19 11,1 очка в среднем за игру - Прим. Sport.ua), а второй — когда мы попали в плей-офф с «Вашингтоном». Тогда нам давали меньше одного процента шансов попасть в плей-офф, но мы в конце регулярного чемпионата сделали рывок — 18 побед в 22 матчах.
В «Атланте» тренер мне разрешил бросать из-за периметра. Кроме того, Трей Янг раздавал передачи, поэтому было больше возможности проявить себя.
— Главный тренер «Сакраменто» будет смотреть нарезки ваших матчей на Евробаскете? И может ли успешная игра повлиять на ваши позиции в клубе?
— Перед тем, как уехать в сборную, у меня была зум-конференция со всеми тренерами клуба. У нас новый тренерский штаб, они звонили знакомились, говорили задачи. Сказали, что будут смотреть и пожелали удачи. Один из тренеров, Джей Триано, который меня тренировал в «Финиксе», постоянно со мной на связи.
Те тренеры, которые были у меня, смотрят европейский баскетбол. Многие используют комбинации, особенно после тайм-аутов. В «Сакраменто» был одним из ассистентов Игор Кокошков — он во время тайм-аутов рисовал комбинации.
— Прошлый сезон у вас получился одним из худших в карьере. Готовы ли вы в последний контрактный сезон в «Сакраменто» побороться за большее игровое время?
— В прошлом сезоне у нас было три больших — я, Ришон Холмс и Тристан Томпсон. Тренер выбирал центровых, в зависимости от состава соперника. Я играл против больших составов, Томпсон — против маленьких. Из-за этого не было игрового ритма. А когда пришел Сабонис, мое игровое время еще уменьшилось.
В новом сезоне я настроен бороться за место в составе. Я все лето работал, впереди Евробаскет. Надеюсь, к тренингу я подойду в отличной форме и буду бороться за место в составе.
— Домантас Сабонис — ваш главный конкурент за место в составе?
— Нужно понимать, что он будет играть минут 30-35 каждую игру. Остается 18 минут, за которые мы будем бороться с Ришоном Холмсом.
***
— В одном из интервью вы говорили, что, когда началась война, партнеры иногда даже слишком сильно вас опекали. Какие мысли вообще у вас были? Как вы настраивались на матчи?
— Первая неделя это был шок. Никто не понимал, сколько это продлится и что происходит. Все поддерживали, но иногда даже через чур много.
— Ваш родной город Антрацит уже 8 лет оккупирован. Кто-то из ваших знакомых там остался?
— В основном все друзья, с которыми я вырос, живут в Днепре. До 2013 года кто-то уезжал в россию, потому что туда проще уехать. Но с 2014 года там нормальной жизни нет.
— А каким Антрацит остался у вас в памяти?
— Это шахтерский город. 80 процентов жителей — шахтеры. У меня дедушка проработал в шахте 40+ лет, отец - тоже. Воспоминания — со школы, спортивных секций. Я, кроме баскетбола, занимался гимнастикой, шахматами.
— Вы тоже могли стать шахтером?
— (Улыбается). Нет. Я не влез бы в забой. Меня дедушка как-то взял с собой в шахту. Мы спустились вниз, и он сказал: «Будешь плохо учиться — тебе под землю дорога каждый день». Но я решил сфокусироваться на баскетболе.
— В прессе была история, как вы во время отдыха в Доминикане спасли друга в океане. Расскажите?
— Это было с утра. Днем друг должен был лететь домой, и решил на дорожку искупаться. Мы сидим с товарищем на пляже, а он пошел искупаться. Он отошел метров 10 от берега и попал водоворот. Мы смотрим он раз нырнул, второй - и пропал. Только крики слышим: «Неlp! Help!». Подумали, что он шутит сначала, но смотрим - он реально пропал. Я побежал за ним, он уже не дышал практически. Товарищ побежал за спасателями и они нас обоих веревками на доске для серфинга достали. Так что спас его не только я.
Он потом в отключке пролежал весь день. Понятно, что свой рейс пропустил — улетел через два дня вместе с нами.
— В одном из интервью ваша мама говорила, что вы в детстве очень любили фильмы про боевые искусства. Кто был вашим кумиром?
— Я смотрел все, что можно было взять на видеокассетах. Я вырос на фильмах с Ван Даммом, Джеки Чаном, Дольфом Лундгреном. Я из-за этого и на гимнастику пошел, чтобы быть более координированным. Но я и сейчас фанатею от боевых искусств. После Евробаскета хочу попасть на UFC, на поединок Нейта Диаса. В детстве тоже пытался заниматься, но я был слишком высоким. На гимнастике тоже сказали: «На тренировки приходи, но на соревнования мы тебя брать не будем».
— А с шахматами, почему не сложилось?
— Там смешная история. Меня дедушка научил играть. После гимнастики я ходил в секцию шахмат. Три года где-то занимался. Я до сих пор в самолетах играю в шахматы. Но из секции меня выгнали.
— Почему?
— На соревнованиях я играл против маленькой девочки — года на четыре младше меня. И она меня просто уничтожала. Я подумал: «Будет стыдно, если приду домой и скажу, что девчонке проиграл. Пацаны не поймут». И я решил стырить у нее ладью. Положил в карман ее аккуратно...
— А девочка все ходы записывала?
— Меня обыскали и выгнали из секции. Я дома долго об этом не рассказывал. После гимнастики вместо шахмат с пацанами во дворе шарился.
— Замечательная история. Вы смотрели недавний бой Усик — Джошуа?
— Да. Отличный поединок. Джошуа физически очень сильный, но у Усика другой уровень IQ. Видно, что он с детства занимается боксом. Он просто молодец! Я спорт очень люблю. Только футбол терпеть не могу смотреть. Играть могу, но смотреть — не мое.
— Напоследок, хочется, чтобы вы сказали несколько слов героям, которые на передовой защищают нашу страну от рашистской орды.
— Огромное спасибо им за то, что они делают! Защищают нашу страну, нашу свободу каждый день и ночь. Мы обязательно победим!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Кевин де Брюйне сменит клуб
Алексей Сливченко – о слухах про возвращение в Украину еще одного «беглого бразильца»