Хэмилтон vs Шумахер. Чемпионы на «самовозках», или Настоящие легенды Ф-1
Оценим достижения двух легенд Формулы-1
7 чемпионских титулов Михаэля Шумахера еще недавно казались недостижимым показателем, но прошло не так уж много времени, а Льюис Хэмилтон уже имеет 7 титулов и явно нацеливается на большее. Естественно, это заочное противостояние вызывает вопросы - кто лучше? Шуми или Льюис? У кого была большая «самовозка», а кто своим природным талантом действительно помогал командам делать болид лучше, чем у любого соперника?
Никаких категоричных выводов делать не будем, но попробуем оценить факторы, помогавшие Шумахеру доминировать в свою эру, и факторы, которые сделали из Хэмилтона лучшего пилота нынешнего поколения. Начнем с Михаэля. Безусловно, этап его карьеры с 2000 по 2004 годы проходил под полным доминированием Феррари без шансов для противников, но стоит вернуться в ранние годы Шумахера. Михаэль выиграл первый титул в составе Бенеттона в 1994 году, когда были две доминирующие команды - сам Бенеттон и Уильямс с легендарным Айртоном Сенной, который как раз погиб в этом сезоне.
У немецкого гонщика, как и у его конкурента Дэймона Хилла, был отличный болид, а к последнему этапу они подошли почти с равным количеством очков: 92 у Шумахера против 91 у Хилла. Именно тогда состоялась та авария, которую обсуждают до сих пор. Михаэль, имея проблемы с болидом, врезался в соперника, сошел сам, но не дал финишировать противнику.
Не без скандала, но Шумахер взял титул. При этом Кубок конструкторов достался Уильямс. В 1995 году Михаэль выиграл второй титул, но теперь куда менее спорно. Вновь в борьбе с Хиллом гонщик значительно опередил соперника, набрав 102 очка против 69 у британца. Бенеттон выиграл свой первый и единственный Кубок конструкторов.
Сам сезон сложился для Шумахера не так уж просто: 4 схода с дистанции, плюс неудачи на ряде этапов. Но великолепный пилотаж Михаэля во время дождевых этапов в Германии и Италии убедили многих, что в Ф-1 появилась новая звезда.
После двух триумфальных сезонов Шумахер перешел в легендарную Феррари. Легендарную, но кризисную. Скудерия, прямо как в нынешние времена, долгое время не могла выиграть титул - с 1983 года. И тут стоит сказать о том, кем является пилот в Формуле-1 - просто человеком, который управляет полученной от команды машиной, или тем, кто помогает команде развивать болид? Все это сложно оценить со стороны, но Бенеттон после ухода Шумахера пошел на спад и превратился в середняка. Михаэль в этой команде сумел собрать вокруг себя правильных людей, и этих людей он забрал с собой в Феррари.
© Ferrari
В сезоне-1996 за титул Михаэль не боролся, но выдал несколько классных этапов - в частности, в Испании, на любимой трассе в Бельгии и на домашнем для Феррари Гран-при Италии. И это на машине, которая значительно уступала Уильямсу. В том сезоне за титул боролись два пилота Уильямса - Жак Вильнев и Дэймон Хилл (прямо как Хэмилтон - Росберг). В 1997 году к Феррари присоединился старый знакомый из Бенеттона, а именно Росс Браун (сейчас - один из руководителей Ф-1). Также в команде уже был Жан Тодт (сейчас - президент ФИА), легендарный босс Скудерии и близкий друг Михаэля. Это к разговору о том, как лидер собирает вокруг себя чемпионский состав.
В сезоне 1997 Шумахер уже боролся за титул, но был дисквалифицирован по итогам последнего этапа. Тут, в отличие от ситуации с Хиллом, вопросов нет - Михаэль явно намеренно врезался в болид Жака Вильнева. Формально немец завершил чемпионат 2-м, но его результаты были аннулированы. В 1998/99 годах Шумахера ждали красивые битвы с Миккой Хаккиненом и Маклареном. Обе Михаэль по разным причинам проиграл, однако уже не было сомнений в том, что пилот готов вернуть титул в Маранелло.
Здесь важно еще раз остановиться на двух видео с авариями Шумахера в контексте Хэмилтона. Ниже будет понятно, почему многие считают Льюиса более заслуженным и «чистым» чемпионом.
И с 2000 по 2004 начинается эра Феррари и Шумахера. В ней действительно было много спорных моментов. Например, шинный скандал между Мишлен и Бриджстоун, когда первых заставили изменить конструкцию покрышек, что позволило Феррари на Бриджстоуне переломить ход чемпионата. У того же Мерседеса и Хэмилтона никаких шинных преимуществ точно нет, так как сейчас у Ф-1 один поставщик резины. И, конечно, стоит сказать о напарниках. Шумахер, по сути, не испытывал никакой конкуренции со стороны Рубенса Баррикелло. Бразилец делал то, что ему говорила команда, он был явным вторым номером. У Льюиса таких преимуществ нет. Можно как угодно оценивать Валттери Боттаса, но он не настолько явный второй пилот, бороться с напарником ему точно никто не мешает, и это проблемы финна, что он за четыре сезона не может повторить темп британца.
С другой стороны, Шумахер приложил руку к тому, что у Феррари был доминирующий болид. Он объединил вокруг себя правильных людей и во многом создал ту Феррари, которую нынешняя Скудерия неудачно пытается воссоздать последние 15 лет. В 2000-04 года болид Феррари был надежнее и мощнее, чем у остальных, и Шумахер этим на 100% воспользовался, став легендой.
Похожая ситуация сложилась у Хэмилтона. Если брать отрезок доминирования Мерседеса, то нужно подчеркнуть, что Льюис не пришел уже в чемпионскую команду. Михаэль перешел в Феррари в кризисе и сумел ее поднять, а Хэмилтон перебрался в Мерседес, который в 2010 году вернулся в Ф-1 в качестве заводской команды. И вернулся не слишком удачно. Мерседес вместе с Михаэлем Шумахером и Нико Росбергом был крепким середняком, и не более того. В том числе в сезоне-2013, когда Хэмилтон заменил в команде как раз Шумахера. Многие недоумевали, зачем Хэмилтон сменил Макларен на Мерседес, но в итоге пилот оказался совершенно прав. С 2014 года началась эра новых гибридных двигателей, где Мерседес вышел на лидирующие позиции, которые команда не отдает до сих пор.
Хэмилтону повезло? Не без этого, но чемпионское чутье - тоже чрезвычайно важный фактор, и Льюис оказался в нужное время в нужном месте. В 2014 году британец оформил свой 2-й титул, а Хэмилтон и Росберг выиграли все этапы, кроме трех. Фактор «чемпионского чутья» хорошо виден на примере Фернандо Алонсо. По общему мнению, испанец как минимум не менее талантлив, чем Хэмилтон, и в должном болиде мог бы выигрывать кубки. Но Алонсо после своих титулов в Рено не оказывался в таких машинах. А его решение вернуться в Макларен многие называют катастрофическим. Хэмилтон в 2013 году пришел в посредственную команду, но отлично угадал (знал?), что с новыми двигателями ситуация перевернется.
Skysports
Постепенно Льюис отодвинул напарника Нико Росберга (пилота, который был своим в Мерседесе) на второй план и выстроил команду вокруг себя. К слову, о напарниках. Если сравнивать Хэмилтона и Шумахера, то у Льюиса с напарниками всегда были проблемы. Начиная от того же Алонсо в Макларене и завершая Росбергом в Мерседесе. Никто из них, даже Валттери Боттаса сейчас, не помогает партнеру по команде так, как это делал Баррикелло. И это плюсик в сторону Хэмилтона.
Из 7 чемпионских сезонов Мерседеса Льюис 6 раз оказывался сильнее своих не самых простых напарников. И выигрывал титулы с солидным перевесом. Росберг же в 2016 году опередил напарника лишь на 5 очков, и не обошлось без везения (сгоревший мотор Хэмилтона в Малайзии). Безусловно, Нико заслужил свой титул, но настолько устал от горячего противостояния с Хэмилтоном, что завершил карьеру в 31 год. Боттас, на мой взгляд, слабее Росберга, но у него такой же болид, как у Хэмилтона, а результатов за 4 года нет никаких. Гонщики, критикующие Хэмилтона за титулы в доминирующей команде, сами наверняка согласились бы на понижение зарплаты ради того, чтобы оказаться в Мерседесе. Макс Ферстаппен уверен, что в этом болиде он был брал титул за титулом. Может быть. Но проверить мы это все равно не сможем, и фактор болида никак не уменьшает достижений Шумахера и Хэмилтона. В конце концов, Рено в свое время удалось покончить с доминированием Феррари. То, что Ред Булл и Феррари за 7 лет не могут ничего сделать, это их проблемы, а не Хэмилтона.
Если говорить исключительно о мастерстве и оставить в стороне скорость Мерседеса, то Хэмилтона серьезно отличает малое количество ошибок. Льюис почти не ошибается - ни в мелких аспектах, ни в крупных. Если взять сезон-2019, то вспоминается только относительно слабая квалификация в Канаде с несколькими небольшими помарками и солидным отставанием от Себастьяна Феттеля, пилотировавшего более медленный болид, а также авария в Бразилии, когда британец выбил Алекса Альбона. В остальном сложно вспомнить аварии, контакты, вылеты, скандалы.
В 2020 году была авария с тем же Альбоном, за которую Льюис получил штраф. В остальном снова видим безупречные выступления А Гран-при Турции выявил все сильные стороны Хэмилтона. На мокрой трассе, где сам по себе болид не имел такого влияния, Льюис продемонстрировал как умение пилотировать в сложных условиях, так и великолепную работу с шинами. Гонка идеально подчеркнула все сильные стороны гонщика, который не просто выиграл с поула, а показал топ-класс, стартуя 6-м в тяжелых кондициях.
Тот же Феттель за последние 3 сезона допустил столько ошибок, сколько Хэмилтон, похоже, не сделал за всю карьеру в Мерседесе. Четкий и уверенный пилотаж в гонках, скорость в квалификациях, постоянный прогресс и поддержка действительно сильной команды сделали из Хэмилтона доминирующую силу. При этом возраст пока не сказывается на его пилотаже. Он старше любого из своих конкурентов, включая Феттеля, но с каждым сезоном выглядит так, будто ему до завершения карьеры еще лет 10.
Skysports
Нельзя не учитывать психологический аспект легендарных спортсменов. Не только взобраться на вершину, но и постоянно там находиться наверняка очень сложно с моральной точки зрения. Упомянутый уже Росберг решил не проверять себя и ушел сразу после чемпионства. Пилоты вроде Шумахера и Хэмилтона не только остаются в гонках после триумфа, но и регулярно подтверждают свой класс, хотя рискуют слететь с трона.
Недавно известный журналист BBC Джек Николлс заявил, что Хэмилтон уже лучше, чем Шумахер и Сенна. Главный аргумент: бразилец и немец были готовы на все, чтобы выиграть титул - даже специально врезаться в соперников, о чем говорилось выше. Хэмилтон же, по мнению журналиста, «чистый» пилот, у которого нет грязных инцидентов, где бы он намеренно таранил противников.
На самом деле, сложно сравнивать гонщиков из совершенно разных эпох, и заниматься анализом, кто в действительности лучше, мы не будем.
Факт в другом: если в 2000-х однозначно была эра Михаэля Шумахера (даже без побед и титулов за ним тянулся и тянется шлейф легенды), то в последние годы (даже последнее 10-летие) наступила не менее значимая эра Льюиса Хэмилтона. Возможно, для болельщиков со стажем британец не имеет того статуса Великого Шуми (тогда эти фаны были моложе, были более впечатлительными), но его достижения говорят о том, что он уже вышел на уровень легенды Ф-1, независимо от болида, уровня соперников и наличия или отсутствия 7-го или 8-го чемпионского титула.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр одел футболку с запрещенной в Саудовской Аравии надписью
Место в составе получил Лоусон
Шумахер построил команду вокруг себя. Хэмилтон катался в команде с грамотным менеджментом.
Шумахер пилотировал дикий болид. Хэмилтон ездит в электронной самовозке.
Шумахер 134% в соотношении побед к поулам, Хэмилтон - 97%.
Кому вообще интересен этот ноющий кусок говна с косичками?
Кстати, большущий камень в огород автора статьи. Когда вы говорите про шины, так упоминайте и про моторы, которые запретили менять Феррари, потому они два года будут сосать пальцы. А то как-то однобоко: Шумахер выиграл, потому что ему подсуживали и у него были лучшие шины, а у Хемилтона лучший болид. Но это абсолютно заслуженно!
Що Шумахер, що Хемілтон - видатні пілоти, головні уособлення своїх епох. Обрати кращого з них майже неможливо.
/
В 9 случаях из 10, команда Чемпиона мира завоевывала и Кубок Конструкторов. То есть болид был Лучше всех и де-юре и де-факто.
Где-то в 50% чемпионатов напарник чемпиона был 2-м, а в 30% чемпионатов напарник чемпиона был 3-м.
Это было и при Шумахере, и при Хемилтоне, при любом чемпионе.
/
Формула-1 это передовые технологии.
Когда я слышу " В наше время повозки не были такими электронными", то сразу представляю кадры кинохроники 50-х годов (кстати посмотрите пит-стопы по 80 !!! с, когда мужик с балдичкой откручивает/отбивает гайки на колесах, а пилот пьет кофе).
Тогда на бобслейный боб после зимы, вместо коньков ставили четыре колеса, мотор, коробку, тормоза и гоняли Ф-1.