Безумство идет на спад, или Почему китайцы уже не сорят деньгами
Sport.ua развенчивает миф о том, что в Поднебесной по-прежнему готовы переплачивать за футбол
Накануне перехода Гарета Бэйла из «Реала» в «Цзянзу Сунин», где валлиец, по слухам будет зарабатывать около 20 миллионов евро в год, обозреватель Sport.ua проанализировал последние крупные трансферы в Суперлигу и пришел к выводу, что китайцы вовсе не сорят деньгами, как многие думают.
Времена трансферной экспансии китайских клубов канули в лету. Собственно, это явление оказалось крайне краткосрочным с точки зрения исторического подхода, да и не носило статуса безумства, которого ему нарочно придавали некоторые издания и обозреватели.
Китайцы уже давно научились делать бизнес, причем поуспешнее многих европейских компаний или производителей. В футболе ситуация была похожей: несмотря на серьезные траты, инвесторы имели хороший экономический фидбэк, а главное - перспективу развития. Все это происходило ровно до той поры, пока не вмешалось государство, роль которого в экономической модели развития Китая по-прежнему огромна. После введения драконовских налогов на футбол, клубы практически сразу же перестали сорить деньгами, начав приспосабливаться под новые условия.
Все это отлично прослеживается на примере самых дорогих трансферных покупок клубов китайской Суперлиги. Кто-то может удивиться, но здесь нет баснословных сумм, о которых многие могут подумать. Представьте себе, но до сих пор самым дорогостоящим подписанием китайских клубов остается бразилец Оскар, за которого в начале 2017 года «Шанхай СИПГ» отдал «Челси» 60 миллионов евро. Конечно, это только сумма сделки, не учитывающая прочих выплат и затрат, но ведь, когда мы говорим про европейские клубы, то чаще всего оперируем также исключительно суммами трансферов и ничем более.
Впрочем, чтобы лучше увидеть то, что творилось на рынке Китая в последние годы, стоит пойти согласно хронологии.
3 февраля 2016 года
Чемпион Китая «Гуанчжоу Эвергранд», обладающий солидной экономической базой (акционерами клуба являются Evergrande Real Estate Group и интернет-компания Alibaba Group), совершил рекордный для азиатского рынка трансфер - за 42 миллиона евро у «Атлетико» был приобретен форвард Джексон Мартинес. На момент перехода стоимость игрока оценивалась порталом Transfermarkt в 30 миллионов евро, то есть фактическая переплата китайцев составила 12 миллионов.
Несмотря на все авансы и ожидания, колумбиец в Китае откровенно провалился. За 2,5 года в местной Суперлиге Джексон Мартинес провел лишь 10 матчей, отличившись 4 забитыми мячами. Очевидно, что играть в Китае форвард не очень-то и хотел, а вот «Гуанчжоу Эвергранд» ничего не мог сделать с контрактом, согласно которому обязался платить футболисту по 12,5 миллионов евро за сезон.
В августе минувшего года «Гуанчжоу Эвергранд» списал Мартинеса в аренду в «Портимоненсе». В Португалии некогда грозный бомбардир немного воспрянул, забив 9 мячей в 27 поединках, но летом вернулся в ряды «Гуанчжоу Эвергранд». Контракт форварда с китайцами рассчитан до конца года и, очевидно, его остаток Мартинес попросту отсидит без работы, не забывая регулярно проверять карточку на предмет поступления зарплаты.
5 февраля 2016 года
Спустя всего два дня после трансфера Джексона Мартинеса рекорд азиатского (а вместе с тем и украинского) рынка побил «Цзянсу Сунин», купивший за 50 миллионов евро у «Шахтера» атакующего хавбека Алекса Тейшейру. На момент сделки Transfermarkt оценивал контракт бразильца в 30 миллионов евро, а потому клубу из Поднебесной пришлось серьезно переплатить.
Как и Джексона Мартинеса, Тейшейру в Китай заманили большими деньгами. Если в «Шахтере» хавбек получал 2,5 миллиона евро в год, то в «Цзянсу Сунин» ему стали платить 12 миллионов. Кроме денег в Поднебесной Тейшейра пока ничем не разжился - выиграть что-либо с «Цзянсу Сунин» бразильцу не удается. Что правда, в составе своей команды он является одним из ключевых игроков. Сложности у Алекса были лишь в 2017 году, когда команду возглавлял Фабио Капелло. С итальянцем отношения у хавбека не сложились, из-за чего он не столь часто выходил на поле.
Сейчас стоимость Тейшейры оценивается в 19 миллионов евро, а контракт хавбека с «Цзянсу Сунин» действует до конца следующего года. Очевидно, что в Европе Алекс уже вряд ли сможет поиграть на топ-уровне, а потому наиболее логичные варианты для него - оставаться в Китае еще на пару лет (в прессе даже мелькала информация о готовности Тейшейры принять китайское гражданство, чтобы выступать за местную национальную сборную), либо же вернуться в родную Бразилию, где его уже заждались болельщики «Васку да Гама».
1 июля 2016 года
Рекорд Тейшейры не продержался и пяти месяцев. Уже в начале июля самым дорогостоящим футболистом, которого когда-либо приобретал китайский клуб стал форвард Халк. За этого бразильца «Шанхай СИПГ» отдал «Зениту» 55,8 миллионов евро, хотя его «ценник» по оценкам Transfermarkt на тот момент составлял куда более скромные 32 миллиона в евровалюте.
В Китае Халк в целом действует на привычном для себя уровне, забивая за сезон порядка 15 мячей. Что правда, в Поднебесной от него ожидали все-таки большего, учитывая, что местная лига не столь уж и сильная. Впрочем, в целом 32-летним футболистом довольны и, видимо, он доиграет свой контракт, рассчитанный до 31 декабря 2020 года, до конца.
К слову, зарплата Халка в Китае составляет 20 миллионов евро за сезон, что делает его одним из наиболее высокооплачиваемых футболистов мира.
1 января 2017 года
В конце 2016 года футбольный мир всколыхнула новость о грядущем переходе хавбека «Челси» и сборной Бразилии Оскара в «Шанхай СИПГ». За талантливого футболиста, которому на момент сделки было лишь 25 лет, китайцы отдали 60 миллионов евро, хотя Transfermarkt оценивал на тот момент игрока только в 35 миллионов. Китайскому клубу снова пришлось переплачивать и устанавливать новый рекорд внутреннего рынка. И, конечно же, давать самому футболисту невероятный оклад - по различной информации Оскар получает в Поднебесной от 22 до 25 миллионов евро в год.
Нужно отдать должное игроку, который, оказавшись не в самой сильной лиге мира, демонстративно не снизил к себе требования. Оскар является ключевым футболистом «Шанхай СИПГ», с которым в прошлом году стал чемпионом Китая. Контракт бразильца рассчитан до конца 2020 года и, вероятнее всего, хавбек отработает его до конца.
17 января 2018 года
Летом 2017 года под нажимом правительства китайская футбольная ассоциация ввела налог на покупку дорогостоящих футболистов. Клуб, приобретающий иностранца дороже чем за 5,5 миллионов евро или китайского футболиста дороже чем за 2,5 миллиона евро, обязали выплатить стопроцентный налог в бюджет. Средства, по задумке, должны направляться на развитие детско-юношеского футбола, а также продвижение футбола, как вида спорта, в стране.
Именно с лета 2017 года пугающая для Европы трансферная активность Китая пошла на убыль. Впрочем, в середине января 2018 года нашелся смельчак в лице «Бэйцзин Гоань», попытавшийся обмануть систему. Этот клуб подписал форварда «Вильярреала» Седрика Бакамбу, активировав клаусулу футболиста в размере 40 миллионов евро (рыночная цена игрока на момент сделки составляла 25 миллионов евро). При этом, чтобы не платить драконовские отчисления, «Бэйцзин Гоань» решил прибегнуть к хитрой, как ему показалось, схеме. Контракт Бакамбу у «Вильярреала» выкупила сторонняя компания, после чего футболист формально получил статус свободного агента. В такой роли конголезца и подписал «Бэйцзин Гоань». Однако футбольные власти Китая организовали расследование, по результатам которого стало ясно - «Бэйцзин Гоань» выйти сухим из воды не удастся. Клубу грозили санкциями, в результате чего, по неофициальной информации, его руководство пошло на мировую. Как сообщалось, «Бэйцзин Гоань» доплатил еще 40 миллионов евро в виде налога, после чего все обвинения против него были сняты.
Очевидно, ситуация вокруг трансфера Бакамбу лишний раз показала китайским клубам, что играть на повышение - это дорога в никуда.
2 января 2019 года
Летом 2017 года «Гуанчжоу Эвергранд» за 40 миллионов евро отпустил в «Барселону» хавбека Паулиньо. Против бразильца сразу же восстали фанаты «блаугранас», но один сезон в их команде футболист отыграл, причем был едва ли не на ведущих ролях. Но в июле 2018-го «Барса» отдала Паулиньо назад в «Гуанчжоу Эвергранд». Сперва на правах полугодичной аренды, а затем китайцы полноценно выкупили трансфер бразильца.
Официально возвращение Паулиньо обошлось «Гуанчжоу Эвергранд» в 42 миллиона евро (без учета стоимости аренды), но еще столько же китайский клуб заплатил в бюджет страны по причине все того же налога. В «Гуанчжоу Эвергранд» очень хотели вернуть Паулиньо, из-за чего не пожалели денег. Самого игрока, по слухам, китайцы также сумели переубедить при помощи материальных благ, пообещав зарплату в 12 миллионов евро за сезон, что вдвое больше оклада, который бразилец получал до перехода в «Барселону».
Впрочем, переход Паулиньо стал для последнего времени, скорее, исключением, нежели правилом. После лета 2017 года громкие сделки с участием китайских клубов становятся отнюдь не такими и частыми. Представители Поднебесной ныне используют несколько иную политику в вопросе комплектации составов.
Лето 2019 года
По состоянию на текущий момент самым дорогим новичком китайской Суперлиги в летнее трансферное окно является экс-партнер Андрея Ярмоленко по «Вест Хэму» Марко Арнаутович. За 30-летнего австрийца «Шанхай СИПГ» отдал 25 миллионов евро. Интересно, что на момент заключения сделки Transfermarkt оценивал стоимость Арнаутовича в 35 миллионов евро, то есть «Шанхай СИПГ» потенциально заплатил даже меньше рыночной цены футболиста.
Такая же картина наблюдается и на примере других летних сделок. «Шанхай Шеньхуа» не так давно заключил соглашение с «Ромой» о приобретении 26-летнего Стефана Эль-Шаарави. За хавбека китайцы заплатили всего 16 миллионов евро, хотя по оценкам все того же Transfermarkt футболист стоит 30 миллионов.
На третьей строчке летнего хит-парада китайских трансферов находится Элкесон. Этот бразилец выступает в Поднебесной с 2013 года, а потому хорошо известен в Суперлиге. Сейчас его в свои ряды заполучил «Гуанчжоу Эвергранд», заплативший «Шанхай СИПГ» 5,5 миллионов евро - сумму, за которую еще не требуется дополнительно платить налоговые отчисления. А вот на четвертой и пятой строчке - малоизвестные широкой общественности футболисты с еще более «бюджетными» стоимостями в 5,4 и 5,35 миллионов евро.
При этом, тех же Арнаутовича и Эль-Шаарави китайцы привычно заманили к себе большими, чем в Европе, зарплатами. Австриец будет получать порядка 7 миллионов евро в год, итальянец - и вовсе около 16. Налогообложение столь жестко не коснулось окладов футболистов, по причине чего китайские клубы по-прежнему охотно готовы давать своим новичкам серьезные зарплаты. Многие агенты признают, что с точки зрения зарплат и налогов Китай остается для игроков одним из «оазисов» современного футбольного мира, а потому окончательно поток качественных исполнителей в местную Суперлигу в ближайшее время вряд ли иссякнет. А там, глядишь, и стопроцентный налог будет отменен. Попробуй разбери эту китайскую экономику. Восток - дело тонкое...
Алексей СЛИВЧЕНКО
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Флорентино Перес огорчен провалом команды в последних матчах
В меньшинстве киевляне продержались только тайм