СТУЙ: «Заключительные 100 метров преодолеваю на характере»
Украинская легкоатлетка решилась сменить дисциплину накануне старта ЧЕ в Цюрихе
Украинским болельщикам не стоит искать Кристину Стуй в списках участниц забегов на 100 или 200 метров на стартующем во вторник чемпионате Европы.
В Цюрихе подопечная Сергея Басенко не примет участия в дисциплинах, которые принесли ей несчетное количество медалей и титулов.
Дело в том, что ивано-франковская спортсменка открыла новые грани своего таланта: ее результат на 400 метров - 51,58 - стал в текущем сезоне пятым показателем в Европе. Более того, в июне этого года дебют Стуй в эстафете 4х400 принес украинской четверке победу на командном чемпионате Европы.
На очереди следующий рубеж - покорение цюрихской арены Letzigrund.
ПРИХОДИТСЯ ПОКАЗЫВАТЬ ЗУБЫ
- Кристина, как получилось, что любимую 200-метровку вы в этом сезоне променяли на дистанцию вдвое длиннее?
- На официальных стартах мы должны на высоком уровне проходить три раунда по 200 метров, а функционально это очень непросто. Поэтому зимой мы стали бегать 400 метров с единственной целью - к началу летнего сезона подтянуть скоростную выносливость. Тогда же у меня возникло чувство, что в последнее время мой организм не переваривает ту работу, которая необходима для тренировки на 100 и 200 метров. Да и мозг уже отказывался от привычных, монотонных нагрузок.
Мне жизненно необходим был глоток свежего воздуха. К тому же на 400 метров со мной в одной группе бегает моя хорошая подруга Ольга Земляк. Мне импонировали тренировки в хорошей компании, где была не только приятная атмосфера, но и возможность тянуться вперед за подругой, которая, на минуточку, является сильнейшей бегуньей на 400 метров у нас в стране. О том, чтобы мне начать вступать на 400-метровке, в начале сезона никому из нас и в голову не приходило.
Но весной, пройдя серию соревнований, мы с тренером заметили, что из-за такой настойчивой работы над скоростной выносливостью у меня «притупилась» скорость. На 200-метровке мне никак не удавалось выбежать из 23,20 (личный рекорд Кристины на этой дистанции - 22,66 - Прим. Е.С.). На чемпионате Европы такой результат, конечно же, позволил бы мне стать финалисткой, но на медали с такими секундами нечего было рассчитывать. Поэтому в начале июля мы с Сергеем Басенко решили, что на отборочном чемпионате Украины я побегу 400 метров.
В эстафету 4х400 я также попала практически случайно. На тренировочных соревнованиях, киевском Кубке ШВСМ, тренер ради дополнительной работы над выносливостью предложил мне пробежать 400 метров. Всем на удивление я остановила секундомер на 52,10. Так меня пригласили в эстафетную команду на командный чемпионат Европы, где мы с девочками в дальнейшем и победили. Но это не значит, что я окончательно и бесповоротно сменила специализацию. На какой дистанции буду соревноваться в следующем сезоне, мы с тренером решим осенью.
- С какими ощущениями у вас, прежде всего, ассоциируется бег на 400 метров?
- Когда мы с Сергем Басенко только начали сотрудничать, и я на тренировках бегала отрезки по 300 метров, тренер постоянно вздыхал: «Кристя, по тебе плачет 400-метровка». Он видел, что у меня врожденная техника для бега именно на 400 метров - хороший вкат, широкий шаг. Когда же мы тренировали короткий спринт, он вынужден был ломать эту естественную технику под соответствующие стандарты. Да и я сама чувствую: 400 метров - это моя стихия, у меня получается бегать эту дистанцию, будто играючи. С другой стороны, я неописуемо боюсь ее, к тому же это изнурительная работа. Кажется, страх перед этой дистанцией останется со мной навсегда, даже если я буду бегать 400 метров следующие десять лет. (Смеется). Каждый раз заключительные 100 метров я преодолеваю на характере - приходится терпеть и показывать зубы.
ПРИБЕЖАЛА НА ФИНИШ - А ГДЕ ЖЕ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ?
- Неужели на смену спортивной специализации никак не повлиял тот факт, что вы не попали в команду на чемпионат мира-2013 в Москве?
- У меня было чувство, что в Москве меня «отцепят». Причин, на самом деле, может быть тысяча. Если тебя не хотят ставить в эстафету, этому всегда можно найти красивое объяснение. Конечно же, было неприятно. Но сойти на полпути или вообще попрощаться со спортом? У меня ведь не тот характер. Знаю, что обязательно добьюсь своего. Конкуренция и неудачи не угнетают меня. Наоборот - заводят, стимулируют. Вот на Играх в Пекине, куда я поехала запасной в эстафете, не жаловалась на жестокую спортивную судьбу - я ведь так и не вышла на старт. Но была уверена, что мой звездный час еще впереди. Что обязательно поеду на следующую Олимпиаду и там уже не буду статисткой. Я была готова на все! Сорвалась из родного Ивано-Франковска и понеслась тренироваться в Киев.
- У вас две бронзы самых престижных соревнований - Олимпийских игр в Лондоне и чемпионата мира в Тэгу. Они для вас одинаково ценны?
- В таком условном рейтинге по всем показателям должна преобладать олимпийская медаль. Но бронза чемпионата мира является для меня не менее ценной. В Тэгу никто и подумать не мог, что малоизвестная украинская команда забежит на пьедестал. Даже я сама, на заключительном этапе прибежав на финиш, еще долго не могла осознать: а где же Тринидад и Тобаго, где Франция, где все остальные? Когда Маша Ремень кинулась поздравлять меня, я даже растерялась: «Мы какие?» Она развернула меня лицом к экрану: смотри, мол, сама. Когда я увидела, что мы стали третьими, эмоции накрыли меня с головой. А на Олимпиаде от нас уже ждали чего-то подобного. Поэтому в Лондоне это была уже другая радость - что мы выстояли, не сломались. На Олимпийских играх я бежала уже второй этап. Мне все равно, какой отрезок бежать. Я профессионал, готовый выполнять свою работу где угодно и при любых обстоятельствах. Каждый этап ответственный. Если где-то не доработаешь, это сразу же отразится на финишном результате.
СПРИНТ С ИНЖЕНЕРНЫМ РАСЧЕТОМ
- С чего началась для вас легкая атлетика?
- Со школьных уроков физкультуры. У меня были выраженные спринтерские данные, а также сумасшедшее желание быть в эпицентре драйва. Когда мы в школе сдавали контрольные отрезки, я опережала даже мальчишек. Поэтому учитель физкультуры записал меня на районные соревнования. Мы бежали по разбитым асфальтовым дорожкам. И в тех условиях я умудрилась на 100-метровке выполнить III разряд. Ну и победила, конечно же. Судьи на финише, обменявшись недоуменными взглядами, подумали, что у них у всех одновременно сломались секундомеры. Поэтому заставили меня бежать еще и 200 метров.
На тех соревнованиях меня заметила Мария Василюк, которая и стала моей первой наставницей. Она настаивала, что спринт - это мой путь в жизни. Но мне сложно было совмещать учебу в школе с серьезными тренировками. Я была отличницей и не хотела, чтобы из-за легкой атлетики снизилась моя успеваемось. Мария Васильевна когда-то училась во Львовском училище физической культуры, где учащимся удобно совмещать учебу и занятия спортом, поэтому и мне предложила поступить туда. Я так и сделала. Мне нравилось там учиться. Моим любимым предметом было право, я даже принимала участие во всеукраинских олимпиадах по правоведению. И если бы не стала спортсменкой, наверное, воплотила бы в жизнь хрустальную мечту своей мамы, которая видела меня юристом (смеется). Мама долго не желала отпускать меня во Львов. Но, в конце концов, смирилась. А теперь вот гордится моими успехами.
Я же после окончания спортивной карьеры могу быть инженером: окончила факультет автоматизации и компьютерных наук Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа.
Во время учебы в университете я тренировалась у Дмитрия Яремчука. Но потом на сборе в Святошино меня, старательно и в гордом одиночестве выполняющую все необходимые упражнения, заметил киевский тренер Сергей Басенко и предложил поработать вместе. Поскольку на тот момент мои результаты с завидным постоянством сползали вниз, это предложение заинтересовало меня. Я сразу приняла решение ехать в Киев, поскольку не верю в тренировки в телефонном режиме. Тренер говорит, что должен видеть меня даже в периоды отдыха и восстановления, а тем более знать, в каком состоянии я прихожу работать.
- Что может вывести вас из равновесия?
- Перед стартом я никому и ничему этого не позволю сделатья. Опыт позволяет мне контролировать мою эмоциональность. А в жизни, стоит кому-то наговорить мне гадостей, как я моментально вспыхиваю. Но такой пожар длится недолго: спустя несколько минут я превращаюсь в образец спокойствия. А вот с тренером мы никогда не ссоримся. За четыре года нашего сотрудничества у него не было повода выставить меня из зала.
Елена САДОВНИК, Спорт-Экспресс в Украине
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Пара разводится после 19 лет брака, оба уже подтвердили эту информацию
Британец считает, что против такого боксера стоит держать дистанцию