Самуэль ЭТО'О: «Не перестаю напевать: «Дагестан, вперед!»
Камерунский форвард попрощался с «Анжи» и чемпионатом России
Экс-лидер «Анжи» и один из самых титулованных футболистов, выступавших в российском чемпионате, в конце августа стал игроком «Челси». Уже находясь в Лондоне, камерунский форвард дал «СЭ» прощальное интервью.
ГАДЖИЕВ МОЖЕТ СТАТЬ МАХАЧКАЛИНСКИМ ФЕРГЮСОНОМ
– Чувствуете ли вы горечь в связи с тем, что большие цели «Анжи» не были достигнуты?
– Знаете, я стараюсь во всем видеть позитив. Поэтому считаю, что «Анжи» сделал большой шаг вперед. Конечно, мы могли бы добиться большего, но футбол – это не точная наука. Так или иначе, клуб второй год подряд будет выступать в еврокубках, мы стали финалистами Кубка России, третьими в чемпионате. И всего этого добились за последние 18 месяцев – почти в рекордные сроки!
– При каких обстоятельствах вы узнали о решении клуба изменить стратегию развития? Какова была ваша первая реакция? Шок, растерянность, недоумение?
– Я был удивлен. Действительно удивлен. Но, поговорив с владельцем клуба, понял, что у него были весомые причины начать переориентацию проекта. В этой ситуации нам надо было искать для всех взаимоприемлемые решения, что мы и постарались сделать.
– Помимо Керимова есть ли в клубе и в целом в России люди, с которыми вы по-настоящему сдружились, с которыми хотелось бы встретиться и, может быть, вновь поработать вместе?
– Прежде всего это тренер Гаджиев, которому я, пользуясь случаем, передаю привет. Мне очень нравилось работать под его началом, в нем я встретил и отца, и друга, и старшего брата. Надеюсь, со временем мы еще встретимся и, может быть, вместе поработаем. Уверен, это будет хорошее время!
Надеюсь также однажды вернуться в Дагестан, чтобы посмотреть матчи «Анжи» и разделить с дагестанцами минуты радости.
– Как вам работалось с Гаджиевым? Правда ли, что вы просили руководителей клуба оставить его в команде, когда тренера освобождали от должности в 2011 году?
– Я всегда говорил Сулейману, владельцу клуба, что именно Профессор – это тот человек, который нужен «Анжи». На мой взгляд, Гаджиев мог и может стать для «Анжи» таким тренером, каким для «МЮ» стал Фергюсон. Он очень много давал команде, а кроме того, если бы он остался, мы не потеряли бы так много времени. Но выбор был сделан в пользу других людей. При этом надо отметить, что все специалисты после Гаджиева пытались дать «Анжи» все то лучшее, что у них было.
– Как вы оцениваете его тренерский потенциал и почему, на ваш взгляд, российские специалисты не востребованы в мире?
– Задам встречный вопрос: а почему африканские тренеры так мало востребованы в мире? Когда русские тренеры получают возможность работать за границей, они приносят результат – например, Непомнящий, который возглавлял сборную Камеруна на чемпионате мира-1990 и добился большого успеха.
Я не знаю, почему сегодня такое довольно сдержанное отношение к российским тренерам, но надо дерзать! Кстати, сейчас за границей не так много и российских футболистов. Это правда, что в России хорошо платят. Но правда и то, что сами игроки не склонны к приключениям за рубежом.
У МЕНЯ С ДЕНИСОВЫМ ИНЦИДЕНТОВ НЕ БЫЛО
– Когда в отставку подал Гус Хиддинк, вы подозревали, что что-то происходит не так?
– Знаете, за короткое время в «Анжи» произошло много перемен. И довольно часто возникало напряжение – в футболе это нередко случается. В таких ситуациях главное – не паниковать. Когда Гус ушел, я постарался всех успокоить. Важно было, чтобы сохранились цели, которые мы определили перед началом сезона.
– Почему, по вашему мнению, Хиддинк резко ушел в самом начале сезона?
– О, этого я не знаю. Причины останутся между ним и президентом.
– Гаджи Гаджиев сказал, что команда не готова к сезону физически. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Если да, то в чем причина?
– Не готов обсуждать эту тему, потому что за команду отвечает тренер, а я футболист. У каждого тренера свои методы подготовки. И это все, что я могу сказать по этому поводу.
– Действительно ли у вас был конфликт с Игорем Денисовым и дело даже дошло до драки? В любом случае – что вы думаете о нем как о спортсмене и человеке?
– Отвечу коротко: инцидентов с Игорем у меня не было.
– Теперь вопрос о структуре клуба. Вы играли в лучших командах мира. Сумел ли «Анжи» создать для игроков комфортные условия?
– Конечно, не все было идеально, ведь «Анжи» еще очень молодой клуб, но его сотрудники старались выполнять свою работу как можно лучше. Нам создавали хорошие условия, всегда стремились максимально помогать футболистам. Жаль, что возникла вся эта ситуация. Ведь у «Анжи» был потенциал, чтобы постоянно расти, стать большим, уникальным клубом и регулярно, каждый год добиваться высоких результатов.
– Буссуфа и Диарра остались в чемпионате России. Удивил ли вас их выбор? Почему они не уехали, как вы, в Западную Европу?
– Вы знаете, Россия – это очень хороший вариант! Если такие игроки переходят в девятую команду России, это говорит о том, что уровень чемпионата России растет.
– Кстати, об уровне чемпионата – как вы в целом его оценили бы? Лучше ли он французского, как утверждают некоторые? Каковы, на ваш взгляд, его характерные черты?
– Как я уже сказал, уровень футбола в России повышается. Есть, правда, серьезная проблема – зимой на полях играть практически невозможно, и это мешает командам демонстрировать хороший футбол. Но в целом российские клубы усиливаются, и большинство матчей проходят на высоком уровне.
– Не могли бы сделать прогноз, кто станет в этом сезоне чемпионом России?
– Я как болельщик «Анжи» хочу пожелать команде добиться в этом сезоне наиболее благоприятного результата. У меня много друзей и в других российских клубах, но все мои надежды по-прежнему связаны только с «Анжи».
– Что вам прежде всего понравилось в нашей стране и что, возможно, напротив, вызвало недоумение или даже отвращение?
– Я познакомился в России со многими искренними людьми, и меня это приятно удивило, потому что я в своей жизни всегда стремился оставаться искренним. Зачастую за пределами России преподносят другой образ ваших людей, но я даже как-то признавался своим близким друзьям, что однажды может быть рассмотрю возможность переезда в Россию.
ВЫБРАЛ «ЧЕЛСИ» ИЗ-ЗА МОУРИНЬЮ
– После всего случившегося будете ли вы рекомендовать другим игрокам ехать в российский чемпионат?
– Стану делать это постоянно. У меня были очень хорошие моменты в России, и, уверен, многие иностранные футболисты испытают те же положительные эмоции, что были у меня.
– Вы прежде не играли в английской премьер-лиге. Чем вас притягивает этот турнир?
– Для меня это – хороший вызов, и я с удовольствием воспользовался возможностью продолжить карьеру в Англии. К тому же я пришел в знаменитую команду с большим количеством сильных игроков. Надеюсь, мы достигнем высоких результатов.
– Вы воссоединяетесь с Жозе Моуринью, тренером, которого отлично знаете. Было ли это главным побудительным мотивом при выборе «Челси»?
– Если я выбрал Англию и «Челси», то прежде всего ради Моуринью, которого я очень ценю. А также ради тех высоких целей, которые стоят перед клубом. Ничто в жизни не дается легко, но имея под рукой все самое лучшее, можно относительно просто реализовать любые проекты.
– Встречались ли вы с Романом Абрамовичем?
– Да, но не сейчас, а раньше. Так что мы знакомы.
– А с какими-то игроками «Челси», помимо Виллиана?
– Если перечислить всех, длинный список получится.
– И последнее. Какое впечатление произвел на вас Дагестан? Какие воспоминания сохраните о нем?
– Самые положительные! Даже сейчас не перестаю напевать: «Дагестан, вперед!» Надеюсь приехать в Махачкалу на несколько дней, меня там всегда очень тепло принимали.
Всем жителям республики говорю огромное спасибо. Хочу пожелать им большого счастья, потому что они это счастье заслужили. Друзья! Каждый раз, когда я вам буду нужен, буду рядом с вами!
Александр ПРОСВЕТОВ, Дмитрий СИМОНОВ, Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Дюк Маккензи оценил карьеру украинского чемпиона и выделил его сильные стороны
Жузеп разочарован игрой Джека Грилиша
Перечисли деньги на мой счет "
Напевал Это'о
И лезгинку танцевать
P.S уже не терпится его увидеть его дебют за Челси