Самюэль ЭТО’О: «Игнашевич – невероятный игрок»
Нападающий «Анжи» подвел итог прошедшему сезону
32-летний нападающий «Анжи» и сборной Камеруна Самюэль Это’О, один из самых титулованных футболистов мира, подвел итог прошедшему сезону.
– Неделю назад после матча с «Локомотивом» вы объявили, что следующий сезон проведете в «Анжи». А что, были сомнения?
– У меня-то? Никаких! На слухи, которые периодически возникали, внимания не обращал. Но к концу чемпионата решил расставить точки над i.
– И с каким настроением отправляетесь в отпуск?
– Конечно, хотелось бы большего, но в целом удовлетворен, как прошел сезон. Если же Господь поможет завоевать Кубок России, появится еще повод для радости.
– Когда попросил Акселя Витселя назвать тройку лучших российских футболистов, не считая его одноклубников, он с трудом вспомнил двоих: Кокорина и Дзагоева. Кого назовете вы? Футболистов «Анжи» не учитываем.
– Первый – центральный защитник ЦСКА. Как его?
– Игнашевич.
– Точно. Невероятный игрок! Даже не скажешь, что ему вот-вот стукнет 34. Как обычно, выделю Кокорина. Обожаю этого футболиста! Ну а третий… Весной открыл для себя молоденького мальчишку из «Локомотива».
– Миранчук?
– Да. Поверьте, если он все правильно будет делать, вырастет в футбольную звезду.
– Вы, кстати, знаете, что Игнашевич пропускает финал Кубка?
– Разумеется. Но я уверен, ему найдут достойную замену. В ЦСКА много хороших футболистов.
– А как отличился во Владикавказе обожаемый вами Кокорин, видели?
– Да. Жаль, не сдержался и получил огромную дисквалификацию. Но что случилось, то случилось.
– Вас когда-нибудь выгоняли с поля?
– Пару раз – в «Мальорке» и «Барселоне». За две желтые. В «Интере» был неприятный эпизод, когда спровоцировали и я ответил. Меня не удалили, но позже дисциплинарный комитет наказал на три матча.
– За что?
– Оружие слабых – оскорблять людей из-за цвета кожи. Психологически ты готов к такому повороту, но иногда все заходит слишком далеко. Это ранит самолюбие, и сдержаться тяжело. (В ноябре 2010-го Это’О ударил головой в грудь словенского защитника «Кьево» Цесара. – Прим. «СЭ».)
– Хиддинк пока не продлил контракт с «Анжи». Вы-то в курсе, каким будет решение?
– Нет, честно. Я бы хотел, чтоб Гус продолжил работу в «Анжи». Таких тренеров в мире наперечет.
– Расскажите, как он мирил вас с Жирковым после стычки под трибунами краснодарского стадиона?
– Да не было особых проблем. Просто при всем уважении к нашим молодым ребятам, я не с них спрашиваю в первую очередь. А с лучших российских игроков. Лучший же в «Анжи» – Жирков.
– А дверь в раздевалке – еще при Гаджиеве – почему разнесли?
– Нет, это уже было при Андрее (Гордееве. Его после отставки Гаджиева назначили исполняющим обязанности главного тренера. – Прим. «СЭ»). Я был разочарован. Страшно обидно, когда ускользает победа в матче, который ты обязан выигрывать.
– Часто от вас дверям в минуты разочарований достается?
– Статистику не веду. Вообще-то не могу назвать себя вспыльчивым, импульсивным. Те, кто утверждает обратное, плохо меня знают.
– Как отреагировали на то, что Роберто Карлос собрался возглавить турецкий «Сивасспор»?
– Впервые слышу. Роберто Карлос по-прежнему с нами и об отъезде в Турцию не заикался. Полагаю, всерьез информацию воспринимать не стоит.
– Что за человек Сулейман Керимов?
– Эту тему не обсуждаю. Наши отношения носят частный характер.
– Бывший генеральный директор «Спартака» Юрий Первак рассказывал, что весной 2004-го в клуб поступило предложение от «Мальорки» купить вас за 10 миллионов евро. Спартаковские начальники посчитали – дороговато. Если б дошло до переговоров, поехали бы в Россию?
– Может, да. Может, нет. Тогда понятия не имел, куда приведет судьба. А об интересе «Спартака» мне ничего не известно, ни с кем из клуба я не контактировал.
– Думаю, большая удача, что вместо «Спартака» вы вскоре очутились в «Барселоне».
– За это благодарен Луису Арагонесу, который тренировал «Мальорку». Вариантов было море: «Арсенал», «Челси», «Атлетико», «ПСЖ», «Лион»… Я оказался на перекрестке и размышлял, что делать дальше. Арагонес развеял сомнения. Вызвал к себе и в лоб спросил: «Ты хочешь стать уникальным футболистом? Или одним из многих?»
– Догадываюсь, каким был ответ.
– Ну да. Он продолжил: «Значит, нужно ехать в лучший клуб мира и пройти обкатку с великими». При мне набрал номер спортивного директора «Барселоны» Чики Бегиристайна. Я слышал, как Арагонес сказал: «У тебя прекрасная команда, но в ней не хватает одного игрока – Это’О. Он единственный, кто поможет тебе взять титулы». Бегиристайн удивился. Я хорошо играл за «Мальорку», но наверняка он задался вопросом, адаптируюсь ли к стилю «Барселоны».
– Как потом развивались события?
– Чики поговорил с президентом «Барселоны» Лапортой. Тот позвонил Арагонесу, он повторил все, что сказал Бегиристайну. Лапорта сразу отодвинул в сторону всех нападающих, которых планировал подписать. И выкупил меня у «Мальорки» (за 24 миллиона евро. – «СЭ»).
– Общаетесь с Арагонесом?
– А как же!
– Он ведет тихую жизнь испанского пенсионера?
– Арагонес сейчас без команды, но по-прежнему рвется работать, несмотря на солидный возраст. На мой взгляд, это один из сильнейших тренеров в мире.
– Он добрый?
– Очень!
– А кто был самым суровым тренером за всю вашу карьеру?
– Он же.
– ???
– В этом и секрет его успеха! Арагонес тонко чувствовал, когда надо проявить характер. В такие моменты от его благодушия не оставалось и следа. Чтобы разбудить игрока, специально шел на конфликт. Порой я обижался на Арагонеса, но главное – был результат. «Мальорка» показывала классный футбол, заняла третье место, вышла в Лигу чемпионов. Для скромного клуба – небывалое достижение.
– Понимаете Ибрагимовича, который назвал Гвардьолу худшим тренером в жизни?
– У Ибры свое мнение, у меня свое. В «Барселоне» – раздевалка суперзвезд. Гвардьола делал то, что от него требовалось. А мы четко знали, что должны выполнять на поле. Это было взаимное уважение.
– А Моуринью – Особенный? Или раздули?
– Мне кажется, он и впрямь Особенный. К примеру, всегда говорит правду, что в нашем лицемерном мире принимают в штыки. Потому и пресса нападает на него. Хотя еще ни один журналист не сумел уличить Моуринью во лжи.
– Какие слова Моуринью не забудете никогда?
– За несколько часов до финала Лиги чемпионов «Интер» – «Бавария» он обратился к команде: «Самюэль чаще других участвовал в таких матчах. Пусть расскажет нам, как победить». Моуринью признал мой вклад в футбол! Дороже похвалы для меня нет.
– И что, толкнули речь?
– После его фразы я не мог промолчать. Не готовился, сказал то, что было на сердце: «Мы пробились в финал не для того, чтоб там просто поиграть. Финалы нужно выигрывать! Иначе зачем туда попадать?» В итоге победили «Баварию» – 2:0.
* * *
– Самый несправедливый тренерский поступок по отношению к вам?
– То, как обставили мой уход из «Барселоны». Это было так мелко! Но вдаваться в детали не хочется.
– Все шло от Гвардьолы?
– Ну, он же был тренером.
– Годы спустя выяснилось, что в 2008-м «Барселона» нанимала детективов для слежки за вами, Роналдинью, Деку и Пике. Вы замечали, что находитесь под наблюдением?
– Да, были подозрения. Но я по натуре домосед. После тренировки возвращался к семье. Так что у этих людей была занудная работенка. Следить за мной очень скучно.
– Как полагаете, все происходило с одобрения Лапорты?
– Без понятия.
– Но вас это задело?
– Мало что меня по-настоящему задевает. Как говорят в Камеруне – я и спелые видел яблоки, и незрелые…
– Какой матч из класико вспоминаете с особенной теплотой?
– Все! Я и в итальянском класико «Интер» – «Милан» участвовал. Но с испанским не сравнить. «Барселона» против «Реала» – самый красивый матч на свете! Сочувствую тем, кто этого не испытал. Они не познали высшие эмоции в футболе.
– Неужели эмоции сильнее, чем в финале Лиги чемпионов?!
– Для болельщиков матчи «Барселоны» с «Реалом» и есть финал Лиги чемпионов. Выиграть стремишься ради них. Это принесет больше счастья, чем победа 5:0 в любом турнире.
– Александр Глеб говорил мне: «Иньеста – самый спокойный, самый добрый из всех игроков, которых я встречал. Общаешься с ним, и кажется, будто ангел спустился с небес». О ком еще из футболистов рискнете сказать так же?
– О Викторе Вальдесе. По человеческим качествам он с Иньестой делит первое место.
– Поразились, что Вальдес по собственной воле расстается с «Барселоной»?
– В футболе столько переходов, что я давно ничему не удивляюсь. Даже когда прикидываюсь, что удивлен, в действительности это не так.
– В «Реале» на прощание Роберто Карлосу подарили маленькую копию стадиона «Сантьяго Бернабеу» и часы. Что вручили вам, когда покидали «Барселону»?
– Ничего. Вы же знаете, как я оттуда уходил. Впрочем, сегодня с клубом хорошие отношения. Как и с «Интером». Весной восстанавливался в Милане после травмы, заглянул на игру с «Ювентусом», проведал знакомых. Что касается подарков, то в «Барселоне» и «Интере» за победы в национальном первенстве и Лиге чемпионов мы получали часы. Храню. Это память на всю жизнь.
– По словам Глеба, в вашей коллекции около трехсот пар часов.
– Преувеличивает. Кстати, интересно, где он их видел? Мне нравятся красивые вещи, но нет привычки постоянно менять часы.
– Вы запустили собственную марку Eto’O Watch. Сейчас на вас они?
– Другие. Всего часов было 1981, в честь года моего рождения. Раскупили быстро. Дома лежат два или три экземпляра – самые первые из этой серии.
– В бизнесе у вас были ошибки?
– Каждый день мы совершаем ошибки, но и каждый день принимаем правильные решения. Раньше люди, которые на меня работали, злоупотребляли доверием. Теперь более тщательно все контролирую.
– От агентов тоже настрадались?
– Я говорю в том числе об агентах. Помимо трансферов они занимались моими нефутбольными проектами.
– Дана Петреску на лондонской улице расцеловал бомж, оказавшийся фанатом «Челси». Чем болельщики удивляли вас?
– Еще игроком «Барселоны» проводил отпуск в Штатах. Потерял кошелек, где было десять тысяч долларов. Подумал: «Ну все, каникулы испорчены!» Нашел его американский болельщик. Сообщил в «Барселону», оставил свой телефон. Из клуба сразу набрали мне. Я перезвонил, встретились, и он передал кошелек. Ни цента не пропало!
– Потрясающе.
– Да, в популярности есть и плюсы. Этого человека, конечно, отблагодарил. А вот в другой раз повезло меньше.
– Что стряслось?
– Украли номер кредитки. Я уже играл в России, а деньги снимали где-то в Европе. Какая-то сумма исчезла с концами. Но если бы банк не отслеживал странные перемещения средств с моего счета, последствия были бы гораздо печальнее.
* * *
– В России вам не хватает только Лиги чемпионов?
– Да все у меня хорошо! Мне здесь очень комфортно. Когда рассказываю об этом друзьям, они не верят. Начинаются разговоры о жутких российских морозах. Я отвечаю: «Да иногда погода тут лучше, чем в Европе!» А Лига чемпионов… Мечтаю сыграть там с «Анжи». И с помощью Господа мы этого обязательно добьемся!
– В Москве что-нибудь раздражает больше, чем дорожные пробки?
– Почему вы считаете, что пробки меня раздражают? К этому отношусь философски. Если от тебя ничего не зависит, зачем мотать нервы себе, окружающим? Прояви терпение!
– Однажды из Кратова команда добиралась с тренировки почти пять часов! Вы и тогда сохраняли спокойствие?
– Да. Я привык, что дорога на этом маршруте растягивается надолго. Скоротать время помогали телефон и айпад.
– Где сейчас ковер ручной работы с вашим портретом, который подарили в Махачкале?
– На стене в моем парижском доме. Я был тронут. Болельщики «Анжи» часто делают подарки. Особенно меня позабавил бегемот в клубной расцветке.
– Почему вы поселились именно в Париже?
– Я там не живу, хотя в Париже есть дом. Дети – в Милане. Еще один ребенок на Мальорке. Это решение их мам.
– Вы планировали посетить Большой театр. Удалось?
– Пока нет. Но схожу непременно.
– В 2011-м на Каннском фестивале вы смотрели «Древо жизни» с Брэдом Питтом. Фильм на премьере освистали. А вам понравился?
– Да. У тех, кто освистал картину, наверное, были на это причины. Вкусы-то разные. Я не бывал на других кинофестивалях, а в Канны приезжаю. Интересная там атмосфера.
– Какой фильм можете пересматривать бесконечно?
– «Малкольм Икс». Так звали американского борца за права черных. В 1965 году его застрелили. Кино основано на реальных событиях. Дензела Вашингтона за эту роль наградили «Оскаром».
– Если кто-то возьмется снимать художественный фильм про вас, кому бы доверили роль главного героя?
– Дензелу Вашингтону.
– Знакомы?
– Нет, к сожалению.
– Последнее, что искали на YouTube?
– Мне посоветовали документальный фильм о геноциде в Руанде. Я не плакал, но морально был прибит ужасным цирком, который в этой стране устроили политики. До сих пор под впечатлением. Сколько людей погибло! Грустно осознавать, что человеческая жизнь в Руанде ничего не стоит…
– Зимой после конфликта с чиновниками из Федерации футбола Камеруна вы заявили, что опасаетесь и за свою жизнь. Что вас напугало?
– Не желаю возвращаться к этой истории.
– Ответьте хотя бы, теперь все в порядке?
– Это то самое прошлое, которое присутствует и сегодня.
– Читал, что в детстве вы торговали рыбой. Долго?
– С девяти до тринадцати лет. Закупали ее с мамой на берегу, когда приплывали пироги. После школы я отправлялся к прилавку, вечером спешил на тренировку, затем домой. Весь маршрут преодолевал пешком. Каждый день топал по двадцать с лишним километров! Тогда казалось – нормально, а нынче думаю: как выдерживал?
– Транспорт отсутствовал?
– Для нашей семьи билет на автобус был непозволительной роскошью. То, что я зарабатывал на рынке, хватало лишь на еду.
– Если б не сложилось в футболе, так бы и продавали рыбу?
– Ну что вы! Стал бы адвокатом.
– Правда, что вы не умеете плавать?
– Уже научился. Специально брал несколько уроков у тренера. Но все равно я не большой любитель лезть в воду. А уж к погружениям с аквалангом точно не готов.
– Яхта у вас своя?
– Нет. Для меня это не самая необходимая вещь. Если надо, арендую.
– В Милане как-то угнали ваш «бентли», на котором дали прокатиться игроку «Интера» Марко Арнаутовичу. Нашелся автомобиль?
– На границе с его родной Хорватией, представляете!
– Однако.
– Это, конечно, совпадение. К Марко претензий нет. Да и по страховке все выплатили.
– Роберто Карлос охарактеризовал себя: «Простой, радостный, честный». Скажете о себе тремя словами?
– Доволен тем, что дал мне Всевышний, поэтому я всегда счастливый. А еще – порядочный, настоящий. Ненавижу лицемеров и бездельников.
– Ваши дети ни в чем не нуждаются. Не боитесь, что они вырастут эгоистами и бездельниками?
– Нет. Дети стараются брать пример с родителей. А их папа не эгоист и не бездельник. В общем, надеюсь, такой проблемы в нашей семье не будет.
– А что за батальон у вас в Камеруне?
– Я там почетный командир. Звание – подполковник. На парадах облачаюсь в мундир и марширую со своим батальоном. Последний раз это было года три назад.
– У легендарного Роже Милла или рекордсмена по количеству матчей за сборную Камеруна Ригобера Сонга тоже собственный батальон?
– Нет. Из футболистов такую честь оказали только мне.
Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Сине-желтые сыграют против Бельгии
Киевляне забили второй мяч в ворота Черноморца в поединке 14-го тура УПЛ
....
Понравились слова о Мауриньо, понял, где кроется гений мотивации)))
.....
Да все понравилось, очень интересно!