Стефан Ламбьель: «Захвачу в Эрмитаж роликовые коньки»
Призер Олимпийских Игр и двухкратный чемпион мира поучаствовал в шоу Stockholm ice
В начале стокгольмская ледовая арена Globen, построенная в виде шара, в очередной раз приняла шоу Stockholm ice, собравшее лучших фигуристов планеты, таких как Стефан Ламбьель, Евгений Плющенко, Кристофер Бернтссон, Адриан Шультхайс, спортивные пары Татьяна Волосожар – Максим Траньков и Алена Савченко – Робин Шолковы, танцевальный дуэт Изабель Делобель – Оливье Шонфельдер, чемпионка Европы – 2011 Сара Майер, Олимпийская чемпионка Турина 2006 Шизука Аракава и других. Многие фигуристы катали свои программы, поставленные для шоу Art on ice – 2011, проходившее с 3 по 6 февраля в Швейцарии, в том числе и швейцарец Стефан Ламбьель, показавший публике в первом отделении номер под песню “Bring me to life” Evanescence, а в завершение шоу – его номер был самым последним – программу под “Last dance” Донны Саммер. В перерыве шоу Стефан с радостью согласился уделить нам время для интервью.
Стефан, наше последнее интервью с тобой было около года назад, в Киеве (во время шоу «Короли льда» в апреле – прим. авт.). Каким был этот год для тебя? Что ты хотел бы выделить?
Стефан: О, это был по-настоящему сумасшедший год! И я должен сказать, что все, что случилось в этом году, было хорошим – много хороших возможностей, я даже не ожидал, что успею сделать так много, и в то же время мне не хотелось останавливаться. После каждого события я видел, что уже приближается следующее, и у меня практически не было перерыва, и мне кажется, для меня было важно в этом году не думать о том, чем я буду заниматься дальше в своей жизни, а просто делать что-то, одно за другим, и не думать о жизни, о том, чем я буду заниматься после фигурного катания, просто работать-работать-работать и не задумываться о будущем. И что еще делает этот год особенным – у меня очень хорошие люди в окружении, и это делает жизнь немного проще. Когда вокруг тебя люди, которым ты доверяешь, ты можешь спокойно работать, заниматься тем, что любишь, и ты уверен, что все получится, потому что твое окружение тебя защищает и всегда старается помочь. Так что мне повезло, потому что я занимаюсь тем, чем хочу, и вокруг меня люди, которых я люблю. Так что это был действительно очень хороший год. У меня нет никаких сожалений. Конечно, мне бы хотелось сделать больше, я всегда хочу больше заниматься танцами, актерским мастерством, и выучить русский и японский, но время невозможно растянуть, так что я держу это у себя в голове, пока не представится возможность это осуществить.
Какие у тебя остались впечатления от последних шоу в России?
Стефан: Они были очень разными, эти шоу, у каждого было свое значение и атмосфера. На первом шоу лёд был очень маленький (в Москве на 25-летии театра Игоря Бобрина, когда лёд залили прямо на сцене – прим. авт.). Я знал, что лёд будет небольшой, но когда я понял, насколько он действительно маленький – это было что-то особенное. Но мы справились, и все было замечательно, мне кажется, публика была рада отпраздновать 25-летие театра Бобрина, это было что-то особенное для них, и для меня тоже, потому что Наталья Бестемьянова является одним из моих первых воспоминаний из мира фигурного катания, из 80-тых. Я тогда был еще ребенком, и это много значит для меня, что она меня пригласила участвовать в их шоу. Потом было шоу в Салавате, и я не ожидал, что этот город окажется таким маленьким. Мы пошли прогуляться с Джонни Вейром, и это был такой новый опыт для нас, все вокруг незнакомое.
Вы пошли одни?
Стефан: Да, только я и Джонни, но он немного говорит по-русски, так что мы вполне могли выйти погулять. А потом было шоу, с участием Димы Билана, и я впервые показал новый номер под его песню “Trouble”. Первый раз получилось не очень хорошо, так как этот стиль совсем не похож на то, что я делал раньше, но потом, во время второго шоу в честь юбилея Алексея Мишина в Санкт-Петербурге мне удалось прокатать его так, как я задумывал, так что это хорошо, что у меня был второй шанс, чтобы улучшить его. Я почувствовал, что понимаю значение песни, и была отличная связь с публикой, мне это очень понравилось. Я также был очень рад увидеть Алексея Мишина и отпраздновать его день рождения, так как он отыграл важную роль в моей карьере и моем катании. В итоге было очень много переездов из одного города в другой в течение недели, но такова жизнь артиста, к тому же после этого у меня было время на отдых.
Мы слышали, что в Санкт-Петербурге ты впервые посетил Эрмитаж. Тебе понравилось?
Стефан: Я просто влюбился в него! Но в следующий раз я захвачу туда роликовые коньки, чтобы всё увидеть, он такой огромный, а у нас было всего 2 часа на всё про всё, так что посмотреть всё было просто невозможно.
Какие художники тебе нравятся?
Стефан: Мой любимый художник - Моне, так что мне понравились все его картины, а еще мне очень понравились часы, которые один любовник подарил Екатерине, такие с павлинами и из золота. И само здание очень красивое, все эти этажи и архитектура, большие залы. У нас в Швейцарии нет чего-то подобного, а в этом здании чувствуется история.
Планируешь ли ты добавлять какие-то новые элементы в свои программы?
Стефан: Например?
Ну, не знаем. Например ты начал делать ласточку не так давно. Может быть, Ина Бауэр?
Стефан (смеется): Я не могу сделать ина бауэр, я недостаточно гибкий для этого. В программе “Please don’t stop the music” (новая программа, которая еще не была показана – прим. авт.) у меня будет необычное скольжение, какие-то странные элементы, и делать их несколько опасно, так что я должен быть хорошо подготовлен. Когда мы с Саломе (Саломе Брюннер, хореограф Стефана – прим. авт.) сходим с ума на льду, мы можем изобретать какие-то новые движения, и мы добавили много новых движений в эту программу. Там есть движение, где я как бы скольжу на локте, это довольно опасно. Если лёд чистый, то все в порядке, но если мне нужно кататься последним, это может быть опасным. А программа под музыку Чайковского более глубокая, более личная и интимная. Эта музыка нравится мне тем, что это как будто соединение французской и русской культуры, что-то особенное для меня.
Как прошел твой отпуск в Португалии? Ты отремонтировал дом, как планировал (Стефан недавно приобрел дом в Португалии, откуда родом его мама и где живет его бабушка – прим. авт.)?
Стефан: Да, я все сделал, и теперь там так красиво, я счастлив. Потому что когда я увидел дом в первый раз, он был такой старый, с кучей старой мебели. Он в маленьком городке на берегу моря. Сначала я не знал, как бы сделать его более красивым, а потом я попросил рабочих пробить стену и сделать арку. Так что теперь ремонт закончен, осталось только обставить его мебелью. Буду приезжать туда в отпуск. Жить там постоянно я не планирую, городок слишком маленький, к тому же, поблизости нет ни одного катка, а я не могу безо льда.
Какие у тебя планы на это лето?
Стефан: Я буду принимать участие в шоу в Корее в мае, в июне в Китае и в Японии, потом в июле снова в Китае, и в августе в Корее, так что я планирую устроить себе отпуск после всех этих шоу в Азии, может быть в конце августа - начале сентября, посмотрим. Плюс я буду работать как хореограф, уже в мае или июне. Для некоторых фигуристов мы будем ставить показательные номера, а для некоторых – соревновательные программы.
Мы знаем, что недавно ты принял участие в акции компании Ford “Meet your star” («Встреться со своей звездой»), и у тебя был урок на льду с победительницей акции. Какие у тебя впечатления от него и понравилось ли тебе выступать в роли учителя?
Стефан: Да, мне очень понравилось быть учителем. Я понял, как это тяжело - объяснить кому-то, кто никогда раньше толком не катался, как устоять на льду на обеих ногах. Я думаю, когда ты еще ребенок, ты не боишься упасть или сделать что-то не так, и просто даешь этому произойти, но когда ты старше, все по-другому, и если ты упадешь, тебе будет больнее и тебе нужно быть осторожнее, ты более напряжен. И я видел, что ей очень хотелось все сделать хорошо на льду, а так как она не знала, как это все делается, она прикладывала значительные усилия. Так что если вы хотите стать фигуристом, чем раньше вы начнете, тем лучше, в плане гибкости и возможностей на льду. Но это не означает, что если вам 30 лет и вы никогда не катались, но хотите попробовать – конечно, пробуйте, но это будет более опасно и вам будет сложнее научиться новым вещам. Я вижу на моем катке детей, которые приходят туда в первый раз и совсем не боятся падать, к тому же у них кости мягче и рост меньше. И я также вижу взрослых фигуристов, которые занимаются уже 10 лет, и вот приходит ребенок и за год выучивает аксель, начинает учить двойные прыжки, а взрослые фигуристы учатся 10 лет и все еще пытаются сделать эти элементы. Фигурное катание – нелегкая штука.
Тут нас ненадолго прерывают маленькие девочки, собирающие цветы и игрушки со льда после выступлений фигуристов – застенчиво улыбаясь, они просят у Стефана автографы и сфотографироваться с ними, что он с удовольствием делает, после чего мы продолжаем разговор.
Мне кажется, проблема фигуристов, начавших кататься во взрослом возрасте, в том, что они слишком много думают на льду.
Стефан: Да, именно! Но знаете, для нас, профессиональных фигуристов, это точно так же. Когда ты начинаешь слишком много задумываться, ты катаешься хуже. Лучше делать все естественно, а не думать «Так, эту руку сейчас сюда, а вторую туда…» - тогда это может не сработать вообще.
Стефан, как ты относишься к реалити-шоу, к примеру, у американского фигуриста Джонни Вейра есть свое собственное шоу Be good Johnny Weir.
Стефан: Я его никогда не видел.
А если бы тебе предложили такое, ты бы согласился?
Стефан: Мне нравится работать в небольших проектах, к примеру – не знаю, видели ли вы – “Preliminaires”, ТВ-проект, который мы сделали с каналом TSR. И это был хороший проект. Так что в таких проектах я соглашаюсь принять участие. К примеру, мне был интересен проект “Preliminaires”, потому что они хотели снять, как мы создаем программу, как мы развиваем хореографию, и мне это было интересно. Но мне бы не хотелось, чтобы операторы следовали за мной повсюду каждый день в течение года. Моя жизнь это моя жизнь, в ней нет ничего такого особенного, чтобы показывать публике, у меня очень простая жизнь, как у любого из нас, и я не знаю, чем бы она могла заинтересовать телевидение. Я не воспринимаю себя как знаменитость. Мне это не нужно. Я просто хочу кататься, и чтобы люди видели, как мне это нравится.
А как насчет написать книгу?
Стефан: Один японский редактор сейчас пишет книгу обо мне. Я понимаю, что что-то из моего прошлого может быть интересно людям – каким было мое детство, как я стал тем, кем являюсь сейчас, и через что я прошел за эти годы, так что это хорошая идея сделать такую книгу. Я прочитаю и отредактирую рукопись перед тем, как она выйдет в печать. Скорее всего, она выйдет только в Японии.
За кого ты будешь болеть на предстоящем Чемпионате мира в Москве и приедешь ли ты туда, чтобы посмотреть соревнования вживую?
Стефан: Я очень хочу приехать, но еще не знаю, получится ли. Посмотрим.
Болеть я буду за Таню и Макса (российская спортивная пара Татьяна Волосожар – Максим Траньков – прим. авт.), в танцах за Елену Ильиных и Никиту Кацалапова, мне также нравятся Тесса Вирче и Скотт Мойр, но я не знаю, будут ли они участвовать. В мужском одиночном – за Дайске Такахаши и Дениса Тена, еще за Хавьера Фернандеса. Мне также нравятся Флоран и Брайан (Флоран Амодио – чемпион Европы 2011, и Брайан Жубер, французские фигуристы - прим. авт.). С нетерпением жду этого чемпионата. Если мне не удастся приехать в Москву, проведу его от начала и до конца перед экраном своего телевизора. А в женском одиночном я буду болеть за Каролину Костнер. Мне также импонирует катание Виктории Хельгессон. И я хочу, чтобы Шизука (Аракава, закончила соревновательную карьеру после победы на Олимпиаде-2006 в Турине – прим. авт.) вернулась к соревнованиям. Она в лучшей форме, чем я. Я тренируюсь каждый день, но больше для себя, знаете. Но сейчас у меня особенная обстановка, так как Паоло Баккини тренируется в Женеве каждый день, он там живет, и из-за этого Лоран Альварез, который также там тренируется, стал более мотивированным. Теперь, когда Паоло там, и я приезжаю каждый день, мы все время на льду втроем, и мы тяжело работаем, устраиваем маленькие соревнования друг с другом, и мне это очень нравился, у меня никогда такого не было, когда я сам участвовал в соревнованиях, я тренировался один. Так что мы сейчас хорошо проводим время, как команда.
Назови, пожалуйста, последние песню, книгу и фильм, которые тебе понравились.
Стефан: Последним фильмом был «Король говорит», а последняя песня… Ну, мне очень нравится новый альбом Бритни Спирз, от первой до последней песни, и еще песня Адель “Someone like you”. Это все, что я слушаю сейчас в машине – Бритни и Адель, Адель и Бритни (смеется). А последней книгой, что я прочитал, был путеводитель Lonely planet по Москве, а также еще один московский путеводитель, подаренный мне русскими поклонниками.
Стефан, большое спасибо за интервью и до встречи!
Стефан: Да, надеюсь, что мы еще увидимся. Пока!
Марина НАСТЕВИЧ, Ирина КОЗАК из Стокгольма
Фото: Наталья ПОНАРИНА, Марина НАСТЕВИЧ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Дерек поздравил Александра с победой
GiveMeSport обнародовал интересный рейтинг
Его вращения просто великолепны