ВДОВЕНКО:«Новые правила отображают реальную силу спортсмена»

Интервью с главным тренером сборной Украины по прыжкам с трамплина

Если о подготовке к олимпийскому сезону лыжников, фигуристов, фристайлистов, саночников было написано немало, а биатлонисты практически не выпадали из поля зрения болельщиков даже летом, то представители так называемых неприоритетных в нашей стране видов спорта все это время находились в тени. А ведь те же прыжки с трамплина - одни из лидеров по количеству трансляций зимой. Правда, не исключено, что вскоре телевизионный рейтинг этого вида спорта может измениться. Причиной тому введение новых правил, которые специалисты считают самым серьезным изменением с того момента, как в 1989-м году шведский спортсмен Ян Боклев изобрел V-стиль.

В эти выходные украинская команда отправляется на сбор в Финляндию. А уже 26 ноября она выйдет на старт первого этапа Кубка мира в Куусамо. Чего можно ждать от наших спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере? Почему многие специалисты снимают шляпу перед поляком Адамом Малышем? И каким образом Международной федерации лыжного спорта (FIS) удалось, наконец, избавиться от фактора удачи в соревнованиях, в интервью «СЭ» рассказал главный тренер сборной Украины Валерий Вдовенко.

РАНО РАССЛАБЛЯТЬСЯ

-Не боялись отпускать спортсменов домой в период эпидемии гриппа или же просто не было возможности задержаться заграницей?
-У нас не были запланированы сборы на это время. А в экстренном порядке найти средства не представлялось возможным. Мы попросили ребят перестраховаться, как можно меньше времени проводить в местах большого скопления людей. В Украине команда находится уже третью неделю. До этого мы были в Словении. Изначально планировалось провести сбор в Польше. Подкорректировал планы выпавший там снег. Но мы ничуть не пожалели, что переехали южнее в Крайн. Там тренировались словенские прыгуны и основной состав финской сборной по лыжному двоеборью, в частности Анти Койвуранта. Являясь одним из мировых лидеров в своем виде спорта, он выдает весьма конкурентоспособные прыжки и по меркам летающих лыжников.

-На подготовку выделено достаточно средств, чтобы наши спортсмены на Олимпиаде в Ванкувере могли показать максимум того, на что способны?
-По крайней мере, ощутимо больше, чем в прошлые сезоны. Проблема только в том, что деньги не всегда поступают вовремя. А так единственное, что летом оказалось нам не по карману - это соревнования за океаном. Выступление на этапе Гран-при в Японии могло добавить нашим спортсменам очков в рейтинге. Но на подготовке пропуск этого старта никак не отразился. Первый сбор мы провели в начале июня в Ворохте. Потом тренировались и принимали участия в летних соревнованиях за рубежом. Я доволен формой всех ребят. Немного лучше выглядел Виталий Шумбарец. На Континентальном кубке в Висле он был двенадцатым и тринадцатым. На этапах Гран-при по метражу попадал в тридцатку. Но немного подводило техническое исполнение.

-По состоянию на октябрь в списке олимпийских квот по прыжкам с трамплина напротив Украины значится цифра 3. Нужно еще постараться, чтобы сохранить ее до 18 января 2010 года?
- Есть ограничения по количеству участников олимпийских соревнований по прыжкам с трамплина. Мы долго пытались добиться от FIS. по каким критериям определяется семьдесят счастливчиков. И только две недели назад получили ответ. На данный момент Виталий Шумбарец, Владимир Бощук и Александр Лазаревич попадают в число участников Олимпиады-2010. Но после каждых трех-четырех соревнований проводится перерасчет очков, а это значит, что рано расслабляться. Хотя, предполагаю, проблем не будет. В командных соревнованиях мы не планируем выступать, поскольку у нас нет четвертой лицензии. Еще могут побороться за нее на Континентальных кубках Вередюк и Дисько. Но они еще слишком юные и не готовы прыгать на уровне первых трех номеров сборной. Это доказало тринадцатое место нашей команды на этапе Гран-при в Хинтерзартене. К тому же если на предыдущих Играх разрешалось доукомплектовывать четверку с помощью двоеборцев, то сейчас это запрещено.

- Могут ли результаты наших прыгунов на последнем чемпионате мира в Либереце дать представление о том, чего ждать украинским болельщикам в Ванкувере?
-В Чехии выше головы ребята не прыгнули, зато показали максимум того, на что были готовы. Меня порадовало выступление на большом трамплине Владимира Бощука. Он занял 28-е место. Шумбарец был близок к тому, чтобы попасть в финал. На малом трамплине неплохие прыжки показал Лазаревич. Т.е. мы выполняем тот план, который был намечен три года назад. И если два наших спортсмена попадут в финал на Олимпиаде в Ванкувере, я буду считать это хорошим результатом.

АХОНЕН ИСПУГАЛСЯ, РОМОРЕН НЕТ

-Главный тренер сборной России немец Вольфганг Штайерт отметил, что помимо отсутствия инфраструктуры, одна из главных проблем российских прыгунов состоит в том, что они растут в негативной атмосфере, которая возникает при отсутствии высоких результатов. Они держат этот негатив в голове, и он мешает им жить и прыгать. Возможно, это применимо и к сборной Украины?
- Думаю, изначальна это менталитет всех представителей постсоветского пространства и многих словян. Пребывая за рубежом, они чувствуют себя не то что спортсменами другого сорта, а вообще второсортными людьми. Это идет от воспитания, от того, о чем постоянно говорят в средствах массовой информации: будто страна у нас плохая. Но, на самом деле, наши спортсмены ничуть не хуже своих западных коллег. Тем более что последние отнюдь не относятся к нам с пренебрежением. Лидеры в большинстве своем приветливые люди, с удовольствием общаются с любым спортсменом, независимо от того, занял он первое место с начала или с конца. Главное, чтобы знал иностранный язык.

-Потенциально украинские спортсмены способны на малых трамплинах улетать за 100 метров, а на больших под 130?
-Конечно, и они не раз доказывали это в своих лучших попытках. Результаты уже выросли, кстати, во многом благодаря тому, что теперь под каждого нашего спортсмена костюм делается индивидуально. Мы сотрудничаем с польской фирмой Berdax. Все идет поэтапно. Захотел и прыгнул - так не бывает. Нужно поверить в себя, до автоматизма довести каждый элемент.

-Чтобы улететь на 239 метров, как это сделал в 2005 году Бйорн-Айнар Роморен на трамплине-гиганте в Планице, нужно быть очень талантливым или же достаточно иметь такие условия подготовки, как у сборной Норвегии?
- Преимущество представителей ведущих стран в прыжках с трамплина в том, что им изначально ставят правильную технику. Что касается прыжка Роморена в Планице, то он на тот момент, во-первых, был готов здорово, а во-вторых, присутствовал еще и элемент везения. Сила ветра была очень большая. Может быть, другой спортсмен не такого высокого класса испугался и не стал бы дальше лететь. У норвежца же не было страха, и он приземлился удачно, чего не удалось сделать после прыжка в район отметки 240 метров Янне Ахонену. Из-за того, что финн раньше времени раскрылся, сила удара при приземлении оказалось очень сильной. Он просто не удержался на ногах.

-Вас удивила новость о его возвращении в большой спорт? Как думаете, какую роль в решении финского прыгуна сыграло то, что при всей своей титулованности он ни разу не поднимался на высшую ступеньку олимпийского пьедестала?
-Возвращение Ахонена было ожидаемым. И, думаю, причина не в олимпийском золоте, точнее его отсутствии в послужном списке представителя Финляндии. Ахонен достаточно состоятельный человек, у него свои магазины. Он участвует и показывает неплохие результаты в авторалли. Но видно там он не получает того адреналина, что на трамплине. Ахонен присутствовал на этапах Кубка мира, которые проходили в прошлом сезоне в Финляндии. Я видел, как тяжело было ему наблюдать за соревнованиями со стороны. Он уединялся и курил. Человек с четырнадцати лет участвует в турнирах самого высокого ранга, всю жизнь отдал этому виду спорта, и тут в один день раз - и все закончилось. Ничего удивительного, что захотелось вернуться.

ЭТО НЕ ВДОХНОВЕНИЕ, А КОНЦЕНТРАЦИЯ

-А кто из ныне действующих спортсменов больше всего подходит под портрет идеального летающего лыжника?
-Я преклоняюсь перед Адамом Малышем. Перед поляком многие ведущие спортсмены готовы снять шляпу. Человек столько раз поднимался на пьедестал мировых первенств, четыре раза выигрывал общий зачет Кубка мира. Но и спадов в карьере у него было не меньше, после которых он все равно находил в себе силы возвращаться на вершину. Он - идеальный спортсмен и прекрасный человек. Никогда не устает раздавать автографы.

-А почему в прыжках с трамплина намного чаще, чем в других зимних видах спорта, сильные спортсмены на довольно продолжительные периоды времени опускаются в конец протоколов?

-Чувство прыжка теряется. Скорость на разгоне и столе отрыва достигает 85 километров в час на маленьких трамплинах, 90 и свыше - на больших, и даже превышает 100 - на полетных. Очень важно, чтобы на такой скорости спортсмен чувствовал стойку разгона, улавливал динамику прыжка, направление и силу толчка, вовремя попадал в стол отрыва. Если хоть немного это чувство притупляется, он из числа лидеров перекочевывает в третий десяток. Сейчас ведь плотность результатов очень высокая.

- Чувство прыжка, как вдохновение: приходит и уходит неожиданно, или же его можно объяснить с научной точки зрения?
- Я бы не называл это вдохновением. Скорее спортсмен в какой-то момент теряет концентрацию. До того, как стать лучшим, он делает все, чтобы достичь результата. Потом один-два сезона держится на высоком уровне. А дальше включается психология. Если я и так выигрываю, зачем мне прилагать столько усилий. В этот период теряются наработки - и приходится кому полгода, кому больше работать, чтобы вернуть их. Когда после спада спортсмен снова возвращается на вершину, он уже это больше ценит и понимает, каким образом туда попал.

-Последние четыре года спортсмены, выигрывавшие летнюю серию Гран-при, затем становились победителями общего зачета Кубка мира. Как считаете, сможет Симон Амман пойти по стопам Якуба Янды, Адама Малыша, Томаса Моргенштерна и Грегора Шлиренцауэра?
-Амман, конечно, один из главных претендентов. Но нужно учитывать, что часть прыгунов выступала не на всех этапах Гран-при. К тому же, в этом году спортсмены вряд ли будут ставить перед собой задачу выиграть Кубок мира. Соревновательный период очень длинный и тяжело все время удерживать форму. Думаю, лидеры будут пропускать отдельные старты и целенаправленно готовиться к Олимпиаде.

ДВУХ ДНЕЙ НАМ ХВАТИТ

-Знаете ли вы, чего можно ждать от олимпийских трамплинов и определились ли с датой вылета в Канаду?
-Из-за тяжелой финансовой ситуации в стране поездку на этап Кубка мира в Ванкувер в прошлом сезоне пришлось отменить. В начале года министерство даже не могло гарантировать нам возвращение средств, если бы мы вложили свои. Мы рассчитываем третьего февраля закончить coревновательный период, два дня потренироваться в Польше. И девятого числа вылететь в Канаду. Два дня там будут проходить официальные тренировки. Думаю, этого будет достаточно для того, чтобы «распробовать» трамплины. 12 февраля уже начнется квалификация. И потом если бы мы даже захотели приехать раньше в Олимпийскую деревню, то нам бы никто не разрешил прыгать. А поблизости нет трамплинов, на которых можно тренироваться.

-А какова вероятность того, что уже в этом зимнем сезоне соревнования будут проходить по новым правилам?
-Они уже приняты. И это, пожалуй, самые серьезные изменения в прыжках с трамплина с момента появления V-стиля. Теперь жюри имеет право опускать и поднимать вышку в процессе соревнований. FIS отправила показатели по силе ветра и скорости на разгоне за последние десять лет в два европейских института. Они вывели формулу, показывающую, насколько сила ветра влияет на дальность прыжка, и высчитали коэффициент, который определяет, сколько метров прыжка приходится на один метр разгона для каждого отдельного трамплина. Например, на последнем этапе летнего Гран-при в Клингентале Шумбарец прыгнул на 116 метров. Но из-за того, что во время попытки был плохой ветер, он обошел в итоговом протоколе тех спортсменов, которые приземлились в районе 120-121 метра. По старой системе он был бы в пятом десятке, по новой - занял 35-е место.

-Реформации назревали давно или же стали реакцией на события прошлого сезона, и в частности на неоднозначные жесты Грегора Шлиренцауэра в адрес координатора Международной федерации лыжного спорта (FIS) по прыжкам с трамплина Вальтера Хоффера?
-Это было лишь последней каплей. Шлиренцауэр в прошлом сезоне был на голову выше всех - и многие его прыжки были небезопасны для здоровья. Но для организаторов аннулировать попытку, опускать вышку и заново запускать участников, когда остается выйти на старт двум-трем спортсменам, проблематично. Да и не только им. Евроспорт зимой ведет очень много прямых трансляций. Прыжки с трамплина часто превышали лимит отведенного им времени. А время, как известно, деньги. А вспомните большой трамплин на чемпионате мира в Либереце. Из-за отмены второй попытки в тройке призеров оказались не те люди, которые должны были там быть. Андреас Кюттель, Мартин Шмит, Андерс Якобсен, конечно, известные личности, но именно в тот момент они не были готовы бороться за медали.

-Но не кажется ли вам, что действуя в интересах организаторов и вроде как стараясь уберечь прыжки с трамплина от сокращения числа прямых трансляций, международная федерация только запутает болельщиков и потеряет часть зрительской аудитории?
- Действительно, люди привыкли к тому, что кто дальше прыгает, тот и выигрывает. На этапе Гран-при в Швейцарии Амман в первой попытке улетел на четыре-пять метров дальше всех остальных. И сам был счастлив, и болельщиков порадовал. А в итоге занял только пятое место, потому что сила ветра во время его выступления была больше, чем у соперников. Но большинство тренеров положительно отнеслись к изменениям в правилах, потому что они отображают реальную силу спортсмена на данный момент, пусть и в ушерб интересам зрителей.

НА ГОРЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ - КРЮЧКИ И ЯМЫ

-В годы независимости единственным, что хоть как-то поддерживало престиж украинских прыжков с трамплина в глазах функционеров FIS, был традиционный международный турнир в Ворохте. Почему в этом году Кубок Карпат впервые разыграли между собой только представители Украины?
-Трамплин в Ворохте исчерпал свои технические возможности не только для проведения соревнований, но и для тренировок. Щетки устарели, крючки металлические торчат. Последствия прошлогоднего наводнения и систематические дожди сделали на горе приземления ямы. На данный момент там просто небезопасно прыгать. Ворохтинскую базу «Авангард» пару лет назад отдали в аренду. Для инвесторов трамплины - не главная ее достопримечательность, и вкладывать в них деньги они не собираются. На мой взгляд, самый оптимальный вариант: объединить усилия инвесторов и государства. Откреститься от Ворохты для Министерства по делам семьи, молодежи и спорта - не выход. Все-таки это единственное место в Украине, где может готовиться национальная сборная не только по прыжкам, но и по двоеборью.

- Пару лет назад один из высокопоставленных украинских чиновников во всеуслышание заявил, что прыжки с трамплина в нашей стране не надо финансировать, а лучше вообще закрыть этот вид спорта. Что бы вы могли сказать в свою защиту?
-На такие глупости даже не вижу смысла отвечать. На вкус и цвет товарищей нет. Нам непросто было выживать все эти годы. Легче стало только в последние два-три сезона, когда мы начали показывать результаты не хуже, чем другие украинские спортсмены-зимники. Посмотрите, среди тех же лыжников единицы способны занимать места выше, чем прыгуны.

-Но в гонках возможны сюрпризы, такие, например, как серебро белоруса Леонида Корниенко на чемпионате мира в Саппоро?
-(Смеется). Раньше у нас тоже могли быть такие сюрпризы. Но с введением новых правил кто бы не выиграл Олимпиаду - это будет заслуженно, а не из-за ветра или везения.


Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Волейбол | 22 ноября 2024, 14:13 4

В клубе осуждают действия игроков