ПРИМА: «Когда смотрел в протокол, слезы наворачивались»
Прошлый сезон стал наиболее успешным для украинского биатлониста
- 04 ноября 2009, 14:12
- |
- 1904
- 1
Прошлый сезон был лучшим в карьере 27-летнего черниговского биатлониста Романа Примы. Он показал свой самый высокий результат за время выступлений на этапах Кубка мира (пятое место в индивидуальной гонке в Хохфильцене). Впервые с 2001 года пробился в сборную и принял участие в чемпионате мира в Корее. Более того, имел там вполне реальный шанс вписать новую медальную страничку в свою спортивную биографию. В перерыве между сборами в австрийском Рамзау и финском Мунио Роман вместе с супругой и маленьким сыном на несколько часов приехал в Киев.
ПРИНЦИП ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН ДЛЯ ВСЕХ
-Я стараюсь как можно больше времени проводить с семьей, - начал разговор Роман Прима. - Мы и на тренировки вместе ездим, мне же надо форму поддерживать в перерыве между сборами.
-Согласитесь с тем, что прошлый сезон был самым удачным в карьере, или можете вспомнить и более яркие годы?
-Соглашусь, конечно. С тех пор, как стал выступать среди мужчин, лучших результатов не показывал. Хотя в юниорском возрасте были у меня и более высокие достижения, не раз попадал в десятку на первенстве мира, хорошо выступал и на чемпионатах Европы.
-Пятое место в индивидуальной гонке на третьем этапе Кубка мира в Хохфильцене восприняли как успех или же все-таки было досадно осознавать, что без этого злосчастного промаха на первом рубеже оказались бы в тройке призеров?
-Я был доволен результатом на все сто процентов. Уходил со стрельбища седьмым-восьмым, и на финишном круге почти ничего не проиграл лидерам, от силы секунды две. Хорошим был не только ход по дистанции. Всего один промах в гонке с четырьмя огневыми рубежами при моей не очень стабильной стрельбе, считаю, весьма достойным результатом. И этот результат сыграл немаловажную роль для моего личного самоуспокоения, придал уверенности. Я самому себе еще раз доказал, что могу.
-Как получилось, что находясь в обойме сборной с 2000 года и имея за плечами Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, вы всего лишь второй раз в своей карьере в этом году выступали на чемпионате мира?
-Много было всяких нюансов, из-за которых я не попадал в команду. В спорных ситуациях мне предпочитали других спортсменов. А с самого начала прошлого сезона было видно, что я ощутимо добавил и в физической подготовке, и в ходе, и в стрельбе. Если бы меня в такой форме не взяли на чемпионат мира, вывод был бы только один: не во мне дело. И значит - мне просто нет смысла дальше заниматься биатлоном.
- Приняв участие в Играх в Солт-Лейк-Сити, через четыре года вы вынуждены были по телевизору следить за событиями в Турине. Тот факт, что вас не включили в состав олимпийской сборной, сильно ударил по самолюбию?
-Знаете, если уж отбор идет по спортивному принципу, значит, все должны его придерживаться. А не так, что из двух отборочных гонок человек одну выигрывает, а на следующий день не выходит на старт. Резко заболевает. Да, это сильно задело, но я ничего не мог сделать. Свою правоту надо было доказывать только результатом, но в той ситуации у меня для этого просто не было возможности. Сам с собой я же не мог соревноваться.
ТЕПЕРЬ УЖЕ ЗНАЮ ЦЕНУ ВЫСТРЕЛА
-А сейчас можете вспомнить, почему отправились на круг штрафа во время эстафеты на дебютном чемпионате мира в Поклюке-2001?
- Во-первых, там был ветер. Впрочем, без него сложно представить себе соревнования в Поклюке. Во-вторых, я был незрелым спортсменом, у меня не было столько опыта, сколько есть сейчас, спустя восемь лет. Теперь я уже знаю цену выстрела. Понимаю, что лучше потерять две-три секунды, но добиться точного попадания, чем поспешить- а вдруг пройдет, и подвести команду. Сейчас это уже мужской биатлон, а тогда было, если и не детство, то переходной период точно.
-А как восприняли новость о том, что третий этап Кубка миpa в этом году переносят из Осрбли в Поклюку?
-Если ты готов, то, по большому счету, все равно где бежать. Есть, конечно, у каждого спортсмена любимые трассы. Мне, к примеру, нравится в Германии, в частности в Рупольдинге. Приятные воспоминания связаны также с Австрией. Там, на юниорском чемпионате мира-2000, я с двумя минутами штрафа занял шестое место. Точно помню, что смазал на первом и втором рубежах, а потом сделал два нуля. В прошлом сезоне на этапе Кубка мира в Хохфильцене я также на первом рубеже промахнулся последним пятым патроном, а дальше закрыл все мишени. Мне нравится обстановка на соревнованиях в Австрии. Плюс у меня там неплохие результаты получается показывать. Что касается Поклюки, то там нелегкая трасса и очень интересное стрельбище. Вроде бы флажки не колышутся, а тишины все равно никогда нет, ветерок поддувает. Так что там еще и от удачи много зависит.
-Главный тренер сборной Украины Евгений Колупаев на вопрос о том, какой старт прошлого сезона до сих пор не дает ему покоя, назвал индивидуальную гонку на чемпионате мира в Пьонгчанге. А что почувствовали вы, когда отняли от своего времени в итоговом протоколе четыре штрафные минуты, заработанные на третьем рубеже, и увидели, что до пьедестала рукой подать?
-Я вообще не хочу вспоминать ту гонку. Сам не понял, что произошло. В Пьонгчанге стрельбище очень своеобразное, ветер закручивает. Потом, когда смотрел в протокол, у меня слезы на глаза наворачивались. Я реально мог быть в тройке, если бы ограничился одним штрафом. Да что там, даже с двумя минутами можно было бороться за медаль. И бежалось бы тогда совсем по-другому, не то, что после пяти штрафов.
-Вы бы поддержали кандидатуру Кореи в борьбе за право стать столицей Олимпиады 2018?
-В Корее, в принципе, неплохо, когда там трассу хорошо готовят. Нельзя сказать, что во время чемпионата мира она была легкая, наоборот, довольно тяжелая. Просто не хватало организованности в работе обслуживающего персонала. В первый день мы все были просто в шоке: незакатано, бугры, все косо и криво. В Тысовце и то намного лучше. Но потом, когда приехали представители Международного союза биатлонистов (IBU), все разровняли. И ближе к стартам трассу все-таки привели в порядок. Конечно, для нас лучше, когда соревнования проводятся в Европе. Перелет и смена часового пояса сказываются на организме.
-От этапа Кубка мира в Ванкувере у вас остались более приятные впечатления, чем от чемпионата мира в Пьонгчанге?
-Да уж, помягче. Олимпийская трасса чем-то похожа на ту, что у нас в Тысовце. К разнице во времени мы приспособились безболезненно. Главное, выдержать паузу, и не ложиться рано. Тогда сон будет крепче.
САМ ПОПРОСИЛ ТРЕНЕРА НЕ СТАВИТЬ МЕНЯ В ЭСТАФЕТУ
- И в Корее, и в Канаде вы участвовали в эстафетах. А вот на этапе Кубка мира в Хохфильцене, где наша команда заняла третье место, в состав не попали. Немного обидно было осознавать, что могли стоять на пьедестале на месте Сергея Седнева?
-Мне обижаться не за что и не на кого, потому что я сам отказался от участия в той эстафете. Сказал тренеру, что не хочу бежать, потому что не уверен в стрельбе, боюсь напортачить и подвести команду. Хотя по спортивному принципу должен был выступать я, и именно меня ставили тогда в состав. Я был очень рад за ребят. Ведь даже если ты не бежишь, все равно переживаешь за команду.
-33-е место в спринте и снятие за круг отставания в гонке преследования на летнем чемпионате мира вас удовлетворили, или же, несмотря на то, что целенаправленной подготовки к этому старту не было, вы все-таки рассчитывали на большее в Оберхофе?
-Это действительно был только подготовительный старт, но я ожидал большего, по крайней мере, в стрельбе. Ход тоже немного подвел. Команда с гор спустилась. И я, честно признаться, думал, что наши результаты будут повыше. 33-е место меня не удовлетворило, конечно.
-А столь высокие показатели немецкой сборной на данном этапе подготовки к сезону вас не удивили?
-Очень удивили. Но немцев тоже можно понять. Они ведь у себя дома выступали. Видно, готовились к домашнему чемпионату мира очень серьезно. Другое дело, что они были просто на голову сильнее остальных сборных, тех же россиян. Стреляли, может, и не идеально, но ходом ощутимо опережали всех.
ХОТЕЛ, ЧТОБЫ БРАТ СТАЛ ФУТБОЛИСТОМ
-А после не очень удачной стрельбы на летнем чемпионате мира вы не пожалели, что перед олимпийским сезоном поменяли винтовку?
-Нет, на данный момент я доволен. А остальное сезон покажет. Конечно, нужно время, чтобы привыкнуть. Только через год смогу дать оценку: хорошо или плохо. Старую винтовку держу как резервную, она мне верой и правдой прослужила около четырех лет. И в принципе вполне устраивала, если бы не вес. Хотелось дерево полегче, вот почему я и решил сделать новое ложе.
- Младший брат пошел в биатлон за вами по инерции, или же это было его сознательное решение?
-Я хотел, чтобы Артем занимался футболом. Но не сложилось. И он решил попробовать свои силы в биатлоне. Я не заставлял, разве что советом или инвентарем иногда помогал. Артему понравилось - и он начал серьезно тренироваться.
-А почему вдруг вы захотели, чтобы брат стал футболистом?
-Я сам года три занимался футболом, был нападающим. У нас был хороший молодой тренер, а потом секцию расформировали. Идти к другому специалисту в чужую команду, когда уже все было наиграно, мне не хотелось. Вообще, это все было очень давно.
-Советы брату давали только в начале карьеры или продолжаете следить за его выступлениями и направлять и сейчас?
-Мы с ним все время поддерживаем связь - по телефону и Интернету. Конечно, я следил за его выступлениями на чемпионате Европы в Уфе. Он даже приятно удивил меня там. Точнее, я не ожидал, что после неудачного старта в спринте он потом так выстрелит в индивидуальной гонке. Вообщем, рад был за него.
-Есть ли в характере Артема или его отношении к спорту что-то такое, чему бы вы могли у него поучиться?
-Я наоборот хотел бы кое-чем с ним поделиться - Артем слишком эмоционален. Порой чувства бьют через край и он не может ими управлять. Эта ошибка сопровождает большинство молодых спортсменов. Все приходит с опытом. Думаю, он станет постарше и поймет, что нужно быть сдержаннее. Потому что из-за эмоций результат страдает.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»