«Тройная корона» Погачара и гибель 18-летней швейцарки. Итоги ЧМ-2024
Sport.ua подводит итоги чемпионата мира 2024 года по велоспорту
- 30 сентября 2024, 15:36
- |
- 01 октября 2024, 10:47
- 5838
- 0
22 сентября - индивидуальная разделка
Программу чемпионата мира по традиции (от которой, к слову, в прошлом году отошли) у мужчин открывала индивидуальная разделка. Предстартовые расклады в этой гонке внезапно изменились за день до старта: в последний момент Филиппо Ганна все же решил принять участие в чемпионате мира. Казалось бы, итальянец был в откровенно плохой форме: в конце августа досрочно сошел с Renewi Tour, ничем не проявив себя, и после этого в гонках не появлялся, пропустив, в том числе, и чемпионат Европы.
Однако Ганна есть Ганна. Он - раздельщик такого класса, что, если он присутствует в старт-листе гонки, то списывать со счетов его точно не стоит. И чемпионат мира это в очередной раз подтвердил. Филиппо до последнего боролся за победу с Ремко Эвенпулом, и в итоге проиграл бельгийцу всего 6 секунд.
Их дуэль была очень красивой и во многом нелогичной. После того, как Эвенпул повез итальянцу 10+ секунд на стартовом равнинном отрезке, казалось, что судьба гонки уже решена, ведь впереди два подъема. И пусть они не очень длинные и тяжелые, но слишком разный уровень двух дуэлянтов как горняков. Казалось, что в подъемах Ремко окончательно решит судьбу гонки в свою пользу.
Но, ко всеобщему удивлению, Ганна прошел подъемы в одни ноги с Эвенпулом. Учитывая, что впереди гонщиков ждал спуск, а у бельгийца с управлением велосипеда есть проблемы, интрига в гонке заиграла новыми красками. Но и на спуске сценарий оказался противоположным от того, какой все ожидали увидеть: вместо того, чтобы отыгрывать, Ганна снова начал терять время.
Тем не менее, на финишном равнинном участке Филиппо очень заметно прибавил (за равнинные последние 10 км дистанции итальянец отыграл 12 секунд), и на финише проиграл Эвенпулу всего шесть секунд. К слову, нельзя не заметить тот очевидный факт, что Ганна очень заметно изменил свою стратегию ведения гонок с раздельным стартом. Если раньше итальянец ездил с явным акцентом на первую половину дистанции, то теперь начал очень заметно прибавлять в конце - то же самое было и на Олимпиаде в Париже.
Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул
Ну а Эвенпул завоевал свой второй подряд титул чемпиона мира в разделке, а также стал первым в истории гонщиком, который в один год завоевал золото в разделке как на чемпионате мира, так и на Олимпиаде. Очень высокие шансы сделать это были у Фабиана Канчеллары в 2008 году, однако после завоевания золота Игр в Пекине «Спартак» решил пропустить чемпионат мира. Состав участников разделки на том мундиале в Варезе был довольно скромным, и в итоге золото сенсационно выиграл скромный по историческим меркам Берт Грабш. Человек, которого праймовый Канчеллара в разделке должен был обыгрывать даже в полусонном состоянии.
Отметим, что перед стартом на велосипеде Эвенпула случилась механическая поломка, и в итоге ему пришлось ехать разделку без велокомпьютера с измерителем мощности. Ремко проехал всю дистанцию чисто на ощущениях, как в старые-добрые времена. И справился бельгиец на «отлично».
Бронзу завоевал еще один представитель Италии, Эдоардо Аффини. Мало кто ожидал, что «Скуадра Адзурра» следом за чемпионатом Европы возьмет две медали и на чемпионате мира, пусть в этот раз и без золота.
Оставить Аффини без медали вполне мог Джей Вайн, однако он очень неприятно упал на спуске, улетев за пределы трассы на скорости 50 км/час. Австралиец выложил свой файл с гонки на Strava, данные говорят о том, что после падения он оставался на месте в течение 35 секунд, по факту же проиграл на этом падении еще больше. А итоговое отставание Вайна от Аффини составило всего 30 секунд…
При этом списывать это падение Джея только на невезение было бы неправильно. Вайн является воспитанником «Zwift Academy» и бывшим чемпионом мира по кибервелоспорту - дисциплине, в которой соревнуются на велостанках не выходя из своей комнаты. Безусловно, подобного рода соревнования хорошо развивают физические способности спортсмена, но не дают возможности усовершенствовать свои навыки управления велосипедом. А их нехватка очень сильно ощущается в реальных гонках.
Getty Images/Global Images Ukraine. Джей Вайн
У Вайна с техникой управления велосипедом большие проблемы, он является одним из наиболее часто падающих гонщиков в пелотоне. Поэтому в том, что австралиец упал и в разделке на чемпионате мира, доля закономерности гораздо выше, чем фактора невезения.
Самое обидное, четвертое место, занял Джошуа Тарлинг. Британец является раздельщиком абсолютно «паркетным», и сложности рельефа на трассе ЧМ-2024 стали для него приговором в борьбе за медали. Тарлинг не катастрофически много проиграл в подъемах, но затратил на их прохождение слишком много сил, после чего провалил равнинный финишный отрезок дистанции.
Очень много надежд с разделкой связывали хозяева, сборная Швейцарии. Однако дуэт Штефан Кюнг/Штефан Биссэггер гонку провалил. Кюнг после серебра чемпионата Европы здесь финишировал только восьмым, а Биссэггер после неудачи на европейском первенстве (12-е место) на ЧМ вообще провалился - 29-е место с отставанием в более чем четыре минуты от Эвенпула. Очевидно, что гонщик «EF Education EasyPost» попал в какую-то глубокую функциональную яму, и, к сожалению для швейцарских болельщиков, случилось это очень невовремя.
В превью к чемпионату мира мы критиковали тренерский штаб сборной Бельгии, который в пару к Эвенпулу на разделку среди взрослых поставил Виктора Кампенартса, а не Алека Сегарта. Последний, напомним, на чемпионате Европы выиграл разделку среди андеров на идентичной с элитой трассе, показав при этом лучший результат, чем любой из участников гонки среди элиты, включая чемпиона, Эдоардо Аффини.
В августе-сентября Сегарт был в великолепной форме, но додержать ее до чемпионата мира не сумел, и в гонке среди андеров сенсационно вообще остался без медали - четвертое место. Хотя, стоит сказать, что тот факт, что Алек не выиграл золото в разделке на ЧМ среди андеров, можно в какой-то мере называть даже позитивным для него событием. Дело в том, что уже много лет титул чемпиона мира в разделке среди андеров является своего рода «черной меткой»: после этой победы гонщики не могут полноценно проявить себя на взрослом уровне, даже если среди молодежи считались большими талантами.
Венцом программы чемпионата мира по традиции была групповая гонка среди мужчин. Ее в этом году ожидали с большим нетерпением, поскольку Тадей Погачар на ней мог в очередной раз переписать историю велоспорта. Маршрут групповой гонки в Цюрихе был очень сложным по рельефу, и давал словенцу отличные шансы на победу, которая стала бы исторической.
И она состоялась. Многие ожидали относительно ранней атаки Погачара, но вряд ли кто-то всерьез мог подумать, что она последует аж за 100 км до финиша. Но Тадей решился на такой рискованный шаг. Впереди в отрыве дня в момент атаки находился его партнер по сборной Словении, Ян Тратник. Несмотря на отсутствие радиосвязи в гонке, до него удалось довольно оперативно донести информацию о том, что Погачар атаковал и практически сразу уехал ото всех соперников.
Тратник опустился за Тадеем, выполнил немалый объем работы и помог капитану команды переложиться в отрыв дня с как можно меньшими затратами усилий. Впрочем, после того, как Погачар оказался в отрыве дня, ситуация для него определенное время казалась не очень радужной. Из участников отрыва желающих помогать суперфавориту не нашлось, а Тратник после выполненного объема работы казался совсем не свежим.
В это время в пелотоне сборная Бельгии сумела прийти в себя после столь неожиданной и ранней атаки топ-фаворита, и начала довольно эффективно его преследовать. В определенный момент разрыв с одной минуты сократился до 35 секунд, и в этот момент закрадывались мысли о том, что Погачар переоценил свои силы и пошел в атаку слишком рано. Чем-то напоминало сценарий Тура Фландрии-2011, когда топ-фаворит Фабиан Канчеллара был наказан усилиями пелотона за то, что решился на атаку на все деньги слишком рано.
Однако на преследование Погачара сборная Бельгии тратила свои ресурсы слишком интенсивно, и чуть более чем за 70 км до финиша Ремко Эвенпул остался практически без поддержки со стороны партнеров по команде. Пришлось идти в атаку и пытаться переложиться к Погачару в одиночку. Однако момент для атаки был подобран откровенно неудачно: Ремко пытался уехать на практически равнинном участке, и избавиться от партнеров по группе ему не удалось.
Ну а потом началось то, что часто (да что там: практически всегда) случается на крупнейших однодневках в то время, как капитаны остаются один на один и вынуждены преследовать лидеров гонки: кризис лидерства. Никто не хотел работать на своих прямых конкурентов, каждый пытался сохранить усилия. Периодически следовали робкие и неудачные попытки атаковать, после которых - моменты, когда темп в группе падал практически до нуля. И такой рваный ритм никогда не способствует эффективному преследованию лидеров.
Getty Images/Global Images Ukraine. Тадей Погачар
В этот момент Погачар пошел в еще одну атаку из отрыва дня, и зацепиться за него смог только Павел Сиваков. Тадей мог бы сбросить и француза, но специально сбавил темп, чтобы какое-то время поработать вместе. Сиваков помогал не очень активно, но не из-за отсутствия желания, а просто потому, что включаться на равных с таким монстром он просто не мог. Впрочем, определенную выгоду от парной езды с Сиваковым Погачар, несомненно, извлек. Безусловно, помог тот факт, что они являются одноклубниками по «UAE Emirates»: вряд ли бы представитель какой-то чужой команды согласился хоть как-то помогать словенцу.
Впрочем, за 52 км до финиша Погачар окончательно сбросил Сивакова и с итого времени работал исключительно в одиночку. Преимущество над основной группой продолжало расти, в то время как среди преследователей никто не смог сбросить своих конкурентов и попытаться посоревноваться в индивидуальном ходе со словенцем. Вся надежда на интригу в борьбе за золото зиждилась исключительно на небольшой вероятности того, что Погачар сам измотает себя и встанет на последнем круге дистанции.
Отчасти это таки произошло. На последних 27 км дистанции преимущество словенца в определенный момент с 1 минуты и 20 секунд сократилось лишь до 40 секунд над группой Эвенпула, которая к тому моменту поехала на полную мощность, попутно настигнув при этом Томса Скуйиньша и Бена Хили, которым удалось отъехать ранее.
Но отыграть половину из 80-секундного отставания - этого слишком мало, тем более, что примерно за 13-14 км до финиша преимущество Погачара снова начало немного расти. Словенец добрался до своей исторической победы, а второе место поздней атакой забрал Бен О'Коннор, который до этого вел совершенно пассивную и незаметную гонку. Четвертое место на Джиро, второе - на Вуэльте и теперь еще и серебро чемпионата мира - нынешний сезон стал безоговорочно лучшим в карьере австралийца.
Getty Images/Global Images Ukraine. Матье Ван дер Пул
Бронзу в спринте из группы завоевал Матье Ван дер Пул. Честно говоря, перед гонкой статус фаворита №2, которым наградили прошлогоднего чемпиона букмекеры, вызывал много вопросов - казалось, что маршрут для Ван дер Пула слишком тяжелый. Но Матье сумел посрамить скептиков и провел очень достойную гонку - целенаправленная подготовка к чемпионату мира со сбросом веса принесла свои плоды. Казалось бы, самое время попытаться выиграть Ломбардию, самый неподходящий для Матье Монумент в плане маршрута. Тем более, что в этом году «Гонка опавших листьев» будет наиболее простой в плане рельефа в своей новейшей истории. Но нет: Ван дер Пул уже заявил о том, что ехать Ломбардию в этом году не планирует.
Отметим, что от выступления Матье осталось небольшое скандальное послевкусие. Во время одной из своих атак он нарушил правила безопасности, выехал на тротуар, на котором стояли зрители. Многие говорили даже о том, что такое действие нидерландца заслуживает дисквалификации. И определенная доля истины в этом есть. Да, чаще всего за такие проступки гонщики отделывались денежным штрафом, но бывали и случаи дисквалификации.
Ну а Ремко Эвенпул, на которого многие (в том числе и ваш покорный слуга) примеряли роль главной и едва ли не единственной реальной угрозы Погачару, в итоге остался без медали - лишь пятое место. Бельгиец вел себя очень нервно на протяжении всей гонки, особенно его раздражал Маттео Йоргенсон - лидер сборной США, казалось, персонально опекал Ремко и только его.
Впрочем, делал это не он один. В целом, руки у Эвенпула были немного связаны, но это не повод закрывать глаза на два очевидных факта. Первый - это то, что Ремко в этот день чисто физически не был готов всерьез готов бороться с Погачаром за победу и даже не был «первым после Бога».
Второй - пиво без водки Эвенпул без Ван Арта - деньги на ветер. Обе большие победы Ремко в составе сборной Бельгии - ЧМ-2022 и Олимпиада-2024 - были одержаны тогда, когда в качестве сокапитана сборной с ним ехал Воут Ван Арт. Оба раза они очень грамотно разыграли тактику двух капитанов, и Ремко удавалось сбежать в то время, как все внимание конкурентов было приковано к Ван Арту. В этот раз гонщика «Visma Lease a Bike» из-за травмы в гонке не было, к Эвенпулу были приковано слишком много внимания соперников, и сбежать от конкурентов он так и не смог, несмотря на несколько отчаянных попыток.
Без медали остался и еще один предстартовый топ-фаворит, Марк Хирши. Хозяин швейцарского мундиаля долгое время вел очень пассивную гонку, ограничиваясь лишь редкими и совсем робкими рывками, и лишь на последнем круге, примерно за 20 км до финиша, решился на полноценную атаку, которая в итоге никаких дивидендов не принесла: шестое итоговое место.
Вместе с Хирши за 20 км до финиша атаковал Энрик Мас, который в итоге финишировал восьмым. Одно из сильнейших выступлений испанца на крупнейших однодневках за карьеру, хотя здесь, конечно, особняком стоит второе место на Ломбардии-2022, когда он лишь в финишном спринте проиграл самому Погачару.
Getty Images/Global Images Ukraine. Энрик Мас и Марк Хирши
Нельзя не отметить и девятое место Куинна Симмонса. Американец вместе с Андреа Баджоли был одним из двух смельчаков, которые попытались зацепиться за Погачара еще во время первой атаки словенца из пелотона за 100 км до финиша. При чем, Баджоли провисел на колесе у Тадея гораздо дольше, в то время как Симмонс довольно быстро и резко отстал. Казалось, у Куинна наступил полный коллапс, и он сейчас сойдет с гонки, но американец сумел восстановиться на ходу и показал очень достойный результат. А вот Баджоли как раз за свою смелость поплатился и в итоге до финиша добраться не смог.
Абсолютно безликую гонку провел второй капитан сборной Словении, Примож Роглич. Понято, что ранняя атака Погачара позволяла (или даже вынуждала) действовать его пассивно. Но Роглич не этом мог сэкономить много сил на развязку в борьбе за оставшиеся места на подиуме. Но сил этих, как оказалось, не было вообще: 64-е итоговое место и более 12 минут отставания от партнера по сборной. Очевидно, после победной Вуэльты на чемпионат мира Роглич приехал уже на спаде формы - это было понятно уже по скромному 12-му месту в разделке.
К числу именитых неудачников также отнесем Жулиана Алафилиппа. 2-кратный чемпион мира уже на стартовом отрезке гонки неприятно упал, выбил плечо и сошел с дистанции. Том Пидкок, которому, казалось, такой маршрут подходил идеально, падений и других форс-мажоров избежать сумел, но в итоге финишировал 57-м, в одной группе с Рогличем.
Откровенно слабую гонку провела сборная Италии. «Скуадра Адзурра» запомнила разве что смелой попыткой Баджоли зацепиться за Погачара, робкой попыткой атаковать от Джулио Чикконе и участием Маттиа Каттанео во втором отрыве дня. На финише лучшим из итальянцев стал все тот же Чикконе - скромное 25-е место с более чем 6-минутным отставанием от победителя. Надежды на Антонио Тибери как на однодневщика себя совсем не оправдали: он финишировал аж 69-м с отставанием в более чем 17 минут.
Ну а Погачар снова вписал свое имя в историю велоспорта золотыми буквами. Словенец стал третьим в истории гонщиком, который завоевал «тройную корону» - победу на Джиро, Туре и в групповой гонке чемпионата мира в один сезон. До него это удавалось только Эдди Мерксу в 1974 году и Стивену Рочу в 1987-м.
Суммарно для Погачара это уже 23-я победа в нынешнем сезоне - столько де было у великого Марка Кэвендиша в его лучшем в карьере 2009 году. Больше побед в сезоне в 21-м веке было только у Алессандро Петакки в 2003 и 2005 годах. Но у Погачара еще есть время побить рекорд легендарного итальянского спринтера.
Является ли нынешний сезон в исполнении Погачара сильнейшим в истории велоспорта? Вполне вероятно, да. По крайней мере, об этом говорят цифры. Безусловно, во времена расцвета Эдди Меркса Мирового тура в его нынешнем виде и с его системой начисления очков тогда еще не было и в помине. Однако на просторах интернета есть немало ресурсов, которые пытаются привести результаты давних эпох к общему знаменателю с нынешними реалиями.
Например, занимается таким датский ресурс Prestigelisten. И, по его версии, за нынешний сезон Погачар уже набрал больше очков, чем любой иной гонщик в истории. И это при этом, что впереди у словенца еще целая целя серия осенних итальянских классик во главе с Ломбардией, на которой он в последние годы просто непобедим.
Честно говоря, еще лет 5 назад ваш покорный слуга был абсолютно уверен в том, что никогда не увидит воочию доминирования образца пикового Меркса. Но на наших глазах родился новый «Каннибал», хотя казалось, что при современном уровне конкуренции и деления гонщиков на узкие специализации такое уже просто невозможно. What a time to live!
При этом, Погачар не стал скучным доминатором, который побеждает в осторожном и экономном режиме. Тадей действует смело, рискованно, о чем говорят в том числен и цифры. Победной соло словенца началось за 51,7 км до финиша. Это самый длительный победный рейд в групповых гонках чемпионата мира с 1968 года, когда итальянец Витторио Адорни уехал ото всех аж за 90 км до финиша.
Ремко Эвенпул после финиша заявил, что атака Погачара за 100 км до финиша казалась ему самоубийственной. И отчасти он прав: она именно такой и была бы для любого простого смертного гонщика. Но Погачар - инопланетянин, он находится в совершенно ином измерении силы и величия.
Чемпионат мира был омрачен трагедией
Все спортивные перипетии чемпионата мира-2024 отошли на второй план из-за трагического события, которое произошло в четверг во время групповой гонки юниорок. 18-летняя швейцарка Муриэль Фуррер тяжело упала на одном из спусков, улетела в лес и получила тяжелую травму головы. Спортсменку эвакуировали на вертолете в больницу Цюриха, врачи почти сутки боролись за жизнь спортсменку, но в пятницу, 27 сентября были вынуждены констатировать ее смерть.
Очередная трагическая случайность, но есть очень много вопросов к организаторам и их вине в трагическом исходе данного инцидента. В момент рокового падения Фуррер ехала наедине, из-за чего никто не увидел самого падения швейцарки. Из-за этого далеко не сразу все поняли, что Муриэль куда-то пропала. Поскольку улетела она в лес, на поиски велогонщицы ушло больше часа.
Getty Images/Global Images Ukraine
На этом проблемы со спасательной операцией не закончились. Из-за лесистой местности спасательный вертолет долго не мог приземлиться для оперативной эвакуации спортсменки в больницу. В итоге с момента падения Фуррер до момента ее доставки в больницу прошло более трех часов. Сложно судить, не будучи врачом и не имея подробной информации относительно характера травм спортсменки, но не исключено, что именно эта 3-часовая задержка и стоила жизни 18-летней девушки.
По информации швейцарского издания Blick, организаторы чемпионата мира строго запретили всем своим подчиненным (особенно - службе охраны) говорить о данном инциденте. Один из фотографов, который работал на гонке, заявил, что удивлен, что падение Фуррер никто не заметил, ведь на том участке трассы сразу после ее падения проехало множество техничек и мотоциклов сопровождения. Сейчас швейцарская полиция занимается расследованием инцидента, и не исключено, что в ближайшее время на эту историю будет пролито больше света. Драматизма ситуации придает и тот факт, что роковое падение Фуррер произошло буквально в 10 минутах езды от ее дома, на дорогах, которые гонщица прекрасно знала…