АЙВАЗЯН: «Наслаждаюсь статусом олимпийского чемпиона»
Артур Айвазян не исключает возможности своего участия в лондонской Олимпиаде
- 11 сентября 2008, 12:33
- |
- 717
- 0
Симпатичным, располагающим к себе собеседником оказался золотой медалист Пекина Артур АЙВАЗЯН. Нельзя сказать, что нас это очень поразило, но по сложившемуся образу стрелки -- погруженные в себя флегматичные личности.
Отгремела-отшумела Олимпиада-2008, но сладостное послевскусие от выступлений украинской сборной пока еще никуда не делось и явно ощущается, когда вспоминаешь о цифре «27» (количество медалей). А еще приятнее возвращаться в памяти к победам наших ребят, когда с виду суровые, сосредоточенные на результате атлеты открываются с новой интересной стороны.
Однако, похоже, пришло впемя ломать еще один стереотип. Таких живых, интересных, жаждущих новых открытий людей, как Артур, еще поискать надо. И вот что мы узнали в процессе непринужденного общения...
-- Артур, расскажите немного о людях, которые подарили миру будущего олимпийского чемпиона. Кто ваши родители и имели ли они отношение к спорту?
-- Я вышел из обыкновенной рабочей семьи. Мои родители самые простые люди, никогда не занимавшиеся никаким спортивным видом. Папа закончил технический ВУЗ, но потом работал водителем. Мама трудилась на швейной фабрике -- в конторе печатала на машинке. Есть у меня еще старший брат Андроник (имя сродни русскому Андрей).
-- А с чего начинался путь стрелка?
-- Как раз со старшего брата все и началось. Я ведь с семилетнего возраста с легкой руки тренера, который как-то на физкультуре отобрал, на его взгляд, самых перспективных мальчишек для «королевы спорта», занимался легкой атлетикой: бегал, прыгал. Так бы все, может, и продолжалось, если бы не случай. Брат записался на стрельбу, и под впечатлением от пробного занятия повел туда меня. Что тут сказать -- понравилось...
Два месяца я совмещал беговые дорожки со стрельбой из винтовки, но это оказалось тяжелой задачей, и в один прекрасный день передо мной встал выбор: легкая атлетика или стрельба. И тогда перетянула... атлетика. И ничего удивительного, ведь ей было отдано уже десять лет жизни. Но вскоре наставник позвонил родителям и сказал, что мне необходимо продолжать тренироваться с винтовкой.
-- Видимо, разглядел будущего чемпиона?
-- Получается, что так.
-- Кстати, ваш путь к олимпийским медалям был долог. Что помогло не сломаться, не бросить спорт?
-- Случались такие непростые жизненные моменты, не скрою. Но ведь я Козерог по гороскопу -- настырный... Если поставил перед собой цель, то обязательно добьюсь. Но это касается той стороны ситуации, которая зависит лично от меня. Правда, и обстоятельства складывались в мою пользу. В 17 лет я уехал из Армении и поступил в Институт физкультуры во Львове, где мне предложили супервыгодные условия и супернаставника -- Клименко Вадима Семеновича. Считаю, мне вообще везло на хороших людей, вот и я не мог все бросить и подвести их.
-- Вы посвятили свою победу вышеупомянутому тренеру Вадиму Клименко, к сожалению, ныне покойному. Сейчас занимаетесь у его сына Богдана. Насколько отличаются их методы работы со спортсменами?
-- Богдан Клименко -- прекрасный администратор, незаменимый менеджер. Именно он настоял, чтобы я переехал в Крым, аргументируя это тем, что на полуострове хорошие климатические условия для стрельбы. Нина Клименко в свое время очень помогла (жена Вадима Семеновича год назад умерла). По большому счету, у меня с этой семьей особые отношения, и то хорошее, что они для меня сделали, навсегда останется со мной.
Возвращаясь к стилю занятий, не могу не упомянуть Виктора Данильченко из Киева, как бы второго тренера. Ну и база, заложенная первым наставником, если ее не растерять, остается.
-- Многие спортсмены жаловались, что непривычный климат помешал в полную силу выступить в Пекине. В вашем виде климатические условия каким-то образом влияют на показатели? Или только на настроение?
-- Технически все готовы к любой погоде. Но вот настроение стрелка зачастую очень сильно зависит от того, что происходит за окном. Здесь большую роль играет психология. Главное -- не раскисать, не унывать, когда, как говорится, и снег и ветер в лицо, а максимально собраться и сделать свой победный выстрел.
-- А что помогает или, наоборот, мешает настроиться перед соревнованиями?
-- В свое время я закончил курсы медитации, прослушал лекции по психологии. Причем по собственной инициативе. Естественно, все это впоследствии очень сильно пригодилось в моей спортивной карьере. И скажу еще так: если ты в нужную секунду отвлечешься от трибун, от крика зрителей, от телевизионных камер и прочих помех и максимально уйдешь в себя, в хорошем смысле слова, шансы на отличный меткий выстрел в сотни, а то и тысячи раз возрастают.
-- Говорят, что стрелки натуры спокойные и даже флегматичные. Это действительно так?
-- Вы же понимаете, что это условное разделение всех людей на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. В отношении меня холерики и меланхолики исключаются. В идеале подходит сочетание флегматика с сангвиником.
-- Из вашей анкеты мы узнали, что вы не женаты. Не поделитесь в чем причина -- не было времени или не встретили ту единственную.
-- В вашем вопросе и заключается мой ответ: и времени как-то не было, и не нашел пока свою любовь.
-- Теперь немного меркантильный вопрос. Как распорядитесь призовыми?
-- О, мне столько раз задавали этот вопрос... Частенько еще добавляют, не собираюсь ли я их потратить на благотворительность. Во-первых, 700 тысяч гривен -- не такие уже и большие деньги. Даже человеку с достаточно скромными потребностями их можно потратить за полтора дня. (Смеется.) Во-вторых, 23 года отдано спорту, и, поверьте, мне есть кому помогать и о ком заботиться. И в-третьих, если я хочу в будущем иметь крепкую счастливую семью, деньги очень пригодятся.
-- А что еще интересно в жизни Артуру Айвазяну? У нас есть информация, что вы увлекаетесь дайвингом...
-- Да, есть такое. Уже 11 лет дайвинг помогает мне восстанавливаться, набираться душевных сил. И люблю плавать не где-то за границей, а здесь, в Украине. В Крыму. Почему? Чувствую себя настоящим охотником, а не то что за рубежом, где и потрогать ничего нельзя -- сразу штраф.
-- А как вас судьба забросила в Таиланд?
-- В 2000 году Клименко по контракту поехал работать тренером в Таиланд, а я тогда как раз готовился к Олимпиаде в Сиднее. Он и похлопотал, чтобы я тоже там занимался. Затем эти поездки стали регулярными, условия там замечательные. И сам климат очень приближен к китайскому.
-- Карьеру будете продолжать? Перспектива учить ребятишек не привлекает?
-- Знаете, мне все больше и больше нравится пребывать в звании олимпийского чемпиона, я наслаждаюсь этим новым, таким долгожданным статусом. Четыре года -- достаточный срок для раздумий. Возможно, захочу продлить это приятное ощущение.
-- Так мы можем увидеть Артура Айвазяна в Лондоне?
-- Как знать...
Что же касается ребят, то я уже тренирую. Правда, неофициально. В помощи никому не отказываю, ведь в любом случае то, что сам знаю и умею, нужно кому-то передавать.
-- Вы немало времени провели в Азии. Как вам местная кухня? В частности, китайская?
-- Очень нравится. Я вообще люблю пробовать и открывать что-то новое, а кухня -- это тоже часть культуры того или иного народа, который ты хочешь поближе узнать. А узнавая, непременно убеждаешься: все люди, несмотря на традиции, историю, менталитет, на самом деле очень похожи между собой.
Лариса ЛЕМБАК, Елена ПАВЛОВА
Команда