Павел ЭЛЬЯНОВ: «Государство не поддерживает развитие шахмат»

Украинский гроссмейстер - о развитии шахмат в нашей стране

Украинский элитный шахматист, 24-й номер в мировом рейтинге рассказал о том, кто помогал стать чемпионкой Марии Музычук; что думают о войне на Донбассе западные шахматисты; почему в Россию уходят лучшие наши таланты и как сделать так, чтобы они играли для Украины.
После того, как уроженка Стрыя Мария Музычук завоевала для Украины мировую шахматную корону, в стране случился столь же предсказуемый, сколь и кратковременный всплеск национальной гордости.
Сестер-гроссмейстеров Марийку и Аню пригласили на встречу с президентом Порошенко; по телевизору вспомнили, как ходит шахматный конь и что означает слово «эндшпиль»; а в Интернете прокатилась лавина радостных поздравлений «нашим украиночкам, которые не только самые красивые, но и самые умные».
Прошла, однако, пара недель - и готовиться к командному чемпионату мира нашим шахматистам предложили на базе с бытовыми условиями а-ля «спартанцы на рыбалке». Спасибо, конечно, и на этом - но только не надо потом цеплять к такому тренировочному сбору ярлык «спорта высших достижений».
Об этой и других сторонах украинских шахмат мы не спеша пообщались с харьковским гроссмейстером Павлом Эльяновым.
И первый заданный ему вопрос носил явно риторический характер:
- Скажи, а ты веришь в то, что эта победа действительно даст толчок развитию украинских шахмат? Возможно, вам предоставят государственную поддержку? Или будет, как с аналогичным триумфом Анны Ушениной: покричат-покричат - и все вернется на круги своя?
- Я по своей сути, наверное, оптимист и всегда надеюсь на лучшее. Но у нас ведь действительно было много побед, в том числе командных. Выигрывали олимпийское золото - и мужское, и женское. Вообще, начиная с 2001 года, когда Руслан Пономарев стал чемпионом мира, украинские команды выиграли практически все титулы, которые существуют в шахматах.
И за эти годы какие-то ситуативные улучшения случались - но чтобы была какая-то государственная программа поддержки шахмат или что-то подобное - нет, такого не было. Разве что в 2010, когда президентом Федерации шахмат Украины стал Виктор Капустин, жизнь у нас серьезно улучшилась: пролоббированы были решения о призовых в играх за сборную; на достаточно престижном уровне стали проводиться женский и мужской чемпионаты Украины…
А с точки зрения государства…не было такой поддержки, как, например, в Азербайджане, где существует 5-летняя программа по развитию шахмат и поддержке молодых шахматистов. Мы, к сожалению, в этом плане сильно отстаем.
«ШАХМАТЫ В УКРАИНЕ ВСЕГДА БЫЛИ В ТЕНИ ФУТБОЛА И ДРУГИХ БОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДОВ СПОРТА»
- Ну, в Азербайджане эта поддержка шахмат идет еще от Гейдара Алиева. Его сын Ильхам теперь просто поддерживает эту наследственную линию. Плюс нефть и связанные с ней возможности…
- Возможно. Но вот, например, в Армении таких возможностей нет, государство намного беднее, чем Азербайджан - но при этом есть поддержка Президента, и шахматы являются чуть ли не национальным видом спорта. И шахматисты там - очень узнаваемые и популярные люди.
Мне кажется, суть дела в том, что нужно найти людей, заинтересованных в развитии шахмат и при этом близких к управлению государством. В качестве примера можно привести Россию, где есть Дворкович, Жуков.
- Давай расшифруем для читателя: Аркадий Дворкович - помощник президента РФ. Александр Жуков - президент Олимпийского комитета РФ. Оба - серьезные и умелые лоббисты шахмат в стране… Но мы ушли в сторону от наших проблем. Скажи, какой поддержки для шахмат ты ожидаешь от нашего государства?
- Надо действительно проводить какую-то работу с людьми, которым шахматы небезразличны. Нужно поднимать вопросы поддержки молодых шахматистов. Очень надеюсь, что в этом плане что-то сдвинется с мертвой точки.
- При этом многие до сих пор бросают громкие упреки в адрес принявшего российское гражданство Сергея Карякина: мол, предал страну, как он мог так сделать…
- Знаете, в отношении к коллегам я политизации стараюсь всячески избегать. И того же Сергея Карякина, когда он перешел в Федерацию России, я полностью поддержал. Потому что у нас тогда все было объективно совсем плохо.
- А в чем выражалось это «плохо»?
- Личной поддержки не было никакой - я имею в виду тренеров, сборы…Доходило до того, что мы частично сами оплачивали командные соревнования - в плане поездок. И это совсем уж никуда не годилось.
В то же время, было ясно, что у Сергея - огромный талант, возможно - чемпионский. И сейчас он его реализовал - хотя, может, и не до конца.
- И Россия, насколько я понимаю, сделала тогда на него ставку в плане борьбы за шахматную корону. Жилищные условия, спонсорский контракт, тренерская помощь… Кстати, а тебе подобных приглашений не поступало?
- Конкретно из России - нет.
- А другие страны предлагали защищать их цвета?
- Да, были предложения.
- Насколько заманчивые финансово?
- Скажем так, достаточно заманчивые, но не могу сказать, что это был другой порядок чисел, и что моя жизнь, жизнь моей семьи вышли бы на другой уровень. И вообще, я считаю, что если чего-то глобального не происходит, то куда-то мыкаться - это не дело. Все-таки тут, в Украине, я вырос и состоялся в шахматном плане. Пока меня все устраивает, и я готов дальше защищать цвета страны.
- А при каком из украинских президентов шахматисты чувствовали наибольшую поддержку?
- Думаю, здесь дело не зависит от президентов стран. Все-таки, объективно говоря, шахматы у нас никогда не находились на передовой. Всегда были в глубокой тени футбола и других более популярных видов спорта. Поэтому все зависело не от президентов, а от доброй воли людей, которые непосредственно управляли шахматами. То есть, от президентов шахматной федерации. И лучше, чем при нынешнем президенте федерации Капустине, у нас ситуации не было.
- Ну, вот на результатах это и сказывается. Хотя окажи поддержку государство в лице президента и премьера, успехов, я уверен, было бы еще больше…Скажи, а кто-то из мужчин-гроссмейстеров оказывал поддержку Марии Музычук во время мясорубки чемпионата мира? Возможно, на расстоянии, по Скайпу…
- А Мария уже поблагодарила за помощь Александра Генриховича Белявского, нашего выдающегося гроссмейстера. Он помогал ей по Интернету. А уже в финале помог Евгений Мирошниченко, наш украинский гроссмейстер, проживающий в Турции.
- Здесь уместно спросить: а почему в Турции?
- Евгений родом из Донецка и в Турцию переехал в мае прошлого года. Теперь является тренером турецкой сборной, ездит на различные соревнования с турецкой делегацией. Помимо этого, он комментирует онлайны крупных соревнований. Как, собственно, и сочинский чемпионат. И у него появилась возможность поддержать Марию в финале.
- То есть, все еще и удачно совпало: живущие в Турции и Словении украинцы помогли нашей молодой чемпионке.
- Да. Тем более, что они, насколько я понимаю, работали раньше и с Анной, и с Марией.
«В ЕВРОПЕ ИГРОКИ ВСЕ ВРЕМЯ СПРАШИВАЮТ, ОПАСНО ЛИ ЖИТЬ НЕДАЛЕКО ОТ ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»
- Наверное, ни один из видов спорта не разбросал людей по эмиграции так основательно и пестро, как шахматы. А как временно (или постоянно) живущие за границей украинские шахматисты относятся к тому, что происходит между Украиной и Россией?
- Ты знаешь, я сейчас даже не могу припомнить ни одного нашего бывшего соотечественника, у которого были бы ярко выраженные пророссийские настроения. Это в Украине у нас есть гроссмейстеры с такими убеждениями. Но если говорить о тех, кто уехал, ни одного не приходит на ум. Все в той или иной степени переживают за будущее Украины.
- А когда ты выезжаешь на турниры, гроссмейстеры из первой сотни как-то обсуждают эту тему?
- Конечно, эти вопросы обсуждаются между украинцами, и не только. Могу сказать, что многие шахматисты из Европы - Польши, Германии, Венгрии - интересуются этой темой. Я играю в немецкой бундеслиге, там в течение нескольких уик-эндов проходят несколько раундов. И вот в течение каждого уик-энда я обсуждал с тем или иным человеком политическую ситуацию в Украине.
- Они этим сами интересовались?
- Сами. Подходят, спрашивают.
- И что конкретно их интересует?
- В основном, настроения, так как я живу на востоке Украины, в Харькове.
- А зарубежные коллеги в этом разбираются?
- Да, все более-менее знают, что я из Харькова. И спрашивают: «Как ты настроен? У тебя позиция проукраинская или пророссийская?» Спрашивают также, опасно ли жить недалеко от зоны военных действий. Интонации сочувственные, в той же Германии позиция - более-менее единая: мы стали жертвой агрессии со стороны России.
- К вопросу о Харькове. Недавно общался с Фоззи из группы «Танок на майдані Конго», он родом из Харькова, хотя и живет в Киеве. Так он не стал скрывать, что твердая половина Харькова - это люди, которые не разделяют его убеждения, придерживаются пророссийских взглядов.
- Ну, собственно, это видно по итогам выборов. Тут двух мнений быть не может.
- Ты в своих оценках в крайности не бросаешься, но по Фейсбуку видно, что в целом придерживаешься проукраинских взглядов. Каково это - жить и работать в городе, большая часть которого принадлежит к пророссийской оппозиции, настроена против нынешней украинской власти? Это сказывается на общении с людьми? Друзья, к примеру, теряются?
- Наверное, следует для начала расшифровать, что такое пророссийская оппозиция.
- Люди, заинтересованные в продвижении путинских интересов в Украину, а также в экспансии России на Одессу, Харьков.
- Вот с точки зрения экспансии среди моих знакомых в Харькове нет ни одного такого человека. Может, мне повезло, что у меня такой круг общения. А в целом, конечно, явное большинство моих друзей, знакомых в Харькове - проукраински мыслящие люди. Хотя я, в принципе, могу понять и тех, кто думает иначе. В Украине сейчас переходный период: жить, объективно говоря, не очень сладко. Поднимаются тарифы, сильно упала валюта и т.д.
- И это все-таки связывают с Киевом?
- А мне тоже кажется, что установка на то, что во всем виновата Россия, Путин - немного деструктивная и однобокая. Этим можно очень легко прикрываться: дескать, идет война, вот потому так все плохо. Это не очень конструктивная позиция.
Зато могу сказать о том, что я поддерживаю; это - достаточно резонансный запрет коммунистической и нацистской идеологии. Это решение я в целом одобряю. Правда, трудно сказать, насколько это своевременно…
- А коммунисты тебя упрекнут: мол, именно при советской власти, при КПСС шахматы были в почете и всячески поддерживались на государственном уровне. В шахматы играли все. Правда, на этот довод, кажется, чемпион мира Борис Спасский едко возражал, что советским людям больше и нечем заняться…
- На самом деле это правда. У нас в центре внимания были хоккей, фигурное внимание, шахматы, балет. В принципе, я понимаю, почему так получилось. Просто на все остальные сферы человеческой жизни - кино, литературу, любой бизнес - были запреты и цензура. Поэтому те сферы деятельности, которые не подпадали под цензуру, и имели успех в СССР.
- То есть, ты европеец по натуре? Хочешь, чтобы человек в обществе чувствовал себя человеком?
- Да, и считаю, что Украине нужно идти по европейскому пути. Вот пример: на днях в Гамбурге мне нужно было пройтись по городу минут 15-20, из одной точки в другую. У меня с собой была карта, и я в какой-то момент ее открыл, чтобы понять, куда мне идти. И за те 2 минуты, пока я стоял с картой, ко мне обратились два человека. Спросили, могут ли они мне чем-нибудь помочь. Две женщины, сначала одна, затем вторая. И видно было, что они искренне хотят это сделать.
К чему я это говорю? Не представляю, чтобы такое когда-нибудь произошло в России или Украине. С точки зрения общества, люди там, конечно, чуткие и внимательные. Какая-то ответственность существует…
«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВКИ, ТО, ЧТО МЫ СЕЙЧАС ПОЛУЧАЕМ, - ЭТО СОВЕРШЕННО НЕДОСТАТОЧНО»
- Если вернуться в советские времена, то приходится признать, что известных гроссмейстеров, не говоря уж о чемпионах мира, в лицо знала вся страна. К Талю в номер ломились неизвестные поклонники, у Спасского повсеместно просили автографы, «ботвинником» прозвали такси. А что сейчас? У тебя 24-й в мире рейтинг, то есть, выше тебя стоят только 23 человека! По идее, тебя должны узнавать на улице, приглашать на телеэфиры и презентации. Ты должен быть селебрити! А в реальности ты с чем-нибудь таким сталкивался?
- Я не очень это ощущаю. Думаю, в Украине меня за всю жизнь узнавали раз 10. И не могу сказать, что мне этого недостает. Я такой человек, шума не люблю. Мне нравится выйти, спокойно погулять в парке. Так что вся эту шумиха для меня не особенно важна. Гораздо важнее - состояться самому, реализовать себя в полной мере. А успех и то, что происходит вокруг, - все это меня не очень интересует. Наверное, я не очень тщеславен.
- Обе наши национальные команды отправляются сейчас на чемпионат мира. (Беседа состоялась накануне отъезда.- Ред.) Как готовились к турниру? Вам дали отдохнуть, потренироваться? Государство каким-то образом поспособствовало подготовке?
- Я буду говорить прямо: с точки зрения подготовки, то, что мы сейчас получаем, - это совершенно недостаточно. Вот, я приехал в Киев из германской бундеслиги, где сыграл последний уик-энд. И сейчас пару дней до вылета мы находимся на базе в Конча-Заспе.
- Кто предоставляет базу?
- Министерство по делам молодежи и спорта. И тамошние условия я считаю недостаточными для занятий шахматами.
- А вот теперь поподробнее. У нас ведь большинство людей думает так: «Ну, какие им еще нужны условия? Сел за доску - и двигай себе фигурки, играй!»
- Да, это правда, многие так думают.
- Объясни тогда, что необходимо для подготовки хорошего шахматиста.
- Мы в среднем работаем 6-8 часов в день. Сидим, концентрируемся за шахматной доской, за компьютером. И, в первую очередь, бытовые условия должны быть нормальными. Нормальный номер. Стол, чтобы можно было разложить шахматы, компьютер…
- …Балкон, что выйти, глотнуть воздуха…
- Да. Питание, природа, возможность заняться спортом - это очень важно. И сильные гроссмейстеры, в занимаются спортом более-менее регулярно. Потому что работа за доской во время шахматной партии длится, в среднем, 5-6 часов, и это не только психологическая и ментальная нагрузка, но и физическая! Поэтому физическая подготовка - это очень важная часть нашей жизни. И для того, чтобы добиваться действительно высоких результатов, - совершенно необходимый элемент.
Вот почему на тренировочных сборах мы должны обладать теми же условиями, что и другие спортсмены. А может, быть даже и лучше.
- Читателю будет нелишним знать, что когда, например, топовые шахматисты готовятся к турниру претендентов или матчу за мировую корону, они зачастую проводят сборы на море, в уединенной местности с прекрасными условиями. Тренеры, отменное питание, свежий воздух - все в их распоряжении! Более того, они берут с собой на сборы сильных шахматистов - для спаррингов, поиска новых идей. И помогает им в этом именно государство. Но в нашем случае о каких-то зарубежных консультантах, я так понимаю, речи быть не может, ведь все это упирается в деньги?
- Да, это все упирается в деньги. Хотя это уже и вторичный вопрос. Если бы у нас была возможность оплачивать сборы со всесторонними бытовыми условиями, природой, с хорошей возможностью заниматься спортом и купаться в море - уже было бы хорошо. Что касается тренеров, то это, конечно, тоже желательно, - но в наших реалиях, видимо, несбыточно. Я же говорю о том, что сделать вполне реально.
В том же Азербайджане, например, работали уже очень многие тренеры из-за границы. И сейчас работают - такие, например, как Александр Халифман (санкт-петербургский гроссмейстер, чемпион мира ФИДЕ 1999 года). Нам нужно подтягиваться за этими странами. Я, конечно, не очень верю в то, что у нас могут быть подобные условия. Но, я считаю, должны быть хотя бы приближенные. Пока мы конкурируем с ними в полной мере. Но пройдет несколько лет - и кто знает, что будет дальше. Подрастут другие молодые шахматисты, а у нас в этом плане условия совершенно недостаточные…И я боюсь, что пройдет несколько лет - и мы перестанем с ними конкурировать.
- Расскажи немного о прошедших сборах сборных. Кто в них участвовал и поедет на чемпионат?
- Эти сборы у нас традиционные, мы собираемся в Конча-Заспе.
- Включая нашего ветерана Василия Иванчука?
- Василий Иванчук, надо сказать, обычно принимает участие почти во всех командных соревнованиях. Но с точки зрения участия в сборах, он немножко индивидуалист и, как правило, не принимает в них участие. Просто находится где-то в Киеве и присоединяется к нам непосредственно перед вылетом на соревнование.
А в этих сборах принимают участие Юра Криворучко и Саша Моисеенко. Руслан Пономарев тоже в Киеве, но у него свои дела.
Из девочек я пока не видел никого, кроме Инны Гапоненко. Очень жду, когда все-таки представится возможность лично поздравить Машу Музычук. Как раз сегодня вроде бы должны подъехать!
Источник Цензор
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 ноября 2024, 22:30 0

Пабло Торре не устраивает нынешнее количество игровой практики в стане «блаугранас»

Комментарии