Больше, чем спорт – не меньше, чем искусство
Фигурное катание: история, экипировка, правила, мировые и украинские лидеры
- 31 января 2006, 17:00
- |
- 1180
- 0
Фигурное катание - один из самых красивых, зрелищных и любимых зимних видов спорта. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не видел эти красочные выступления на льду. Но все же, для проформы, отметим, что суть фигурного катания состоит в выполнении технических и художественных элементов на льду под музыку.
История
Мы не будем распространяться об истории коньков как таковых, об этом вы можете прочитать в статье , посвященной конькобежному спорту.
Что касается истории непосредственно фигурного катания, то она также началась в Голландии в 16 веке. Именно здесь начали практиковать катание на коньках по замерзшим рекам и каналам не только в целях транспортировки, но и для развлечения. То, что лезвия коньков стали изготовлять из металла и затачивать, позволило выполнять более сложные и грациозные движения. Видимо, поэтому голландцам стало скучно просто наматывать круги или соревноваться в скорости, и они придумали прообразы элементов современного фигурного катания, например, голландское вращение.
Голландские купцы научили новому развлечению англичан, которые хорошо его приняли. Более того, они усовершенствовали форму лезвия конька и даже придумали первые правила фигурного катания. Эти заслуги приписывают некоему лейтенанту артиллерии Роберту Джонсу, который вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями издал первый свод правил катания на льду. Между прочим, некоторые из этих правил применяются и по сей день.
Далее фигурное катание перекочевало в Италию, Германию и Францию, где в качестве катков использовались замерзшие водоемы. Уже в 1813 году было издано специальное руководство, в котором упор делался не только на технические элементы, но и на артистичность и презентацию выступления.
Число любителей покататься на коньках стремительно росло, и в 1858 году в США был построен первый каток, правда, лед на нем все еще был естественный, а в 1876 в Великобритании был открыт и каток с искусственным льдом, что позволяло людям кататься круглый год.
Первые соревнования по фигурному катанию стали проводиться уже во второй половине ХIХ века, причем участники обязаны были выполнять обязательные и специальные фигуры, от чего, кстати, и произошло название этого вида спорта.
В 1892 году был основан Международный союз конькобежцев, куда вошло и фигурное катание. В Олимпийскую же программу фигурное катание вошло раньше всех остальных видов спорта - дело в том, что фигуристы начали выступать еще на летней Олимпиаде 1908 года, так как катки вполне позволяли это. А с учреждением Зимних Олимпийских игр в 1924 фигурное катание заняло достойное место среди зимних видов спорта. Правда, тогда в программу входило только одиночное и парное катание, а вот танцы на льду были приняты в Олимпийскую семью только в 1976 году в Инсбруке.
С момента включения фигурного катания в Олимпийские игры многое изменилось - было усовершенствовано оборудование, изобретены и улучшены многие прыжки и элементы, даже судейская система не миновала модернизации, но от этого оно не потеряло свое очарование и продолжает оставаться одним из красивейших видов спорта.
Оборудование
Хотя на первый взгляд все коньки могут казаться похожими, это не так. В каждом виде спорта у них есть свои более или менее значительные особенности, и фигурное катание в этом правиле не исключение.
У «фигурных» коньков лезвие немного изогнуто (для облегчения поворотов и вращений), а его острие сделано из закаленной стали для обеспечения большей остроты. Кроме того, острие, ширина которого составляет 3-4 мм, обязательно необходимо затачивать. На передней части лезвии существуют зубчики, которые необходимые для того, чтобы спортсменам было удобнее отталкиваться для прыжка и как точка опоры во время вращений.
Ботинки профессиональных фигуристов сделаны по индивидуальному заказу с учетом особенностей каждой из ног. Обычно они изготавливаются из жесткой кожи и плотно обхватывают лодыжку, как бы фиксируя ее. Кроме того, у таких ботинок большие язычки, позволяя ноге быть более подвижной внутри обуви, хотя снаружи нога затянута шнурками очень плотно. Есть и еще одна деталь лыжных ботинок - каблуки. Ведь сначала для катания использовали повседневную обувь, и каблуки были ее обязательной частью. Но теперь у них есть и практическая сторона. Например, ледовые танцоры предпочитают высокие каблуки, так как с ними легче сильно отталкиваться и переносить вес на переднюю часть ноги, что необходимо для четкого конькового шага. А, кроме того, если партнер не намного выше партнерши, каблуки могут помочь фигуристу немного «вырасти» и произвести впечатление более гармоничной пары.
Одна из самых заметных частей экипировки - костюмы фигуристов. Как и в бальных танцах, костюмы занимают далеко не последнее место в общей картине выступления. Они должны соответствовать музыке, программе катания, подходить спортсменам, да и вообще быть очень красивыми и запоминающимися, ведь на судей нужно произвести впечатление во всем. Оригинальность только приветствуется, хотя и меру нужно знать. Особенно спортсмены поражают своими нарядами в показательных выступлениях, где можно увидеть все - от джедаев до веселого костюма качка (которым поражает всех Евгений Плющенко). Но при всем при этом костюм должен быть еще и удобным, чтобы не стеснять движений и не путаться под ногами, руками и прочими частями тела. Кстати, еще несколько лет назад женщины обязаны были выступать в юбках, но сейчас это дискриминирующее, по мнению некоторых, требование было снято, и сейчас многие дамы также катаются в брюках.
И, конечно, не стоит забывать о макияже - ведь в фигуристах все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и катание.
Правила
Прежде чем перейти к правилам судейства, стоит рассказать, что же вообще проделывают фигуристы на катке, чем произвольная программа отличатся от обязательной, а Аксель - от тулупа и риттбергера.
Итак, вообще в Олимпийской программе фигурное катание представлено следующими разновидностями: индивидуальное женское, мужское и парное фигурное катание, а также парные танцы на льду. Если собственно фигурное катание в большей степени делает упор на исполнение сложных технических элементов, то танцы на льду очень похожи на обычные бальные танцы, только на коньках, то есть здесь учитываются танцевальные па, чувство ритма и музыки, интерпретация и т. д., хотя и без технических элементов не обходится.
В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы - короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, спортсмены получают треть общего количества очков. И хотя музыкальное сопровождение фигуристы выбирают сами, в короткой программе они обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие какого-то из элементов следует штраф.
Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. И хотя здесь как бы нет официальных элементов, естественно, что, разрабатывая свою программу, фигуристы стремятся включить в нее элементы посложнее (за которые можно получить больше баллов). При этом, программа должна быть хорошо сбалансированной, например, если в ней будут одни прыжки, как бы хорошо они ни были выполнены, вряд ли спортсмен сможет претендовать на что-нибудь серьезное.
В парном фигурном катании также существуют короткая и произвольная программы, такие же, как и в индивидуальном, только элементы несколько отличаются. Так, обязательны для пар поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение, ведь пара должна производить впечатление одного целого.
А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов (поддержки, дорожки шагов и т.д.). Этот танец составляет 20% от общего зачета. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, например латину, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Эта часть выступлений засчитывается за 30% общей суммы очков. Ну а всю широту своей фантазии, таланта и мастерства танцоры могут показать в произвольном танце. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего - оставшиеся 50 %.
Теперь скажем два слово о прыжках, ведь все эти тулупы могут запутать. Всего существует 6 основных прыжков, некоторые из которых названы в честь своих создателей. Если перечислять с самого легкого до самого сложного, их последовательность будет выглядеть так: Сальхов, тулуп, Риттбергер, флип, Лутц и Аксель. Отличаются эти прыжки способами захода на них, толчковой ногой и ногой приземления, а также положением ног во время прыжка. Аксель считается самым сложным из всех, потому что перед прыжком фигурист катится не назад, а вперед, что у некоторых спортсменов вызывает определенные трудности.
А теперь пора приступить к одному из самых важных элементов фигурного катания для болельшиков - судейству. С судейством в фигурном катании, как и в любом другом виде спорта, где все нельзя определить точными приборами, всегда возникали проблемы. Ведь как ни крути, судьи живые люди, и кто-то из них пристрастен, кто-то задумался и пропустил ошибку, в общем, масса возможностей придраться. Своего апогея кризис судейства достиг на прошлой Олимпиаде в Солт-Лейк Сити, когда канадский дуэт, занявший второе место после россиян, стал оспаривать свои оценки, мотивируя это тем, что одной из судей якобы угрожали и запрещали ставить им высокие баллы. Затем оказалось, что никто никому не угрожал, но канадцам все равно дали еще одну золотую медаль, совместно с Сихарулидзе и Бережной, и никого не волновало, что русский дуэт был лучше на несколько голов.
Так что, старую систему судейства заменили на новую, более совершенную, по мнению ее создателей. Теперь вы не увидите флажков, обозначающих национальность арбитра, и очков, которые они выставили, а, соответственно, не сможете возмущаться что вот, опять американец/литовец/кувейтец засуживает наших. Теперь в процессе выставления баллов участвуют 12 специалистов, кроме того, еще трое следят специально за техническими элементами и определяют их уровень и чистоту выполнения. Судьи же должны не сравнивать фигуристов друг с другом, а непосредственно выставлять оценки за каждый элемент. Тут тоже система очень сложная. Для тех, кому интересно, продолжим. Каждый судья может выставить за тот или иной элемент от -3 до +3 баллов. Компьютер выбирает из 12 судей 9,самый высокий и самый низкий результат отнимаются, а из получившегося выводится среднее арифметическое, которое затем добавляется к цене каждого элемента (ведь у каждого элемента теперь есть определенное количество баллов). И так с каждым элементом. Затем все эти результаты суммируются и получается оценка за технику. Кроме того, выставляется и вторая оценка - за презентацию программы (то есть то, что раньше называлось - за артистичность), которой оценивается целостность, красота и гармоничность выступления. А уж по сумме всех оценок и получается общий балл, за который и дают (или не дают) медали.
Конечно, и эта система далеко не совершенна. Не всегда стоит полагаться на мнение компьютера, и зачастую какие-то сотые отделяют фигуристов от тройки призеров. А что такое сотая в фигурном катании?
Мировые лидеры
Мировой лидер по производству олимпийских чемпионов (а также чемпионов мира и Европы) в последние, скажем так, десятилетия сформировался достаточно четко. Это Россия, бывший СССР. На Олимпиаде в Турине Россия обоснованно претендует на золото во всех четырех видах программы. И процентов на 90 (если не случится что-то ужасное, вроде чьей-то травмы, болезни или заползания канадской пары на уже занятый пьедестал) Плющенко, Слуцкая, Навка и Костомаров и Тотьмянина с Марининым свои золотые медали получат. И это, вообще-то было бы абсолютно справедливо - говорить об этом можно с уверенностью, ибо блестящее выступление этих фигуристов на чемпионате Европы в Лионе еще очень свежо в памяти. Но в мире больше фигуристов, чем в Европе, и те же канадцы, а также, безусловно, американцы, и даже японцы с китайцами обязательно вмешаются в борьбу. Теоретически вмешаться они могут в борьбу за вторые и третьи места, но кто знает, что придет в голову тем оставшимся, невыкинутым компьютером, судьям?
Главным конкурентом Евгения Плющенко является молодой швейцарец Стефан Ламбиэль. Звезда его взошла на последнем московском чемпионате мира, который Евгений Плющенко начал, но не закончил из-за травмы. А вот Ламбиэль его закончил и в отсутствие Крестного отца заслуженно стал первым. На чемпионате Европы Стефан был очень неплох, делал прыжки в четыре оборота, словно какое-то швейцарское горное животное. Казалось, что это выступил чемпион. Но так казалось до выступления Плющенко, который и прыгал лучше, и приземлялся четче, и просто был на порядок сильнее (и гибче, и взрослее, и артистичнее, в общем, по всем параметрам). Теоретически также должно все пройти и в Турине, если, конечно, молодой швейцарец не припас какой-нибудь козырь. Впрочем, вряд ли какие-то там козыри могут перевесить авторитет, который Плющенко создавал годами. Да и не будем забывать, что он просто лучше и все.
А в мире есть еще такие одиночники, как Эмануэль Санду и Джеффри Баттл из Канады, и Дайсуке Таканаши и Нобунари Ода из Японии. Они все опередили Плющенко и Ламбиэля в сериях Гран-При в прошлом сезоне, но это, конечно, ничего не значит.
Стала чемпионкой Европы и Ирина Слуцкая, которая в Лионе опередила землячку Соколову. Ирина вернулась в большой спорт после болезни. И это само по себе заставляет симпатизировать этой хрупкой, но очень сильной женщине. К тому же, она просто великолепна. Но за нее уверенным в Турине быть нельзя. Женское одиночное плавание в фигурном катании нынче - самый скользкий вид. Есть целая куча американок, которые обожают завоевывать медали именно тут (Саша Коэн и Мишель Кван, к примеру), да и японки занимают уверенные позиции здесь (их сразу три, из которых главной является Мао Осада, вторая в финале Гран-При 2005). Плюс судейство, которое явно будет не за Слуцкую. Мы помним, как бессовестно ее засудили в Солт-Лэйк Сити.
В парном катании позиции Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина будут потверже. Тут превосходство слишком велико для каких-то судейских попыток. Ставшая второй на чемпионате Европы пара Савченко-Шелковый, может быть очень довольна серебром и в Турине. Алена Савченко, кстати, родом из Киева, и даже на прошлой Олимпиаде выступала за Украину (без какого-либо Робина Шелкового). А в мире есть еще китайская пара Дэн и Хао Цзянг, которые заняли второе место на этапах Гран-При в прошлом сезоне. Ну и пор Марию Петрову и Алексея Тихонова не стоит забывать, хотя и быть им вечно третьими.
Ну и в спортивных танцах тоже есть лидер, и он тоже из России. Это дуэт Татьяна Навка/Роман Костомаров. Эти питерские фигуристы еще не имеют олимпийских медалей, но уже являются двукратными чемпионами мира и трехкратными - Европы. Мало сомнений в том, что и в Турине они будут первыми. Хотя конкуренты есть и, прежде всего, это дуэт из Одессы - Елена Грушина и Руслан Гончаров. Елена и Руслан второй год подряд становятся вторыми на чемпионате Европы, были бронзовыми призерами чемпионата мира. Опыт, мастерство, все при них, но для того, чтобы свергнуть фаворитов, в таком консервативном виде спорта, как фигурное катание, нужно показать что-то эдакое. Этого Грушина и Гончаров не показали в Лионе, хотя они и лидировали после короткой программы. Может быть, на ОИ мы это увидим?
Но конкурентов хватает и за второе место. Это два французских дуэта - Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер, которых мы видели в Лионе, и Мари-Франс Дюбрель и Патрис Лазон, которых мы там не видели (но второе место в Гран-При). Израильский дуэт Галит Чаит и Сергей Сахновский и литовцы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, которые вернулись в любители специально под Олимпиаду и произвели фурор на ЧЕ в Лионе. А еще есть два американских дуэта и один канадский, от которых вполне можно ожидать разных гадостей.
В Украине
Достаточно серьезной делегацией представлена в Турине сборная нашей страны по фигурному катанию. И, пожалуй, как ни в каком другом виде спорта, мы можем рассчитывать на медали в фигурном катании. Медали эти серебряные или на худой конец бронзовые (но уж никак не меньше) по всем раскладам должны добыть уже упомянутые Грушина и Гончаров. Это главная олимпийская надежда сборной в этом и всех прочих зимних видах спорта.
Но поедут в Турин и другие фигуристы, которым, правда, добыть медали будет сложновато. Андрей Бех и Юлия Белоглазова в парном катании приняли участие в трех чемпионатах Европы и все три раза оказывались в десятке (дважды они были девятыми и вот в Лионе шагнули чуть назад из-за серьезной ошибки в короткой программе). На Олимпиаде их слегка потеснят разные китайцы и североамериканцы, но, в общем, в 15-ти сильнейших они будут. Второй нашей парой в танцах на льду будет харьковская пара Олег Войко и Юлия Головина. Они неплохо откатались на ЧЕ, но, понятно, были далеки от призовых мест. Юлия и Олег уже участвовали в Олимпийских Играх в 2002 году и были 21-ми. Также они стабильно участвуют на протяжении последних четырех лет на чемпионатах мира и Европы и занимаются 21-22 места в мире, и 15-16 - в Европе. Так оно, видимо, будет и в Турине.
Еще одна наша пара - Татьяна Волосожар и Станислав Морозов (экс-партнер Алены Савченко, уже упомянутой). А в одиночном разряде Украину представят Елена Ляшенко и Галина Ефременко, а также Антон Ковалевский. На последнем чемпионате Европы из них выступал только Ковалевский и сделал это неплохо. Впрочем, вполне можно надеяться и на серебряную призерку ЧЕ-2004 Елену Ляшенко. Главное, чтобы она была здорова.
В общем, фигурное катание обещает стать одним из самых интересных видов программы в Турине. Для украинских болельщиков, как и для братьев-россиян, особенно, ибо есть за кого поболеть и кем полюбоваться. Ну а смогут ли Грушина и Гончаров или Ляшенко повторить успехи Виктора Петренко и Оксаны Баюл, мы узнаем скоро.
Мария Безчастная, Андрей Крикунов