КИЧА: «Супервайзер НХЛ сказал: «Ты судил здорово!»
Украинский судья впервые в истории обслуживал матчи Олимпийских игр
Сборная Украины по хоккею второй раз кряду не была представлена на слете сильнейших держав мира — Олимпийских играх. Однако совсем уж без украинцев в самой быстрой игре не обошлось. В число восьми лучших лайнсменов мира, обслуживающих хоккейный турнир в Канаде, вошел и наш киевский служитель Фемиды. Именно 29-летний Андрей КИЧА стал первым украинским судьей, прорубившим «окно» на Олимпиаду. На Играх в Ванкувере юрист по образованию отсвистел три поединка: Швеция — Германия (2:0), Латвия — Словакия (0:6) и Словакия — Норвегия (4:3).
Чтобы судить в элите — пришлось похудеть
—Андрей, еще недавно вы дебютировали в элитной судейской компании, когда вас пригласили на мировой чемпионат в Москву в качестве лайнсмена, а сегодня попали в той же ипостаси в число избранных на Олимпиаду в Канаду! Сказочное признание, не правда ли?
— Все мои действия и старания за последние 9 лет, что я обслуживаю поединки чемпионата мира под эгидой ИИХФ (Международной федерации хоккея), были направлены на достижение заветных целей. И то, что удалось работать на ЧМ-2009 на матче за «бронзу» (Швеция — США — 4:2), а теперь и три матча Олимпиады — это результат тяжелого труда и полной отдачи.
—Приглашение на Олимпиаду ассистента арбитра из страны, которая не представлена в элите,— событие неординарное?
—Один из ведущих канадских рефери Пол Деворски (51 год), обслуживающий встречи НХЛ с 1989 года (около 1 200 матчей в «регулярке») и имеющий наши корни (его дед родом из Украины), заметил, что это большое достижение для хоккея Украины. Ведь украинский линейный судья обошел по своим профессиональным качествам арбитров из таких хоккейных стран, как Швеция, Швейцария, Белоруссия, Латвия и Норвегия. Приятно было услышать такие слова от настоящего профессионала.
—На зимних Играх Андрей Кича обслуживал три поединка. А сколько изначально планировалось графиком?
—Такого графика нет. Каждый арбитр, который работал на Олимпиаде, мог отсудить любую встречу: от первой до финала, так как квалификация каждого была очень высокой. Отбор судей на решающие игры Олимпиады был по принципу «фейр-плей»: доверялось обслуживать опытным арбитрам, которые судят уже не первую Олимпиаду. Судьи-дебютанты Олимпиады получили максимум назначений на четвертьфинал. Отсудив три встречи на Олимпиаде, одна из которых «стыковая» за выход в четвертьфинал, расценивается всеми, как очень хороший результат. Супервайзер НХЛ Терри Грэксон после Олимпиады сказал мне: «Андрей, ты достоин обслуживать игры и дальше. Ты отлично отработал, у тебя хорошие оценки и не должен думать, что тебя не назначили на игры четвертьфинала и полуфинала из-за того, что ты плохо работал. Ты судил здорово».
—Это правда, что вашей премьере на первом элитном турнире (ЧМ-2007) мог помешать лишний вес?
—Так и есть. Один супервайзер, который следил за работой судей на венгерском форуме в низшем дивизионе, сказал по итогам турнира, что я соответствую уровню ТОП-судей, но для этого мне нужно скинуть 6—7 кг. Пришлось похудеть с 93 кг до 86-ти. Сейчас я продолжаю держать себя в спортивной форме и на Олимпиаде мой вес отвечал международным стандартам.
—Вы три года подряд обслуживали встречи высшего дивизиона чемпионата мира и добились назначения на Олимпиаду! Что дальше?
- Судьи, работавшие в Ванкувере, на предстоящий чемпионат мира в Германию не поедут. Такая позиция ИИХФ. Нужно давать дорогу молодым талантам. В моих планах на этот сезон судейство плей-офф чемпионата Украины, возможно, даже в качестве главного арбитра.
—Существует ли вероятность того, что вы дослужитесь когда-то и до главного арбитра на масштабных соревнованиях? Вы ведь имеете опыт работы с красными повязками рефери в матчах национального первенства Украины? Или на ЧМ не практикуются подобные эксперименты?
—Как раз практикуются. Это нормальное явление для ИИХФ. Чтобы получить потенциальный шанс дорасти до назначения главным арбитром в элитном дивизионе, необходимо пройти становление лайнсменом. Конечно, сие правило распространяется не на всех. Есть масса примеров, когда прекрасному линейному просто не дано быть главным (он не может подняться на этот уровень), так же, как и не каждому арбитру суждено проявить себя в «шкуре» лайнсмена... Что касается моей цели дослужиться до назначения главным арбитром на матчах высшего дивизиона, то да — это очередная мечта. Добавлю, что пока отечественные судьи работают в элитном дивизионе или представляют державу на Олимпиаде, на нашу страну будут смотреть с уважением, ибо люди понимают, что Украина способна воспитать человека высокой квалификации и мировых стандартов.
—На премьерном форуме в Москве вы взяли на себя ответственность порекомендовать рефери удалить до конца матча Александра Овечкина. Как думаете, та ваша инициатива на домашнем для россиян чемпионате мира добавила вам вистов?
—Скорее всего, ведь я действовал строго по правилам. В поединке против швейцарцев грязный прием Овечкина пришелся на мой борт, чего не видели арбитр и второй лайнсмен. Я доложил рефери, который и удалил Овечкина под свист трибун. Впоследствии Александра на экстренном собрании ИИХФ дополнительно дисквалифицировали на один поединок. Возможно, тот поступок произвел на супервайзеров впечатление, ведь они оценили правильное решение украинского судьи и поняли, что новичок не случайно попал на ЧМ-2007.
Тренируюсь перед зеркалом
—ИИХФ ратует за то, чтобы на чемпионатах мира лайнсмены предотвращали потасовки и в зародыше гасили желание хоккеистов помахать кулаками. Наверное, достается вам в особо горячих матчах? Без синяков и ушибов не обходится?
—Когда приходится защищать слабого от сильного, всякое случается. Достается по туловищу, проскальзывают удары в голову... Памятен мне один из этапов «Евро-челленджа» в Киеве, когда Срюбко добрался до датчанина и завязалась драка. Пришлось скандинава выручать ценой собственных побоев. Но, в принципе, лайнсмены — физически крепкие ребята, которые дополнительно работают над своей «физикой» и не надеются исключительно на багаж знаний и свой потенциал. Важно, помимо судейства, пару раз в неделю профессионально посещать тренажерный зал, работать со скакалкой, упражняться перед зеркалом. Хоккеисты будут уважать судью только в том случае, если он отдает отчет своим действиям.
—Какие требования предъявляются лайнсмену ТОП-уровня?
—Четкое знание правил — это в первую очередь. Еще важно быть интеллектуальным и дипломатичным рефери, владеющим в совершенстве английским языком. Без знания английского невозможно получить назначение на чемпионаты элитного дивизиона или Олимпиады. В лучшем случае — второй дивизион.
—Кстати, ваш путь к судейскому признанию, кажется, не был устлан розами. Что вообще заставило взяться за свисток?
— В свое время я был хоккеистом юношеской команды «Сокола», привлекался во второй состав киевлян, но где-то в 17-летнем возрасте от моих дальнейших услуг тренеры отказались. Я был подавлен, угнетен, ведь разбилась детская мечта, все мои стремления и усилия были в миг уничтожены. Апатия ко всему продолжалась несколько месяцев, я стал более черствым человеком. Все изменилось в один прекрасный летний день 1997 года, когда живущий по соседству Валерий Иванович Савицкий — известный в столице судья-информатор и отец нынешнего тренера «молодежки» Александра Савицкого, предложил мне прийти на матч «Сокола» и посидеть на «фонаре» за воротами. Поначалу я открещивался, полагая, что игроку не престижно вступать в союз Фемиды, что бывшие партнеры «по цеху» посчитают тебя кем-то вроде изгоя... Однако я откликнулся на новый вызов судьбы и пришел на каток. Уже после матча ко мне подошел известный судья Алексей Друкаренко и предложил прийти на встречу детских команд, где он работал арбитром в поле.
—Там и состоялась ваше боевое крещение в качестве лайнсмена?
—Именно. Хотя судейской формы у меня не нашлось, надел невзрачные черные штаны, натянул монотонную футболку — далеко не судейскую, и вперед.
—Правила знали досконально?
—Какое там. Конечно, какая-то основа знаний имелась, но это абсолютно не те требования. Как бы там ни было, но после игры Друкаренко попросил меня, чтобы я ни в коем случае не отбрасывал свисток в сторону. Так и «завязалась» моя судейская карьера, за что я очень благодарен Валерию Ивановичу Савицкому и Алексею Ивановичу Друкаренко, которые дали шанс и выпестовали меня при поддержке других судей до уровня класса сильнейших!
Юрист, адвокат, судья…
—Сейчас хоккей — это ваш основной род деятельности?
— Я бы сказал — это профессиональное хобби. В свое время получил второе высшее образование (юридическое) и уже много лет по специальности тружусь в одной известной компании юристом. Параллельно предоставляю еще и адвокатские услуги.
—Интересно, а в гражданском суде вы бы могли себя проявить?
—Вы удивитесь, но в начале века мне приходилось работать секретарем заседаний в Хозяйственном суде города Киева, непосредственно участвуя в огромном количестве судебных споров (улыбается).
—Возникало ли когда-либо желание «завязать» с судейством?
—Никогда, хотя сложных моментов случалось немало. Например, перед моим дебютом на ЧМ-2007 моя фирма не хотела меня отпускать на турнир из-за того, что в процессе была очень крупная сделка. Конфликт интересов. Но приходилось объяснять о великой цели за последние годы, искать консенсус. Пришлось отложить сделку на 20 дней, пока я не вернулся с турнира.
— Давно хотел спросить: нападающий Георгий Кича из «Белого Барса» не ваш родственник?
—Нет, однофамилец.
—Судьи в каждом матче слышат матерные слова в свой адрес?
—К сожалению, да. Причем оскорбляют нашего брата даже наставники команд.
—Будь ваша воля, что поменяли бы в правилах?
—Думаю, что мой возраст и возраст игры в хоккей несопоставим и не дает мне полномочий вносить изменения в правила (улыбается).
—Бывало, что давали свисток случайно, на выдохе?
—Такой ошибкой грешат многие судьи, главное — не сломаться под напором критики и оскорблений.
—Случалось, что приходилось судить при минусовой температуре, а в губах замерзал свисток?
—Случалось. Нужно следить за своей амуницией в любую погоду, чтобы жидкость, которая скапливается в свистке, потом не травмировала уста (улыбается).
—50 граммов «для храбрости» перед игрой принимаете?
— Нет, это не практикуется, не приветствуется и запрещается. У нас в судейской коллегии все отдают отчет своим поступкам, поэтому с алкоголем не балуются.
—А после игры?
—Даже на чемпионате мира в элитном дивизионе каждому судье полагается бутылка пива, иногда две. Так что все проходит в пределах правил и регламента (улыбается).
Вячеслав ВОЛКОВ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Жирона» победила »Эспаньол»
Украинский боксер неожидано проиграл Лабиноту Джоджаю