Моторный скандал в Ф1. Что придумал Мерседес и почему конкуренты в гневе
Первые протесты начали поступать еще до того, как болиды нового поколения выехали на трассу
В следующем году вступает в силу новый регламент Формулы-1, который станет одним из самых масштабных, если не самым радикальным, за последние десятилетия.
Болиды станут меньше и легче, появится активная аэродинамика, а изменения коснутся и силовых агрегатов. Баланс между электрической составляющей и двигателем внутреннего сгорания изменится с 80/20 в пользу ДВС до равновесия 50/50.
Среди изменений регламента силовой установки также предусмотрено сокращение степени сжатия двигателей – с 1:18 до 1:16. Именно это последнее изменение стало поводом для жарких дискуссий и обращений непосредственно в FIA.
В следующем сезоне в Ф1 будет работать пять поставщиков моторов: Ауди (Ауди), Мерседес (Мерседес, Макларен, Уильямс, Альпин), Феррари (Феррари, Кадиллак, Хаас), Хонда (Астон Мартин) и Ред Булл-Форд (Ред Булл, Рейсинг Буллз).
По имеющейся информации, Мерседес и Ред Булл якобы смогли найти лазейку в правилах, что может дать их болидам преимущество до 0,5 секунды на круге.
В этом материале мы расскажем, какие именно технические решения придумали команды и как их конкуренты планируют противодействовать этому потенциальному преимуществу.
В чем преимущество
Степень сжатия – это показатель, который показывает, во сколько раз воздушно-топливная смесь сжимается в цилиндре с момента, когда поршень находится внизу, до момента, когда он находится в самой высокой точке. Простыми словами, это отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания.
В регламенте, введенном в 2022 году, степень сжатия составляла 1:18,0, а по новым правилам ее уменьшили до 1:16,0.
Это можно считать шагом назад, ведь с более высокой степенью сжатия можно получить больше мощности из того же количества топлива, что означает потенциально большую производительность двигателя внутреннего сгорания.
Сообщается, что двое из производителей, а именно Мерседес и Ред Булл, нашли так называемую «серую зону» в этих правилах, которая позволяет обойти ограничения.
Однако реализовать это сложно, ведь FIA будет активно проверять соответствие всех элементов болида правилам. В частности, в отношении степени сжатия указано:
«Ни один цилиндр двигателя не может иметь геометрическую степень сжатия выше 16,0. Процедура измерения этого значения будет подробно описана каждому производителю и выполнена при температуре окружающей среды. Эта процедура должна быть одобрена техническим отделом FIA и включена в досье гомологации производителя».
Якобы они сумели сделать так, чтобы при температуре окружающей среды, во время испытаний, все соответствовало прописанному значению сжатия – именно 1:16,0.
Однако в гоночных условиях, когда температура двигателя повышается и материалы расширяются, уровень сжатия превышает допустимые пределы.

Неизвестно, действительно ли он достигает 1:18, но если это так, то преимущество, которое получат болиды с этими силовыми установками, может достигать около 15 лошадиных сил. Это соответствует примерно 0,3–0,5 секунды на круге, в зависимости от трассы.
Конечно, это значительное преимущество, поэтому другие производители уже обратились в FIA с просьбой запретить использование этой технологии.
И вот здесь Федерация оказывается перед сложным выбором. Вместе клиенты Мерседес и Форд Ред Булл составляют более половины пелотона – 6 команд из 11, то есть аж 12 болидов.
Запрет их решения означает заставить переделывать моторы для значительной части пелотона всего за месяц до первых тестов, что несет с собой риски надежности и производительности. А если этого не сделать, это фактически лишит шансов на победы и высокие места клиентов Феррари, Хонды и Ауди.
При этом в источниках отмечают, что Ред Булл, присоединившийся к этому решению позже, еще может вернуться к разрешенным показателям 1:16,0. А вот Мерседес, который значительно дольше работал с этой концепцией, уже не успеет этого сделать.

Что решит ФИА и действия конкурентов
Как отмечает авторитетное издание Motorsport, FIA намерена – или, возможно, уже приняла решение признать концепцию Мерседеса и Ред Булл полностью легальной, если она способна пройти стендовые испытания, даже если во время работы степень сжатия превышает допустимое значение.
Ситуация напоминает то, что произошло с системой DAS у Мерседеса в 2020 году, которая позволяла механически изменять угол колес прямо во время движения машины. Прямых пунктов регламента, которые запрещали бы ее использование, не существовало, поэтому было достигнуто соглашение, которое позволяло применять систему в 2020 году, с обещанием избавиться от нее в 2021-м.
После этого у команд-конкурентов остается три возможных варианта действий:
1. Перепроектировать двигатель
Ауди, Хонда и Феррари могут попытаться оперативно перепроектировать двигатель в максимально короткие сроки и до начала февральских тестов внедрить новую конструкцию, чтобы она полностью соответствовала действующим проверкам и регламенту FIA. Это предполагает быстрое внесение технических изменений, проведение всех необходимых стендовых испытаний и проверку соответствия разрешенным параметрам, чтобы не потерять конкурентоспособность на старте сезона.
Однако при этом нет никаких гарантий, что команде удастся в сжатые сроки достичь такого же уровня эффективности и, что главное, надежности двигателя. Риски чрезвычайно высоки, и вряд ли кто-то успеет завершить все необходимые работы вовремя.
Полноценные изменения скорее всего получится сделать не раньше чем к середине чемпионата.

2. ADUO
Воспользоваться процедурой ADUO (Additional Development and Upgrade Opportunities). Это новая концепция, внедренная FIA в регламенте двигателей с начала сезона 2026 года, которая предусматривает дополнительные возможности развития и модернизации силовых установок. Цель ADUO – сравнять характеристики двигателей разных производителей и не допустить доминирования одного из них. По условиям процедуры, после каждой 6-й, 12-й и 18-й гонок сезона отстающие мотористы получают определенные послабления, в частности увеличение лимита расходов и дополнительные часы испытаний.
3. Протесты
Подавать протесты на каждую гонку и пытаться доказать нелегальность решения соперников в ходе официальных расследований. Команды-конкуренты, скорее всего, будут апеллировать к общему пункту регламента, который прямо указывает: «Болиды Формулы-1 должны полностью соответствовать правилам в течение всего времени проведения соревнований».
Это означает, что любые отклонения от требований, даже временные или при определенных условиях, могут стать основанием для официального обжалования и санкций.

Как бы то ни было, в Ф1 уже разгорелся масштабный скандал еще до того, как болиды нового поколения выйдут на трассу впервые. Это только подогревает ожидания во время зимней паузы.
Действительно ли преимущество будет таким большим, смогут ли его достичь только два производителя и как это повлияет на расклад сил в течение сезона – все это делает чемпионат сезона-2026 уже сейчас чрезвычайно интригующим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Вильярреал» может оформить подписание украинского футболиста
Матч начнется 26 декабря в 22:00 по Киеву