Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны
Формула 1
| Обновлено 18 ноября 2025, 18:08
3243
0

Шумахер + еще четыре. 5 легенд Формулы-1, которые сделали Феррари великой

Скудерия отметила свое 96-летие. Благодаря каким пилотам она обрела такое величие за это время?

| Обновлено 18 ноября 2025, 18:08
3243
0
Шумахер + еще четыре. 5 легенд Формулы-1, которые сделали Феррари великой
Коллаж Sport.ua

16 ноября Феррари исполнилось 96 лет с момента основания команды! За почти столетие Скудерия переписала историю автоспорта — трудно назвать другой коллектив, который бы настолько ассоциировался с Формулой-1 и гонками в целом.

И хотя сейчас команда переживает сложный период, не имея возможности стабильно бороться за победы и регулярные подиумы, надежда на прорыв в следующем году всегда остается.

И не зря: несмотря на постоянные взлеты и падения на протяжении своей истории, в каждую эпоху были моменты, когда Скудерия принимала активное участие в чемпионской борьбе. Благодаря этому Феррари сейчас имеет наибольшее количество титулов в Кубке конструкторов и среди пилотов. Именно это сделало команду великой, так же как и пилоты, которые вместе с ней достигали успехов и вписывали свои имена в историю.

О тех, кто достиг наибольшего величия в красных болидах и сделал Феррари легендой, – в этом материале.

1. Альберто Аскари: первый чемпион

Карьера Альберто Аскари в Формуле-1 была короткой, но чрезвычайно результативной. Он был сыном Антонио Аскари, известного гонщика межвоенного периода, который погиб на трассе Монлери в 1926 году, когда Альберто было всего семь лет. В 1937 году он начал выступать в мотогонках, а в 1940-м перешел на 4 колеса, выступая на машине Auto Avio Costruzioni, созданной Энцо Феррари. После Второй мировой войны сначала колебался, но в конце концов попал в мир Гран-при.

В 1949 году, за год до создания чемпионата мира Формулы-1, Аскари присоединился к Скудерии Феррари и сразу одержал ряд престижных побед, включая Гран-при Буэнос-Айреса, Швейцарии и Италии.

Getty Images/Global Images Ukraine

С появлением чемпионата мира в 1950 году Альберто Аскари сразу стал ключевым пилотом Феррари. На втором этапе, Гран-при Монако, он принес Скудерии первый подиум в чемпионате мира, финишировав вторым после того, как избежал массового завала на старте. В дебютном сезоне он завоевал два подиума и стал пятым в чемпионате.

Сезон 1951 года стал переломным: Феррари наконец-то серьезно конкурировала с Альфа Ромео, а Аскари – с Хуаном Мануэлем Фанхио. Он одержал победы на Нюрбургринге и впервые для Феррари на домашней Монце. Перед финалом сезона Аскари отставал от Фанхио всего на два очка, но неудачный выбор резины в Барселоне оставил итальянца вице-чемпионом.

В 1952 году, по новым правилам, Феррари создала машину под стиль Аскари. Результаты не заставили себя ждать: шесть побед в шести Гран-при и первый титул чемпиона мира. В следующем сезоне он подтвердил свой статус: победы в Аргентине, Нидерландах и Бельгии, стабильность и яркий талант Аскари позволили ему второй раз подряд досрочно завоевать титул. Это сделало итальянца первым в истории многократным чемпионом Формулы-1.

Getty Images/Global Images Ukraine

Однако дальнейшие отношения со Скудерией не были столь безупречными. Он покинул команду из-за споров по поводу контракта, а в 1955 году, всего через четыре дня после аварии на Гран-при Монако, приехал в Монцу – просто посмотреть тесты Феррари. Хотя он не должен был выходить на трассу, Аскари попросил сделать несколько кругов за рулем спортивной Феррари 750, одолжив шлем у товарища. На последнем круге машина внезапно сорвалась с траектории в скоростном повороте, перевернулась и смертельно травмировала пилота.

Альберто Аскари погиб 26 мая 1955 года – в возрасте 36 лет, в том же возрасте и в тот же день месяца, когда погиб его отец. Его смерть стала одной из самых трагических в ранней истории автоспорта и навсегда закрепила его имя как легенды Феррари и одного из величайших пилотов своего поколения.

2. Джон Сертес: единственный чемпион как на двух, так и на четырех колесах

Джон Сертес остается единственным пилотом, который стал чемпионом мира как на двух, так и на четырех колесах. Он начал карьеру в мотогонках в 1951 году на Norton, а в 1956 году присоединился к MV Agusta, завоевав первый титул в высшей категории 500 см³. В 1958 году выиграл обе категории 500 см³ и 350 см³, а в 1959 году выиграл все гонки сезона в обоих классах. В 1960 году Сертес снова стал чемпионом в двух классах и параллельно начал карьеру в автоспорте на Купер T51 в Формуле-2, заняв второе место.

Его дебют в Формуле-1 состоялся в Лотусе, а в 1963-1964 годах он присоединился к Феррари.

В 1964 году Джон Сертес за рулем Феррари 158 стартовал очень конкурентно, хотя в нескольких гонках, в частности в Монако, был вынужден сойти с трассы. Первую победу одержал на Нюрбургринге, после чего выиграл Гран-при Италии и финишировал вторым в США. На финальном Гран-при Мексики произошли драматические события: соперники столкнулись с проблемами, и Сертес, финишировав вторым, завоевал свой титул чемпиона мира в Формуле-1. Тогда Феррари выступала в сине-белой ливрее из-за споров с федерацией.

Getty Images/Global Images Ukraine

3. Ники Лауда

Австриец Ники Лауда родился в богатой семье, но не получил поддержки отца, поэтому взял большой кредит, чтобы начать карьеру в автоспорте. Он выступал в младших формулах, добрался до Формулы-2 и команды Марч, за которую дебютировал в Формуле-1 в 1971 году. Из-за слабого болида сезон 1972 года оказался неудачным, и Лауда даже подумывал оставить гонки, но взял новый кредит и перешел в BRM на 1973 год. Несмотря на скорость, команду преследовали технические проблемы.

Перелом наступил в 1974 году, когда его напарник Клей Регаццони перешел в Феррари и дал Энцо Феррари высокую оценку Лауде. Команда подписала контракт с Ники, и он сразу стал одним из лидеров пелотона. Хотя финал сезона с серией сходов опустил его на 4-е место, дебют в Феррари был успешным: уже в первой гонке в Аргентине Лауда финишировал вторым, а его первая победа – на Гран-при Испании – стала также первой победой Феррари с 1972 года.

Getty Images/Global Images Ukraine

Сезон 1975 года начался не так удачно, как ожидалось, ведь в первых четырех гонках Ники Лауда не смог подняться выше пятого места. Но дальнейшее обновление болида Феррари 312T изменило ход чемпионата. Лауда выиграл четыре гонки из следующих пяти, а триумфальный финал сезона на Гран-при США принес ему первый титул чемпиона мира в 26 лет.

Следующий год оказался полной противоположностью. После мощного старта, когда за первые 9 этапов из 16 Лауда более чем вдвое опережал Джеймса Ханта на Макларене, сезон внезапно изменился – авария на Нюрбургринге едва не унесла его жизнь. Несмотря на все, уже через две гонки он вернулся и продолжил борьбу, хотя был далеко не в своей лучшей форме.

Финал сезона тоже получился напряженным. В дождливой Японии Лауда принял решение сойти с дистанции, и титул в итоге достался Ханту – с разницей всего в одно очко. Такой шаг не остался без последствий: он ощутимо охладил его отношения с командой, которые еще совсем недавно были очень хорошими.

К счастью для австрийца, сезон-1977 прошел значительно спокойнее на трассе. Реальных соперников у тандема Феррари и Лауды практически не было. Стабильные подиумы и победы обеспечили ему титул, пожалуй, лучшим из возможных способов – на Гран-при Италии в Монце, где при мощной поддержке фанатов он финишировал на подиуме и стал двукратным чемпионом мира. Впрочем, радость длилась недолго: испорченные год назад отношения с командой сказались, и Лауда еще в середине сезона объявил, что покинет Феррари. В конце концов он сделал это даже раньше – пропустив два заключительных этапа.

Пусть завершение истории австрийца в Скудерии получилось не слишком гладким – это не умаляет его влияния и масштаба не только в истории Феррари, но и во всей Формуле-1. Он стал тем, после кого серьезно заговорили о безопасности и последствиях аварий в гонках, показав, что даже чемпионы могут критически ошибаться.

Лауда вернул Трофей чемпиона мира в Маранелло – причем сделал это дважды. Но даже после завершения карьеры он регулярно появлялся в паддоке и оставался тем, кто влиял на современную историю Формулы-1, в частности способствовал приходу Льюиса Хэмилтона в Мерседес в начале прошлого десятилетия.

В дальнейшем у него были победы и даже еще один титул почти через 10 лет после первого – но уже в Макларен. Лауда дожил до почтенного возраста, хотя всю жизнь боролся с последствиями аварии 1976 года, и ушел из жизни в 2019 году в 70 лет.

4. Михаэль Шумахер

Вместе с Ники Лаудой из Скудерии ушла и удача. К моменту прихода Михаэля Шумахера с момента последнего титула прошло почти 20 лет. Последним чемпионом Скудерии на тот момент был Джоди Шектер в 1979 году.

Все изменило появление немца. Когда он присоединился к Скудерии, он уже был действующим двукратным чемпионом мира – 1994 и 1995 годов. До этого в Феррари царил хаос, но Шумахер принес надежду и стабильность, которой давно не хватало. Дебют в Скудерии был обнадеживающим: три победы в 1996 и пять в 1997, когда он уже претендовал на титул. Однако сезон 1997 года завершился скандалом в Хересе – Шумахер пытался тараном выбросить с трассы Жака Вильнёва в борьбе за чемпионство, за что был дисквалифицирован из чемпионата того года.

1998 год – второе место, 1999 – травма ноги на Британском Гран-при, единственная в карьере, хотя машина уже могла бросить вызов за титул. И наконец наступил долгожданный сезон-2000 и первый титул для Феррари за 21 год. Далее последовала серия: 2001–2004 – еще четыре подряд, 2002 – 11 побед из 17 и ни одного финиша за подиумом, 2003 – шестой титул, 2004 – 13 побед из 18 и седьмой чемпионский титул с огромным отрывом.

Шумахер отличался исключительной амбицией, мотивацией и дисциплиной. Натуральный талант, физическая подготовка и гоночный ум позволяли ему принимать мгновенные решения, адаптироваться к условиям и работать на пределе возможностей. Его обратная связь с инженерами, особенно с техническим директором Россом Брауном, была бесценной.

Никто не работал для команды так преданно: он часто бывал на базе в Маранелло, поддерживал персонал, вдохновлял и никогда не критиковал. Он любил Феррари, а команда отдавала ему должное.

Идиллию нарушил тандем Фернандо Алонсо и Рено в 2005–2006 годах, которые уверенно выиграли чемпионаты. Это стало сигналом для Михаэля: время играло против него. После второго места в 2006 году Шумахер завершил карьеру на пике – 91 победа, 7 титулов и 68 поулов. Статистика, о которой любой пилот до сих пор может только мечтать. Кроме Льюиса Хэмилтона)

В 2013-м, после трехлетнего возвращения в Мерседес и окончательного ухода на пенсию, Шумахер серьезно травмировался на лыжах. Его состояние остается известным только родным и близким.

Как и Лауда, Михаэль стал символом эпохи, но достиг гораздо большего масштаба – его фамилия стала синонимом слова скорость, а самого пилота значительная часть фанатов считает лучшим в истории.

5. Кими Райконен: последний чемпион

Тем, кто заменил немца в Феррари, стал Кими Райкконен. В 2003 году, еще совсем молодым, он боролся за титул с Михаэлем Шумахером и проиграл всего два очка, выступая за Макларен.

Старая команда Райкконена стала главным конкурентом Скудерии и получила серьезное усиление перед началом сезона-2007: Алонсо, действующий двукратный чемпион и новичок Хэмилтон. Стоит признать, что и общая форма болида была сильнее, поэтому титул при обычных условиях должны были решить их пилоты, а Феррари приходилось бороться только за отдельные победы.

Несмотря на это, старт в новой команде для Кими получился идеальным: первая гонка – сразу победа, и еще два подиума на следующих двух этапах. И это на фоне ошибок напарника и жесткой конкуренции внутри команды-соперника. Правда, так продолжаться долго не могло: переход в новую команду с новым мотором сказывался. Только ближе к завершению сезона Райкконену удалось вернуться в топ-форму и бороться за титул.

Несмотря на это, уже за два этапа до конца казалось, что все решено, но Хэмилтон ошибся во время заезда в боксы, поэтому борьба продолжилась в Бразилии на финале сезона. И даже там, для титула Кими нужно было победить, а Фернандо и Льюис финишировать не выше третьего и шестого места соответственно.

Как ни странно, именно так все и сложилось. Напарник Райкконена, Фелипе Масса, взял поул, а Кими стартовал вторым и после второго пит-стопа возглавил гонку. Тем временем Хэмилтон из-за ошибки и проблем с коробкой передач откатился на последние позиции и уже не смог достаточно отыграться.

На финише Райкконен опередил Массу и Алонсо, став чемпионом с преимуществом всего в одно очко и вернув титул для Феррари в зачет у пилотов и конструкторов.

Но после этого, к сожалению, прорывов не было ни у Кими, ни у других пилотов. Пилот Скудерии не завоевывал титул чемпиона почти 20 лет, а в Кубке конструкторов ситуация не намного лучше – последняя победа команды приходится на 2008 год.

Конечно, были близкие попытки, но ни одна не увенчалась успехом. Фернандо Алонсо не хватило менее 10 очков, чтобы выиграть титул за Феррари в 2010 и 2012 годах. Себастьян Феттель боролся в 2017 и 2018 годах, а в этом поколении Скудерия стартовала достаточно доминирующе, но постепенно сдала позиции.

В прошлом году команда была близка к титулу в Кубке конструкторов, но неидеальные стартовые позиции и темп Макларена не оставили реальных шансов. Есть надежда, что уже в следующем году Феррари сможет удивить, но будет ли это впервые – вопрос риторический.

Накануне сезона команда усилилась: вместо привычного Карлоса Сайнса теперь Льюис Хэмилтон. Второй пилот в истории Ф1, имеющий 7 титулов, но пока ни одного подиума за команду – антирекорд за 21 гонку.

Несмотря на это, трудно назвать команду с большим влиянием и значимостью, чем Феррари. В ее составе девять пилотов становились чемпионами мира, но именно вышеперечисленные оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие как команды, так и Формулы-1.

Оцените материал
(15)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.