Что случилось с Пиастри? Как почти чемпион превратился в тень самого себя
Теперь все зависит не только от австралийца, но нужно делать максимум
Старт сезона для Оскара Пиастри оказался непростым. На домашних трибунах в Австралии пилот вылетел с трассы и, несмотря на темп, который был на уровне лидеров, финишировал только 9-м, отстав от своего напарника на 23 очка.
Из-за этого многие фанаты и эксперты начали говорить, что «все уже решено». Однако австралиец не растерялся и продемонстрировал настоящий чемпионский характер: в первой половине сезона он смог отыграть позиции и выйти вперед. Несмотря на это, после успеха в первой половине сезона отрыв Пиастри от напарника стремительно уменьшился, и сейчас он снова находится в роли догоняющего.
Некоторые предполагают, что такое падение результатов связано с внутренними проблемами в Макларене, а другие даже говорят о возможном саботаже в пользу Ландо Норриса. Причины такого перелома сил в команде – рассматриваем в этом материале.
Старт сезона
Ошибка в Австралии была вполне типична для тех условий – он повторил ее, преследуя напарника. Пилоты даже самого высокого уровня часто таким образом вылетают вслед за соперником впереди, особенно в дождь. Вот только Норрис сумел вернуться на трассу и довести дело до победы, а австралиец вылетел и стал лишь девятым. Однако если не считать этот этап, в первой половине сезона к Оскару вопросов быть не может: в следующих пяти гонках – четыре победы, три из которых подряд, и еще одно третье место на подиуме. Напарник в то время активно ошибался, чем и позволил вернуться интриге в чемпионате.
За следующие несколько этапов, после схода Норриса в Канаде при попытке обгона австралийца, разрыв вырос до 22 очков – ситуация уже стала обратной. Главным образом залогом успеха Пиастри стало несколько факторов.

В первую очередь – не слишком уверенная форма напарника. Ландо явно обладал скоростью, но не справлялся с давлением и, как следствие, ошибался раз за разом, что играло на руку его напарнику и главному сопернику в чемпионате. Кроме того, тип трасс почти идеально подходил стилю пилотирования Оскара. К тому же соперники были слишком далеко позади: Мерседес слаб в летней части сезона из-за высокой температуры, Феррари вообще не в форме в этом году, а Ред Булл переживал самые тяжелые трудности сезона. Поэтому фактически именно пилоты оранжевых болидов решали, кто получает +7 относительно друг друга – и Оскар, будучи более стабильным и последовательным, чаще выигрывал эту дуэль.
Конечно, Ландо начал постепенно сокращать разрыв после побед в Австрии и Великобритании. Но и там ему откровенно повезло: в одном случае гонка закончилась и Оскар не успел его обогнать, а во втором – Пиастри решил резко затормозить под машиной безопасности и получил штраф. Но все это нивелировалось в Нидерландах, когда болид Ландо не выдержал всю дистанцию и сошел, а Оскар одержал гранд-слем и увеличил запас до, как казалось, не отыгрываемых 34 очков.

После Нидерландов
Казалось: пилоты на протяжении 13 этапов не могли найти явного лидера и уверенно оторваться, а тут вдруг 34 очка – как такое отыграть Норрису при равных условиях? Но все же удалось.
Прежде всего, уже более двух месяцев Оскар Пиастри ни разу не опережал напарника на финише гонки или спринта, а в квалификации это удалось сделать только один раз – в Сингапуре. Ужасная статистика австралийца на фоне столь же быстрого напарника вызвала много вопросов и к самому пилоту, и к команде: не «сливают» ли они его ради Норриса?
На самом деле все проще, чем кажется на первый взгляд, и опять же нет одной четкой причины – здесь сложилось несколько факторов.
Первый и, на мой взгляд, самый важный – моральная устойчивость. Ландо Норриса уже не первый год обвиняют в том, что он якобы не способен бороться с давлением и ошибается в решающие моменты. Похоже, на этот раз подобное давление ударило по Оскару. Он получил большой отрыв, а вместе с ним – ожидания: мол, по логике сезона он должен набрать больше очков, чем напарник, который даже не всегда доходил до финиша.
Пилот стал совсем не похожим на себя. Если раньше он стабильно держал темп, был рассудительным, действовал на пределе, почти в стиле Ферстаппена, то теперь: дважды по собственной ошибке сошел в Баку (в квалификации и в гонке), причем в гонке уже на первом круге из-за слишком оптимистичного маневра в скоростной поворот. В Сингапуре по неизвестным причинам оставил напарнику кучу места и пропустил его. А в двух последних спринтах сошел.
Если Оскар не сумеет резко собраться и взять себя в руки, шансов у него останется откровенно немного.

Однако психологическое состояние объясняет только ошибки. Но куда делась скорость? И должна ли она была вообще сохраниться на этой стадии чемпионата?
Ниже приведен график, который показывает среднюю позицию на финише в течение трех лет карьеры австралийца на разных стадиях сезона, разделенного на четыре четверти. Все эти кривые очень похожи: средний старт (часто связанный с формой команды в начале года; в этом сезоне добавился и вылет в Австралии), постепенный прогресс в середине и затем резкий спад. Пусть последняя четверть сезона-2025 еще не завершилась, ведь чемпионат продолжается, но я взял среднюю позицию, которую пилот занимал в этой части года: (5 – 5 – 5).
Главное – в сравнение берутся только его собственные выступления, его форма, которую он демонстрирует из года в год. Такая закономерность в основном связана с трассами, которые принимают чемпионат на этой стадии сезона. Поскольку календарь формируют так, что гонки проходят примерно в одни и те же даты из-за климатических условий и логистики, из года в год это один и тот же блок автодромов. И эти трассы либо не подходят его стилю пилотирования, либо не подходят машине, концепция которой не менялась кардинально.
У Ландо Норриса с этим вопросом все значительно стабильнее – и даже эти «непрофильные» трассы ему больше подходят. У Оскара же, который имеет совершенно другой подход, наоборот.

Оскар любит высокий уровень сцепления задней резины на гладких, быстрых трассах с высокой температурой асфальта: Бахрейн, Испания, Майами, Катар и частично Абу-Даби. Он привык пилотировать плавно, почти методично. Это работает на большинстве этапов, но делает его уязвимым на автодромах с низкими температурами и невысоким уровнем механического сцепления: Бразилия, Мексика, Остин, Лас-Вегас...
Это прямо считывается с его результатов во второй половине сезона. Но, к сожалению для него, это не спасает титул, который казался гарантированным. Даже если он сейчас соберется и выиграет все, что осталось, без схода Ландо Норриса или серьезной неудачи соперника шансов у него немного.
Гран-при Лас-Вегаса станет решающим в понимании реальных, а не чисто математических шансов австралийца на титул в этом году. К тому же Ландо и сам не слишком уверенно чувствует себя на этой трассе.
Хотелось бы, чтобы финал такого захватывающего этапа сезона решился в последней гонке – в настоящей борьбе колесо в колесо. Именно такое завершение соответствовало бы драме, которую подарили Оскар и Ландо в этом году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Гельмут Марко покидает команду после 20 лет работы
Усик оценил уровень Джошуа
