ЧИЖЕВСКИЙ: «Седина - это наследственное»
Защитник «Закарпатья» провел 400 матчей в элите украинского футбола
-Скажите, что чувствует человек, который провел 400 поединков в высшем украинском дивизионе?
-Для меня это серьезное достижение. Но праздничного настроения нет, потому что мало того, что команда уступила в последнем поединке года, так еще и находится на предпоследнем месте.
-У вас юбилеи всегда грустные?
-Почему же? Например, 300-й матч принес много радости. Тогда выступал за «Таврию», и в Киеве нам удалось отобрать очки у «Динамо». А 200-й и 100-й, честно говоря, не помню.
-Какой подарок сделало руководство ужгородцев?
-Последний раз мне подарили статуэтку, когда провел упомянутый 300-й матч за «Таврию». А руководство «Закарпатья» и тренеры поздравили в устной форме. Увы, с партнерами как следует не успел отметить. Сразу после матча с «Ворсклой» отправился на допинг-контроль, который продлился полтора часа. За это время ребята разъехались по домам, так как нас сразу распустили.
-Все ваши футбольные мечты сбылись?
-Нет. Хотелось бы сыграть в одной команде со старшим сыном Ростиславом.
-То есть вешать бутсы на гвоздь не собираетесь?
-Были бы проблемы со здоровьем - давно закончил бы. Но на данный момент чувствую себя хорошо, слава Богу, повреждения обходят стороной, нагрузки тоже выдерживаю, поэтому пока не собираюсь заканчивать карьеру.
-У вас уже давно седина. Это из-за нервов?
-Когда команда уступает, тем более незаслуженно, тогда все воспринимается близко к сердцу и нервы на пределе. Этот вариант не исключаю, но на самом деле седина - это наследственное.
-Случайно, дедом в команде вас не кличут?
-Нет. Только в интернете называют дедушкой. Как не загляну на футбольные форумы, так вечно напишут: «дедушка сделал то, дедушка сделал это». Честно говоря, смешно.
-Молодые игроки обращаются к вам по имени-отчеству?
-Молодежь называет Арсеньичем. Я все-таки являюсь помощником главного тренера.
-Что входит в ваши обязанности?
-Провожу разминку. Если главный тренер занимается с атакующими игроками, то я отвечаю за защиту. Расставляю фишки, помогаю, например, «квадраты» организовывать. При этом надо еще успевать тренироваться.
-Вы строгий наставник?
-По-другому не могу. Привык, чтобы люди работали на тренировках, а не валяли дурака. Если бы сам не играл в футбол, может, иначе смотрел бы на некоторые моменты, но вместе с ребятами переношу все нагрузки и требую от них такой же отдачи.
-В будущем видите себя исключительно в качестве тренера?
- Хотелось бы. Все-таки прошел большую школу в футболе.
-Свою дальнейшую карьеру связываете с «Закарпатьем»?
-У меня контракт с ужгородским клубом. Благодарен, что именно в «Закарпатье» оценили мой многолетний опыт и предоставили шанс попробовать свои силы в роли тренера.
-С Гамулой легко находите общий язык?
-Впервые в карьере сталкиваюсь с таким веселым наставником. Но Игорь Васильевич - однозначно профессионал своего дела, который любит дисциплину. А в том, что нет результата, есть объективные причины. Для того, чтобы наладить игру и создать коллектив единомышленников нужно время. А не так как у нас - каждые полгода приходится «лепить» новую команду. Плюс работаем не в таких условиях, как хотелось бы. А то, что главный тренер любит пошутить, - для разрядки важное качество. При этом Гамулу футболисты уважают, знаю это, так как нахожусь внутри коллектива.
-Можете назвать самую необычную установку, которая случалась в вашей карьере?
-В принципе, все они стандартные. Просто один тренер дает установку пять минут, а другой - полчаса. Но есть такие игры, на которые вообще не надо настраивать. Перед матчами, например, с «Динамо» или «Шахтером» можно объявить состав и вперед на поле.
-Иностранцев тренерскому штабу приходится «воспитывать»?
-А как же. Легионеры обычно не любят, когда им указывают на ошибки. Сразу становятся в позу, дескать, не понимаю и все тут. Хотя прекрасно все понимают. Приходится искать подходы.
-Чей тренерский опыт считаете для себя самым ценным?
-Многое почерпнул у Мирона Маркевича, с которым работал в «Карпатах». Скажу больше: именно Мирона Богдановича, при котором сформировался как футболист, считаю своим учителем.
-Известно, что дебютным матчем в элите украинского футбола стала для вас встреча в Шепетовке с местным «Темпом». Но на тот момент вы уже были не юным футболистом. Очевидно, первые шаги в большом футболе делали еще в союзном первенстве?
-В «Карпаты» меня пригласили в 1989 году вместе с четырьмя партнерами по Львовскому спортинтернату.
На тот момент клуб участвовал во второй буферной лиге союзного чемпионата, и только один из нас там выступал. А начал попадать в состав в сезоне-1990/91.
-Место в составе получили благодаря кропотливой работе на тренировках?
-В Соединенных Штатах Америки, где мы были на сборах, остался такой футболист, как Славик Лендел. После чего, когда вернулись домой, моя карьера пошла по восходящей. А в первенстве независимой Украины имел уже постоянную игровую практику.
- Помните свою первую зарплату?
-Конечно. Когда подписал свой первый профессиональный контракт, еще учился в 12 классе. Нам дали одну зарплату на двоих: 80 рублей - приличная сумма на тот момент, особенно для школьника. Но на что потратил, не припомню - часть маме отдал, а остальные, наверное, на кино и мороженое.
-Больше всего заработали в «Таврии»?
-Почему же? Везде понемногу заработал. В «Карпатах» десять лет провел, где стабильно платили деньги. Потом в «Шахтер» перебрался. Правда, в Донецке ненадолго задержался. А в крымскую команду пришел уже как возрастной футболист.
-Самый недружелюбный коллектив и там, где лучше всего работалось, можете назвать?
-В принципе, во всех командах ощущал себя в своей тарелке. Может, в «Шахтере» было немного не так, как в других местах, потому что всего полгода побыл в Донецке, не успел привыкнуть к новой обстановке. А там, где подольше задерживался, не было никаких проблем в коллективе.
-Можете подтвердить, что там, где высокая конкуренция, больше разногласий?
-Любому футболисту, когда он приходит в новую команду, нужно доказывать свой претензии на место в составе. При этом никто не хочет терять свои позиции...
-Приходилось на тренировках, например, кулаками доказывать свою правоту?
- Нет. В моей карьере такого не было. Были разные ситуации, но до рукоприкладства дело не доходило. Свою профпригодность доказывал только в тренировочном процессе..
- За всю карьеру в классе сильнейших вы забили три мяча. Не маловато?
-Может, и маловато. Если бы у меня был рост под 1.90, может, чаще подключался бы к стандартным положениям и забил бы, наверное, больше. Но главным для меня являлось то, чтобы ворота оставались «на замке».
-Автоголы прошли мимо вас?
-К сожалению, их не удалось избежать. Причем в свои ворота забил три мяча - столько же, сколько и в чужие. Последний раз огорчал своего голкипера так давно, что и вспомнить трудно. Единственное, объединяет все автоголы то, что «отличался» после стандартов, в частности, угловых, когда шла верховая борьба, а я срезал мяч в свои ворота.
-Самый курьезный автогол наверняка остался в памяти?
-Год не вспомню, но случилось это в полуфинале Кубка страны, когда «Карпаты», за которые тогда выступал, играли с «Черноморцем». До финального свистка оставалось секунд 30, на тот момент счет был ничейным. Правый защитник одесситов только прошел центр поля, а ему Андрей Покладок кричит: бей-бей, тот и «шлепнул» - мяч от меня влетел в ворота.
Сергей ТАЛИМОНЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Горожане» проиграли в последнем матче «Тоттенхэму»
23 ноября состоится матч 14-го тура УПЛ