Сергей КАПЕЛУСЬ: «Характер – одно из главных достоинств сборной Украины»
Развернутое интервью Sport.ua наставника украинской молодежки по волейболу
Сегодняшний собеседник Sport.ua – тренер молодежной сборной Украины по волейболу, которая недавно выиграла квалификацию на Евроволей, переиграв среди остальных Италию, а сейчас готовящуюся к чемпионату мира. Сергей Капелусь – именитый в прошлом волейболист ведущих украинских клубов и сборной. Правда, годы расцвета карьеры Сергей провел в командах Польши («Закса», «Велунь», GKS «Катовице», AZS «Ольштын») и в соседней стране три года назад начал тренерскую деятельность. Собственно, работу в сборной Капелусь сейчас совмещает с деятельностью во главе «Бяльско-Бялы», команды первого польского дивизиона. Поэтому украинским тренером его можно назвать только условно.
В этом интервью Капелусь рассказывает о сложностях прививки своей тренерской философии молодым украинским волейболистам, о балансе между жесткостью и демократией, об отпечатке, который наложили на его работу именитые украинские и зарубежные наставники, а также о том, как к сочетанию должностей относятся в его клубе.
- В целом я доволен тем, как мы провели квалификацию на чемпионат Европы, - берет слово Сергей. – Ребята перспективны, с ними интересно работать. С такой командой можно выходить на хороший уровень. Но этот процесс долгий. Чтобы подготовить команду должным образом, нужно время. Ребята показывают высокий уровень игры, но при этом им не хватает стабильности. Моментами мы играем очень хорошо, а иногда откровенно слабо. Думаю, причина как раз в том, что вместе мы работаем очень мало. Стабильность придет, но со временем.
- Судя по тому, как развивались матчи против датчан и англичан, команд, которые на фоне нас и итальянцев выглядят аутсайдерами, процесс обучения вы не прекращаете даже в ходе игр. Как минимум, на такие мысли наталкивает замена блокирующего Николай Куца после двух убедительно выигранных сетов в матче с датчанами. Проблема только в том, что без Куца мы дали сопернику отыграться и затем с трудом выиграли тай-брейк…
– Я стараюсь не делать экспрессивных замен. Каждое такое решение взвешиваю, советуюсь с ассистентами, руководствуюсь собственными наблюдениями или цифрами статистики. Было видно, что Коля выглядел слабее, чем может выглядеть, и это влияло на нашу игру. Повлияла ли эта замена на игру? Может быть. Такое бывает, что иногда замена играющего не так сильно, как может, влияет на игру команды негативно, поскольку даже слабые действия волейболиста общую картину держали, потому что другие игроки действовали сильнее.
Хотя не думаю, что перелом в игре с датчанами произошел исключительно из-за замены Куца. Думаю, ведя 2:0 и 17:14 в третьем сете, мы просто не удержали концентрацию. Ребята рано поверили, что победа в кармане, что соперник уже не будет оказывать должного сопротивления. Мы начали действовать не так агрессивно, как играли раньше. В итоге контроль над ситуацией был утрачен. Такое бывает редко, но соперник тоже начал заводиться. Каждое прикосновение к мячу у датчан было максимально эффективным. На этом фоне мы уже начали терять веру в себя. Вернуть нужный настрой в таких обстоятельствах крайне сложно. В этой истории меня радует то, что ребята проявили характер, смогли вернуться в игру и одержать победу. Уверен, этот урок был очень полезен. Его положительный эффект был заметен уже в следующем поединке против итальянцев, когда мы не теряли концентрации с первого до последнего розыгрыша.
- Что у этой команды есть характер, можно было убедиться еще во время товарищеского матча против поляков, когда ребята отыгрались и победили, уступая 10:14 на тай-брейке.
- Думаю, что характер – одно из самых больших достоинств нашей команды. Благодаря характеру мы компенсируем игровые изъяны. Кроме поляков, мы сыграли три товарищеских матча против вице-чемпионов Европы болгар. Культура игры этих команд, так же как сборной Италии, немного выше, чем у нас. У этих соперников больше порядка на площадке, они более организованные. Но мы нивелируем эти недостатки желанием играть. Надеюсь, к чемпионату мира мы стабилизируем игру. В сочетании с характером это будет иметь серьезный эффект.
- Возвращаясь к фигуре Николая Куца, хотелось бы, чтобы вы охарактеризовали этого волейболиста, учитывая, что он выступал под вашим руководством и в клубе «Бяльско-Бяле» и оттуда недавно перешел в ряды «Кажанов», отдельно. Насколько он раскрывает свой потенциал? Судя по матчу с итальянцами, в котором он тоже был заменен, у Николая есть проблемы со здоровьем…
- Коля действительно травмировался, но оценить его состояние непосредственно во время матча не могли, поскольку у нас нет физиотерапевта. Соперник сильно ударил Куцу в запястье. Рука напухла и мы решили не рисковать. После заморозки Николай сказал, что готов играть, но я решил его не выпускать, чтобы не сделать хуже. На следующий день утром рука опять напухла, но теперь мы решили рискнуть. Куц имеет большое желание играть, он – характерный игрок. Но я должен предвидеть риски, чтобы мы не потеряли этого игрока на длительное время. Если подытоживать, могу сказать, что у Николая есть все данные, это в будущем стать топ-игроком.
Вообще, должен сказать, что тяжелее всего в процессе подготовки нам было сыграть разыгрывающих с игроками первого темпа. Волейболистам этого амплуа нужно пасовать четко, в руку. Из-за нехватки времени нам не удалось отработать этот компонент. Это касается не только Николая Куца, но и других игроков первого темпа – Руслана Черватюка, Артема Рязанова. Сыгранность разводящих с игроками первого темпа вызывает у меня наибольшее беспокойство. Собственно, я пытался, чтобы все три этих волейболиста проводили на площадке равное количество времени. При условии, что в этой квалификации нам из-за задействованности в национальной сборной Андрея Челеняка не хватало четвертого блокирующего и соответственно на Николая, Артема и Руслана выпала большая нагрузка.
– Челеняк поможет молодежке на чемпионате мира?
– Очень на это надеюсь. Как минимум, что Андрей будет участвовать в подготовке к турниру, поскольку для полноценной работы в обойме нужно иметь четырех блокирующих. В заявку мы, учитывая, что она составляет всего 12 игроков, можем включить не больше трех игроков первого темпа. Кого-то должны оставить дома.
- Вы уже сказали, что имели мало времени на то, чтобы привить команде свою философию игры. Вместе с тем, в вашем штабе есть Владимир Романцов и Анатолий Янущик, специалисты, под руководством которых эти волейболисты в прошлом году дошли до полуфинала чемпионата Европы.
- Очень благодарен тренерам за ту работу, которую они проделали, за то, что в предыдущие годы они создали хороший коллектив. Команда прошла долгий этап развития и подготовлена к серьезному труду. Лично моя задача состоит в том, чтобы не внедрять радикальные изменения, а лишь постараться научить команду быстрее адаптироваться к сопернику, например, научиться мгновенно переключаться в ходе матчей между рискованной и терпеливой игрой, быть готовыми к различным тактическим изменениям, переключаться и реагировать, если требуют обстоятельства. Если четче, то я сторонник тренировок, в которых преобладают игровые фрагменты. Стараюсь немного больше работать над ситуациями, которые потом будут встречаться в матчах. Хотя надо признать, что над техникой ребятам тоже надо работать, отдельным – даже больше, чем казалось в начале нашего сотрудничества.
– Слышал, что в работе вы исповедуете демократические подходы. Эти черты вы явно преобрели после длительной работы в статусе игрока и тренера в Польше. Но эффективны ли они для наших игроков, которые, и вы этого точно не возразите, привыкли к жесткой руке?
- Видение, как тренер должен относиться к игрокам, выработал, основываясь на собственном игровом опыте. Прежде всего учитываю, что к каждому человеку нужно иметь индивидуальный подход. К кому-то нужно быть более жестким, с кем-то более мягким. С одним игроком нужно разговаривать больше, другой воспринимает информацию с полуслова. Полагаю, что тренер должен быть гибким и подстраиваться к игрокам. Поэтому я не придерживаюсь одной линии, не могу себя назвать слишком демократичным или слишком жестким. Да, мы привыкли к воспитанию, когда больше ругают, чем хвалят. Но нужно отходить от шаблона.
Вот у меня двое сыновей. На одного не могу кричать вообще, поскольку он сразу становится агрессивным. Второй наоборот проявляет себя, когда с ним разговариваешь жестче. К каждому человеку нужно искать подход. Да, когда работаешь с совершенно новым коллективом, это очень непросто. Я еще присматриваюсь к ребятам и стараюсь быть равным со всеми. Но со временем все меняется. Если сравнивать свою работу на первом сборе в Мелеце с квалификацией в Чистерне, то я вел себя совсем по-другому. Постепенно замечаю, кому и что нужно персонально. Кому-то, указывая на ошибки, нужно показывать видео, а кто-то все понимает в словах. Такому волейболисту достаточно сказать: «Возьми себя в руки, будь собраннее, поскольку умение у тебя есть».
При этом предел, который я никогда не перейду, тоже существует. Есть рамки, в пределах которых я остаюсь собой. Ребята тоже должны это понять. Даю им понять, что не только я должен подстраиваться под них, но они под меня. Для того мы и команда, чтобы найти золотую середину. Только хорошая коммуникация между игроками и тренерским штабом и полная отдача на тренировках способны сделать нас лучше.
– В 2003-м тогдашний президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис, назначая на должность наставника национальной сборной Олега Блохина, назвал Олега Владимировича украинским тренером с европейским менталитетом. Кажется, то же самое можно сейчас сказать о вас.
– Интересное мнение. Возможно, да. Я очень долго в Польше, во многом перестроился. Но это уже оценивать не мне. Пусть оценивают люди со стороны. Я не пытаюсь опираться исключительно на европейский подход, но в то же время не хотел бы быть классическим постсоветским тренером. Мне удалось поработать со многими знаменитыми тренерами, было у кого и что заимствовать, есть с чем сравнивать. Подход у каждого свой. Тренер может быть жестким, но в то же время сильным спортивным психологом. Мне удалось поработать под руководством Даниэля Кастеллани, жена которого имеет клинику по психологии. Кастеллани у жены многое перенял как психолог и в работе запомнился спокойным, взвешенным подходом.
Но хватало у меня очень жестких тренеров, привыкших постоянно требовать. Конечно, это не нравится, но когда приносило результат, то и было понимание, зачем это делается. Взять, скажем, Виктора Михальчука, под руководством которого играл за мариупольский «Маркохим». Он очень жесткий, но это Тренер с большой буквы. Он – классический представитель старой школы. Но сотрудничество с Виктором Ильичем дало мне очень многое. Он для нас был огромным авторитетом, мы прислушивались к каждому его слову. Михальчук помог мне сформироваться как игроку и, видимо, наложил отпечаток уже и на мою современную тренерскую деятельность. Вообще, сотрудничество с каждым специалистом идет в копилку личного опыта. Другое дело, что были тренеры, у которых при жесткости не хватало конструктива.
Я стараюсь быть гибким, чтобы моя работа была эффективной. Ведь всюду разные игроки и разные ситуации. К примеру, в украинской молодежке могу выбрать одну линию поведения. Но это не значит, что буду так же работать, вернувшись в клуб. Понимаете, я молодой тренер, тоже учусь и тоже меняюсь. С каждым последующим этапом становлюсь более опытным и мудрым. Во всяком случае, мне этого хочется. Сейчас понимаю многие вещи, на которые, будучи игроком, вообще не обращал внимания. Завтра, возможно, узнаю то, до чего еще не дошел сегодня. У меня есть видение, но я не хочу закрываться в каких-то рамках.

- Вы контактируете как тренер молодежки с наставником национальной сборной Раулем Лосано?
– Прямого контакта у нас еще не было. В прошлом году я сам приезжал на тренировку национальной сборной, смотрел, как Рауль работает с ребятами. Это был мой профессиональный интерес. Со мной контактировал ассистент Лосано Агустин Бришиоли. Еще один помощник Рауля Вячеслав Гринев получал информацию об отдельных ребятах через моих ассистентов.
- В этом году в польской прессе появилось резонансное интервью воспитанника украинского волейбола Юрия Гладыря, который сейчас выступает за «Варту» из Заверцев. Между прочего, он вспомнил период, когда играл за сборную Украины, в частности о том, что команда не имела никаких условий для работы и поэтому многие волейболисты отказывались за нее играть. Вы играли за национальную команду примерно в то же время…
– Юра во многом прав. Важно, что сейчас у национальной сборной хорошие условия для работы. По крайней мере, об этом говорят люди, причастные к команде. А национальная сборная, ее результаты, принципы подходов к работе должны потянуть за собой весь украинский волейбол, все наши сборные. Во всех аспектах. Следует учитывать, что Федерации волейбола Украины и Министерству молодежи и спорта в условиях войны без поддержки спонсоров обеспечивать для всех команд условия сложно. Мы на постоянном контакте с президентом ФВУ Михаилом Мельником. Знаю, что Федерация ограничена возможностями. Но при этом мы провели сборы в Польше, сыграли спарринги с сильнейшими соперниками.
Должен сказать, что у молодежных сборных материальные стимулы играют второстепенную роль. Хорошо, когда они есть, но мы все имеем свою мотивацию – хотим себя проявить, сыграть так, чтобы получить хорошее предложение от клубов, приобрести опыт в игре с сильными соперниками. Кто-то получает удовольствие уже от самой возможности играть в волейбол. А главное – для нас честь представлять Украину.
– Молодежная сборная под вашим руководством уже побеждала вице-чемпионов Европы болгар, команды волейбольных топ-стран Польши и Италии. Похоже, в разрезе чемпионата мира, который состоится во второй половине августа в Китае, у нас вырисовываются неплохие перспективы…
– Упоминаемые вами матчи показывают наш потенциал. Матчи с болгарами и итальянцами были по-настоящему классными. Но, повторюсь, нам нужно стремиться, чтобы играть так не отрезками, а стабильно, в каждой встрече. Стабильность – это и есть показатель уровня. Италия, Польша, Болгария играют на этом уровне постоянно, сражаются за медали на всех турнирах. Мы только к этому стремимся. Мы можем играть хорошо, но срываемся и иногда действуем откровенно слабо.

– Нашими соперниками по групповому турниру чемпионата мира будут команды Италии, Аргентины, Франции, Туниса и Индонезии. Кроме итальянцев, у вас достаточно информации об остальных соперниках?
- Определенная информация есть, но достаточной ее назвать трудно. О положении дел в этих командах в 2025 году имеем лишь приблизительное представление. Записи матчей найти сложно. Часто выходим из ситуации, обмениваясь данными по личным связям. Но тренеров этих сборных я не знаю. Да и согласитесь, не все информацией хотят делиться. Для меня это не проблема, но есть немало специалистов, которые придерживаются другого мнения. В свободном доступе видео, которые нас интересовали, нет. Что ж, будем исходить из имеющейся информации. К примеру, к Италии перед отбором на чемпионат Европы мы готовились на основе прошлогодних записей. Понимали, что состав не изменился, а игра может улучшиться.
Меня беспокоит, что перед чемпионатом мира нам не хватает спаррингов. Стабильность и сыгранность, которых нам не хватает, выробатываются через матчи. Предварительно планировалось, что сыграем на Всемирной универсиаде, которая сейчас проходит в Германии. Но на эти соревнования нам заявиться не удалось. Соответственно, пока будем работать в тренировочном режиме. Первый этап подготовки проведем в Кельнарове под Ряшевом, второй – в Валбжихе под Вроцлавом. По дороге в Китай должны сыграть товарищеские матчи со сборной Казахстана. Не уверен, что это спарринг-партнер того уровня, на котором мы можем проверить свое реальное состояние перед стартом на первенстве планеты.

- В завершение хотелось бы услышать, с пониманием ли к сочетанию должностей относятся в вашем клубе.
– Пока да. Пани президент клуба согласилась, чтобы я работал в сборной, она меня полностью поддерживает. Пожалуй, эта моя работа полезна и клубу, ведь приобретенный опыт в будущем поможет в работе с «Бяльско-Бялой». Наибольшее волнение у руководства вызывает то, что меня не будет на первом этапе межсезонной подготовки. Из отпуска выходим уже 21 июля. Надеюсь, ассистент в мое отсутствие справится с тем объемом работ, которую мы запланировали. Мы на постоянном контакте.
- Единственный украинский волейболист «Бяльско-Бялы» перешел в ряды «Кажанов». Стоит ли ожидать новых?
– Пока нет. Перед нами стоят самые высокие задачи – руководство стремится к возвращению в Плюс-Лигу. Те украинские игроки, которые нас под уровень амбиций интересуют или уже имеют контракты, или клуб не может удовлетворить их материальных запросов. Наши возможности тоже ограничены. Вынуждены балансировать между ценой и качеством. В этих условиях основной упор делаю на командных действиях. Приглашать игроков с высокой зарплатой, которые тянули бы команду самостоятельно, мы себе позволить не можем. Украинцев, которые подпадали бы под эту категорию, пока нет. Хотя к отдельным ребятам я уже приглянулся (смеется).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Балта одержала победу в ответном матче против хорватской команды
Церемония жеребьевки назначена на 19:00 по киевскому времени



Сергій озвучив одну з найбільших проблем усіх наших збірних на даному етапі (та й впринципі не тільки у волейболі) - відсутність стабільності. Заодно він правильно розуміє та окреслює причини цієї проблеми - брак постійної ігрової практики проти Провідних команд Світу. Сподіваюся успішні виступи нашої національної збірної у Лізі Націй (гадаю ніхто не буде сперечатися що вони суперуспішні вже, незалежно від виходу нашої збірної у фінал 8) посприяють вирішенню цієї проблеми вже в найближчому майбутньому.