Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны
Мотоспорт
| Обновлено 26 мая 2025, 12:06
461
0

Мотоциклетное безумие вокруг горы Снефелл. Isle of Man TT, как он есть

Уже завтра стартует легендарная дорожная мотогонка нынешнего года

| Обновлено 26 мая 2025, 12:06
461
0
Мотоциклетное безумие вокруг горы Снефелл. Isle of Man TT, как он есть
drive.com.au

Уже без малого 120 лет в конце весны на небольшом острове Мэн, который затерян между Великобританией и Ирландией, в конце весны происходит настоящее мотоциклетное безумие под названием Isle of Man TT. Легендарная гонка, которая продолжает проводиться, несмотря на то, что давно утратила статус этапа Гран-при и мрачную репутацию самых смертельных соревнований в мире (не безосновательную, надо заметить). И очередная глава истории под названием Isle of Man TT начнется уже завтра, 26 мая.

Как гонки пришли на остров Мэн и что было дальше или немного истории

Все началось с того, что в 1903-м году в Великобритании был принят Закон об автомобилях, которым среди всего прочего вводилась максимальная скорость для всех видов транспорта с мотором 32 километра в час (20 миль в час), которая распространялась на все дороги общего пользования. Таким образом, проведение гонок в Великобритании оказалось невозможным (о возможности дороги перекрывать речь тогда не шла) везде, кроме острова Мэн. А все потому, что Мэн не входит в состав Соединенного Королевства, являясь коронной территорией. На острове действует свой парламент Тинвальд, который принимает свои законы. В 1904-м году в ответ на запрос секретаря Автоклуба Британии и Ирландии Джулиана Орда Тинвальд Мэна принял Закон о шоссе, который позволял проводить на острове гонки по замкнутому маршруту длиной 83.93 километра. Этот маршрут, получивший название Хайроудс, охватывал почти весь остров и включал в себя большую часть современного маршрута гонки на острове Мэн.

Первыми новую гонку проехали автомобили в том же 1904-м году, а уже через год на Мэне появились и мотоциклы. Для двухколесных, правда, пришлось сократить трассу до 40 километров, исключив из нее самый сложный горный участок – в ту пору мотоциклы еще не могли преодолевать крутые подъёмы. Гонку International Motor-Cycle Cup Race длинной в пять кругов выиграл ДжейЭс Кэмпбэлл на мотоцикле Ariel, которому не помешал даже пожар во время пит-стопа. Дистанцию гонки он проехал за четыре часа, девять минут и 36 секунд.

Getty Images/Global Images Ukraine. Джо Данлоп

В 1907-м году гонка на острове Мэн впервые прошла под названием International Auto-Cycle Tourist Trophy и именно от нее ведет отсчет своей истории Isle of Man TT. Собственно ТТ – это и есть Tourist Trophy, до которого со временем сократилось название гонки на Мэне. Первые четыре гонки прошли на укороченном St John's Short Course, а с 1911 года Isle of Man TT проходит уже на современной трассе. С тех пор в маршрут трассы вносились небольшие изменения, но в целом он остается все тем же – 60.718 километров вокруг горы Снефелл, высочайшей точки острова.

В 1949-м году гонка Isle of Man TT вошла в календарь первого сезона чемпионата мира MotoGP и пробыла в нем до 1976 года. Несмотря на свой культовый и престижный статус Isle of Man TT ушла чемпионата мира, поскольку стала очень опасной и многие ведущие гонщики стали регулярно пропускать этап на Мэне. В итоге Международная мотоциклетная федерация сдалась и с 1977 года Гран-при Великобритании переехал на трассу в Сильверстоуне, а гонка на острове Мэн снова стала сама по себе. И желающих выступить на острове не убавилось, как и смертельных случаев. Isle of Man TT прочно заработала репутацию самой смертельной гонки в мире.

Самые смертельные гонки в мире

Да, именно так – во множественном числе. Все дело в том, что с 1923 года на той же трассе вокруг горы Снефелл в конце лета проводится еще одна мотогонка – Manx Grand Prix, которая позиционируется, в первую очередь, как любительская и для тех, кто хочет получить опыт перед стартом в Isle of Man TT. Со временем в нее также ввели классы для профессиональных гонщиков.

За всю историю обеих гонок на острове Мэн погибло в общей сложности 270 гонщиков, пять официальных лиц и семеро зрителей. При чем "младшая сестра" едва ли не кровавее "старшей": только в 1982 году на Manx Grand Prix никто не погиб, в то время, как на Isle of Man TT смертей не было трижды – в 1982, 2012 и 2024 годах. Самым смертельным оказался год 2005-й, когда на Isle of Man TT погибли три райдера и один маршал, а на Manx Grand Prix – шесть райдеров и один зритель.

И, тем не менее, гонки на острове Мэн продолжают свою историю. Более того – существуют и другие мотогонки гонки, которые проводятся на закрытых дорогах общего пользования, как в Британии, так и в континентальной Европе. Многие гонщики стали звездами именно в классических дорожных гонках, как их называют. Немало райдеров рассматривают гонки на стационарных трассах, как подготовку к дородным гонкам и, как к их вершине, к Isle of Man TT.

Легенды и династии Isle of Man TT

Гонка Isle of Man TT привлекательна тем, что редко где еще на трассу выходят сразу несколько легенд, на счету которых уже множество титулов и побед. Например – Майкл Данлоп, главная звезда не только Isle of Man TT, а и дорожных гонок вообще. Североирландец выигрывал главную гонку на острове Мэн в общей сложности рекордные 29 раз в течение 16 лет. В прошлом сезоне он обновил «вечный» рекорд в 26 побед своего дяди Джо Данлопа, легенды британского мотоспорта, который был признан самым популярным спортсменом всех времен в Северной Ирландии.

Соперники Джо Данлопа – англичане Питер Хикмэн, который выигрывал Isle of Man TT 14 раз за девять лет, Иан Хатчинсон с 16-ю победами за 14 лет. А 53-летний ветеран Джон Макгиннес, на счету которого 23 победы, готовится провести на трассе вокруг горы Снефелл свой 25-й год.

Getty Images/Global Images Ukraine. Питер Хикмэн

Добавим сюда 29-летнего англичанина Дэйви Тодда, который в прошлом году выиграл четыре класса из шести, любимца самих островитян Конора Камминса, который пока еще не выигрывал домашнюю гонку, но вполне способен, гонщиков с континента и получим насыщенную борьбу в каждом из пяти классов и в каждой из восьми гонок на двух колесах.

Странные создания на трех колесах

Есть в гонке Isle of Man TT странный класс, почти непохожий на мотоциклы. У этих штуковин три колеса и монокок, делающий их похожими на мутировавший «болид» Формулы-1. Называются они сайдкарами и когда-то давно на заре эволюции были мотоциклами с коляской (отсюда и название: sidecar – коляска для мотоцикла). Появились они на острове Мэн в 1923-м году, однако год 1925-й стал для «колясок» последним аж до возвращения в 1951-м и с тех пор сайдкары входят в программу Isle of Man TT неизменно.

Сайдкары – единственный класс в Isle of Man TT, которым управляют экипажи из двух человек. Райдер стоит на четвереньках и управляет сайдкаром при помощи мотоциклетных органов управления (потому сайдкары, это всё-таки мотоциклы, пусть и причудливые на вид), а пассажир, балансируя, удерживает аппарат на траектории в поворотах и не дает ему перевернуться.

manxradio.com. Бен Берчелл и Кевин Руссо

В этом классе есть и свои звезды и легенды. Такие, как Бен Берчелл, который выиграл Isle of Man TT 14 раз вместе со своим младшим братом Томом в качестве пассажира. Но в конце 2023 года Том Берчелл объявил о завершении карьеры и в прошлом году Берчелл-старший выступал с французом Кевином Руссо, а в нынешнем будет пытаться выиграть гонку на острове Мэн с более опытным напарником – Патриком Росни, за плечами которрого выступления в Isle of Man TT с 2016 года.

Соперниками Берчелла и Росни будут братья Райан и Каллум Кроу, прошлогодние победители гонки, Пит Фаундс и Джейван Уолмсли, которые в прошлом году проиграли только братьям Кроу, двукратные чемпионы мира Тодд Эллис и его пассажирка Эмманюэль Клеман, одна из многочисленных женщин в классе сайдкаров, двукратный чемпион Великобритании Скотт Кершоу с новым пассажиром Рисом Гиббонсом, амбициозный дебютант Джордж Холден с опытным Марком Уилксом на пассажирском месте, и другие.

Формат и календарь Isle of Man TT

Гонка на острове Мэн – единственная из дорожных гонок, которая проходит в формате тайм-триала. То есть победитель определяется наименьшим временем прохождения дистанции гонки, которая отличается для каждого класса:

  • Superstock и Supertwin – 3 круга
  • Supersport – 4 круга
  • Superbike и Senior TT – 6 кругов
  • Сайдкары – 3 круга

Порядок выезда в классах определяется квалификацией, которая проходит в первую неделю Isle of Man TT – по четыре сессии в каждом классе. Гонки проходят во вторую неделю – по одной-две гонки каждый день. Поэтому первая неделя Isle of Man TT называется Неделей квалификаций, а вторая – Неделей гонок.

В этом году Неделя квалификаций пройдет с 26 до 30 мая, а Неделя гонок – с 31 мая до 7 июня.

autosport.com. Майкл Данлоп

Оцените материал
(7)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.