Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Мотоспорт
| Обновлено 28 ноября 2024, 22:12
383
0

Ирина НАДЕЕВА: «Никогда не знаешь, какой именно камешек сдвинет лавину»

Украинская гонщица WorldWCR – о своем опыте и мотоспорте в Украине

| Обновлено 28 ноября 2024, 22:12
383
0
Ирина НАДЕЕВА: «Никогда не знаешь, какой именно камешек сдвинет лавину»
Из личного архива Ирины Надеевой

Сезон 2024 стал знаковым для мирового и украинского мотоспорта — впервые прошел женский чемпионат мира по кольцевым мотогонкам WorldWCR и в первом его сезоне приняла участие украинская гонщица Ирина Надеева.

Об опыте участия в WorldWCR, украинском мотоспорте и своем пути в нем Ирина рассказала в эксклюзивном интервью Sport.ua.

О сезоне 2024 и чемпионате мира WorldWCR

– Расскажи немного об итогах сезона 2024 для тебя?

– Сезон был по-настоящему, очень стрессовым, что не странно, учитывая, что это совсем другой уровень соревнований, где надо адаптироваться быстрее, постоянно работать и повышать квалификацию.

Итогов много Во-первых, тренировочный процесс. Нам периодически не хватало подготовки, где-то каких-то запчастей, где-то были логистические ошибки или проблемы с документами. Это очень много мелочей, про которые нужно знать заранее. Кроме того за этот год мы познакомились с замечательными специалистами, с которыми я планирую работать и дальше. Мотоспорт – командный вид спорта и от людей вокруг тебя зависит половина успеха. В первую очередь, это телеметрист, инженер и специалист по настройке подвески.

Во-вторых, гоночные уик-энды. Это первый чемпионат такого уровня для большей половины женского пелотона, нам всем было сложно. Огромное количество новых треков, иногда у тебя нет возможности сделать тест на треке заранее и у тебе есть одна 25 минутная сессия, чтоб выучить трек, понять как ехать быстро и какие настройки необходимы. Это очень мало, а второй выезд уже квалификационный. Это про то, что надо очень сильно себя пушить и очень быстро адаптироваться.

Этот сезон еще раз показал мне насколько важно вкладывать 100% работы в каждый день, вне зависимости это гонки, тренировки или общее реабилитационное физо.

– Все ли задачи на сезон удалось выполнить? Или что-то не получилось?

– Смотря правде в глаза – ничего не получилось. Сезон был не самый удачный для меня, я достаточно серьезно травмировалась на тестах и была вынуждена пропустить половину сезона. Думала, что успею восстановиться к финалу, но все равно не смогла пройти медицинскую комиссию. Но это нормальные риски, мы все их понимаем и просто нужно принять, что так бывает. Сейчас активно занимаюсь реабилитацией, чтоб успеть прийти в лучшую форму перед сезоном 2025.

Кроме того перед сезоном было непонятно чего ожидать, мы не знали какого уровня девочки, не понимали как работать с Ямахой Р7. В каком-то плане мне было сложнее всех, потому что я всю свою карьеру соревновалась в классе STK1000 и пересела на мотоцикл кардинально другой кубатуры, в то время как все девочки пришли в чемпионат из малокубатурных классов. Это совсем другой мир и совсем другие гонки. Приходится очень быстро учиться ездить в большой группе пилотов, максимально использовать слип-стрим, чувствовать обороты и мотоцикл.

Этот сезон был скорее проверкой себя и своей конкурентноспособности. Впереди очень много работы, чтоб добиться поставленных целей.

– Надеюсь, ты полностью восстановилась после травмы на тестах?

Пока еще нет. У меня был двойной перелом ноги и разрыв ахиллова сухожилия. Мне прооперировали лодыжку месяц назад и впереди еще месяц в гипсе, потом реабилитация. Спасибо огромное нашим хирургам, все идет замечательно

– По поводу кубатуры. У Ямахи Р7 объём 700 кубов. Получается, ты перешла с большей кубатуры на меньшую, а остальные девочки – с меньшей на большую. Правильно?

– Да, у Ямахи Р7 700 кубов, но 2 цилиндра, это 69 лошадиных сил на 180 кг веса. По факту этот мотоцикл чуть-чуть мощнее 300-ки, но намного тяжелее. Специфический мотоцикл, ближе всего он к 300-кубовому классу.

Из личного архива Ирины Надеевой

– Можешь объяснить для «непосвященных» разницу в переходе на такой байк с большей кубатуры и с меньшей?

– Отличий очень много. Большие мотоциклы едут другими траекториями, более угловатыми, тут главная идея, что мотоцикл нужно эффективно остановить, развернуть и разогнать. Он хорошо тянет с низов, менее требовательный к оборотам.

Маленький мотоцикл это совсем другая история: более плавные и размашистые линии, нет скорости на прямике, но он позволяет занести намного большую скорость в поворот. Кроме того мотоцикл разгоняется в небольшом диапазоне оборотов и не простит тебе «перетормаживаний» (когда на торможении обороты упали ниже необходимого значения).

Ну и очень большие отличия во время гонки. Чем больше кубатура – тем сильнее растягивается пелотон. В литровых классах я редко видела группы больше 3 человек. Обычно ты или удерживаешь позицию, или борешься с одним, максимум двумя пилотами. Чем меньше кубатура, тем более плотно едут пилоты. Иногда могут были группы по 15-20 человек, где в каждом повороте происходит миллион обгонов и ты можешь потерять десять позиций за один поворот. Малокубатурные классы более контактные, вы всегда боретесь в толпе.

– Помню, для меня стало большой приятной неожиданностью, что украинка будет выступать в первом сезоне женского чемпионата мира. Расскажи, как ты попала в WorldWCR?

– Честно, для меня это тоже стало неожиданностью. В 2023 году я ехала Кубок Испании и после финала ко мне подошла знакомая, которая показала объявление на сайте FIM, где писали про новый чемпионат и куда подавать анкеты. Я отправила анкету и забыла об этом, не рассчитывала, что мою заявку примут. Когда мне в феврале пришло подтверждение моего участия, я была мягко говоря в шоке: старалась собраться и понять, что делать дальше, как готовиться, над чем надо работать.

– Я так понимаю, что и времени было почти впритык? В частности на знакомство с новым байком

– Было достаточно сложно. Спасибо ребятам из киевской Yamaha, которые смогли найти мне мотоцикл в краткие сроки, и моей украинской команде MPS.RT, которая максимально быстро подготовила мотоцикл для тренировок. Я уехала в Испанию одним днем: собрала вещи, загрузила мотоцикл в прицеп, взяла свою собаку и уехала тренироваться. Было не по себе – ехала одна 4000 км в незнакомую страну еще и с мотоциклом. Мой тренер на тот момент не мог выехать из страны.

– Раз с тобой была собака – значит ты уже была не одна. А тренер в итоге выехал?

– Да, это точно. Моя собака – это мой лучший друг и партнер. Мы проехали вместе всю Европу, пережили миллион приключений и всегда со всем справлялись. Я официально в сборной Украины по шоссейно-кольцевым мотогонкам и Министерство Спорта делает выезды под гонки и тесты. Но это все занимает ультра много времени.

– А как планируешь провести межсезонье?

– Мой идеальный план это снять гипс и уехать тренироваться в Испанию. У меня намного меньше опыта чем у соперниц и мне надо тренироваться настолько много, насколько я могу.

– А на следующий сезон какие задачи и планы?

– Это зависит от многих факторов. Во-первых, я жду списки пилотов на следующий сезон WCR. Если мне предложат место, это будет круто и по итогам прошлого года понятно над чем работать. Если нет, то я поеду несколько испанских чемпионатов, буду соревноваться, повышать мастерство и пробовать через год.

Из личного архива Ирины Надеевой

О мотоспорте в Украине и Украине в мотоспорте

– Ты в этом сезоне выступила в WCR, Илья Михальчик стал чемпионом немецкого IDM и показывает хорошие результаты в чемпионате мира на выносливость EWC, Евсевий Ковалев стал вице-чемпионом мира по юниорам в супермото, Назар Парницкий - чемпионом Европы среди юниоров по спидвею. Это подъём украинского мотоспорта или...?

– Мне бы очень этого хотелось. Это сложный путь. Несколько лет назад мы все соревновались на Чайке и даже не могли себе представить, что будем конкурировать на европейском и мировом уровнях. Для нас не было прецедента, было не понятно как это работает, с чего начинать и как туда попасть.

Шаг за шагом каждый из нас строит определенную систему: подготовка, команда, обслуживание, документы, лицензии, страховки и так далее. Каждому следующему спортсмену будет легче. Лично я была бы очень рада, если бы кто-то из украинских девочек захотел соревноваться. Я бы помогла всем, чем могу. Ей не пришлось бы повторять моих ошибок и со старта было бы точно намного легче.

Когда я уезжала из Испании я видела украинских юниоров, которые приехали соревноваться на чемпионат по супермото. В такие моменты я особенно сильно верю, что все не зря и когда-то мы увидим украинского пилота в MotoGP.

– Да, тоже надеюсь, что когда-то увидим... Вообще чего не хватает украинским райдерам, чтобы выступать в MotoGP и WorldSBK?

– Самая большая проблема Украины в отсутствии тренировочной инфраструктуры. Нашим молодым пилотам просто негде тренироваться. В наших реалиях единственный путь успеха, это чтобы молодой пилот уезжал как можно раньше в Испанию, где можно получить нужный уровень, соревновательный опыт и репутацию.

Я много говорю про эту страну, но я не вижу альтернатив во всем мире для мотогонщиков. В Испании это национальный вид спорта, огромное количество треков любого уровня, школ, тренеров, соревнований. Мотосезон круглый год. Испанские пилоты не зря лучшие в мире и делят пальму первенства только с соседями из Италии.

– Четыре испанки на первых четырех местах чемпионата WCR 2024 - показательно. И не только они. Ты говорила, что видела наших юниоров в Испании. У нас есть пилоты, которые способны дорасти до уровня MotoGP?

– Сложно сказать. MotoGP – это высшая лига. Тут мало обладать невероятным талантом и трудоспособностью. Каждый юный чемпион мечтает про место в MotoGP. Кроме того мы говорим про детей, где еще больше разных факторов. Кто-то вырастет слишком высоким, у кого-то поменяются приоритеты, кто-то просто не захочет двигаться дальше в этом направлении.

– Чтобы попасть в автоспорт, начинают в детстве с картинга. А с чего и в каком возрасте нужно начать, чтобы попасть в мотоспорт?

– Так же как и в автоспорте. Начинают с трех лет с маленьких покетбайков. В Европе есть много соревнований для совсем малышей. Я миллион раз видела детишек, которые еще неуверенно ходят, но уже вовсю жужжат по треку. Постепенно с возрастом кубатура увеличивается: супермото, маленькие прототипы. Есть очень много детских соревнований, они не очень дорогие и часто есть различные гранты, которые помогают детям финансово.

Из личного архива Ирины Надеевой

– Если сравнивать стоимость покетбайка и картинга (порог вхождения в спорт) — что дешевле? Или плюс-минус одинаково? В Испании, Италии и у нас

– Мне сложно сравнить цену входа для детей, потому что я лично не проходила детский путь и представляю себе в общих чертах, но на уровне Чемпионата Украины картинг точно был дороже чем мотоспорт. Чисто интуитивно мне кажется, в детских дисциплинах картинг тоже будет выходить дороже, но конкретных цифр у меня нет.

Что я знаю точно, это то, что четыре колеса создают у людей ложное ощущение безопасности. Я видела несколько абсолютно жутких аварий в картинге, падения на мотоцикле чувствуются и выглядят не так страшно.

– Я так понимаю, что в ведущих мировых странах (Испании, Италии) все именно так и происходит? Сначала покетбайк, а дальше – по возрастающей?

– Да. Для нашей культуры это странно отдать малыша в мотоспорт. Люди не воспринимают мотоциклы как спорт, считают это странным и опасным увлечением. Практически все наши юниоры попали в гонки потому что родители были или есть мото- или авто спортсменами и понимают как это работает на самом деле. Что это далеко не так опасно, как кажется на первый взгляд, что это про физическую выносливость, невероятную форму, концентрацию, дисциплину, характер и силу воли.

– Я бывал в Испании и Италии в начале нулевых и видел, что там очень много мотоциклов на улицах, на них ездят в повседневной жизни. Это тоже влияет на развитие мотоспорта?

– Конечно, отношение к мотоциклистам более лояльное. Плюс в Европе другая система дорожного движения и мотоцикл не считается настолько опасным транспортом как у нас и не связан с таким большим количеством негативных ассоциаций. Но по моим наблюдениям люди, которые используют мотоциклы кака транспорт, редко хорошо ездят. А у топовых гонщиков редко когда открыта категория А в правах.

– А у тебя категория А в правах открыта?

– У меня да. Я начинала с городской езды и потом пришла повышать квалификацию на трек.

– Есть такое выражение: «Даже путь в тысячу километров начинается с первого шага» (Лао-цзы). Для того чтобы украинский мотоспорт и мотокультура вообще начали развиваться, каким должен быть этот первый шаг? И кто должен его сделать?

– Думаю, что это комплекс действий, когда каждый заинтересованный человек делает какие-то поступки, которые он может сделать: написать статью, показать другу легендарную гонку MotoGP, отвести ребенка на пробную тренировку, поддержать подругу с получением категории в права, рассказать окружающим кто такие Валентино Росси и Марк Маркес и так далее. Никогда не знаешь, какой именно маленький камешек сдвинет лавину.

– Как привлечь внимание украинцев, аудитории украинских спортивных медиа к мотоспорту?

– Честно говоря, вообще не представляю. Это невероятно красивый зрелищный спорт, которым у нас интересуются единицы. Никто не знает про наших спортсменов, Илью Михальчика узнают на улицах в Германии, но не в Украине. Когда украинец - Чемпион Германии, круто же! Мне кажется, что массово ситуацию могло бы изменить телевидение Трансляции гонок с украинскими комментариями, может какие-то новостные сюжеты. Ну и конечно очень ждем сериал от Нетфликс. Мне кажется, что именно эти ребята подняли популярность современный Формулы-1.

– А что можешь сказать о Международной федерации мотоспорта (ФИМ)? Поддерживают ли они Украину и украинский мотоспорт?

– Честно говоря, мало пересекалась, но ФИМ однозначно делает титаническую работу по продвижению этого спорта и по повышению безопасности пилотов. Ну и ФИМ не пускает спортсменов из страны-агрессора, что тоже важно.

– А что можешь сказать о работе Федерации мотоспорта Украины, Министерства молоди и спорта в отношении мотоспорта, других наших спортивных органов?

– У нас сейчас замечательный министр спорта. Он действительно готов помочь и помогает спортсменам. У меня была ситуация в этом году, я у меня украли документы за неделю до этапа в Британии, паспорт с визой соответственно был тоже утерян. Я в лоб смогла дозвониться Министру Спорта и попросить помощи с тем, чтоб попасть в Британию. Это хорошая история и для меня действительно сделали все возможное.

Из личного архива Ирины Надеевой

О своем пути в мотоспорте

– А расскажи о себе? Как ты познакомилась с мотоциклами, как попала в мотоспорт?

– Я когда-то просто хотела ездить по городу, купила мотоцикл, сдала на права. Чувствовала,, что мне не комфортно и не хватает навыка, пошла учиться дальше на Чайку. Если бы кто-то сказал мне тогда, что через 5 лет я поеду чемпионат мира, я бы покрутила пальцем у виска. Потом была моя первая гонка и это стало точкой невозврата.

Мотоциклы – невероятно эмоциональный вид спорта. Лично я ни разу в жизни не испытывала таких эмоций, такого безграничного счастья и азарта, как в те моменты, когда я стою на гриде и гаснут огни светофора. Это страсть и любовь, от этого очень сложно отказаться.

– И как дальше развивалась твоя жизнь в мотоспорте? Расскажи о своем пути и успехах до WCR?

– Успехи в любом деле двигаются по синусоиде. Ты начинаешь с нуля, поднимаешься и потом переходишь на новый уровень, где снова начинаешь с нуля. Я очень азартная и очень упертая. Когда меня зацепили гонки, я очень много тренировалась. Уровень конкуренции в Украине не очень высокий, в 2020-м году я была вице-чемпионкой среди женщин. В 2021 году я уже была первой среди женщин и стала второй среди мужчин в классе STK600.

Потом я поехала на первый испанский выезд и очень быстро поняла, что вот тут начинается совсем другой спорт. Я тренировалась на Ямахе R1 и снова упала в конец турнирной таблицы. Я была чуть-чуть лучше пенсионеров, которые раз в год катаются на треке «для себя».

За 2 года в испании на 1000 я уверенно застолбила за собой место в самой быстрой группе на треке и начала выступать в Чемпионатах класса Кубка Испании. И вот в этом году все повторилось. На новом мотоцикле на трек днях я снова начинала с практически самой медленной группы на треке и постепенно пробиваюсь вверх. Но сейчас и ставки выше и навыков нужно больше

Ты знаешь, я очень здраво отдаю себе отчет, что мне очень повезло оказаться в нужном месте, в нужное время. Это все сказка, моя личная история Золушки. Ни по каких других обстоятельствах девчонка, которая начала спортивную карьеру в 25 лет не могла оказаться в самом высшем классе, конкурируя с 24 лучшими в мире.

– Крутая история! Возможно, когда-то по ней снимут фильм. А как твои родные, близкие, друзья относятся к твоей страсти, мотоциклам и мотогонкам? Отговаривать не пытались?

Для хорошей истории мне еще нужен титул! А это очень-очень очень много работы и удачи.

Родители долго не знали, потом восприняли в штыки. Сначала были слезы, уговоры, немного шантажа. Спустя время они приняли, и я позвала их на Чайку на свою первую гонку. Но, я не знаю ни одного человека, у которого первая гонка прошла бы хорошо и я не стала исключением. Я упала не доезжая первого круга в зрительском повороте (единственный, которые видели родители) буквально им под ноги. Маму потом откачивали валерьянкой пол ночи.

Сейчас семья меня сильно поддерживает, смотрят, болеют, переживают. Я очень сильно ценю, что они приняли мой выбор.

Из личного архива Ирины Надеевой

– А что бы ты сказала или посоветовала родителям детей, которые захотели заниматься мотоспортом или даже просто ездить на мотоцикле?

– Я бы ответила твоей же фразой: «любой большой путь начинается с первого шага». Надо только сделать этот шаг: записаться на первую тренировку, к примеру. А если это ваше, то и путь будет волшебным и захватывающим приключением.

– Фраза только не моя, а Лао-цзы. Какова Ира вне мотогонок? Есть ли у тебя какие-то еще увлечения или хобби?

– Я имела в виду, что ты уже в этом разговоре упоминал это выражение. Ты знаешь, я мастер спорта по кружкам и секциям. Если бы я могла себе это позволить, а в сутках было как минимум 70 часов, я бы занималась всем, чем только могу. Я обожаю горы: походы, трекинг, велосипеды, сноуборды и лыжи. Ходила когда-то на Монблан, ездила в скалы на скалолазку, пять лет жизни прыгала на батуте (я даже двойное сальто могу сделать), спортзал, растяжка, танцы, бокс, воздушная гимнастика - я пробовала себя абсолютно везде, пока не начала эту историю с мотогонками. Сейчас основной приоритет это гонки, в свободное время все еще прогулки в горах и велосипед.

– Круто! А за какими-то другими видами спорта следишь? В смысле — как зритель?

Смотрю, что в Формуле-1 происходит. Гонки целиком не смотрю, но результаты квалификаций, хайлайты из гонок, основные командные изменения и так далее. Если честно, в этом году у меня не хватало времени следить за чем-то кроме гонок: было моих шесть этапов, у Тимура Костина восемь в Чемпионате Испании и шесть в Кубке Испании. Наблюдала за Junior GP, NTC, IDM, EWC. Каждый уик-энд был рэйс-уик-энд.

Еще хайлайтами наблюдаю за X-Games и про Олимпиаду читала, но то, что выносит твиттер в ленту.

– И в конце нашей беседы у тебя есть возможность обратиться к читателям. Что бы ты им сказала?

– Я бы хотела всем напомнить, о том как важно мечтать и что мечты все-таки сбываются. Наверное, как-то так.

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.