Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 22 сентября 2024, 13:57
1163
0

Роглич повторил рекорд Эраса, первый подиум О’Коннора. Итоги Вуэльты-2024

Sport.ua подводит итоги заключительного Гран тура сезона

| Обновлено 22 сентября 2024, 13:57
1163
0
Роглич повторил рекорд Эраса, первый подиум О’Коннора. Итоги Вуэльты-2024
Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

Роглич повторил рекорд Эраса

История велоспорта в этом сезоне переписал не только Тадей Погачар, но и его соотечественник, Примож Роглич. Словенец выиграл Вуэльту в четвертый раз и повторил рекорд Роберто Эраса. Несмотря на статус безоговорочного фаворита №1 у букмекеров, перед стартом и по ходу Вуэльты сомнений в победе Роглича было достаточно.

Приехал он на гонку после травмы, состояние Приможа вызывало много вопросов. Большая фора Бена О’Коннора в общем зачете, неубедительное выступление лидера «Red Bull Bora» в горах на девятом этапе, потенциальные проблемы с восстановлением – все это также добавляло скепсиса. Но на весь этот скепсис Роглич уверенно отвечал своими мощными выступлениями и методично шел к победе в общем зачете.

Да, на отдельных горных этапах Мас бывал маргинально сильнее словенца, но обратных ситуаций было больше. И каждый раз, когда Роглич чувствовал себя сильнее испанца, он наносил ему очень мощный удар. Так было на 13-м и на 19-м этапах.

Особенно впечатляющим был перфоманс словенца на 19-м этапе до Альто де Монкавильо. «Red Bull Bora» задали сумасшедший темп с первых же метров финального подъема, и не просто просеяли пелотон, а увезли своего капитана ото всех соперников – перфоманс в стиле лучших версий «US Postal» времен Лэнса Армстронга. Сам Роглич усилия своих партнеров по команде завершил впечатляющим победным соло и 50 секундами преимущества над Масом.

По цифрам перфоманс Роглича выглядит еще более впечатляющими. 6,97 Ватт/кг средней мощности на 23 минуты и 55 секунд работы и улучшения на 58 секунд своего результата на этом же подъеме образца 2020 года. Вероятно, лучший горный перфоманс в карьере словенца.


Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

Казалось бы, таким выступлением на Альто де Монкавильо Роглич окончательно отправил Маса и остальных соперников в нокаут, однако на следующий день интрига в гонке внезапно заиграла новыми красками. В середине 20-го этапа неожиданно сошел с Вуэльты один из ключевых помощников Роглича, Дани Мартинес. Все пытались понять причину схода, и в этот момент прошла информация о том, что в «Red Bull Bora» массовое отравление, из-за которого один из членов персонала команды даже попал в больницу.

Дальнейшие события только подтвердили эту информацию: следом за Мартинесом сошел еще один гонщик «Red Bull Bora», Патрик Гампер, а Нико Денц и Александр Власов очень рано выпали из пелотона. Настолько далеко, что Денц в итоге вообще не вписался в лимит времени. Были опасения по поводу того, что от массового отравления в команде мог пострадать и сам Роглич, однако, к счастью, Примож не пострадал. Вне зависимости от болельщицких симпатий, не хотелось бы, чтобы судьба гонки решалась не на трассе, а на кухне «Red Bull Bora».

В развязке 20-го этапа на Пикон Бланко Роглич не выглядел настолько подавляюще сильно, как днем ранее, действовал от обороны, но более чем уверенно довел дело до итоговой победы, которую оформил на следующий день на разделке в Мадриде. Там он уступил только многострадальному Штефану Кюнгу – «вечно второй» швейцарец наконец-то добрался до своей первой победы на этапе Гран тура.

Ну а Роглич в очередной раз после неудачи на Джиро/Туре забрал Вуэльту в качестве утешительного приза и спас для себя нынешний сезон. Да и для команды в целом: без победы на Вуэльте ставка олл-ин от «Red Bull Bora» на словенца выглядела бы полным провалом. Будет ли Роглич настолько же ключевой фигурой для «Red Bull Bora» и в следующем сезоне? Наверно, это будет во многом зависеть от исхода переговоров команды с Ремко Эвенпулом, которые, по слухам, идут полным ходом. В любом случае, такие звезды как Джей Хиндли вряд ли захотят второй год подряд полностью жертвовать своими амбициями на Гран турах ради Роглича. Когда ты мгновенно становишься одной из двух самых богатых команд мира, нужно быть готовым к тому, что у себя в составе будет «слишком много вождей, и слишком мало рядовых индейцев».

Мас снова на подиуме

Самая концовка первой недели создала впечатление, что Энрик Мас может побороться за победу на нынешней Вуэльте. Однако то впечатление оказалось ложным. Выступление капитана «Movistar» на Альто де Асальянас так и осталось лучшим для него на нынешней Вуэльте, и даже из него Энрик не сумел получить никаких дивидендов – преследователи настигли его на спуске.

Тем не менее, Мас был с запасом вторым по силе гонщиком на нынешней Вуэльте, и на отдельных этапах даже выглядел немного сильнее Роглича. В то время, как словенец завоевал свой четвертый в карьере титул чемпиона Вуэльты, Мас в четвертый раз финишировал на домашней гонке в топ-3, но так пока ни разу ее и не выиграл: ранее было три вторых места.

Нельзя сказать, что именно в этом году Мас был ближе всего к столь желанной победе. Пожалуй, самый реальный шанс выиграть Вуэльту Энрик упустил в 2022 году, проиграв тогда еще даже близко не такому сильному как сейчас Ремко Эвенпулу. Будь на той Вуэльте третья неделя немного тяжелее в плане маршруту – и все могло бы закончиться совсем по-другому.


Getty Images/Global Images Ukraine. Энрик Мас

Так или иначе, Мас снова очень сильно выступил на домашней гонке. Уровень, который капитан «Movistar» демонстрирует на Вуэльте, очень разительно отличается от того, что он показывает на Тур де Франс да и, по большому счету, на любой другой гонке сезона. Остается лишь понять, в чем причины такого резкого контраста. Биоритмы? Сложно сказать. В любом случае, после очередного провала на Туре логичным шагом для Маса на следующий сезон был бы пропуск «Большой петли» и первая в карьере попытка пойти на общий зачет Джиро д’Италия.

Если кто забыл, перед стартом Вуэльты капитанский статус Маса в «Movistar» подвергался сомнению Найро Кинтаной, которому, по слухам, обещали роль главной ставки команды на испанскую супермногодневку. Сейчас, задним числом, все эти претензии выглядят откровенно смешно, но следует отдать должное Кинтане: колумбиец спокойно принял свое положение в команде и скандалов не устраивал. Хотя, откровенно говоря, роль поддержки Маса со стороны «Movistar» на нынешней Вуэльте переоценивать не стоит: подопечные Эусебио Унсуэ вели гонку достаточно пассивно.

О’Коннор воспользовался своим шансом

Для Бена О’Коннора нынешняя Вуэльта стала несомненным успехом. После четвертых мест на Тур де Франс-2021 и Джиро д’Италия-2024 австралиец наконец-то впервые в карьере поднялся на подиум Гран тура, при этом на целых 13 дней примерив красную майку лидера. Однако выступление гонщика «Decathlon Ag2r» на нынешней Вуэльте оставило очень неоднозначное впечатление.

С одной стороны, подиум – несомненный успех. Учитывая тот уровень готовности, который был у О’Коннора, в горах он защищался очень достойно и умно. При этом очень бросалось в глаза, что на мультигорных этапах Бен выглядел намного сильнее, чем на «унипуэрто» – этапах с равнинным подъездом и одной финишной горой. Гонки на выносливость ему явно подходят больше, чем более короткие по времени и более интенсивные усилия в один отдельный подъем. Учитывая, что этапы формата унипуэрто являются главной отличительной чертой Вуэльты, можно говорить о том, что из трех Гран туров именно испанский подходит О’Коннору меньше всего.

С другой стороны, подарок в виде отрыва на первой неделе Бен получил очень щедрый, и воспользовался он им не сполна. После того, как О’Коннор захватил лидерство в общем зачете, очень много говорилось даже о том, что он сможет додержать лидерство до самого конца и выиграть Вуэльту.


Getty Images/Global Images Ukraine. Бен О'Коннор

И разговоры такие ходили неспроста. Почти пять минут форы над Рогличем, которые получил О’Коннор, были очень серьезным преимуществом. И человек, который менее чем четыре месяца назад становился четвертым в общем зачете Джиро, вполне мог бы с таким запасом красную майку удержать.

Не раз и не два в истории мы видели случаи, когда гонщики, которые внезапно получили лидерство в общем зачете Гран тура, прыгали выше головы – такое впечатление, будто бы лидерская майка придавала им дополнительные силы. Тут можно вспоминать примеры и Тома Воклера на Турах 2004 и 2011 годов, и Давида Арройо на Джиро-2010, и Жулиана Алафилиппа на Туре-2019. Однако сказать, что О’Коннор прыгнул выше головы, нельзя – наоборот, в целом он на нынешней Вуэльте выглядел даже слабее, чем на Джиро. Поэтому, первый в карьере подиум на Гран туре – это хорошо, но все же не покидает ощущение, что эта Вуэльта для О’Коннора стала гонкой упущенной возможности достичь чего-то большего. Возможности, которой может больше и не быть.

Карапас не поднялся на подиум. Но похоронил шансы Ланды

Из-за подарка пелотона О’Коннору без призового места на нынешней Вуэльте в итоге остался Ричард Карапас – четвертое место. Да, можно вспомнить о том, что и сам эквадорец на девятом этапе также получил «подарок» от пелотона, однако те две минуты, которые смог отыграть капитан «EF Education EasyPost» на пути к Гранаде все же не идут ни в какое сравнение с шестью с половиной минутами, которые пелотон позволил выиграть О’Коннору на шестом этапе.

Перед стартом третьей недели Карапас говорил о том, что планирует атаковать и бороться за место на итоговом подиуме, но в результате до топ-3 не дотянулся. Хотя свое обещание атаковать Ричард таки выполнил, и, пусть поставленных целей его атаки не достигли, но серьезное влияние на ход гонки оказали.

Речь идет о 18-м этапе, на котором все шансы на подиум потерял Микель Ланда. Потерял именно стараниями Карапаса. На холмистом этапе в Стране Басков, который не рассматривался как ключевой для общего зачета, он неожиданно пошел в атаку на самом сложном перевале дня, Пуэрто де Эррера, вершина которого располагалась более чем за 45 км до финиша. Карапасу удалось порвать пелотон и устроить очень серьезную селекцию.

Ланда, как и Сепп Кусс, к такому повороту событий был явно не готов – ни морально, ни физически. У баска явно был кризисный день, и он отстал достаточно далеко. Слишком далеко для того, чтобы догнать своих прямых конкурентов на спуске, когда пелотон снова начал собираться. Ланда попал в очень тяжелую ситуацию: ему предстояло преодолевать 40 км равнины и силовых холмов практически в одиночку против целой группы, которая работала против него.

Такие обстоятельства не сулят гонщику ничего хорошего. И для Ланды итог оказался довольно предсказуемым: 3 минуты и 20 секунд отставания и падение с пятого на десятое место в общем зачете с потерей всех шансов на подиум.


Getty Images/Global Images Ukraine

Запомнится тот этап не только неудачей Ланды, но и гротескно бездарными тактическими решениями руководства «Soudal Quick Step». У команды Патрика Лефевра в отрыве дня был свой представитель – Маттиа Каттанео, но его на помощь к Ланде опустили лишь за 15 км до финиша, когда отставание Микеля он пелотона уже было огромным и когда, по большому счету, для него уже все было потеряно.

Менеджмент «Soudal Quick Step» свои неудачные решения после гонки объяснял проблемами с радиосвязью, из-за которых в команде узнали о проблемах Ланды слишком поздно. Хорошо, это объясняет, почему Каттанео не отправили помогать капитану сразу после подъема. Но зачем было опускать итальянца к Ланде за 15 км до финиша, когда в этом уже не было никакого смысла, а сам Каттанео находился в отрыве и имел неплохие шансы побороться за победу на этапе?

Возвращаясь к Карапасу, нельзя не отметить, что нынешняя Вуэльта для него стала несомненным успехом, несмотря на то, что до подиума дотянуться так и не удалось. Под конец второго года Ричарда в составе «EF Education EasyPost» ему наконец-то удалось выдать сильный результат в общем зачете многодневки элитного уровня. А это значит, что чемпион Джиро-2019 как сильный генеральщик еще не закончился.

Очередной удар судьбы для Ван Арта

После второй недели Вуэльты мы восхищались Воутом Ван Артом, говоря о том, что победа в спринтерском зачете у него уже практически в кармане, и при этом предвкушали его борьбу за гороховую майку лучшего горняка.

И в самом начале третьей недели звездный бельгиец продолжил набор очков в горный зачет. Он отобрался в отрыв дня, в нем был и его главный конкурент, Джей Вайн, с которым Ван Арт делил лидерство по итогам 15-го этапа. И, несмотря на то, что Вайн в отрыве был в компании двух очень сильных партнеров по «UAE Emirates», Исаака Дель Торо и Марка Солера, именно Ван Арт собрал максимум очков на двух перевалах первой категории – Мирадор дель Фито и Кольяда Льомена.

Однако на спуске с Кольяда Льомены Ван Арт упал. К слову, уже второй раз за тот день, но первое падение гонщика «Visma Lease a Bike» в самом начале этапа было совершенно безобидным. А вот второе – к сожалению, серьезным. На спуске на первой позиции в отрыве шел Феликс Энгельхардт из «Jayco AlUla», который в одном из поворотов ушел в лоусайд и упал.

Ван Арт шел сразу за ним. Когда какое-то падение происходит прямо перед тобой, да еще и на высокой скорости – ты неизбежно хоть на какое-то мгновение теряешь концентрацию. Потерял ее и Ван Арт, и этого оказалось достаточно для того, чтобы упасть. При чем упасть серьезно: Воут на полной скорости влетел правым коленом в горную породу.


Getty Images/Global Images Ukraine. Воут Ван Арт

Сразу было понятно, что дела плохи. Гонщик «Visma Lease a Bike» поначалу поднялся и попытался продолжить гонку, но уже совсем скоро остановился и сел в техничку. Вместо двух призовых маек на финише в Мадриде – очередной сход и очередная травма.

К слову, повреждение оказалось не настолько тяжелым. Были очень серьезные подозрения на то, что у Ван Арта перелом коленной чашечки и, возможно, еще какой-то из костей ноги, но, к счастью, Воут отделался только сильными ушибами. Тем не менее, «Visma Lease a Bike» уже объявила, что сезон 2024 года для Ван Арта завершен. Никакой борьбы за победы в групповых гонках чемпионатов Европы и мира, где бельгиец был бы одним из топ-фаворитов.

Только-только справившись с последствиями предыдущей травмы и подобравшись ко своей оптимальной форме, Воут получил еще один удар от судьбы. Сможет ли он вернуться ко своему пиковому уровню в следующем сезоне? Очень хочется верить в то, что да. С физической точки зрения ничего катастрофического с телом Ван Арта не произошло, вопрос лишь в том, не надломит ли его такая череда неудач психологически. Но психологическое состояние велогонщика – это уж точно та среда, где делать какие-то прогнозы не стоит. Остается лишь надеяться на то, что одна из ярчайших звезд современного велоспорта с этой чредой проблем справиться сумеет.

Возвращение к нормальности: Вуэльта-2024 стала Гран туром простых смертных

После космических перфомансов Тадея Погачара на Джиро, того же Погачара, а также Йонаса Вингегора и Ремко Эвенпула на Тур де Франс, Вуэльта-2024 стала гонкой совсем иного жанра. Жанра, который можно назвать возвращением к нормальности. Мы увидели соревнование не инопланетян, а простых смертных гонщиков. Ну и Приможа Роглича, который по своему уровню сейчас находится где-то посредине между двумя этими категориями.

Такой жанр гонок принято считать менее зрелищным, за многие годы любителям велоспорта со стажем он успел надоесть, но сейчас, на контрасте с двумя предыдущими Гран турами Вуэльта-2024 в какой-то мере воспринималась как глоток свежего воздуха. Да, мы увидели все наиболее характерные признаки слабого по уровню Гран тура: большое количество побед отрывов (особенно на горных этапах) и маленькие разрывы между грандами в горах.


Getty Images/Global Images Ukraine

Впрочем, если говорить о втором признаке, то небольшие разрывы на ключевых горных этапах, как ни странно, я бы не стал списывать на низкий уровень селекции и недостаточно агрессивное ведение гонки. Скорее дело в том, что большинство грандов общего зачета были очень близки между собой по уровню.

Так или иначе, на нынешней Вуэльте мы убедились, что гонка не обязательно должна быть космической по своему уровню, чтобы быть зрелищной и дарить удовольствие от просмотра. Разнообразие жанров тоже важно, и, учитывая, что впереди у нас чемпионаты Европы и мира, а также осенний сезон итальянских однодневок во главе с Ломбардией, хочется увидеть вот такое разнообразие жанров не только на Гран турах, но и на престижных однодневках.

Оцените материал
(4)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.