Победы и ошибки Роглича, возрождение Маса. Итоги первой недели Вуэльты-2024
Sport.ua подводит итоги первой недели Вуэльты-2024
Ван Арт снова почувствовал вкус побед
Спринтерские баталии на первой неделе нынешней Вуэльты получились довольно интересными. Неожиданно интересными, учитывая очень скромный спринтерский состав на нынешней гонке. В качестве главных фаворитов к равнинным этапам нынешней Вуэльты подходили Воут Ван Арт и Кейден Гроувз. Учитывая довольно скромное поле соперников, казалось, что они будут на голову сильнее всех остальных на спринтерских этапах Вуэльты. И бельгиец с австралийцем на двоих выиграли три из четырех спринтерских этапа на первой неделе, но подавляющим их преимущество над соперниками не было.
В то время, как Гроувз в последние годы был доминирующей силой в спринтах на Вуэльте, Ван Арт на испанском Гран туре в этом году дебютирует. Недавняя Олимпиада в Париже позволила говорить о том, что Воут преодолел тяжелый отрезок в своей карьере и вернул себе свою лучшую форму. Форму, в которой он выигрывал в том числе и спринтерские этапы Тур де Франс в намного более конкурентной среде.
На первой неделе Воут выиграл два этапа, но показал, что его кондиции еще не оптимальные: думаю, в своей форме образца 2020 – 2022 годов гонщик «Visma Lease a Bike» выиграл бы все четыре этапа. На первом спринтерском финише на втором этапе он в чистой очной борьбе проиграл Гроувзу. Ван Арт начал спринт с первой позиции, и Кейден хрестоматийно воспользовался воздушным мешком и вовремя вышел у него с колеса. На следующий день сценарий спринта был зеркальным, и Ван Арт одержал свою первую в карьере победу на Вуэльте.
Первая победа для Воута с 25 февраля, когда он выиграл Куурне-Брюссель-Куурне. После этого было тяжелое падение и травма на Дварс доор Фландерен и необходимость полностью перекраивать свой календарь на сезон. На Гран турах Ван Арт и вовсе не побеждал более двух лет: с времен Тур де Франс-2022.
На пятом этапе до Севильи сплоховали и Гроувз, и Воут. «Alpecin Deceuninck» устроила Гроувзу просто идеальный развоз, однако австралиец перед началом своего рывка зачем-то оглянулся назад, потерял на этом скорость и уже не смог посоревноваться с Ван Артом. Впрочем, и гонщик «Visma Lease a Bike» победить не сумел: в последний момент у него из-за спины выскочил 21-летний Павел Биттнер из «DSM Firmenich» и одержал сенсационную победу. Лучшее доказательство тому, что финишные скорости у Ван Арта еще не на пиковом уровне.
Getty Images/Global Images Ukraine. Воут Ван Арт
Вторую победу Ван Арта чисто спринтерской назвать трудно. Седьмой этап до Кордобы был довольно непростым по рельефу, и большинство чистых спринтеров на нем отсеялись. Гроувз со всех сил пытался зацепиться за хвост пелотона, однако на вершине перевала Альто дель 14% умудрился упасть, и на этом его борьба за попытку поучаствовать в финишном спринте была завершена.
В остатках пелотона Ван Арт был безоговорочно сильнейшим спринтером, и должен был бы легко забрать этот этап на финишной прямой. Однако контролировать просеянную группу было непросто, тем более, что в распоряжении бельгийца остался всего один партнер по команде – капитан-генеральщик Сепп Кусс. И американец, забыв о собственных амбициях, добросовестно работал на Ван Арта, закрывая позднюю атаку Марка Солера.
В определенный момент Ван Арт решил, что больше не стоит эксплуатировать Кусса, и за 11 км до финиша сам пошел в сольную атаку, которую, впрочем, развить не удалось. Несмотря на эту атаку, Ван Арт сохранил достаточно резкости в ногах, чтобы уверенно выиграть этап в финишном спринте.
Седьмой этап, к тому же, изменил очень многое в спринтерском зачете. Гроувз из-за своего падения в пелотон вернуться не сумел, и остался без очков, в то время как Ван Арт набрал максимум. На первый день отдыха бельгиец ушел с 41-очковым преимуществом над своим соперником. Отыграть это отставание австралийцу будет очень трудно, учитывая универсализм соперника: впереди еще немало холмистых этапов, на которых Гроувз останется с баранкой, а вот Ван Арт вполне может победить.
Тактические ошибки «Red Bull Bora» дарят шансы соперникам
Подводка Приможа Роглича к Вуэльте вызывала много вопросов относительно его кондиций. Участие словенца в гонке долгое время был под большим вопросом, с Классики Сан-Себастьян он снялся в последний момент.
Однако с первых дней Вуэльты Роглич начал доказывать, что он в полном порядке. Капитан «Red Bull Bora» солидно проехал стартовую разделку в Лиссабоне, после чего забрал два подряд горных финиша. К словенцу даже вернулся его знаменитый финишный панч в гору, который всегда был главным фактором его успехов на испанских (и не только) дорогах. При этом Примож, которого часто обвиняют в чересчур пассивной манере езды, на этапах с горными финишами действовал с позиции силы, и работал не просто на победу на этапе, но и на то, чтобы привезти чистое время прямым конкурентам по общему зачете. И достигал в этой работе немалых успехов.
Однако девятый этап показал, что кондиции Роглича все же не оптимальны. На маршруте с двойным прохождением тяжелого перевала Альто де Асальянас (7,1 км, средний градиент – 9,6%) Примож поначалу был настроен привозить время прямым конкурентам, однако во время второго прохождения Асальянас почувствовал себя не очень хорошо. И лишь наличие 20-километрового спуска перед финишем в Гранаде позволило ему избежать серьезных временных потерь относительно Энрика Маса в общем зачете.
Старая проблема Роглича с восстановлением снова дала о себе знать. Словенец, как и в старые-добрые времена, испытал проблемы с восстановлением в конце недели в связке из двух горных этапов подряд. И в конце второй и третьей недель Приможа ждут еще намного более тяжелые связки этапов, где проиграть можно будет очень много времени. Да, сам словенец после девятого этапа жаловался на боли в спине, однако проблемы с восстановлением у него в карьере случались слишком часто, чтобы принимать его слова за чистую монету.
Добавляют головной боли Рогличу и тактические ошибки его команды, «Red Bull Bora». На первых горных финишах целый ряд потенциально опасных соперников по общему зачету проиграли много времени, и, казалось, потеряли все шансы в генеральной классификации. Однако «Red Bull Bora» некоторым из них позволила вернуться в борьбу в общем зачете. Например, на девятом этапе они отпустили очень многочисленный и серьезный по именам отрыв.
Были в нем и такие люди как Адам Йейтс и Ричард Карапас. Они как раз входили в число тех потенциально опасных генеральщиков, которые провалились на предыдущих горных этапах. И обоим позволили вернуться в борьбу за высокие места в общем зачете. Йейтс девятый этап выиграл и отыграл 3 минуты и 45 секунд относительно Роглича и компании, поднявшись с 27-го на 7-е место. Карапас отыграл меньше (2 минуты и 6 секунд), но капитан «EF Education EasyPost» изначально проигрывал меньше: он поднялся аж на третье место в генеральной классификации и проигрывает Рогличу всего 39 секунд.
Оба они – потенциально очень опасные соперники по общему зачету, но оба, даже получив такие подарки от «Red Bull Bora», все равно на данный момент идут позади Роглича.
Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич
А вот наиболее опасная ошибка австрийско-немецкой команды связана с Беном О’Коннором. На первом горном финише на четвертом этапе капитан «Decathlon Ag2r» проиграл 1 минуту и 11 секунд, и многие поспешили вычеркнуть австралийца из числа претендентов на высокие места в общем зачете. И на шестом этапе О’Коннора отпустили в отрыв дня.
Там он повторил тот же трюк, что и на Тур де Франс-2021. Из отрыва Бен выдал просто космический перфоманс, привез четыре с половиной минуты ближайшему преследователю (им стал стало еще один участник отрыва дня, Марко Фриго), и шесть с половиной минут – пелотону во главе с Рогличем. О’Коннор в одно мгновение вышел в лидеры общего зачета, при чем с запасом в почти пять минут над словенцем.
Да, в этом году мы уже неоднократно говорили о тех слабых сторонах, которые есть у Бена как у многодневщика. Да, на первом же горном финише он проиграл более минуты. Но, в любом случае, давать такую фору человеку, который финишировал на четвертом месте в общем зачете на Туре и на Джиро (при чем, на «Корса роза» – в нынешнем сезоне) – очень глупая и очень опасная ошибка «Red Bull Bora», которой после этого приходится тратить очень много усилий, чтобы это отставание отыграть. Намного больше, чем те усилия, которые надо было приложить на шестом этапе, чтобы не отпустить О’Коннора слишком далеко.
Да, на восьмом этапе почти минуту из этого преимущества О’Коннор растерял, но вполне мог этого избежать. Австралиец погнался за Рогличем, старался не вылететь у него из колеса, залез в долг своему организму и начал пропускать мимо себя одного гонщика за другим. Хотя комфортный запас Бена позволяет ему действовать намного более холоднокровно и идти в собственном ритме. И если О’Коннор извлечет урок из своих ошибок (тем более, что похожий просчет он уже совершил в начале Джиро-2024, когда попытался погнаться за Тадеем Погачаром на этапе до Оропы), то у Роглича могут возникнуть очень большие проблемы с тем, чтобы отыграть отставание, которое к данному моменту составляет 3 минуты и 54 секунды. Особенно учитывая, что в распоряжении О’Коннора есть такой сильный горный грегари, как Феликс Галль.
Тактика «Red Bull Bora» вызывает много вопросов не только в таких глобальных вещах, как отрывы О’Коннора, Адама Йейтса и Карапаса, но и в более мелких решениях. Например, очень непонятными были действия Александра Власова в развязке седьмого этапа. Гонщик «Red Bull Bora» почему-то решил закрывать позднюю атаку не очень опасного с точки зрения общего зачета Павла Сивакова, и тем самым фактически принес победу Воуту Ван Арту на блюдечке. Работу Власова еще можно было бы объяснить намерениями Роглича поучаствовать в финишном спринте и побороться за бонификационные секунды. Но в итоге Примож даже не попытался побороться за попадание в топ-3.
Учитывая, что Ван Арта в последний год настойчиво сватали в «Red Bull Bora», можно было бы выстроить полуконспирологическую теорию относительно того, что австро-немецкая команда помогала своему будущему партнеру по команде. Но и здесь не сходится: Ван Арт недавно продлил контракт с «Visma Lease a Bike». Так много вопросов и так мало ответов…
Мас может побороться за победу
Раз за разом на Вуэльте волшебным образом преображается в лучшую сторону не только Роглич, но и Энрик Мас. Регулярно проваливаясь на Тур де Франс, испанец при этом уже трижды в карьере финишировал вторым на Вуэльте, и в этом году ему по силам снова заехать на подиум. А то и побороться за долгожданную победу.
На первых горных финишах он проигрывал Рогличу в спринте, но оба раза избегал потерь чистым временем. А на мультигорном девятом этапе мы увидели очень весомую демонстрацию силы в исполнении Маса. Во время второго штурма Альто де Асальянас капитан «Movistar» очень быстро понял, что со словенцем не все в порядке и пошел в атаку. И к вершине преимущество Маса над группой Роглича достигло уже целой минуты.
Getty Images/Global Images Ukraine. Энрик Мас
К сожалению для испанца, впереди его ждали почти 20 км спуска к финишу в Гранаде. И, сколько бы мы не говорили о том, как Мас преображается на Вуэльте, проблемы с даунхиллами не деваются никуда. Для начала Энрик совершил грубую ошибку в одном из поворотов и чудом избежал падения. После этого Мас еще пытался удержать свое преимущество, однако на более силовых участках ближе к финишу устоять одному против довольно многочисленной группы преследователей было очень сложно.
Капитана «Movistar» добрали, но его демонстрация силы в горах была очень внушительной. И, как уже было сказано выше, в конце второй и третьей недель шансы расправиться с Рогличем будут. И есть очень даже ненулевая вероятность того, что «вечно второй» Мас в этом году таки доберется до своей долгожданной победы в общем зачете Вуэльты.
«UAE Emirates» и другие: звездные неудачники первой недели
Характерной особенностью Вуэльты является то, что на бумаге испанский Гран тур собирает очень внушительный по именам состав участников. Но для большинства грандов Вуэльта не является главной целью в сезоне, и едут они ее «как Бог на душу положит»: получится – поборемся, нет – ничего страшного. Из-за этого уже на первой неделе Вуэльты (которая традиционно намного более насыщенна в плане гор, чем на Джиро или Туре) очень много именитых неудачников среди генеральщиков, которые сразу же потеряли все шансы. Не исключением стал и нынешний год.
В превью к Вуэльте мы говорили о том, что самые сильные составы на гонку привезли «UAE Emirates» и «Red Bull Bora». Но при этом отмечали, что ни один из потенциальных лидеров «Red Bull Bora» не внушает уверенности в своей готовности бороться за победу, и что вся эта сильная на бумаге команда может в одно мгновение рассыпаться как карточный домик.
Но по итогам первой недели можно констатировать, что, если кто и рассыпался как карточный домик, так это «UAE Emirates». Адам Йейтс с первых же этапов начал проигрывать много времени в общем зачете, и лишь подарок соперников позволил британцу вернуться в топ-10. С непонятными перспективами побороться за что-то более высокое.
У других потенциальных претендентов на общий зачет из состава «UAE Emirates» все еще хуже. Для Жоау Алмейды нынешняя Вуэльта была особенной, ведь стартовала в его родной Португалии. Однако на восьмом этапе Алмейда был не поход сам на себя и проиграл Рогличу почти пять минут. И уже на следующий день оказалось, что у Алмейды коронавирус: на старт девятого этапа он не вышел.
Getty Images/Global Images Ukraine. Жоао Алмейда
Еще одной надеждой «UAE Emirates» был Исаак Дель Торо. Но и у мексиканского вундеркинда с точки зрения общего зачета не получилось ничего. Да, на первых горных этапах он выглядел неплохо (на восьмом – так вовсе был лучшим в составе своей команды), однако на девятом этапе Исаак провалился: 114-е место с отставанием в более чем 35 минут. Похоже, «UAE Emirates» теперь придется перейти на режим охоты за отдельными этапами, и Дель Торо в этом тактическом рисунке может оказаться очень важным игроком: мексиканец уже доказал, что в отдельные дни он может быть очень хорош.
Серьезные неудачи на первой неделе потерпели не только гонщики «UAE Emirates». Антонио Тибери до старта девятого этапа выглядел очень серьезным претендентом на подиум, однако по ходу воскресной гонки поймал солнечный удар и был вынужден сойти.
Не очень хороши дела и у «Visma Lease a Bike». Да, Воут Ван Арт два этапа выиграл, бельгиец имеет очень высокие шансы как пополнить свой багаж побед, так и довести до финиша в Мадриде зеленую майку лучшего спринтера. Но вот в общем зачете для нидерландской команды все очень плохо. Провалил первую неделю Киан Уйтдебрукс. Прошлый, дебютный сезон в профессионалах для бельгийского таланта получился очень неплохим. Он был очень солиден на многодневках Мирового тура, стабильно попадая в топ-10 общего зачета.
Однако на второй сезон Уйтдебрукса начали ставить на Гран туры, и появились проблемы. Да, на Джиро он потенциально шел на место в топ-10 общего зачета, но сошел из-за болезни. А вот на Вуэльте у него не получается вообще ничего.
Впрочем, главной ставкой «Visma Lease a Bike» был не он, а Сепп Кусс, который приехал на Вуэльту в статусе действующего чемпиона. Однако уже по итогам первой недели стало очевидно, что шансов защитить титул у американца нет. Да, Кусс ни на одном этапе не провалился очень заметно, да, он существенно помог Ван Арту выиграть седьмой этап, но на каждом горном этапе американец теряет время, и на первый день отдыха он ушел лишь на 14-м месте в общем зачете с отставанием в 8 минут и 16 секунд от О’Коннора. Тут даже с попаданием в топ-10 могут быть большие проблемы, хотя стабильность Кусса как раз может сыграть в его пользу.
Разочаровывает и «Lidl Trek», оба капитана которой, Маттиас Скьелмосе и Тао Геогеган Харт, пропускали Джиро и Тур. Вуэльта изначально была для них главной целью сезона, что должно было дать им значительное преимущество над соперниками, которые едут эту гонку по остаточному принципу. Однако им это не помогает. Геогеган Харт сразу начал проигрывать очень много. В целом для чемпиона Джиро-2020 нынешний сезон после перелома бедра в прошлом получается провальным. Единственным просветом более-менее неплохой формы было девятое место на Туре Романдии в конце апреля.
Скьелмосе выглядит не настолько плачевно, но девятый этап датчанин провалил и отступил на 13-е место в общем зачете. Матиас завис в непонятной позиции: с одной стороны, побороться за что-то более серьезное, чем место в конце топ-10, вряд ли получится, но при этом отставание не настолько большое, чтобы Скьелмосе отпускали в отрывы и позволяли бороться за победы на отдельных этапах.
Очень слабо на нынешней Вуэльте выглядит Найро Кинтана. И сейчас претензии колумбийца оспорить капитанский статус Энрика Маса, который привел к конфликту в «Movistar» перед стартом, выглядят очень жалко и нелепо. Ничего не получилось в общем зачете и у дуэта из «Jayco AlUla» – Эдди Данбара и Филиппо Дзаны. Ирландец, по крайней мере, отметился неплохим выступлением на восьмом этапе: восьмое место, которое стало для него первым сколь-нибудь серьезным результатом на международном уровне в нынешнем сезоне.
Много ожидали и от Дани Мартинеса, но вице-чемпион Джиро-2024 оказался совершенно не готов к борьбе за общий зачет. Впрочем, Примож Роглич в полном порядке, поэтому готовность колумбийца для «Red Bull Bora» большой проблемой не стала. Тем более, что сам Мартинес добросовестно работает на капитана команды.
В превью к Вуэльте мы призывали обратить внимание на молодого американского таланта Мэттью Риккителло из «Israel Premier Tech». И начинал он действительно неплохо: шестое место на первом горном финише на четвертом этапе. Однако в дальнейшем с каждым следующим горным этапом 22-летний американец выглядел все хуже и хуже – восстановление на втором Гран туре в карьере его подводит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тайсон будет весить 123,8 кг
Наибольшее признание получил Джанлуиджи Буффон