Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 17 августа 2024, 11:45
2342
1

Роглич в погоне за рекордным титулом. Превью Вуэльты-2024

Sport.ua анонсирует старт заключительного Гран тура сезона-2024

| Обновлено 17 августа 2024, 11:45
2342
1
Роглич в погоне за рекордным титулом. Превью Вуэльты-2024
Getty Images/Global Images Ukraine. Сепп Кусс и Примож Роглич

Уже в субботу, 17 августа стартует третий, заключительный Гран тур велосезона 2024 года – испанская Вуэльта. Начнется гонка 12-километровой индивидуальной разделкой в Лиссабоне. Суммарно на территории Португалии пройдут первые три этапа Вуэльты, после чего гонщики вернутся на территорию Испании и больше не покинут ее до самого финиша в Мадриде. Завершаться Вуэльта будет еще одной равнинной разделкой, только немного более длинной – 22 км. Других индивидуальных гонок в маршруте не предусмотрено – гонщиков ждут 19 групповых этапов.

В целом маршрут Вуэльты-2024 полностью соответствует канонам испанского Гран тура. Мало разделок, много гор (9 горных финишей и еще целый ряд непростых по рельефу этапов с финишем после спуска) – коротких и длинных. При этом, в отличие от того, что мы привыкли видеть на Джиро д’Италия и Тур де Франс, тяжелые и важные с точки зрения общего зачета этапы более равномерно разбросаны по всем трем неделям.

Также Вуэльта продолжает идти в авангарде тенденции к сокращению дистанции групповых этапов. На Вуэльте-2024 не будет ни одного этапа дистанцией в 200 и более километров. Средняя дистанция группового этапа составит 170,3 км. Суммарно же Вуэльта-2024 – это 21 этап общей дистанцией 3269 км с двумя днями отдыха, которые, по традиции, запланированы на понедельники – после 9-го и 15-го этапов.

Общая концепция маршрута Вуэльты полностью соответствует канонам испанского Гран тура, а вот география не совсем обычная. Традиционно из-за сильной жары организаторы стараются избегать поездок на юг Испании, но в этот раз в южной части Пиренейского полуострова пройдут сразу пять этапов – практически вся первая неделя после возвращения из Португалии. Зато пелотон Вуэльты вообще не посетит восток Пиренейского полуострова – Каталонию, Коста Бланку, Андорру и другие прекрасные места, которые на карте Вуэльты встречаются практически ежегодно.

Ключевые этапы

Вторник, 20 августа – 4-й этап, Пласенсия – Пико Вильюэркас, 167 км, горный этап

Сразу после возвращения из Португалии участников Вуэльты ждет первое испытание горами. Уже в самом начале четвертого этапа на маршруте встретятся два непростых перевала 2-й и 1-й категорий – Пуэрто де Кабесабельоса и Альто де Пиорналь соответственно.

После этого – длинный кусок равнины и небольших холмов и финиш в подъем Пико Вильюэркас – 15,3 км со средним градиентом в 6,2%. Подъем на Пико Вильюэркас – абсолютно типичный для Испании: очень нестабильный в плане крутизны, с выполаживаниями и очень крутыми участками. По сути, первые 2/3 подъема очень пологие – крутизна здесь держится в диапазоне между 2,9 и 5,1%. Однако сразу после этого – адский участок в более чем 4 км со средним уклоном в 14,7%.

После него станет более полого, но в целом последние километры подъема легкими тоже не назовешь. Отличная сцена для первой проверки сил грандов общего зачета.

Пятница, 30 августа – 13-й этап, Луго – Пуэрто де Анкарес, 171 км, горный этап

Переносимся сразу на конец второй недели и географически на север Испании, где и пройдет основная часть горных баталий нынешней Вуэльты. На 13-м этапе на пути гонщиков встретятся три перевала (два – 2-й категории и один – 3-й) и финальный подъем на Пуэрто де Анкарес: 7,7 км, 8,9%. При чем, крутизна финального подъема довольно стабильная, что для Испании нетипично.

Воскресенье, 1 сентября – 15-й этап, Инфьесто – Вальгранде Пахарес (Куиту Негру), 141 км, горный этап

Завершать вторую неделю Вуэльты будет, возможно, не самый сложный этап в целом, но точно – восхождение на самый тяжелый финишный подъем. Еще до него на короткой, 141-километровой дистанции гонщиков будут ждать три непростых перевала, но главное испытание этапа – восхождение на Куиту Негру.

Проходить оно будет транзитом через довольно традиционный для Вуэльты подъем на Вальгранде Пахарес. Если раньше финишировали на нем на высоте 1369 м, то позже были достроены еще почти 3 км дороги, которые ведут на высоту Куиту Негру (1468 м). И эти дополнительные 2,9 км просто адские: средний градиент – 13%.

Впервые вот такой, расширенный вариант подъема на Вальгранде Пахарес впервые был использован на Вуэльте в 2012 году, получилось очень даже зрелищно. И тот факт, что с тех пор на Куиту Негру не заезжали ни разу, вызывает лишь недоумение.

Вторник, 3 сентября – 16-й этап, Луанго – Лагос де Ковадонга, 181 км, горный этап

Сразу после дня отдыха – еще один тяжелый горный этап. Гонщиков ждут два перевала первой категории – Мирадор дель Фито (7,1 км, 7,9%) и Кольяда Льямена (7,6 км, 9,3%), после чего – финальное восхождение на Лагос де Ковадонга (12,5 км, 6,9%).

На Вуэльте, в отличие от Джиро и Тура, не так и много гор, к которым уместно применять эпитеты «классический» и «легендарный», но Лагос де Ковадонга – как раз один из таких. Пусть и не является запредельно сложным. Да, по ходу подъема немало участков с крутизной за 10%, но под конец немало выполаживаний и даже мини-спусков – типичный испанский подъем.

Пятница, 6 сентября – 19-й этап, Логроньо – Альто де Монкавильо, 173 км, горный этап

Под конец третьей недели гонщиков ждет решающая связка из двух горных этапов и финальной разделки в Мадриде. Открывать ее будет 19-й этап, главной сложностью которого будет финальный подъем на Альто де Монкавильо – 8,6 км со средним градиентом в 8,9%.

Начало подъема относительно пологое, а вот на последних 4,5 км крутизна превышает 10%. Даже несмотря на то, что два решающих этапа еще впереди и часть генеральщиков могут захотеть сэкономить силы, в такой развязке сделать это будет невозможно, и нам стоит ждать серьезных разрывов среди претендентов на победу в общем зачете.

Суббота, 7 сентября – 20-й этап, Вильякрайо – Пикон Бланко, 171 км, горный этап

Безоговорочно самым тяжелым на Вуэльте-2024 будет 20-й этап, на котором практически не будет ровного места. Гонщиков ждет 6 перевалов (по два первой, второй и третьей категорий) и финальное восхождение на Пикон Бланко, которое и будет самым тяжелым подъемом дня: 7,6 км со средним градиентом 9,1%. Заруба на таком рельефе может подарить такие разрывы, что финальная разделка в Мадриде на 24,6 км будет иметь лишь чисто косметическое влияние на итоговый общий зачет.

Действующие лица

Чемпион

Вуэльта как третий по хронологии и статусу Гран тур сезона традиционно имеет репутацию своего рода утешительного приза для тех, кто потерпел неудачу на Джиро д’Италия, Тур де Франс или в целом по сезону. И никто в этом утешительном призе сейчас не нуждается настолько сильно, как «Visma Lease a Bike».

2023 года был бенефисом нидерландской команды: они выиграл все три Гран тура, при чем сделали это тремя разными гонщиками, а на Вуэльте забрали все три призовых места. Однако в 2024 году «Visma Lease a Bike» от этого уровня результатов бесконечно далека, и главная причина тому – невезение. Абсолютно у всех звезд команды сезон омрачен падениями, травмами и проблемами со здоровьем.

Не стал исключением и чемпион прошлогодней Вуэльты, Сепп Кусс, который из-за проблем со здоровьем не выступил ли на Джиро, ни на Туре. Однако теперь именно ему предстоит быть главной ставкой «Visma Lease a Bike» на Вуэльте. К старту испанского Гран тура Кусс со своими проблемами со здоровьем разобрался, и менее чем за две недели до старта Вуэльты выиграл Тур Бургоса. Куссу не очень часто приходится быть капитаном и главной ставкой команды, и американца такой груз ответственности может придавить.

Что безусловно будет играть на руку Куссу – так это его свежесть. Подавляющее большинство претендентов на общий зачет Вуэльты приехали на гонку, имея в ногах либо Джиро, либо Тур, и в такой ситуации гонщик, у которого к середине августа лишь 35 гоночных дней в сезоне, будет иметь над ними преимущество.


Getty Images/Global Images Ukraine. Сепп Кусс

Впрочем, если у Кусса что-то пойдет не так – у «Visma Lease a Bike» есть план «Б» в виде Киана Уйтдебрукса. Он был главной ставкой команды на Джиро, но сошел с дистанции из-за болезни. После этого 21-летний бельгийский талант совсем не впечатляет, но в нидерландской команде надеются, что к старту Вуэльты все же наберет форму. В распоряжении Кусса и Уйтдебрукса будут такие сильные горные грегари как Роберт Гесинк и Стивен Круйсвейк, которые при определенном стечении обстоятельств могут и сами зацепиться за высокое место в общем зачете.

Фаворит

Главным же фаворитом Вуэльты букмекеры считают 3-кратного чемпиона этой гонки, Приможа Роглича. Его участие долгое время было под вопросом, но словенец все же выйдет на старт и будет бороться за свою четвертую в карьере победу на Вуэльте, которая позволит ему встать в один ряд с рекордсменом, Роберто Эрасом.

Роглич, хоть и покинул «Visma Lease a Bike» перед стартом нынешнего сезона, но карму тотального невезения сохранил вместе со своими бывшими одноклубниками. Из-за падений на Туре Страны Басков и Тур де Франс сезон для 34-летнего словенца складывается неудачно, даже несмотря на победе в общем зачете Критериума Дофине в июне. Поэтому Роглич – еще один гонщик, которому победа на Вуэльте очень нужна в качестве утешительного приза.

Сможет ли он этот утешительный приз забрать? Сложно сказать. Травмы, которые он получил на Туре, оказались достаточно серьезными: углубленное медобследование выявило у Приможа трещину в пояснице. Из-за этого он пропустил Олимпиаду в Париже, а также в последний момент снялся с Классики Сан-Себастьян, хотя в предварительном стартовом протоколе его имя присутствовало. В каком состоянии Роглич выйдет на старт Вуэльты – полная загадка.


Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

Ситуацию для «Red Bull Bora» спасает тот факт, что у австрийско-немецкой команды более чем достаточно альтернатив Рогличу. Их как минимум три. Прежде всего – это вице-чемпион Джиро-2024, Дани Мартинес, в которого смена команды перед стартом сезона вдохнула новую жизнь. Впрочем, его форма тоже является полной загадкой. После успешного выступления на «Корса роза» у Мартинеса всего два гоночных дня: 25-е место в групповой гонке парижской Олимпиады и сход с дистанции на Классике Сан-Себастьян.

Александр Власов, как и Роглич, с Тур де Франс сошел из-за падения, которое привело к перелому лодыжки и отсутствию гоночных дней перед стартом Вуэльты. Еще одна потенциальная ставка «Red Bull Bora» на общий зачет, и снова полное отсутствие понимания реальной формы гонщика на текущий момент.

А вот в отношении формы Флориана Липовитца ясность более-менее есть. На Классике Сан-Себастьян он был активен и в итоге финишировал 15-м. А вот способность немецкого экс-биатлониста ехать на общий зачет супермногодневку вопросы вызывает. Липовитц заявил о себе как об очень сильном горняке только в конце апреля на Туре Романдии. После этого он неплохо начал в горах и на Джиро, но был вынужден сойти с гонки из-за болезни, так и не показав, на что он способен на дистанции трех недель. У «Red Bull Bora» очень интересный состав на нынешнюю Вуэльту, но при этом нет никакой уверенности в том, что все это не завершится оглушительным провалом.

«UAE Emirates»

Очень сильную команду на Вуэльту привезла и «UAE Emirates», которая стремится повторить прошлогоднее достижение «Visma Lease a Bike» и выиграть все три Гран тура в одном сезоне. Вуэльту предстоит выигрывать без Тадея Погачара, но и без него претендентов на красную майку у команды Мауро Джанетти достаточно.


Getty Images/Global Images Ukraine. Адам Йейтс

Прежде всего, речь идет об Адаме Йейтсе. На Тур де Франс он прекрасно работал в роли грегари и замкнул топ-6 общего зачета. Еще выше, четвертым, финишировал еще один гонщик «UAE Emirates», Жоау Алмейда, который на Вуэльту также приехал, и также с максимальными амбициями. Однако шансы Йейтса выглядят более предпочтительными: маршрут Вуэльты с короткими стенообразными финишными горками гораздо лучше подходит взрывному британцу, чем португальскому дизелю. Лично мне Йейтс кажется не просто лучшей из опций «UAE Emirates», но и в целом фаворитом №1 Вуэльты.

Очень интересно будет понаблюдать и за Исааком Дель Торо. Для мексиканского вундеркинда, который с ноги влетел в мир взрослого велоспорта в своем первом сезона в профессионалах, Вуэльта-2024 станет дебютным Гран туром в карьере. Результата здесь и сейчас от Дель Торо не требует, но показать его он может. Если не в общем зачете, то, по крайней мере, на отдельных горных этапах.

«Ineos Grenadiers»

Два потенциальных претендента на капитанство у «Ineos Grenadiers», однако ни один из них уверенности в высоком результате в общем зачете не внушает. Карлос Родригес своим седьмым местом на Тур де Франс разочаровал, да и два Гран тура в одном сезоне (и тем более два подряд) едет впервые в карьере. В топ-5 испанцу пробиться по силам, а вот уже с подиумом все гораздо труднее.


Getty Images/Global Images Ukraine. Эган Берналь

Выступление Эгана Берналя на Туре Швейцарии в июне создало впечатление, что колумбиец уже очень близок к возвращению на свой прежний уровень, однако после этого Тур де Франс он полностью провалил. Говорят, что главной ставкой Берналя на сезон изначально была Вуэльта, в то время как участия в «Большой петле» вообще не было в планах. В форме образца Тура Швейцарии Берналю по силам побороться за попадание в топ-5 общего зачета Вуэльты.

Испанские надежды

Карлос Родригес – не единственная надежда испанских фанатов в общем зачете домашней гонки. Энрику Масу не привыкать проваливать Тур де Франс, но после этого капитан «Movistar» всегда выглядит сильно на домашней супермногодневке, где он уже трижды становился вице-чемпионом, но до победы так пока и не добрался.

Доберется ли сейчас? Есть большие сомнения. И поле соперников достаточно сильное, и внутри своей команды, «Movistar», с атмосферой не все в порядке. Именитый ветеран Найро Кинтана чувствует себя обманутым: ему обещали капитанский статус на Вуэльте, однако в итоге генеральный менеджер, Эусебио Унсуэ, решил включить в состав Маса и сделать его главной ставкой «Movistar». Кинтане это очень сильно не понравилось, он считает, что Энрик не способен даже в топ-10 общего зачета заехать.

«Movistar» не привыкать везти на Гран тур двух или даже больше капитанов и соответствующим образом выстраивать командную тактику. Но обычно это делается с одобрения и согласия всех сторон. Сейчас же атмосфера в команде очень непростая, и добывать результат в такой обстановке очень непросто.


Getty Images/Global Images Ukraine. Микель Ланда

Гораздо больше надежд на Микеля Ланду, которому переход в «Soudal Quick Step» пошел на пользу. На Тур де Франс мы увидели вторую молодость 34-летнего баска, который, работая на Ремко Эвенпула, заехал в топ-5 общего зачета. С восстановлением у Ланды проблем никогда не было, он не раз очень успешно ездил связку из двух Гран туров подряд, поэтому есть все основания ожидать увидеть Ланду на Вуэльте столь же сильным, как и на Туре. А это уровень потенциального призера или даже победителя гонки.

Остальные

Очень интересный состав привезла на Вуэльту «Lidl Trek». В него вошел Джулио Чикконе, который в июле финишировал 11-м на Тур де Франс. Даже если на Вуэльте итальянец не сможет пойти на общий зачет, этапов, на которых он сможет проявить себя, будет более чем достаточно.

Главной же ставкой «Lidl Trek» будет Маттиас Скьелмосе. Как и тот же Кусс, он не ездил в нынешнем сезоне ни на Джиро, ни на Тур. Более того: в отличие от многих других гонщиков, Вуэльта изначально была его главной ставкой в сезоне, пропусти предыдущих Гран туров не были вынужденными. За спиной у Скьелмосе пока что нет сильных выступлений на супермногодневках, но на Турах Швейцарии в последние два года он выглядел великолепно – победа и третье место. Потенциал у 23-летнего датчанина как у многодневщика очень высокий, и, вполне можно, именно на предстоящей Вуэльте мы увидим его во всей красе.

Три потенциальных претендента на общий зачет и у «Decathlon Ag2r». По идее, главным из них должен быть Бен О’Коннор. Но австралиец покидает команду в конце сезона, и в таких условиях руководство команд обычно не горит желанием делать ставку на человека, который уже «сидит на чемоданах». Да и самим гонщикам в такой ситуации далеко не всегда удается сохранить мотивацию.


Getty Images/Global Images Ukraine. Бен О'Коннор

Аналогичная ситуация и у одного из героев Джиро-2024, Валентена Паре-Пентра, который, по слухам, уже согласовал на 2025 год контракт с «Soudal Quick Step». Поэтому не исключено, что главной ставкой «Decathlon Ag2r» окажется Феликс Галль, который в нынешнем сезоне пока что не дотягивает до своего высочайшего уровня образца лета 2023 года.

Ричард Карапас на недавнем Тур де Франс снова не сумел показать ничего в общем зачете, однако обрел прекрасную форму под конец гонки. И в таких кондициях эквадорцу по силам вспомнить былые времена и побороться на Вуэльте за самые высокие места. В качестве звездного помощника в составе «EF Education» у него будет ветеран Ригоберто Уран.

Главной итальянской надеждой будет Антонио Тибери. Но все же для дизельного темповика из «Bahrain Victorious» Вуэльта – не самая удобная территория, взрывной мощи и резкости будет не хватать. Капитаном «Астаны» приехал Лоренцо Фортунато, который может как пошуметь на отдельных этапах, так и зацепиться за высокое место в общем зачете.

Не списываем со счетов и Филиппо Дзану. Ему придется делить капитанские полномочия в «Jayco AlUla» с Эдди Данбаром, который в нынешнем сезоне пока что очень далек от той формы, которая была у него на Джиро-2023.

Главной надеждой Франции будет Давид Году, которому нужно реабилитироваться за провальный пока что сезон. Альтернативный вариант для «Groupama FDJ» – молодой талант Ленни Мартинес, который в нынешнем сезоне попадал в топ-10 общего зачета на Туре Каталонии и Туре Романдии. Однако и у него может быть «чемоданное настроение» – он уже подписал контракт на 2025 год с «Bahrain Victorious». Также французы будут болеть за Гийома Мартена, хотя капитан «Cofidis», вероятно, сосредоточится на борьбе за отдельные этапы и, возможно, майку горного короля.

Рекомендуем обратить внимание и на американского таланта Мэттью Риккителло, который в июне замкнул топ-5 общего зачета Тура Швейцарии. Ожидаем сильного выступления и от 37-летнего канадского ветерана Майкла Вудса, который недавно стал восьмым на Классике Сан-Себастьян.

Охотники за этапами

Если выносить за скобки претендентов на общий зачет, то в остальном стартовые протоколы Вуэльты обычно довольно бедны на звездные имена. Но это не значит, что их нет вообще. Например, дебютирует на Вуэльте Воут Ван Арт, который, судя по Олимпиаде в Париже, наконец-то вернул себе былую форму, которая еще два года назад позволяла считать бельгийца самым универсальным и в целом одним из лучших гонщиков мира.


Getty Images/Global Images Ukraine. Воут Ван Арт

При таком составе участников Ван Арт вполне может стать доминирующей силой в спринтах на нынешней Вуэльте плюс зацепить пару пересеченных этапов из отрывов при желании. Из звездных конкурентов в спринте у него будет разве что Калеб Юэн, который переживает далеко не лучшие времена в карьере.

На холмистых этапах бороться за победы будет Виктор Лафей. В прошлом году он стал одним из главных героев первой недели Тур де Франс, но из-за проблем со здоровьем он подходит к Вуэльте всего с 8 гоночными днями в сезоне. Очень много шансов побороться за победу на этапе на нынешней Вуэльте будет у Дилана Тёнса, который любит финиши в короткие крутые горки. Джошуа Тарлинг будет главным фаворитом обеих разделок, а Михал Квятковски также может побороться за победу на каком-нибудь холмистом этапе.

Оцените материал
(4)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 1
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
T-800
в велоспорте ТдФ стоит особняком и все остальное, так что и победу на Джиро (ЧМ, ОИ ...) можно назвать утешительным, не только Вуэльту