Дождевой триумф Эвенпула на Олимпиаде. Итоги недели в велоспорте
Sport.ua подводит итоги недели в шоссейном велоспорте
Гонки недели
28 июля – Олимпийские игры 2024 (Париж), индивидуальная разделка, мужчины
Первый комплект медалей на нынешней Олимпиаде у мужчин-шоссейников был разыгран в гонке с раздельным стартом. Многие негодовали по поводу того, что дистанция мужской разделки составила всего 32,4 км – непривычно мало, как для крупных титульных стартов.
Однако, на самом деле, следование повестке относительно равноправия полов (женщины проходили абсолютно аналогичную дистанцию) – не единственная причина такой дистанции. Дело в том, что длинные разделки на 50+ км в последние годы просто вымерли как класс, и больше используются даже на Гран турах. Хорошо это или плохо – это уже совсем другой разговор. Но суть в том, что разыгрывать комплект наград на Олимпиаде в виде программы, в котором не соревнуются по сезону, было бы немного странно и непоследовательно.
Тем более, что такие, укороченные дистанции разделок на крупных титульных турнирах встречаются уже далеко не впервые. На том же чемпионате мира 2020 года в Имоле соревновались на практически идентичной дистанции – 31,7 км. Практически такой же была дистанция и на ЧМ-2022 в Австралии – 34,2 км. Поэтому делать из этого какую-то трагедию точно не стоит. Если и стоило бы, то точно не сейчас, а на много лет раньше, когда длинные разделки начали исчезать из маршрутов Гран туров.
Что касается технических характеристик разделки, то вся дистанция проходила улицами Парижа со всеми вытекающими обстоятельствами: много крутых поворотов, вариации покрытия и так далее. Короче говоря, с технической точки зрения трасса была очень непростой.
На все это наложился еще и фактор сильного дождя, который начался в Париже еще в пятницу вечером во время церемонии открытия, и лил на протяжении всей субботы. Уже в женской разделке, которая состоялась прямо перед мужской, мы увидели большое количество падений. Более чем закономерных исход, если речь идет о дожде и технически сложной трассе.
К старту мужской разделки в плане погоды не изменилось ничего. И свои жертвы таких тяжелых условий тоже были. Прежде всего это Люк Плапп, который считался одним из теневых претендентов на медали. Однако австралиец очень неприятно упал и сошел с гонки. Более того: пришлось делать небольшую операцию на брюшной полости.
Казалось, что при таких погодных условиях шансы Ремко Эвенпула довольно низки, учитывая, что среди современной элиты разделок он в плане технического мастерства один из худших, если не худший. Однако бельгиец сумел в очередной раз посрамить всех скептиков. Он избежал падений и был быстрейшим на дистанции, завоевав абсолютно заслуженное золото – выступление, достойное аплодисментов. Особенно учитывая, что Эвенпул, в отличие от своих прямых конкурентов, не готовился к Олимпиаде целенаправленно, а приехал на нее после баталий на Тур де Франс, где он замкнул топ-3 общего зачета.
В свои 24 года Эвенпул стал самым молодым в истории олимпийским чемпионом в разделке с 1996 года – то есть с того момента, когда на Играх начали выступать профессионалы. Более того: Ремко уже собрал, можно сказать, «Большой шлем» побед в разделках. В этом виде программы он побеждал на чемпионатах мира и Европы, на всех трех Гран турах и вот теперь – на Олимпиаде. После этого Эвенпул заявил, что в ближайшие годы в своей подготовке будет меньше фокусироваться на разделке, больше – на горах, поставив себе за цель выиграть Тур де Франс. Вполне логичное решение, учитывая послужной список бельгийца.
Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул
Эвенпул стал четвертым гонщиком в истории, который за карьеру выигрывал разделку и на чемпионате мира, и на Олимпиаде. До него это делали такие легенды, как Фабиан Канчеллара, Мигель Индурайн и Брэдли Уиггинс.
А вот борьба за оставшиеся медали была очень интересной. Филиппо Ганна на первой части дистанции создал себе небольшое преимущество над Воутом Ван Артом и другими, однако постепенно терял его. По такой динамике казалось, что в итоге итальянец останется без медали. Однако на последней трети дистанции Ганна очень мощно прибавил (что непривычно для него – обычно Филиппо ездит разделки с акцентом на первую половину дистанции) и уверенно забрал серебро.
Бронза досталась Воуту Ван Арту – двойной подиум сборной Бельгии. Да, гонщик «Visma Lease a Bike» может досадовать по поводу того, что он снова подтвердил свое реноме «вечно второго», но, учитывая, какой тяжелый период в карьере он преодолел, такой результат точно можно считать успехом. И с оптимизмом ждать групповой гонки.
Тем более, что свою бронзу Ван Арт завоевал не без доли везения. Джошуа Тарлинг, который финишировал в итоге четвертым, на первой части дистанции получил прокол колеса и был вынужден менять велосипед. На этом британец потерял точно больше 10 секунд. Без этого прокола и замены велосипеда Тарлинг точно был бы с медалью. Возможно, даже с серебряной. А Ван Арт оказался бы на самом обидном, четвертом месте.
Отметим, что на волоске от фиаско висел и Филиппо Ганна. На второй половине дистанции итальянец едва не упал и просто чудом удержался в седле:
🤏 Silver medalist Filippo Ganna was *𝙩𝙝𝙞𝙨* close to crashing in the Men’s individual time trial 😅#Paris2024 pic.twitter.com/kwWcI8pNMY
— Eurosport (@eurosport) July 27, 2024
Показательно, что в итоге в верхушке протокола оказались гонщики, которые готовились к Олимпиаде совершенно по-разному. Ганна и Тарлинг пропускали Тур де Франс и готовились целенаправленно к Парижу через тренировки, Ван Арт «Большую петлю» ехал, но в тренировочном режиме, а Эвенпул в полную силу боролся за самые высокие места в общем зачете.
Из разочарований отметим, прежде всего, Штефана Кюнга, который в последние годы на титульных стартах очень часто был близок к победе, но постоянно пролетал мимо крупных успехов. В этот раз швейцарец показал лишь восьмой результат. Седьмым стал Нелсон Оливейра: португалец поражает своим умением каждый раз на крупных турнирах пробираться в топ-10.
Отметим шестое место еще одного швейцарца, Штефана Биссэггера. Во-первых, он тяготеет к очень коротким разделкам, и такой его результат на 32-километровой дистанцией стал приятной неожиданностью. Особенно учитывая, что в последние несколько недель он страдает от болей спине, которые не отпускали его и во время самой разделке. От участия в групповой гонке Биссэггер уже отказался – его в составе сборной Швейцарии заменит Марк Хирши.
Одним из фаворитов второго эшелона считался еще один гонщик «Ineos Grenadiers», Магнус Шеффилд. Однако он по ходу дистанции довольно неприятно упал и в итоге финишировал только 16-м. Потенциал Шеффилда как раздельщика сомнений не вызывает. В нынешнем сезоне он принял участие в 6 более-менее длинных разделках (то есть за вычетом прологов), и трижды финишировал в топ-3. Еще три раза, включая гонку в Париже, он упал по ходу дистанции. При чем, все три падения были достаточно серьезными. Ужасный коэффициент полезного действия.
Следующая неделя
3 августа – Олимпийские игры 2024 (Париж), групповая гонка
Ну а в ближайшую субботу для шоссейников Олимпийские игры-2024 завершатся гвоздем программы – групповой гонкой. Дистанция ее составит 275 км – больше профессионалы ездят только в рамках Милан – Сан Ремо, дистанция которой превышает 290 км.
Что касается рельефа, то большая часть дистанции также чем-то напоминает «Классичиссиму»: небольшие и не очень сложные холмы, которые лишь по совокупности и с учетом сверхдлинной дистанции могут стать селективными.
Развязка же больше напоминает другой Монумент – Тур Фландрии, но все же на минималках: на легендарной бельгийской однодневке развязка сложнее и селективнее. На последних 50 км дистанции гонщиков ждет тройное прохождение брусчатого подъема Кот де ля Бут Монматр: 1,1 км, средний градиент – 5,6%. Последнее из трех прохождений этого хеллингена – за 10 км до финиша.
На Олимпийских играх распределение квот таково, что даже топ-сборные могут выставить лишь по 4 человека. Это делает групповые гонки на Олимпиадах менее контролируемыми и более хаотичными. В этот раз контроль над гонкой должен пытаться брать на себя бельгийский дрим-тим. Кроме призеров разделки, Воута Ван Арта и Ремко Эвенпула, в составе бельгийцев поедут экс-чемпион Милан – Сан Ремо Яспер Стуйвен и Тиш Беноот. На таком маршруте главной ставкой Бельгии, конечно же, будет Ван Арт, который может выиграть как поздней сольной атакой, так и спринтом из маленькой или даже большой группы.
Впрочем, букмекеры считают Ван Арта лишь фаворитом №2, отдавая предпочтение его вечному сопернику, Матье Ван дер Пулу, который в прошлом году на чем-то похожей дистанции разгромил всех на чемпионате мира, а в нынешнем сезоне оформил дубль на северных классиках. В вечной дуэли Ван Арта и Ван дер Пула на крупнейших однодневках разницу очень часто делает относительная слабость бельгийца на гонках дистанцией в 250+ км, и протяженность групповой гонки на нынешних Играх точно будет аргументом в пользу нидерландца. К Олимпиаде оба готовились примерно одинаково – через Тур де Франс, который они все же проходили с оглядкой на Игры в Париже. С той лишь разницей, что Ван дер Пул не принимал участие в разделке, хотя здесь трудно понять, поможет это Матье или, наоборот, помешает.
Фаворитом №3 считается чемпион мира 2019 года Мадс Педерсен, который с «Большой петли» сошел довольно рано из-за падения. Помогать ему будет партнер по «Lidl Trek» Маттиас Скьелмосе, который недавний Тур пропускал.
Хозяева, сборная Франции, будут рассчитывать на Жюлиана Алафилиппа и чемпиона Европы, Кристофа Лапорта. И, несмотря на все регалии первого, более высокими на такой трассе кажутся шансы Лапорта.
Getty Images/Global Images Ukraine. Кристоф Лапорт
Опасной темной лошадкой будет и Майкл Мэттьюз, которому такой маршрут также подходит очень неплохо. Британцы надеются на Тома Пидкока, а Швейцария – на Марка Хирши, который, как уже было сказано выше, был внесен в старт-лист в последний момент. Сборная Словении в отсутствие Тадея Погачара будет рассчитывать на Матея Мохорича.
Главной ставкой сборной Италии будет Альберто Беттиоль, который целенаправленно готовился к Олимпиаде. Главное – чтобы в решающий момент снова не подвели судороги, что с итальянцем случалось уже не раз в карьере, в том числе и в нынешнем сезоне.
Сборная Испании будет рассчитывать, прежде всего, на Ойера Ласкано. Интересным аутсайдером можно считать Хонатана Нарваэса, который на Джиро на холмистом рельефе обыгрывал самого Погачара. Не списываем со счетов и Маттео Йоргенсона, хотя американец держит пиковую форму еще с первой половины июня, когда стал вторым в общем зачете Критериума Дофине. Также не списываем со счетов ирландца Бена Хили, который отлично выглядел на Тур де Франс.
Дайджест новостей
– Один из лидеров «Астаны» Алексей Луценко, скорее всего, покинет команду в конце сезона и перейдет в «Israel Pemier Tech». По информации La Gazzetta dello Sport, контракт на два года уже подписан. Довольно странная новость, учитывая приход в «Астану» китайских инвесторов и повышение бюджета команды.
А вот молодой талант Евгений Федоров контракт с «Астаной» продлил. Новое соглашение рассчитано на два года.
– Итальянский спринтер Маттео Москетти из «Q 36.5» получил серьезные травмы в результате ДТП во время тренировки – его сбила машина. У него переломы ключицы, двух шейных позвонков, порезы и повреждения лицевого нерва.
– Финн Вишер-Блэк покинет «UAE Emirates» в конце нынешнего сезона. С 2025 года 22-летний новозеландец будет выступать за «Red Bull Bora».
– После Тадея Погачара, Йонаса Вингегор и Ремко Эвенпула от участия в Вуэльте-2024 может отказаться еще одна звезда мирового велоспорта – Примож Роглич. Углубленное медобследование выявило у него небольшую трещину в пояснице, которую он получил в результате своего падения на Тур де Франс. Окончательного решения по поводу участия в Вуэльте словенец еще не принял.
Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич
– В СМИ все активнее ходят слухи о том, что Ремко Эвенпул в конце нынешнего сезона перейдет в «Red Bull Bora». Австрийско-немецкий проект готов заплатить «Soudal Quick Step» за выкуп контракта бельгийца, который действует до конца 2026 года.
При этом долгожданного перехода Воута Ван Арта в «Red Bull Bora» не будет. Бельгиец заменит Эвенпула в составе «Soudal Quick Step». Очень интересный шаг, который может помочь Ван Арту наконец-то в полной мере раскрыть его потенциал на Монументах.
– Большие проблемы со спонсированием возникли у команды «Lotto Dstny». Компания «Dstny» сообщила о прекращении спонсирования проекта в конце нынешнего сезона.
По разным оценкам, компания выделяла на финансирование команды от 5 до 7 миллионов евро в год. «Dstny» не понравилось, что при этом компания не имела никакого влияния на принятия стратегических решений в команде – полный приоритет оставался за «Lotto». А разногласия были серьезные: «Lotto» ориентирован в основном на местный, бельгийский рынок, в то время как «Dstny» – на международный. Серьезные проблемы для довольно скромной команды, которая рискует потерять почти половину своего бюджета.
– Майк Тойниссен вернется в «Visma Lease a Bike» после двух лет в «Intermarche Wanty». В нидерландской команде на него рассчитывают как на последнего разгоняющего штатного спринтера команда, Олава Коойя.
– Олимпийский чемпион Токио в триатлоне, норвежец Кристиан Блумменфельт, с вероятностью в 90% в следующем сезоне попробует свои силы в чистом велоспорте. Он намерен в 2026 году дебютировать на Тур де Франс, а в 2027 году – уже бороться за одну из призовых маек «Большой петли». План, мягко говоря, очень амбициозный, учитывая, что Блумменфельту уже 30 лет, а его результаты в триатлоне в последнее время пошли на спад.
– Велокросс с высокой долей вероятности войдет в программу зимней Олимпиады 2030 года, которая пройдет во французских Альпах. Официально об этом планируют объявить в 2025 году. Да, в это трудно поверить, но Матье Ван дер Пул и Воут Ван Арт имеют шансы стать чемпионами зимней Олимпиады.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Ольга Харлан была вынуждена сделать заявление
Известный эксперт убежден, что Тайсон выйдет сильнее на реванш