ЛУКА: «Чем меньше зависишь от государства, тем лучше»
Интервью с серебряным призером Афин-2004 накануне старта регаты памяти Вадима Гетьмана
- Насколько мне известно, в «Кубке Гетьмана» мы не увидим вашего напарника по трем Олимпиадам Георгия Леончука. С кем будете бороться за победу?
- У вас устаревшая информация. (Улыбается). Но действительно, еще несколько дней назад я не был уверен, что у нас все получится, так как Жора был в отъезде. Кстати, эта регата станет для меня первым стартом сезона, поэтому ее можно считать одним из этапов подготовки к чемпионату Европы, который пройдет в конце августа в хорватском Задаре.
- А как же мировое первенство в июле?
- Дело в том, что перерыв, связанный с Олимпиадой в Пекине, завершился лишь недавно. Поэтому, дабы нормально подготовиться к сезону, мы решили не спешить и пропустить чемпионат мира.
- Как вам уровень соревнований «фотинайнеров» на «Кубке Гетьмана»?
- Пока в гонке примут участие лишь пять экипажей. Но постепенно регата может выйти на тот уровень, который позволит приезжать сюда яхтсменам из ближнего зарубежья.
- Недавно в одном из интервью вы обмолвились, что слабое государственное финансирование может сорвать подготовку к Олимпиаде в Лондоне. Что вы имели в виду?
-На данный момент поддержка со стороны правительства составляет около 3 миллионов гривен. Естественно, этого мало. Но, с другой стороны, ветеранов-олимпийцев, которые намерены «дожить» до следующих Игр, в нашей стране не так уж много. К примеру, лишь недавно начал готовиться к сезону Максим Оберемко. Но главное, что из-за нехватки средств почти все украинские спортсмены ездят на соревнования в долг. Что касается того интервью, то я имел в виду, что не очень четко осознаю, как в таких условиях подготовиться к лондонской Олимпиаде.
- По прошествии года можете назвать причину не очень удачного выступления вашего с Леончуком дуэта на Олимпиаде в Пекине?
- Как ни странно, все очень просто. Нам не хватило скорости в тех условиях, в которых проходила гонка. Каждая яхта настраивается на определенную скорость ветра, а ветра были очень слабые. А чтобы подстроить нашу боевую лодку под данные условия, у нас не было времени - в общем, на все про все - четыре дня, а надо около 50 часов. Тем более, мы не смогли поработать со спаррингом.
-Возможно, вам следовало раньше прибыть в Китай?
-Дело в том, что лодка, которая приобреталась за средства министерства весной прошлого года, около двух месяцев находилась на украинской таможне. И сейчас я корю себя за то, что тогда не занялся этим вплотную: не пошел к начальнику таможни, не упал в ноги, не сказал, что мне очень нужна эта лодка. Может, даже следовало заплатить залог из своего кармана. В итоге, мы долгое время участвовали в соревнованиях на тренировочной лодке. А когда получили яхту, не успели должным образом подготовить ее и были вынуждены срочно отправлять контейнер с инвентарем в Китай. Но и там не все было гладко: по не зависящим от нас обстоятельствам лодка пришла на две недели позже, дольше растаможивалась. За оставшееся время мы только и смогли, что настроить яхту по старой схеме.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что выступление на Олимпийских играх - это результат работы всей команды. Да и вообще парусный спорт - не только гонки на воде, это длительный процесс подготовки к соревнованиям. Любая победа начинает коваться на берегу. Вы ведь помните, что в прошлом году мы заняли третье место на чемпионатах мира и Европы, практически на всех соревнованиях были в призерах. Поэтому нас и рассматривали как главных претендентов на успех в Пекине. Повторюсь, для этого надо было заранее подготовить боевую матчасть. Но, к сожалению, мы находимся в условиях нежизнеспособной государственной системы. Снова убедился: чем меньше зависишь от государства, тем лучше.
-Ваши конкуренты имели больше времени на подготовку?
- Они заблаговременно привезли матчасть в Китай, и, естественно, могли лучше настроить свои лодки в условиях слабого ветра и высокой волны. Следует понимать, что в настройках речь идет о миллиметрах. Подобная процедура сравнима с работой автомобильного двигателя - закрутил где-то гаечку сильнее, и он стал мощнее. Так и в нашем виде спорта – от изгиба мачты зависит аэродинамическая форма паруса. А подобрать такие показатели для двух парусов, идущих в лавировку, - огромное искусство. Мы-то знаем, как это делать, но для всего нужно время.
- Тогда вы сразу поняли, что не будете претендовать на пьедестал?
- До последнего надеялся, что все будет в порядке. Ведь до того же старта соперники боялись нас и не знали, какую скорость мы покажем. Тем более, что мы настроили лодку соответственно своему опыту, и существенно не отставали от оппонентов. Но стоит в гонке выйти из пятерки и оказаться в середине флота, как идущие впереди создают помехи, и ты уже не можешь бороться с лидерами. Иными словами, не надо прыгать или сильнее тянуть веревки, слабый ветер и так делает свое дело. Ситуация вынудила нас идти на рискованные действия, в которых очень нужна удача. Но нам не повезло.
- Как думаете, в украинском парусе сейчас есть перспективные спортсмены, в перспективе способные достичь ваших высот?
- Честно говоря, я бы очень хотел, чтобы это было реально. Но на ровном месте так не бывает. Во-первых, нужна определенная школа, во-вторых, база, а главное - опыт, который приобретается на соревнованиях. В других видах спорта чудеса случаются, бывает, кто-то неожиданно «выстрелит». Но в парусе это нереально. Необходимо общаться с соперниками, знать тенденции, постоянно вариться в этом котле и постепенно подыматься вверх. С другой стороны, есть еще один аспект. На Западе сейчас все больше внимания и средств уделяют социальным проектам, в частности, спорту, а ведь раньше большинство спортсменов там изначально были обеспеченными людьми. В Украине же все наоборот - в советские времена мы думали только о своем деле, сейчас же сами решаем свои материальные проблемы. И те, кому это удается, добиваются высоких результатов, имеют возможность конкурировать с экономически развитым миром. Грубо говоря, сейчас в Европе наступили советские времена: есть запланированные бюджеты, и они выполняются четко и без задержек...
Артем АНАНЬЕВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Валерий Василенко все равно недоволен работой нынешнего наставника «сине-желтых»
Владислав Крапивцов продолжает искать команду