ЛУКА: «Чем меньше зависишь от государства, тем лучше»

Интервью с серебряным призером Афин-2004 накануне старта регаты памяти Вадима Гетьмана

ЛУКА: «Чем меньше зависишь от государства, тем лучше»

- Насколько мне известно, в «Кубке Гетьмана» мы не увидим вашего напарника по трем Олимпиадам Георгия Леончука. С кем будете бороться за победу?
- У вас устаревшая информация. (Улыбается). Но действительно, еще несколько дней назад я не был уверен, что у нас все получится, так как Жора был в отъезде. Кстати, эта регата станет для меня первым стартом сезона, поэтому ее можно считать одним из этапов подготовки к чемпионату Европы, который пройдет в конце августа в хорватском Задаре.

- А как же мировое первенство в июле?
- Дело в том, что перерыв, связанный с Олимпиадой в Пекине, завершился лишь недавно. Поэтому, дабы нормально подготовиться к сезону, мы решили не спешить и пропустить чемпионат мира.

- Как вам уровень соревнований «фотинайнеров» на «Кубке Гетьмана»?
- Пока в гонке примут участие лишь пять экипажей. Но постепенно регата может выйти на тот уровень, который позволит приезжать сюда яхтсменам из ближнего зарубежья.

- Недавно в одном из интервью вы обмолвились, что слабое государственное финансирование может сорвать подготовку к Олимпиаде в Лондоне. Что вы имели в виду?
-На данный момент поддержка со стороны правительства составляет около 3 миллионов гривен. Естественно, этого мало. Но, с другой стороны, ветеранов-олимпийцев, которые намерены «дожить» до следующих Игр, в нашей стране не так уж много. К примеру, лишь недавно начал готовиться к сезону Максим Оберемко. Но главное, что из-за нехватки средств почти все украинские спортсмены ездят на соревнования в долг. Что касается того интервью, то я имел в виду, что не очень четко осознаю, как в таких условиях подготовиться к лондонской Олимпиаде.

- По прошествии года можете назвать причину не очень удачного выступления вашего с Леончуком дуэта на Олимпиаде в Пекине?
- Как ни странно, все очень просто. Нам не хватило скорости в тех условиях, в которых проходила гонка. Каждая яхта настраивается на определенную скорость ветра, а ветра были очень слабые. А чтобы подстроить нашу боевую лодку под данные условия, у нас не было времени - в общем, на все про все - четыре дня, а надо около 50 часов. Тем более, мы не смогли поработать со спаррингом.

-Возможно, вам следовало раньше прибыть в Китай?
-Дело в том, что лодка, которая приобреталась за средства министерства весной прошлого года, около двух месяцев находилась на украинской таможне. И сейчас я корю себя за то, что тогда не занялся этим вплотную: не пошел к начальнику таможни, не упал в ноги, не сказал, что мне очень нужна эта лодка. Может, даже следовало заплатить залог из своего кармана. В итоге, мы долгое время участвовали в соревнованиях на тренировочной лодке. А когда получили яхту, не успели должным образом подготовить ее и были вынуждены срочно отправлять контейнер с инвентарем в Китай. Но и там не все было гладко: по не зависящим от нас обстоятельствам лодка пришла на две недели позже, дольше растаможивалась. За оставшееся время мы только и смогли, что настроить яхту по старой схеме.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что выступление на Олимпийских играх - это результат работы всей команды. Да и вообще парусный спорт - не только гонки на воде, это длительный процесс подготовки к соревнованиям. Любая победа начинает коваться на берегу. Вы ведь помните, что в прошлом году мы заняли третье место на чемпионатах мира и Европы, практически на всех соревнованиях были в призерах. Поэтому нас и рассматривали как главных претендентов на успех в Пекине. Повторюсь, для этого надо было заранее подготовить боевую матчасть. Но, к сожалению, мы находимся в условиях нежизнеспособной государственной системы. Снова убедился: чем меньше зависишь от государства, тем лучше.

-Ваши  конкуренты  имели больше времени на подготовку?
- Они заблаговременно привезли матчасть в Китай, и, естественно, могли лучше настроить свои лодки в условиях слабого ветра и высокой волны. Следует понимать, что в настройках речь идет о миллиметрах. Подобная процедура сравнима с работой автомобильного двигателя - закрутил где-то гаечку сильнее, и он стал мощнее. Так и в нашем виде спорта – от изгиба мачты зависит аэродинамическая форма паруса. А подобрать такие показатели для двух парусов, идущих в лавировку, - огромное искусство. Мы-то знаем, как это делать, но для всего нужно время.

- Тогда вы сразу поняли, что не будете претендовать на пьедестал?
- До последнего надеялся, что все будет в порядке. Ведь до того же старта соперники боялись нас и не знали, какую скорость мы покажем. Тем более, что мы настроили лодку соответственно своему опыту, и существенно не отставали от оппонентов. Но стоит в гонке выйти из пятерки и оказаться в середине флота, как идущие впереди создают помехи, и ты уже не можешь бороться с лидерами. Иными словами, не надо прыгать или сильнее тянуть веревки, слабый ветер и так делает свое дело. Ситуация вынудила нас идти на рискованные действия, в которых очень нужна удача. Но нам не повезло.

- Как думаете, в украинском парусе сейчас есть перспективные спортсмены, в перспективе способные достичь ваших высот?
- Честно говоря, я бы очень хотел, чтобы это было реально. Но на ровном месте так не бывает. Во-первых, нужна определенная школа, во-вторых, база, а главное - опыт, который приобретается на соревнованиях. В других видах спорта чудеса случаются, бывает, кто-то неожиданно «выстрелит». Но в парусе это нереально. Необходимо общаться с соперниками, знать тенденции, постоянно вариться в этом котле и постепенно подыматься вверх. С другой стороны, есть еще один аспект. На Западе сейчас все больше внимания и средств уделяют социальным проектам, в частности, спорту, а ведь раньше большинство спортсменов там изначально были обеспеченными людьми. В Украине же все наоборот - в советские времена мы думали только о своем деле, сейчас же сами решаем свои материальные проблемы. И те, кому это удается, добиваются высоких результатов, имеют возможность конкурировать с экономически развитым миром. Грубо говоря, сейчас в Европе наступили советские времена: есть запланированные бюджеты, и они выполняются четко и без задержек...

 

Артем АНАНЬЕВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»

Подписывайся на наш канал в Telegram и узнавай все самые свежие новости первым!

Источник — Sport.ua

(1 голос)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости партнеров
Загрузка...
Комментарии
    Комментарии отсутствуют. Вы можете стать первым.
    Комментарии отсутствуют. Вы можете стать первым.
Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Если вы не имеете учётной записи, вы должны зарегистрироваться.
© 2003-2019 Sport.ua
Продолжая просматривать SPORT.UA, Вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности