СЕРДИНОВ: «У Фелпса можно выигрывать»
Но для этого, считает Андрей Сердинов, нужен стимул
Прошлым летом экс-рекордсмен мира Андрей Сердинов, которого многие успели списать со счетов, едва не завоевал медаль на второй Олимпиаде подряд. Продемонстрируй он на коронной стометровке баттерфляем такое же время, что и в предварительных заплывах (51,1 сек.), то повторил бы свой бронзовый успех в Афинах. Но в итоге Андрей занял пятое место, которое осталось высшим достижением украинских пловцов на Играх-2008. О своих планах на будущее Сердинов рассказал корреспонденту Ивану Вербицкому («СПОРТглавред»).
-На недавнем чемпионате Украины вы заняли лишь пятое место на 100 м со скромным результатом 54,00. Как расценивать этот показатель?
-Спокойно. Я не расстроился абсолютно, потому что полноценной подготовки к чемпионату не вел. После Олимпиады отдыхал, а потом поступил в киевский Международный институт менеджмента и сосредоточился на учёбе. О полноценных тренировках на время пришлось забыть. Еще за день до чемпионата я был в Киеве, где сдавал сессию. Так что показал вполне приличный результат. Считаю, на летнем отборе на чемпионат мира попаду в сборную без проблем.
- Спортсмены вашего уровня сдачей сессии особенно не заморачиваются. Как правило, отметки в зачетке ставят без их присутствия...
-Чаще всего так и бывает. Но я сдаю экзамены на равных с остальными студентами, посещаю все лекции. Жизнь на спорте не заканчивается. Нужно быть готовым к трудностям после завершения карьеры. Поэтому выбрал себе лучший вуз, сел за учебники и постигаю азы менеджмента. В будущем планирую работать по специальности. Без достаточного багажа знаний входить в серьезную бизнес-среду не стоит. Мне не остается ничего иного, ведь тренером или учителем физкультуры в нашей стране работать бесперспективно.
-Но ведь у вас уже есть работа?
-Да, я работаю исполнительным директором центра олимпийской подготовки клуба «Метеор» в Днепропетровске. Мы занимаемся созданием полноценного медицинского центра и обустройством спортивных объектов. Кроме того, мы взяли на себя обязательства по строительству гостиницы. Хотим создать центр, в котором смогут готовиться не только пловцы, но и представители других водных видов спорта, а также легкой атлетики, фигурного катания, бадминтона. Именно поэтому я пришел к выводу, что знаний у меня недостаточно. С организацией собственного дела не спешу. Выучусь, наберусь опыта, а потом, возможно, буду работать исключительно на себя. Как не крути, а выход из воды на сушу — процесс довольно сложный и длительный. Сразу кидаться в пучину неразумно и неправильно.
-Неужели «выход на сушу» состоялся окончательно и бесповоротно?
-Официальных заявлений по поводу ухода из спорта я пока не делал. Пока я отошел от спорта на время. При этом своего последнего слова в плавании еще не сказал.
-Расстроились после пятого места на Олимпиаде?
-Отчаиваться не стал. Сейчас понимаю, что было допущено непозволительно много ошибок в подготовке. Например, как только стало известно о том, что финалы переместили с вечера на утро, всю команду необходимо было везти в США. Пожив в Америке три-четыре месяца, мы перестроились бы на то время. Приехав в Пекин, выступали бы в уже привычных условиях. Но наше руководство решило по-другому и организовало сбор во Владивостоке. При этом условия для работы и восстановления были ужасными: гостиница без кондиционеров, отвратительное питание, а вокруг отеля круглые сутки кипели стройки. Ко всему прочему россияне готовились к празднованию Дня военно-морского флота. Ночью проводились репетиции, звучали взрывы, пальба. Думаю, не стоит говорить, что в такой обстановке готовиться к главному старту четырехлетия сложно.
-Олимпиада в Пекине показала: мы безнадежно отстаем от ведущих плавательных держав. Что нужно делать для возвращения в элиту?
- Если Украина хочет остаться конкурентоспособной, срочно необходимо внедрять новые технологии, перестраивать всю систему, заниматься и тренерами, и спортсменами, развивать не только физические качества атлетов. Ведь сегодня, скажем, австралийцы и китайцы постоянно обмениваются информацией, методиками, приобретают очень дорогостоящее оборудование, которое используется годами. У нас на Украине в плавании никаких инноваций нет лет 15 или 20. Что есть, на том и плаваем. Но даже в таких условиях спортсмены продолжают творить чудеса и показывать сверхрезультаты.
Возьмите последние сборы национальной команды в Днепродзержинске. В течение трех месяцев спортсменам не выделили денег даже на питание. Но результат при этом продолжают требовать.
Министр спорта Юрий Павленко обещает плаванию государственную поддержку. Об этом говорится часто и много, но делается очень мало. Хорошо, если процентов десять делается. Сегодня могу констатировать, что 99 процентов сборников не довольны отношением государства к плавательной команде.
Считаю, оно просто неадекватное. Такой подход привел к тому, что даже молодые спортсмены задумываются о том, стоит ли им продолжать активные выступления или выбирать себе иной вид деятельности. Кризис кризисом, но сегодня об Украине в мире говорят исключительно благодаря спорту. Выступление наших атлетов на Олимпиаде — это вообще, считаю, какое-то чудо. Результат получен из ничего.
-Уйдя из спорта, пойдете по стопам Силантьева и Клочковой?
-Думаю, мы обречены всю жизнь помогать тому виду спорта, который принес нам известность. Будет неправильно, если мы не поделимся своим опытом с подрастающим поколением. Имея огромный опыт, я смогу принести плаванию больше пользы не как пловец, а в какой-то иной ипостаси.
-Что вы думаете о тех нововведениях, которые внес в тренировочную работу новый главный тренер сборной Сергей Бондар?
-С некоторыми моментами я согласен, с некоторыми — нет. Но раз тренеры поддерживают Сергея Владимировича, выбрали его, значит, этот курс избрали все без исключения. Но нынешние изменения — мелочи. Есть над чем работать, чему учиться. Одного желания для того, чтобы вывести команду на другой уровень, мало.
Чтобы внедрять американские методики, нужна массовость. Ее мы потеряли. В советские времена на Украине было много спортивных школ, тренировочных баз, бассейнов. Плаванием занимались миллионы, а самые лучшие выигрывали чемпионаты мира и Олимпиады. Сейчас по этому пути пошел Китай. Если не ошибаюсь, в Поднебесной функционирует более 3000 детско-юношеских школ. Мы же свои объекты растеряли, кажется, бесповоротно. Новых бассейнов никто не строит, а старые — закрываются. Взять нашу Днепропетровскую область. Недавно ездил осматривать спортивные сооружения и в одном из них увидел следующую картину: на дне бассейна стоит два теннисных стола.
-Судя по всему, вы не настроены продолжать активные выступления.
- Анализируя уровень лучших результатов на стометровке баттерфляем, прихожу к выводу, что ничего нереального в них нет. Уверен, что можно готовиться и выигрывать у Фелпса, Кавича и всех остальных. Но есть ли мотивация? К сожалению, сегодня профильное министерство не способно заинтересовать спортсменов материально. Недавно у меня с главным тренером сборной состоялся разговор следующего содержания. «Вам нужен результат 49, 5 (мировой рекорд американца Яна Крокера — 50,4. —«Известияв Украине»)?—спрашиваю. — Хорошо, проплыву. Но цена вопроса — зарплата $ 10 тысяч в месяц. Плюс, когда я достигну этого результата, мне должны выплатить еще полмиллиона долларов». Иными словами, для прогресса результатов нужен стимул. Квартира и машина мне не нужны. Чтобы опять на 100 процентов погрузиться в плавание, мне нужно не заботиться ни о чем. А не голодать и ожидать подачек. Той зарплаты, которую сейчас платят, мне хватает только на то, чтобы заплатить за квартиру.
газета «Известия в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Стив Банс прокомментировал победу украинского чемпиона в реванше с Фьюри
Именитый ринг-анонсер увидел в поединке ничью