Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 26 сентября 2023, 00:16
3377
6

Два вечных рекорда Jumbo Visma и подозрения в допинге. Итоги Вуэльты-2023

Sport.ua подводит итоги заключительной супермногодневки велосезона

| Обновлено 26 сентября 2023, 00:16
3377
6
Два вечных рекорда Jumbo Visma и подозрения в допинге. Итоги Вуэльты-2023
Getty Images/Global Images Ukraine

Два вечных рекорда «Jumbo Visma»

Еще перед стартом третьей недели Вуэльты было мало сомнений в том, что «Jumbo Visma» удержит первых три места в общем зачете, и тем самым установит сразу два вечных рекорда: станет первой командой в истории, которая в один сезон выиграла все три Гран тура, и первой, которая на одной супермногодневке оккупировала всю топ-3 генеральной классификации. Сенсации не произошло, и никто на позиции «Jumbo Visma» покуситься не сумел.

Интрига перед последней неделей Вуэльты была в другом: в каком порядке трио «Jumbo Visma» расположится в итоговой генеральной классификации. Сепп Кусс выходил на старт третьей недели в статусе лидера с неплохим запасом, но по состоянию формы на текущий момент именно он выглядел слабейшим в звездной троице «Jumbo Visma»: тут и фактор усталости из-за доезда до финиша всех трех Гран туров в нынешнем сезоне, и банально более высокий класс его партнеров по команде, Йонаса Вингегора и Приможа Роглича.

На 17-м этапе Вуэльты гонщиков ждало, наверно, главное блюдо гонки – штурм легендарной Англиру, одного из самых сложных подъемов в мировом велоспорте. И именно после этого этапа стало очевидно, что по чисто спортивному принципу Кусс эту Вуэльту выиграть не должен. Примож Роглич на вершине «Эль Хамональ» опередил в финишном спринте Вингегора, Кусс замкнул топ-3 с отставанием в 19 секунд, из-за чего его преимущество в общем зачете над датчанином сократилось до 8 секунд. Учитывая динамику формы двух гонщиков, отыграть его Йонас вполне мог.

И тут перед руководством «Jumbo Visma» появилась «аксиома Эскобара». Велосипедное комьюнити разделилось на два противоположных лагеря: одни требовали, чтобы нидерландская команда запретила Рогличу и Вингегору атаковать красную майку, другие же хотели, чтобы судьба победа на Вуэльте определялась в чистой и открытой спортивной борьбе.

Позицию обеих сторон понять можно. С одной стороны, Кусс на протяжении многих лет был элитным грегари в команде, и очень активно помогал тем же Рогличу и Вингегору ковать их великие победы, и за выслугу лет заслужил и свою минуту славы. С другой стороны, это плохо, когда судьба победы в общем зачете Гран тура решается не на трассе, а где-нибудь за столом в гостинице «Jumbo Visma» во время командного ужина.

При всей симпатии к Куссу, я все же считаю, что судьба гонки должна была решаться на трассе, и ни Роглич, ни Вингегор с моральной точки зрения не должны были дарить победу американцу. Да, Кусс много и великолепно на них работал на многих гонках, но, черт возьми, отдать в благодарность за это целую победу в общем зачете Гран тура – не слишком ли щедрый подарок? При всех заслугах Сеппа, был ли хоть один Гран тур, который Вингегор или Роглич выиграли именно благодаря ему? Я бы так не сказал.

Стоит отметить, в восприятии болельщиками велоспорта за последние 20 лет изменилось очень много. В 2004 году большинство критиковали Дамьяно Кунего за то, что он украл победу в Джиро д’Италия из-под носа у своего капитана Джильберто Симони. Критиковали только за то, что Кунего нарушил командную субординацию, опередив своего капитана. Хотя по чисто спортивному принципу Дамьяно был на той гонке сильнейшим.

Тут же Кусс приехал на Вуэльту в лучшем случае третьим номером команды, получил на ровном месте весомую фору благодаря участию в отрыве, был по спортивному принципу слабее своих капитанов, но при этом должен был получить от них в подарок победу?


Getty Images/Global Images Ukraine. Сепп Кусс

Принцип «не атаковать партнера по команде, если он лидирует» еще можно понять в автоспорте, где попытки обгона связаны с риском аварии и схода обеих гонщиков одной команды. Но в данном случае тройному триумфу «Jumbo Visma» не угрожало ничего, и даже в случае открытой борьбы Роглича, Вингегора и Кусса трудно представить себе сценарий, при котором команда потеряла бы хоть одно из трех призовых мест – уж слишком большим было их преимущество над остальными пелотоном. Возможно, руководство «Jumbo Visma» просто захотело установить еще один рекорд, и не просто выиграть все три Гран тура в сезоне, но и сделать это тремя разными гонщиками.

Такое тотальное, беспрецедентное доминирование одной команды не могло не вызвать новую порцию разговоров о допинге. Тем более, что «Jumbo Visma» уже не впервые в сезоне дает для них повод. Сначала космическая, сверхчеловеческая разделка Вингегора на Тур де Франс, потом масла в огонь подлило отстранение гонщика команды Михеля Хессманна из-за допинга.

На Вуэльте мы увидели от «Jumbo Visma» очередную порцию космических перфомансов. За день до подъема на Англиру Вингегор выиграл этап с горным финишем Пуэрто де Бехес, преодолев финальный подъем (4,9 км, средний градиент – 8,5%) за 13 минут и 11 секунд. Средняя мощность составила 7,4 Ватта/кг. Это один из самых сильных перфомансов в истории велоспорта на этапах формата «Унипуэрто» (в переводе с испанского – «один подъем». Речь идет о групповых этапах с горным финишем, но без перевалов на более ранних стадиях гонки, с абсолютно равнинным подъездом).

На следующий день на Англиру Вингегор и Роглич выдали рекорд самой сложной части подъема (6,5 км, средний градиент – 13,4%, набор высоты – 971 метр), преодолев ее за 27 минут и 7 секунд – на 13 секунд быстрее, чем Роберто Эрас в 2000 году:

Сам по себе факт победы Кусса также подбрасывает дровишек в костер этих разговоров о допинге. Для 29-летнего американца это был третий Гран тур в сезоне. Каждый из двух предыдущих Сепп доезжал до финиша, при этом на износ работал на команду, но и сам занимал довольно высокие места в общем зачете: 14-е на Джиро и 12-е – на Тур де Франс. При чем на «Большой петле» он до предпоследнего этапа уверенно шел в топ-10 (девятое место) и лишь очень неприятное падение на 20-м этапе выбросило его из десятки сильнейших.

Какой-то более-менее похожий перфоманс выдал легендарный испанец Карлос Састре в 2006 году. Сначала он добросовестно отработал на Ивана Бассо на его победной Джиро, после чего занят на Туре и Вуэльте третье и четвертое места соответственно. Но все мы прекрасно понимаем, что тот перфоманс Састре состоялся в совсем другую ЭПОху.

Исторические аллюзии также подбрасывают масла в огонь: триумф Кусса состоялся ровно через 10 лет после предыдущей американской победы на Гран турах – Криса Хорнера на все той же Вуэльте в почти 42-летнем возрасте. И пусть тогда официально Криса никто ни на чем не поймал, та победа остается одной из самых подозрительных на Гран турах в современную эпоху. И тот факт, что после той победы Хорнер очень долго не мог найти себе новую команду, эти подозрения лишь подтверждает: в пелотоне все все прекрасно понимали, и рисковать никто не хотел.

И в целом очень жаль, что теперь подобный шлейф подозрений будет преследовать такого классного гонщика и отличного парня, как Сепп Кусс. Но увы: в велоспорте без этого никуда. Дело не конкретно в нем, а в его команде в целом: умопомрачительные успехи «Jumbo Visma» в последние годы дают очень много оснований говорить о том, что эта команда обладает каким-то – легальным или нелегальным – тренировочно-методологическим ноу-хау.

Эвенпул выполнил не все цели на третью неделю

О том, как и почему Ремко Эвенпул потерял все шансы в общем зачете, мы говорили уже неделю назад. Но даже после этого у одиозного бельгийца оставались важные цели на третью неделю: выиграть из отрыва еще парочку этапов, сохранить майку горного короля и по возможности побороться с Кейденом Гроувзом еще и за зеленую майку лучшего спринтера. И эти задачи капитан «Soudal Quick Step» выполнил ровно на половину.

Еще один этап он выиграл, победив в сольном стиле из отрыва на 18-м этапе с горным финишем Крус де Линерес. Правда за день до этого Ремко пытался победить и на Англиру из отрыва, но эта затея у него провалилась: как из-за собственной слабости, так и из-за того, что в тот день «Jumbo Visma» не была настроена дарить победу отрыву.

Еще перед стартом Вуэльты много говорилось о том, что, вне зависимости от шансов Эвенпула в общем зачете, 20-й этап с частоколом подъемов не самых высокий категорий буквально создан для Ремко и идеально соответствует его гоночным характеристикам. И, конечно же, на этом этапе гонщик «Soudal Quick Step» снова полез в отрыв дня. Но в тот день выиграть он не сумел, финишировав вторым в финишном спринте, где сильнее оказался ветеран Воут Пулс.


Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул

Несмотря на то, что Ремко был близок к победе, на самом деле на том этапе он проявил свою слабость. В начале финального подъема этапа он отстал от лидеров, и вернулся к ним в группу лишь из-за отсутствия слаженности в действиях того формирования на спуске. Что, получается, 20-й этап на деле не так уж идеально подходил Ремко? Нет, скорее мы в очередной раз убедились в том, что с восстановлением в рамках многодневок у него есть проблемы.

За день до этого, на 19-м этапе Кейден Гроувз из-за завала не смог поучаствовать в финишном спринте, и это давало Эвенпулу даже небольшие шансы побороться за зеленую майку лучшего спринтера. Но и эту задачу он выполнить не сумел, хотя в целом даже победы на 20-м этапе для этого могло бы оказаться недостаточно.

Три победы на этапах, победа в горном зачете и несколько дней в красной майке лидера – с таким багажом называть Вуэльту-2023 для Эвенпула неудачной довольно сложно. Но, учитывая, какие высокие ожидания были от Ремко перед стартом гонки, и как много шумихи он сам создавал вокруг себя, заносить эту гонку в актив бельгийцу также довольно трудно.

Остальные генеральщики ничего не противопоставили «Jumbo Visma»

Еще до старта третьей недели было очевидно, что трио из «Jumbo Visma» на голову сильнее всех остальных претендентов на общий зачет нынешней Вуэльты. Кто-то надеялся на то, что на третьей неделе кто-то сможет навязать Куссу, Рогличу и Вингегору хоть какую-то борьбу, но на самом деле мы увидели, что на третьей неделе разрыв в уровне между троицей из «Jumbo Visma» и всеми остальными лишь увеличивался.

Больше всего ожиданий как перед стартом гонки, так и по ходу нее, было вокруг Хуана Аюсо. Однако в итоге капитану «UAE Emirates» лишь удалось сохранить четвертое место в общем зачете. И то с большим трудом, учитывая его кризисный день на Англиру. Многие ждали, что на нынешней Вуэльте Аюсо раскроет весь свой огромный потенциал и даже ворвется в суперэлитную категорию к Вингегору и Погачару.


Getty Images/Global Images Ukraine. Хуан Аюсо

Но на деле Хуан столкнулся с кризисом роста: по сравнению с прошлогодней Вуэльтой, на которой он стал третьим в общем зачете, он точно не стал сильнее. Но, безусловно, это не повод списывать его со счетов – лишь с прошлую субботу Аюсо исполнился 21 год.

На горных этапах третьей недели сильнейшей командой выглядела не «Jumbo Visma» и даже не «UAE Emirates», а «Bahrain Victorious», которой удалось завезти Микеля Ланду на третье место в общем зачете и выиграть 20-й этап с Воутом Пулсом. После провала на Тур де Франс баска многие поспешили списать его в категорию сбитых летчиков, но Ланда посрамил своих скептиков, выдав очень солидный Гран тур. И теперь большой вопрос относительно того, кого в лице Ланды получил Эвенпул в составе «Soudal Quick Step» на следующий год: элитного грегари или же конкурента в борьбе за капитанский статус?

Оцените материал
(15)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 6
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Ruslan Shtymak
А ще автор делікатно упустив, що у Куса то не було Куса! Вірніше він появився тільки на 18-му етапі, коли Вінегор його почав возити. І далі розказувати "обійшов би його, не обійшов" - це вже фантазії... Як і з серії, якби у Куса був Кус (Вінгор) з першого етапу
Ruslan Shtymak
Автор даної статті або не бачив декілька етапів Джири (особливо Джиру) і ТФД, або наскільки "горить" у автора, що це сліпить його об'єктивність. Було пару етапів на Джирі де Кус просто на спині віз Роглу, коли той був в мега кризі!  
Вінегора він тоже возив на цьому турі постійно і всі атаки закривав... 
А так ні, точно не завдяки йому... Якби той же Рогл відппав на хв 5-10, то точно би взяв Джиру
UB3
Для того щоб писати: «я б так не сказав що Кусс для когось виграв гран-тур..», передивися цьогорічну Джиро.
А як подивишся, то вибачся перед ним і напиши обʼєктивно
Максим Колісник
Те що вони під допінгом не 100% якщо Ерас і Контадор, які свого часу були набиті допінгом під зав'язку проїхали повільніше.
Выталкиватель парашутистов
Как по мне, то разговоры о допинге среди велосипедистов надо прекращать. Почему? Да очень просто - в мире нет ни одного человека, который следит за велоспортом,  который бы с пеной у рта, доказывал всем, что велосипедисты чистые, как утренняя роса... Один факт того, что международная федерация велоспорта не является членом ВАДА и только на период ОИ туда вступает( иначе гонщиков не допустят к участию),говори то том, что весь профессиональный, и не только, велоспорт основательно подсажен на стимуляторы