Проблемы с организацией и скандалы Эвенпула. Итоги первой недели Вуэльты
Sport.ua подводит итоги первой недели Вуэльты-2023
Проблемы с организацией
Вуэльта-2023 началась со скандала. Стартовый этап, командную разделку, поставили на довольно позднее время, и завершаться гонка должна была уже в сумерках. В целом здесь ничего страшного, если гонка проходит в нормальных погодных условиях. Однако в тот день на Каталонию надвинулся сильный ливень, и это кардинально меняло ситуацию. Видимость стала еще хуже, а мокрые дороги делали гонку еще опаснее.
Это прогнозировано привело к большому количеству падений и к тому, что многие команды ехали очень осторожно и не в полную силу. Победила сенсационно «DSM Firmenich», которой достался ранний стартовый номер, и они успели проскочить еще до начала ливня.
Проведение этапа в темное время суток в таких тяжелых погодных условий предсказуемо вызвало волну негодования среди гонщиков. Безусловно, погода – фактор, на который организаторы повлиять не могли, однако прогноз погоды они видели, и могли сместить старт этапа на более раннее время. Да, это создало бы определенные проблемы для телетрансляторов, но все же безопасность гонщиков должна быть на первом месте.
На этом косяки со стороны организаторов не закончились. На следующий день гонщиков ждал еще один этап в Барселоне с финишем после спуска с подъема Монжуик. В воскресенье тоже шел дождь, и под давлением гонщиков последний спуск к финишу убрали, сделав финиш этапа на вершине Монжуика. При этом для общего зачета сделали нейтрализацию аж за 9 км до финиша, что превращало этап в какой-то фарс. Десятками лет гонщики ездят под дождем, в том числе проходят спуски, но тут это почему-то стало причиной нейтрализации этапа. Там, где нужно было внести изменения ради безопасности гонщиков, организаторы этого не сделали, зато сделали тогда, когда это не было нужно.
Но то были лишь цветочки. Финиш этапа на вершину Монжуика перенесли в последний момент, и не успели доставить туда финишную арку с необходимой аппаратурой для определения мест гонщиков на финише. В итоге жюри гонки для определения мест на финише пришлось… обратиться за помощью к болельщикам, которые стояли возле финиша и снимали гонку на свои смартфоны:
Confusión para conocer el orden de paso en el punto bonificado. El comisario de carrera pregunta a aficionados si han grabado la llegada de los ciclistas. #LaVuelta23 pic.twitter.com/CMca3ASPJy
— Raúl Banqueri (@raulbanqueri) August 27, 2023
Какой-то сюрреализм, но и это еще не конец. На девятом этапе с горным финишем на Кольядо де ла Крус де Каравака организаторы снова дали нейтрализацию для общего зачета, на этот раз за 2,05 км до финиша. А все из-за того, что снова пошел дождь, а состояние дорожного полотна на последних 2 км дистанции было плохим.
Ну и вишенкой на торте стала ситуация в день отдыха, во время которого гонщики несколькими самолетами должны были добраться до Вальядолида, где гонка возобновится завтра разделкой. Однако из-за погодных условий не все самолеты, которые перевозили гонщиков, смогли приземлиться в Вальядолиде: некоторым пришлось лететь в Мадрид, и оттуда еще почти 200 км ехать на автобусе – отличный день «отдыха» перед разделкой.
С точки зрения организаторов первая неделя Вуэльты стала просто каким-то набором нелепостей. Традиционно за проблемы с организацией принято критиковать организаторов Джиро д’Италия, RCS Sport, в то время как ASO, которая проводит Тур де Франс и Вуэльту, всегда ставили в пример. Но стоило ASO впервые за многие годы столкнуться с такими погодными условиями, с которыми на Джиро сталкиваются ежегодно, как весь блеск образцовых организаторов мгновенно слетел с французов как пыль.
Скандальное поведение Эвенпула
Главным околоспортивным ньюсмейкером первой недели Вуэльты стал Ремко Эвенпул. Именно он наиболее активно критиковал организаторов после первого этапа, да и кроме этого вел себя вызывающе. После победы на третьем этапе с горным финишем на Аринсале в Андорре Ремко влетел в женщину и винил в этом всех, кроме самого себя. После поражения от Приможа Роглича в спринте на финише восьмого этапа Ремко сказал, что не знал о том, что весь отрыв дня добрали и они спринтуют за победу, а так-то бы финишировал в полную силу и обыграл бы словенца. И еще множество подобных заявлений каждый день.
Подобный треш-ток, конечно, создает дополнительный хайп для гонки, но он привычен для бокса, ММА, даже для того же футбола, которым Эвенпул занимался до 17 лет. Но в велоспорте так не принято, и его поведение выглядит немного дико. Ремко похож на гопника, который зашел в элитный ресторан, и, сев на корточки, начал щелкать семечки.
Со спортивной точки зрения защита титула победителя Вуэльты для Эвенпула также проходит не без проблем. Победа на Аринсале стала очередной демонстрацией того, насколько сильно Ремко прибавил в спринте в нынешнем сезоне, но после этого у бельгийца был кризис на шестом этапе с горным финишем на Хаваламбре, где он проиграл более чем полминуты прямым конкурентам.
Да, Ремко стоит похвалить за то, как грамотно он распределил силы – при том самочувствии, которое у него было в тот день, проехать лучше и проиграть меньше времени вряд ли было возможно. Проблемы на Хаваламбре можно считать просто кризисным днем, а можно – очередной демонстрацией того, что большие горы – все же не территория Ремко. Учитывая, какие горы еще ждут участников Вуэльты впереди, если там ситуация для бельгийца будет такой же, то ни о какой защите титула чемпиона Вуэльте речи и быть не может – даже подиум маловероятен. Тем более, что и команда Ремко, «Soudal Quick Step», заметно слабее, чем у любого из его прямых конкурентов.
Трехглавая гидра «Jumbo Visma»
«Jumbo Visma» приехала на Вуэльту с двумя своими звездными капитанами – Приможем Рогличем и Йонасом Вингегором. Первая неделя показала не только то, что оба они в полном порядке, но и что у команды не два, а сразу три претендента на общий зачет. Благодаря победе из отрыва на шестом этапе на первый день отдыха в красной майке лидера общего зачета ушел Сепп Кусс.
Несмотря на то, что американцу приходится работать на двух своих звездных капитанов, он и сам выглядит примерно 5-6-м по силе горняком в пелотоне. Сможет ли он занять высокое место в общем зачете? Сказать трудно. Пока что Кусс выглядит просто великолепно, но не будет забывать, что он едет третий Гран тур в сезоне – на сколько еще хватит его сил? Так или иначе, победа на этапе и примерка красной майки – эту Вуэльту Сепп уже может занести себе в актив.
Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич
Роглич немного разочаровал на горном финише в Андорре, не то что не обыграв, а даже не навязав реальной борьбы в финишном спринте Эвенпулу. Но это можно было списать на последствия падения и ушиба бедра, которое словенец получил днем ранее. В дальнейшем он чувствовал себя намного лучше: именно его атака на Хаваламбре привела к кризису Эвенпула, а затем Примож на финише восьмого этапа еще и взял реванш у бельгийца, переспринтовав его в борьбе за победу. И сейчас именно словенец выглядит главным фаворитом общего зачета Вуэльты.
Что касается Вингегора, то он пока что держится в тени. Впрочем, зная прагматичность и осторожность датчанина, это далеко не обязательно является показателем плохой готовности. Не будем забывать, что Йонас впервые в карьере едет два Гран тура в сезоне – вероятно, он пока и сам не до конца понимает, как будет реагировать его организм на такую нагрузку. Однако никто не удивится, если в решающие горные дни, например, на той же Англиру, он окажется сильнейшим и в итоге перехватит красную майку.
Аюсо едет от обороны
Главной угрозой «Jumbo Visma» многие перед стартом Вуэльты многие называли даже не Эвенпула, а Хуана Аюсо. Испанский вундеркинд пока что проводит очень хорошую гонку и практически ничего не проигрывает прямым конкурентам в общем зачете, но, откровенно говоря, в его итоговую победу верится слабо.
А все потому, что едет Хуан явно от обороны. Да, делает он это очень умно и не по годам зрело, как это было на этапе до Хаваламбре, где капитан «UAE Emirates» довольно рано отстал он Вингегора и Роглича, однако нереально прибавил на последнем километре, пройдя насквозь Энрика Маса, который до последнего держался за звездным дуэтом из «Jumbo Visma», и проиграл им в итоге всего 7 секунд. Но все же для победы на Вуэльте нужно что-то большее, а до этого уровня испанец, похоже, пока еще немножко не дотягивает. Стабильность тоже вряд ли станет его козырем – обычно в горах у него хорошие выступления чередуются с довольно посредственными.
Getty Images/Global Images Ukraine. Хуан Аюсо
От обороны идет гонку и второй капитан «UAE Emirates», Жоау Алмейда. Как и прогнозировалось, короткие крутые стенки ему даются довольно трудно, и в больших, длинных горах он должен чувствовать себя лучше. Учитывая еще и хорошее восстановление португальца, не исключено, что в итоговом общем зачете Вуэльты он окажется даже выше своего партнера по команде.
«Ineos Grenadiers» потеряли шансы на высокое место в общем зачете
Для «Ineos Grenadiers» первая неделя Вуэльты сложилась откровенно неудачно, и к первому дню отдыха команда уже потеряла абсолютно все шансы в общем зачете. Еще до старта гонки мы высказывали сомнения в том, что Герэйнт Томас в 37-летнем возрасте сможет проехать на высокое место в общем зачете два Гран тура в сезоне. Так и случилось. Если поначалу валлиец выглядел хотя бы претендентом на место во второй половине топ-10, то к концу недели он отступил очень далеко в общем зачете, и сейчас проигрывает Куссу уже более 12 минут.
Это стало результатом не только усталости Томаса, но и его очень неприятного падения на седьмом этапе. Тот день вообще стал для «Ineos Grenadiers» роковым. Позже на том же этапе тяжело упал и второй капитан команды Дэйва Брейлсфорда, Таймен Аренсман. 23-летний нидерландец сломал ключицу, потерял один зуб, получил множественные повреждения лица и был вынужден сойти с гонки. Хотя будем откровенны: до своего схода он также не выглядел претендентом на что-то большее, чем место во второй половине топ-10 общего зачета.
Ни на что не претендует в генеральной классификации и звездный Эган Берналь, поэтому «Ineos Grenadiers» приходится переквалифицироваться на борьбу за отдельные этапы – тут стоит рассчитывать прежде всего на Хонатана Кастровьехо и Омара Фрайле.
Getty Images/Global Images Ukraine. Филиппо Ганна
Не сбрасываем со счетов и Филиппо Ганну, который вполне может уже завтра выиграть разделку в Вальядолиде. Однажды на нынешней Вуэльте итальянец уже был близок к победе, финишировав вторым в массовом спринте на пятом этапе. Те, кто не очень пристально следил за Ганной в последнее время, могут удивиться его навыкам в групповом спринте. Однако не так давно, 22 июля Филиппо даже побеждал на спринтерском этапе Тура Валлони, обыграв таких людей как Давиде Баллерини, Элия Вивиани, Эдвард Тёйнс, Джакомо Ниццоло и Арно Де Ли.
Спринтерские навыки Ганна за последнее время действительно прокачал. Но все же его второе место на пятом этапе – это в гораздо большей мере свидетельство не его прогресса, а очень слабого состава спринтером на нынешней Вуэльте, на фоне которого Кейден Гроувз выглядит настоящим доминатором. Такой слабый состав спринтеров на нынешней Вуэльте обусловлен, прежде всего, календарем: если обычно многие спринтеры и однодневщики приезжают на испанскую гонку для подготовки к чемпионату мира, то в этом году мировое первенство состоялось еще до Вуэльты, в первой половине августа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Леннокс считает эту победу заслуженной
История триумфа Джеффри Коупленд в домашних стенах