Владимир ГЕРУН: «Этим летом, возможно, не смогу сыграть за сборную Украины»
Центровый сборной Украины дал большое интервью Sport.ua
Прошлый сезон 29-летний баскетболист провел в чемпионате Испании, где выступал за «Бетис». В разговоре с корреспондентом Sport.ua Герун подвел итоги сезона, дал оценку выступлению сборной Украины на Евробаскете-2022, рассказал об отношении сербского напарника по команде к войне, а также сообщил, что из-за повреждения, тревожащего его весь сезон, вероятно, не сможет помочь команде в пре-квалификации на Олимпийские Игры.
– Не планировали ли остаться в Америке после окончания выступлений в NCAA еще в начале карьеры?
– Там нужно очень хорошо думать. Если у баскетболиста есть реальный шанс заиграть в НБА и не хватает одного-двух шагов, чтобы это реализовать, люди остаются даже в G-лиге.
Я все обсудил с агентами, и мы решили выбрать дальнейший путь развития в Испании. Тем более, мой стиль игры больше подходит именно для европейского баскетбола, потому что не имею безумных атлетических возможностей, и возраст уже был не тот, ведь отыграл 3 сезона в NCAA.
– Почему после NCAA в Америке вы выбрали именно Испанскую лигу?
– Агенты, с которыми работал в то время, говорили мне, что в Испании, даже если не буду играть в первом дивизионе, все равно всегда буду иметь очень хороший прогресс. Потому что их культура баскетбола, спорта вообще – на очень высоком уровне. Скауты из первой лиги постоянно мониторят второй и третий дивизионы. Агенты сочли это правильным первым шагом в карьере. От себя могу сказать, что это был верный шаг. Доволен, что начал карьеру именно там.
– Вы начинали с третьего дивизиона, не правда ли?
– Начинал с третьего дивизиона. Имел контракт на один месяц в «Фуэнлабраде». Они дали мне возможность показать себя в их резервной команде – «Хетафе», игравшей в третьей испанской лиге. После двух матчей получил 5 или 6 предложений от команд из второго дивизиона. И я выбрал среди них такую команду, где было бы больше всего игрового времени на площадке.
– То есть, «Ллейду» выбрали из-за гарантированной игровой практики?
– Да, я хотел играть. Команды уровня плей-офф предлагали роль запасного. В «Ллейде» я был единственным центровым, и тренеры вынуждены были меня задействовать часто на паркете. Несмотря на деньги, качество города, организации, я выбирал именно то место, где мог бы постоянно играть. Мне понравилась их фан-база.
Мы не смогли выйти из зоны вылета, но сезоном доволен – смог показать себя и получить игровую практику (13 матчей в старте из 16; 25 минут игрового времени, - Прим. В.Ш).
– Как двигались дальше по карьере? Было ли стремление попасть в более сильную команду?
– Следующим моим клубом был «Логроно», где я смог улучшить свои жилищные и баскетбольные условия, и это была более сильная команда. Там я перешел на следующий уровень. Через полгода уже перешел в резервную команду «Барселоны». Там было еще лучше. Сразу согласился на их предложение.
Я хотел неплохо играть и перейти в другую команду даже посреди сезона. Итак, в «Барселоне» продолжил прогрессировать и надеялся сыграть за их первую команду. Поэтому подписался с ними еще на год. Но за первую команду я так и не вышел.
– Какой уровень баскетбола вы показывали в то время лично?
– Был лучшим игроком всего второго дивизиона. Тренировался с первой «Барсой». Агенты сообщили мне, что тренеру нравится моя игра, но я не выступал за первую команду. Думаю, в «Барселоне» существует пропасть в коммуникации между академией и первой командой, потому что когда я за них выступал, очень мало воспитанников получали шанс быть в основной «Барсе».
Итак, решил доиграть сезон на высоком уровне во второй лиге, потому что знал, что со следующего года буду играть в ACB чемпионата Испании. Агент сообщал мне о заинтересованности других команд. По завершении сезона подписался с «Бреоганом», только повысившимся в классе и строившим новую команду. При этом их тренер умел работать с молодежью.
– Каким для вас выдался старт в более сильной европейской лиге?
– Мне повезло. Выбыл на сезон основной центровой команды – на первой неделе предсезонки. Потому я играл много и на весь сезон стал основным игроком. Я рассчитывал на 15-20 минут на паркете, когда подписывался. Но получал 25-30 минут, что было очень много для дебютанта лиги. Мне это помогло по карьере. Хорошо себя показав, получил несколько опций, чтобы шагнуть вперед в развитии.
– Дальше была достаточно сильная и известная «Уникаха», как себя чувствовали в элитной европейской команде?
– Подписал контракт по схеме 2+1. Сильные игроки, сильные тренеры. Успешные выступления в Еврокубке, где играли в плей-офф. Играл много (28 матчей, 17 в старте в чемпионате; 16 матчей, 9 в старте в Еврокубке – Прим. В.Ш.), поэтому рассчитывал перейти на следующий уровень с этой командой.
Но следующий сезон стал катастрофой. Травмировались два разыгрывающих, тренер ставил плеймейкером скореров. Много денег ушло на усиление этой позиции, потому что игра без разыгрывающего не шла, не было командного ритма. Сезон-трагедия. Но после новогодних праздников «Уникаха» сменила тренера, который сообщил, что не будет рассчитывать на меня.
Психологически и физически было тяжело. Начал с себя – пытался работать больше и упорнее, хотел исправить неудачный сезон. Но становилось еще хуже. Я остался на некоторое время в Малаге, а потом клуб пошел мне навстречу и помог расторгнуть контракт (еще больше месяца оставалось). И я поехал домой, потому что психологически чувствовал себя полностью истощенным. А после этого – было много предложений от других команд и лиг. Выбрал чемпионат Турции.
– Чем запомнился для вас тот сезон?
– Понравился очень. Смена обстановки. Там другой баскетбол. В Испании подробный баскетбол со скрупулезным разбором оппонентов. В Турции – индивидуальный баскетбол. Хотел остаться там подольше. Надеялся на предложения из топовых команд, но их не получил. Мне позвонил тренер «Бетиса» и пригласил в команду.
– Как вы выбирали себе команду? Поделитесь процессом? И почему именно «Бетис»?
– Мы с агентами смотрели на команды, которым нужен центровой. А дальше – мы размышляли над каждым клубом. Агенты в качестве клиентов имеют здесь также и тренеров. Итак, если есть команда, которой нужен центровой, то через агента можно узнать мнение тренера относительно меня: какого типа игрока он ищет, в каких характеристиках центрового заинтересован.
Если бы не подписался в «Бетисе», вариантов в Испании было очень мало, потому что рынок на центровых этого сезона был довольно скромным в ACB. Мало кто из команд сделал ротацию на этой позиции. Следовательно, мало кому нужно было подписывать в ростер центрового.
Далее – я пообщался с тренером, и он меня заверил, что видит во мне игрока стартовой пятерки, где я смогу рассчитывать на определенные минуты в каждой игре. Мы обсудили мою роль, и она мне понравилась. Считаю, что это было правильное решение, тем более, сезон получился довольно неплохим (8.3 очков; 6.6 подборов за 24.5 минуты на площадке, - Прим. В.Ш).
– Контракт на один год?
– Да. И пока еще не знаю, где буду продолжать выступления. Увидим, что летом будет. В Испании хорошо, но год в Турции был интересным. Хотелось бы перемен.
– Как оцените этот сезон для вас лично?
– Хорошо, что я много играл. Но в Испании много разных игровых стилей. Следовательно, можно играть, и играть довольно прилично. Но в статистике будет отображаться всего два броска по кольцу, потому что защита другой команды была ориентирована на трехсекундную зону. И оппоненты больше давали роскоши «маленьким» игрокам, чем центровым.
Это тяжело, когда играешь много, но нет возможности атаковать кольцо. Однако действительно профессиональные скауты, которые просматривают игроков в этой лиге, видят, что даже когда игрок мало атакует, он все равно на площадке выглядит правильно – заслоны, движение, выбор позиции.
Немного тяжело, когда команда много проигрывает. То есть, можно выкладываться в каждой игре, немного забрасывать очков, а тут еще и команда проигрывает часто. Потому что у нас только 10 побед. Это может добить психологически.
Также имел немало повреждений. Потому не думаю, что смогу помочь сборной. Буду еще раз разговаривать с тренером. Но чувствую, что вряд ли смогу находиться в лагере сборной этим летом.
– Виталий Степановский уже звонил вам по поводу лагеря сборной и планов подготовки к пре-квалификации Олимпийских Игр?
– Да, и мы общались, что прошлым летом были проблемы с повреждением колена. Эта травма меня тревожит весь сезон. Нужно много отдыха и не делать нагрузок. Поэтому тренеру сообщил, что мой план на сейчас – восстановить здоровье. Поскольку, если я буду продолжать нагрузку, то следующий сезон могу и не начать. Но окончательное решение, учитывая здоровье, буду принимать ближе к сборам национальной команды Украины.
***
– Во время выступления на Евробаскете, понимали ли игроки, что на них лежит двойная ответственность, ведь они защищают наш Флаг, когда в Украине – война?
– Мы об этом разговаривали внутри команды. Нельзя сравнивать наши действия и то, что делают украинские военные на передовой. Но решили, если мы сможем подарить украинцам хоть какую-нибудь радость от выступлений сборной – этого будет достаточно.
Этот Евробаскет был первым для меня. Получил положительный опыт. Трудный из-за большого количества переездов и матчей. Но несравнимый по ощущениям: как мы боролись, командный дух был на высоком уровне. Уже когда вернулся в клуб – чувствовал себя истощенным. Испытывал боли в колене.
– Откуда черпали мотивацию и силы на каждую последующую игру?
– В клубе собираются игроки из разных стран, каждый имеет свое отношение. В сборной – иначе. Все ребята ненавидят российских террористов. Все хотят показать, что Украина – сильная страна. Хотят бороться. Это и есть главная мотивация, больше ничего не нужно.
– Кто в команде заводил всех остальных на эту борьбу?
– У нас в команде есть Саша – тренер по физической подготовке. Он выучил много стихов и перед матчами читал нам эти стихи. Наизусть читал. Однажды услышали от него произведения Леси Украинки. Это я запомнил, потому что он это делал с такой артистической интонацией и желанием. Он нас заряжал своей инициативой. Было очень интересно. Он не получал за это денег. Эти люди приезжали и выполняли свою работу, потому что хотели помочь сборной Украины.
– Знают ли ваши партнеры по «Бетису» ситуацию, в которой сейчас находится Украина? Общались ли на тему войны внутри команды?
– Общался. С начала войны. Когда еще выступал в Турции за местную команду («Буюкчекмече», Турция). Парни всегда были на стороне Украины и выражали свою поддержку. Турки понимают, что такое война по собственному опыту из-за постоянных вооруженных конфликтов на востоке Турции. Но испанцы спрашивали и поддерживали больше всего.
Кстати, со мной в команде играет парень из Сербии (Александар Цветкович). Мы часто с ним разговаривали, потому что он имеет свое мнение по поводу того, что происходит. Он мне рассказывал об ужасах в стране в 90-х. О мыслях его сограждан сейчас. С ним было интересно общаться.
– Расскажите подробнее об этом общении. Какие настроения у сербов по поводу войны в нашей стране?
– Все знают, что НАТО бомбило Сербию в 90-х. Сербам трудно поддерживать НАТО сейчас. Они понимают, что проходит Украина в это время, понимают, что ничего не было сделано нами, чтобы спровоцировать эту войну. Но сербам тяжело выходить на улицы с флагами Евросоюза и НАТО. Но они нас поддерживают. Проблема в том, что и Сербия, и Россия не любят НАТО. Естественно, эта нелюбовь не делает их партнерами. Но они не могут поддерживать блок, недавно бомбивший их страну. В целом сербы поддерживают именно Украину, но они не могут поддерживать НАТО.
Насколько я лично разговаривал со своим партнером по команде, никто из его окружения не поддерживает Россию. Это невозможно. Да, у этого народа свои особенности в истории. И они не могут поддерживать вчерашнего врага. Но если бы он поддерживал нашего врага, я бы с ним не разговаривал вообще.
***
– Как молодому баскетболисту заиграть в Испании?
– Молодежь в основной состав приходит из дублей, молодежек, юниорских составов. Тем более, что клубы, воспитывающие свою молодежь, имеют право первыми предложить своему талантливому баскетболисту контракт.
Например, если у молодого игрока есть хороший потенциал и ему предлагает другая команда первый взрослый контракт, то воспитавшая команда имеет право последнего слова – повторить предложение по деньгам и оставить баскетболиста у себя. В этой лиге защищают свои инвестиции таким образом.
– Что касается иностранцев, политика лиги ACB такая же? При подписании первого взрослого договора.
– Иностранцев, которых берут еще с молодого возраста – да. К примеру, у нас есть игрок – Шомбор Маронка (Венгрия). Он в 13 лет перешел в академию «Ховентуда» (Бадалона). Прошел все молодежные категории клуба и подписал с ними контракт. Сейчас он выступает в «Бетисе» в аренде. И единственный способ для других команд подписать с ним контракт – предложить больше денег, чем это может сделать «Ховентуд». Или дождаться окончания срока действия этого правила.
В моем случае, я начинал во втором дивизионе и играл там некоторое время, так что это правило на меня не распространяется.
– Много ли в Испании решают связи?
– По-моему, ничего не решают. Система скаутинга здесь очень скрупулезная. Знаю, что испанцы любят брать «своих игроков» (которые родились в том же городе, который представляет команда или занимались в академии этого клуба), но они должны быть хоть какого-то уровня. Потому что всегда можно сказать в печати, что это наши игроки. И все. Надо поддерживать своих игроков, и для нас это гордость, когда в команде есть баскетболисты из нашего города или академии.
Вячеслав ШЕВЧЕНКО
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Существует несколько возможных итогов
У столичного клуба были хорошие шансы на победу