АЛЕКСАНДЕР: «В Донецке холодно и сумасшедшие водители»
Интервью с американским великаном БК «Донецк» Деметриусом АЛЕКСАНДЕРОМ
После приглашения этого американского великана подавляющее большинство украинских специалистов склонно считать переднюю линию БК «Донецк» одной из сильнейших в лиге. Конечно, Деметриусу Александеру необходимо время на адаптацию и принятия игровых схем олимпийского чемпиона Игорса Миглиниекса. Сам баскетболист с такой постановкой вопроса согласен и готов работать в поте лица на командные интересы.
Наша беседа с игроком, который сразу ворвался в стартовый состав «тигров» и продуктивной игрой доказал справедливость выбора клубного руководства и тренерского штаба, состоялась в уютном ресторанчике донецкой гостиницы «Атлас», которая является официальным партнером клуба.
- Деметриус, расскажите немного о семье и своем детстве.
- Я родился в городе Сент-Луис, штат Миссури, который всегда считался большим спортивным центром. Несколько поколений моих предков жили именно на этой территории, так что нашу семью можно назвать старожилами. Не скажу, что семья спортивная, но у всех атлетическое телосложение. Например, моя бабушка была под два метра ростом. Мои двоюродные браться также решили стать баскетболистами, но пока играют на студенческом уровне и мечтают о переходе в профессионалы. Именно там я женился на девушке, с которой долго встречался еще в колледже, сейчас воспитываем двоих детей. К моему большому сожалению, сейчас они остались на родине, а не колесят по Европе со мной.
- Поговаривают, что у вас греческие корни, насколько это повлияло на ваш характер?
- Не первый раз приходится отвечать на этот вопрос. Все эти разговоры – только слухи. Все в нашей семье – американцы, а греков не было никогда. Имя Деметриус действительно имеет какое-то отношение к эллинам, но оно очень распространено в Америке. В последнее время даже стал шутить на эту тему: посмотрите на меня... какой из меня грек? (улыбается).
- Что стало определяющим фактором, когда вы решили стать профессиональным баскетболистом?
- Все шло естественным путем. В семье поощряли занятия спортом и активным отдыхом, причем никто никогда ничего не навязывал. Каждый мог выбрать тот или другой вид спорта в зависимости от своих увлечений или физических данных. Мне с детства нравился только баскетбол, так что в другую сторону я пойти не мог и не хотел.
- НБА выглядела чем-то большим и недосягаемым или изначально это был ориентир?
- Для меня это был шанс показать себя, я всеми силами стремился пробиться в Ассоциацию, успел провести по несколько матчей за «Юту» и «Филадельфию», постоянно меня включали в списки перспективных молодых игроков. Думаю, для любого большого американца НБА – это заветная мечта. К сожалению, мне ее осуществить по большому счету не удалось.
- Почему вам так и не удалось закрепиться в Ассоциации?
- Причин очень много. Можно даже сказать, что я просто попал в сильнейшую лигу мира не вовремя.
- Какими качествами должен обладать игрок, чтобы стать звездой Ассоциации?
- Во-первых, баскетболист должен быть талантливым, но этот вовсе не гарантирует ему место среди главных звезд. В Ассоциации очень много качественных игроков, которых обожает публика, но всего этого они добились исключительно работой на тренировках. Они стали звездами в результате кропотливого труда. Что-то подобное пытался сделать и я, но возникают ситуации, когда от твоих спортивных успехов зависит далеко не все. Например, у клуба остается всего лишь один контракт, существует лимит заработной платы, а на вакансию претендуют до десяти достойных кандидатов. Многое зависит от простого везения, причем вот так иногда в никуда уходят и талантливые баскетболисты.
- Давайте немного поговорим о вашей карьере. Япония, Пуэрто-Рико, Корея, почему появлялись национальные чемпионаты таких экзотических стран?
- Моя профессиональная карьера началась медленно и совсем не так, как я этого хотел. В 1998 году я закончил колледж, а в НБА в это время в самом разгаре был локаут. К сожалению, с первого раза не удалось найти хорошую команду и в Европе. Меня – молодого баскетболиста – никто толком не знал, а наши звезды из-за забастовки были не против подзаработать в Старом Свете. Тогда трансферный рынок был переполнен хорошими американскими игроками. Вот и получилось, что выбирал из того, что предлагал агент.
- Где в Европе вам было наиболее комфортно?
- (после некоторой паузы) В Испании чувствовал себя отменно. На Пиренеи попал в 2004 году, команда показывала качественный баскетбол, мне было интересно, да и страна оставила самые яркие впечатления. В Испании очень сильный баскетбольный чемпионат, от каждого матча зависит очень многое, проходных поединков не бывает вообще, а мне интересно, когда каждая игра словно финальная.
- То есть в сравнении с другими чемпионатами испанский, по вашему мнению, самый сильный?
- Категорично не отвечу, ведь не в каждом европейском чемпионате довелось сыграть. Однако, как по мне, то да. Хотя в соседней Италии уровень национального чемпионата ничуть не ниже, хорошего уровня турниры в Израиле и Латвии.
- Почему практически каждый год вы меняли клуб?
- В большинстве клубов, цвета которых я до этого защищал, не ставились максимальные турнирные задачи, а мне всегда хочется побеждать, быть первым. Можно долго сидеть в составе середнячка, время от времени преподносить неприятные сюрпризы лидерам, но я хотел и хочу только выигрывать и становиться в обязательном порядке чемпионом. Поэтому поиски амбициозного клуба и затянулись. Рижский «Баронс» в этом плане был неплох, в его составе я чувствовал себя победителем. Вот только побороть финансовые проблемы в Латвии не удалось, так что последний переход связан сразу с двумя моментами – финансовым и турнирным. В «Донецке» собрались такие же победители, как и я, готовые покорять высокие турнирные цели.
- Никогда не возникало желания остановиться, оглянуться назад, стать своим, старожилом в определенной команде?
- Практически в каждой команде мне удавалось стать лидером по многим показателям, моей игрой все были довольны, но команда в целом не помогала выигрывать. Отсутствие вариантов заставляет искать эти самые варианты.
- Поговаривают, что у вас непростой характер. Насколько это отвечает действительности?
- Откуда такая информация?! Кто-то на меня наговаривает (улыбается). Даже странно такое слышать, ведь я – дружелюбный нормальный человек. Наверное, такое придумывают те люди, с которыми я по тем или иным причинам просто не разговариваю. А друзья и родственники никогда не жаловались на мой характер, ведь в любой ситуации я веду себя адекватно.
- Были скандальные моменты, о которых вы по прошествии времени жалели?
- Были решения, но никак не скандалы, о которых потом сожалел. Уже выступая в Латвии, мне поступило предложение от одного иранского клуба. Я посчитал это неплохой возможностью подзаработать, но решение оказалось неверным. Жить пришлось в нечеловеческих условиях, я побыл полтора месяца, а затем собрал вещи и уехал.
- Новые команда, партнеры, город, чемпионат. Что нужно для быстрой успешной адаптации в «Донецке»?
- Времени после перехода прошло не так много. Пока только тренируюсь и отдыхаю, времени на знакомство с городом пока вообще не было. Поверхностное впечатление хорошее, меня ничего не напугало настолько, чтобы я сбежал. Клуб обеспечил отменные бытовые условия, что для меня немаловажно.
- Был ли разговор с главным тренером о роли в команде?
- С главным тренером «Донецка» я успел обстоятельно пообщаться еще несколько месяцев назад, когда он был в Латвии, но тогда была беседа в неформальной обстановке. Здесь мне рассказали о целях клуба, внутреннем состоянии команды и видении игры тренером. Мне понравилось, что коуч хочет выигрывать и знает, что для этого нужно сделать. Клубные и личные амбиции совпали, что очень важно. Нынешняя позиция на площадке меня вполне устраивает. Я готов выполнять черновую работу, направленную на командные интересы. Личная статистка – это, конечно, хорошо, но на первых порах не ждите меня в списках лидеров по очкам или подборам.
- Что стало самым откровенным в первых играх?
- На площадку в Николаеве попал прямо с самолета, что проиграли два матча – не очень хорошо, но впереди достаточно игр, чтобы поправить турнирное положение. Все у «Донецка», которому в первую очередь не хватает сыгранности, будет хорошо. Поражения – хороший урок, после которого команда должна прогрессировать, тем более, что вернулись травмированные. В украинских командах очень много молодых игроков, каждый из которых хочет себя проявить. Отсюда и такой типичный для развивающихся чемпионатов стиль игры. Ставка делается на скорость и атлетизм, а креатива в тактических построениях мало. Я готов к такому баскетболу.
- Вы – американец, работающий на территории бывшего СССР. Какие ощущения вызывает этот момент?
- На первых порах было ощущение небольшого дискомфорта, но вовсе не по политическим вопросам. На днях ходил в магазин за продуктами и почувствовал на себе пристальные взгляды. В вашей стране не очень много темнокожих, а тем более таких больших (смеется), отсюда и определенное любопытство. Для украинцев я – диковинка, но я понимал, куда еду и что меня здесь ждет.
- Что в первую очередь бросилось в глаза в нашем городе?
- Прожив длительное время в Латвии, здесь меня особо ничего не поразило. У вас очень холодно, много снега, а люди на автомобилях гоняются, как сумасшедшие. Водители просто ужасные, но и к этому нужно привыкнуть.
- В конце хотелось бы услышать обещание новичка команды, касаемо турнирных задач «тигров».
- Пообещать за всю команду я не рискну. Это очень ответственное заявление, но мы приложим максимум усилий, чтобы побеждать в каждой игре. Надеюсь, у нас это получится. От себя лично могу пообещать некоторые элементы баскетбольного шоу, хотя я и не большой шоумен. Для меня важнее победа или нужный результат, красивая игра – на втором плане. Буду стараться чем-то удивить зрителей, но больше буду работать на результат.
БК «Донецк»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
World Athletics показала, через кого может перепрыгнуть рекордсменка
Мегафайт пройдет вечером 21 декабря в саудовском Эр-Рияде