Сход Геогеган Харта и скандал на 13-м этапе. Итоги второй недели Джиро-2023
Sport.ua подводит итоги второй недели Джиро д’Италия-2023
Жаба и гадюка: как «кастрировали» ключевой горный этап Джиро
Практически ни одна версия Джиро д’Италия вот уже много лет не обходится без модификации маршрутов хотя бы одного ключевого горного этапа в последний момент из-за тяжелых погодных условий. В этом принято винить организаторов, и иногда эта критика действительно обоснована. Но все же, прежде чем бросать камень в RCS Sport, не стоит забывать о том, что Джиро проходит в намного более проблемное время года, чем Тур де Франс или Вуэльта. А испанский Гран тур, к тому же, очень редко заезжает на проблемные высоты 2200+ м.
Как решать данную проблему? Некоторые считают, что максимально просто: банально не включать в маршруты Джиро сверхвысокие перевалы. Но какая же Джиро без высоких гор? Они всегда были неотъемлемой частью жанра и визитной карточкой «Корса роза», а заезды гонщиков на вершины Пассо Гавия или Стельвио дарили невероятные по своей эпичности кадры. Да и в целом такое радикальное решение данного вопроса больше похоже на логику «лучшее средство от перхоти – гильотина».
Поэтому высокие перевалы стоит и дальше включать в маршрут Джиро, просто изначально закладывать вероятность тяжелых погодных условий и прорабатывать «план Б» маршрута на случай тяжелых погодных условий. И вот с этими «планами Б» у RCS Sport действительно часто возникают проблемы.
Getty Images/Global Images Ukraine
В этом году снова вспомнить об этой теме пришлось уже на 13-м этапе. Пелотон Джиро должен был заехать на территорию Швейцарии и подняться на перевал Гран Сен Бернар, который и должен был стать высшей точкой маршрута нынешней Джиро – 2469 метров. Однако проблемы возникли еще задолго до дня гонки. Перевалы такой высоты в мае еще находятся под толстым слоем снега, и под Джиро их приходится специально расчищать. Граница между Италией и Швейцарией расположена как раз на вершине Сен Бернара. И если итальянцы со своей стороны перевал расчистили, то швейцарская сторона сделать этого не смогла.
Пришлось использовать резервный вариант: урезать верхушку Сен Бернара и проехать по тоннелю, который расположен на высоте 1878 метров. Но в итоге утром накануне старта пришлось еще сильнее урезать маршрут этапа и стартовать у подножья следующего перевала Круа де Куйёр, за 75 км до финиша. На пути к нему гонщики ехали ровно по тому же маршруту, только в командных автобусах.
Оказалось, что погода на пути к подножью Круа де Куйёр была абсолютно нормальной, причем это полностью соответствовало прогнозу синоптиков. Позже оказалось, что истинная причина сокращения этапа в другом. С утра гонщики начали жаловаться на то, что первая часть спуска с Круа де Куйёр очень крутая и проходится по очень плохому покрытию, что в условиях влажной трассы чревато большим количеством падений.
Getty Images/Global Images Ukraine
Гонщики требовали убрать Круа де Куйёр из маршрута, но организаторы Джиро во главе с директором гонки Мауро Веньи ответили им, что это логистически невозможно – придется полностью перекраивать маршрут этапа, а делать это уже слишком поздно, тем более за пределами Италии. Вместо этого Веньи предложил «компромиссный» вариант с «обрезанием» всего стартового отрезка этапа, включая Сен Бернар. В итоге этот вариант и был утвержден. Абсолютно идиотское решение: и опасный участок трассы, из-за которого и был весь сыр-бор, не убрали, и этап урезали до неприлично малой, юниорской дистанции.
Безусловно, за идею проехать Круа де Куйёр в такое время года и с таким покрытием организаторов можно покритиковать, но поведение самих гонщиков вызывает еще больше вопросов. Во-первых, маршрут Джиро презентуют еще в октябре, более чем за полгода до старта, и во всех командах принято его тщательно изучать. И любой гонщик, который выходит на старт гонки, автоматически соглашается с необходимость преодолевать предложенный организаторами маршрут. Не нравится – не участвуй.
Мало того, что гонщики начинают подгонять маршрут под себя, так еще и делают это в последний момент. Они что, узнали маршрут этапа утром накануне гонки? Тем более, что есть достоверная информация о том, что накануне вечером состоялось собрание гонщиков, на котором было принято решение ехать по изначальному маршруту. Вопросов к обеим сторонам более чем достаточно.
Ну и в завершение данной темы – немного конспирологии, которая, тем не менее, выглядит довольно правдоподобно. Уже много лет в велоспорте действует «погодный протокол» на случай экстремальных погодных условий, в котором четко указаны параметры, при которых возможна отмена/видоизменение маршрута. Однако год за годом на Джиро мы сталкиваемся с ситуацией, когда этапы перекраиваются еще до достижения этих пороговых показателей температуры/силы ветра/осадков. Погодный протокол для экстремальных условий будто бы подменяется каким-то несуществующим протоколом НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ условий, когда часть гонщиков с утра просыпаются и говорят «я просто не хочу ехать в такую погоду», хотя на других гонках едут в таких же или даже более суровых погодных условиях.
И тут мы подходим к конспирологической версии: за всеми этими бойкотами и шантажом со стороны части команды торчат уши организаторов Тур де Франс, компании ASO. И тот факт, что в первым рядах бойкота на Джиро всегда французские команды, которые потом во время Тура раз за разом прогибаются под организаторов в конфликтных ситуациях, делает данную теорию довольно правдоподобной. Никаких доказательств этому, конечно же, нет, но задуматься точно есть над чем.
Без Харта и Эвенпула: перемирие среди генеральщиков продолжается
Что касается непосредственно спортивной стороны борьбы, то тут первые две недели Джиро получились максимально скучными и бедными на важные события. По большому счету, главным событиями недели с точки зрения борьбы за розовую майку стали сходы сначала Ремко Эвенпула из-за коронавируса, а затем Тао Геогеган Харта из-за тяжелого падения.
Причем британец получил очень серьезную травму: перелом бедра, который потребовал проведения операции. Травма очень тяжелая, и, честно говоря, есть серьезные сомнения в том, что он сможет вернуться на топ-уровень – пример того же Хосебы Белоки в этом плане очень показательный. Очень жаль Геогеган Харта: после сенсационной победы на Джиро-2020 следующие два года были для него тяжелыми и неудачными. И как только он снова набрал пиковую форму – вот такой тяжелый удар.
Getty Images/Global Images Ukraine
Ну а «Ineos Grenadiers» теперь осталась с одним ярко выраженным капитаном – Герэйнтом Томасом. Он под конец второй недели отдал розовую майку Бруно Армирайлю, но все понимают, кто остается теневым лидером общего зачета: воскресный этап до Бергамо показал, что француз с точки зрения генеральной классификации не опасен.
На третьей неделе «Ineos Grenadiers», скорее всего, продолжить действовать в защитном ключе. Учитывая возраст Томаса (в пятницу Герэйнту стукнет 37), определенные сомнения в его восстановлении есть, но не очень насыщенные первые две недели могут частично нивелировать этот фактор. И тот факт, что сильнейшая команда в пелотоне Джиро, скорее всего, будет вести гонку на третьей неделе от обороны, не сулит нам феерической борьбы в больших горах.
Главной угрозой Томасу остается Примож Роглич, но сам словенец кроме атаки в конце первой недели больше никакой активностью не отметился. Какую тактику изберет капитан «Jumbo Visma» на третьей неделе? Если снова решит ждать последней разделки, то может поплатиться столь же болезненно, как на Туре-2020. Но хватит ли у «Jumbo Visma» сил и ресурсов устроить тяжелую и селективную гонку в горах на третьей неделе? Сказать сложно, но Сепп Кусс своего весомого слова еще не сказал – вероятно, берег силы к решающим дням. А в свои удачные дни американец способен творить в больших горах большие дела.
Если у Томаса и Роглича могут возникнуть проблемы с восстановлением, то обладатель белой майки лучшего молодого гонщика Жоау Алмейда наоборот должен идти в набор. У него с восстановлением полный порядок, а проигрывает португалец двум ветеранам совсем немного, даже несмотря на то, что начало гонки в его исполнении было очень бледным. И атака капитана «UAE Emirates» на воскресном этапе до Бергамо может стать таким себе тизером к его активным действиям на третьей неделе. Хотя представить Алмейду, ультразащитного гонщика, в качестве главного агрессора в пелотоне, по-прежнему сложно.
Getty Images/Global Images Ukraine
Хорошее восстановление, несмотря на солидный возраст, и у Дамиано Карузо. Итальянец проигрывает в общем зачете Томасу и Рогличу больше минуты, поэтому от него на третьей неделе также стоит ждать активности в горах – не будем забывать Джиро 2-летней давности, когда он на третьей неделе едва не отобрал розовую майку у пикового на тот момент Эгана Берналя.
Первые намеки на активность Карузо в горах были уже на 13-м этапе на Кранс Монтане. Но там итальянец пошел в атаку слишком поздно – на последних двух километрах, когда подъем уже становился очень пологим. Да и в целом многие гонщики в тот день жаловались на то, что урезанная версия этапа была слишком простой, и проявлять активность не было смысла – слишком свежими были соперники.
Джек Хэйг, который должен был разделить с Карузо капитанские полномочия в «Bahrain Victorious», к борьбе за общий зачет оказался не готов и уже проигрывает более семи минут. Поэтому, скорее всего, на третьей неделе он будет в полном распоряжении Карузо, которому нужно будет отыгрывать немалые куски времени.
Опасной темной лошадкой может стать бывший обладатель розовой майки Андреас Лекнессунд. Да, норвежец вряд ли станет вторым Райдером Хешедалом и Джиро выиграть ему не под силу, но остаться в топ-5 генеральной классификации он может, а это уже будет большим успехом. Также роль темной лошадки можно примерить на Леннарда Кемну, тем более, что «Bora Hansgrohe» к Джиро подошла в отличной форме, и на второй неделе выиграла два этапа из отрыва усилиями Нико Денца. Разочаровывает Хью Карти, но на третьей неделе британцу по силам по крайней мере подняться в топ-10 общего зачета.
***
Ну и в завершение – грустная, но важная и ожидаемая новость. Сегодня Марк Кэвендиш официально объявил о том, что завершает карьеру в конце нынешнего сезона. Главная цель для легендарного британского спринтера – выиграть еще один этап на Тур де Франс, который стал бы рекордным, 35-м.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Зато украинская сборная сыграет в плей-офф Лиги наций за путевку в Дивизион A
Наибольшее признание получил Майкл Фелпс