Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 06 мая 2023, 14:47
2279
0

Все дороги ведут в Рим. Превью Джиро д’Италия-2023

Sport.ua анонсирует старт первого Гран-тура сезона

| Обновлено 06 мая 2023, 14:47
2279
0
Все дороги ведут в Рим. Превью Джиро д’Италия-2023
Getty Images/Global Images Ukraine

Уже в субботу, 6 мая на побережье Адриатического моря в регионе Абруццо стартует первый Гран тур велосезона 2023 года – 106-я в истории Джиро д’Италия. В отличие от Тур де Франс, Джиро не имеет фиксированной точки финиша, и в этом году гонка финиширует 28 мая в столице Италии, Риме. За пределы родной страны «Корса роза» в нынешнем году выедет лишь однажды – на финиш 13-го этапа и начало 14-го, которые будут расположены в Швейцарии.

В целом организаторы снова порадовали интересным и насыщенным маршрутом. Уже на первой неделе будут важные с точки зрения общего зачета этапы, хотя, как обычно, все самое сложное и интересное сосредоточено на третьей неделе, когда гонщики заедут в Альпы.

Несмотря на сложные горы, организаторы Джиро постарались сохранить баланс, и добавили в маршрут сразу три индивидуальных разделки (на первом, девятом и 20-м этапах) суммарной дистанцией 67,7 км. Суммарно Джиро-2023 – это 21 этап общей дистанцией 3448 км. В отличие от Тура и, особенно, Вуэльты, организаторы Джиро не слишком приветствуют тренд к сокращению дистанции этапов: на Джиро-2023 сразу 6 из 18 групповых этапов будут по дистанции превышать отметку в 200 км.

Ключевые этапы

Пятница, 12 мая – 7-й этап, Капуя – Гран Сассо д’Италия (Кампо Императоре), горный этап

Уже первая неделя Джиро-2023 подарил первый серьезный горный этап – горный финиш на Гран Сассо в Апеннинах. В середине 218-километрового участка гонщиков будет ждать штурм Роккаразо – высоты, которая в свое время также принимала финиш этапа Джиро.

А затем – многоступенчатый подъем на Гран Сассо на высоту 2130 метров над уровнем моря. Первая его часть – подъем Калашио: 13,5 км со средним градиентом 6,0%. Затем длинные пологие куски и финальная часть подъема на Гран Сассо: 4,5 км со средним градиентом 8,2%.

О таких этапах принято говорить, что они не определять итогового победителя, но определят многих проигравших. Учитывая, что уже на четвертом этапе гонщиков будет ждать горный финиш в Лаго Лачено, на Гран Сассо изменения в общем зачете могут быть более фундаментальными.

Воскресенье, 14 мая – 9-й этап, Савильяно суль Рубиконе – Чезена, 35 км, индивидуальная разделка

Завершать программу первой недели Джиро будет вторая, самая длинная и классическая из трех разделок нынешней «Корса роза». 35 абсолютно равнинных и не очень сложных в техническом плане километров, часть из которых будет проходить неподалеку от морского побережья с сильными ветрами – территория для чистых раздельщиков а-ля Филиппо Ганна и очень непростое испытание для чистых горняков. Изменения в общем зачете по итогам этого этапа будут очень существенными.

Пятница, 19 мая – 13-й этап, Боргофранко д`Иврея – Кранс Монтана (Швейцария), 207 км, горный этап

Переносимся на концовку второй недели. 13-й этап – наверно, самый противоречивый на нынешней Джиро в плане ожиданий. С одной стороны – два тяжелейших перевала в середине дистанции. Сначала – штурм Гран Сен Бернара (34 км, 5,5%). На его вершине будет расположена «Чима Коппи» – самая высокая точка маршрута нынешней Джиро, 2469 м над уровнем моря. Именно там гонщики окажутся на территории Швейцарии, где их сразу же после этого будет ждать страшный перевал Круа де Куйёр: 15,4 км, 8,8%. Первая половина этого подъема – это восхождение к горнолыжному курорту Вербье, которое было в маршруте Тур де Франс-2009 и запомнилось одной из самых впечатляющих побед в карьере Альберто Контадора.

Казалось бы, два таких монстра в середине этапа – предпосылки к эпической битве? Не факт, потому что концовка этапа не впечатляет. После спуска с Круа де Куйёр – почти 23 км равнины и пологий финальный подъем на Кранс Монтану. Да, по цифрам (13,1 км, 7,2%) все выглядит очень непросто, но пологие финальные километры портят общую картину. Вторая половина подъема в Кранс Монтану повторяет развязку этапа Тура Швейцарии-2009, где победу одержал Тони Мартин, а третьим стал еще один антигорняк, Фабиан Канчеллара. Да, оба в то время были, наверно, в лучшей горной форме в своей карьере, но все же результаты довольно красноречивые.

Так или иначе, этап, на котором много аргументов и в пользу эпической битвы, и в пользу большого разочарования. Что в итоге перевесит – сказать сложно.

Вторник, 23 мая – 16-й этап, Саббио Кьезе – Монте Бондоне, 203 км, горный этап

На третей неделе гонщики заедут в Доломиты, и начнется все во вторник с этапа до Монте Бондоне, куда Джиро не приезжала со времен блистательной победы Ивана Бассо в 2006 году. На пути к финальному подъему будет четыре перевала, самый сложный из которых – Пассо ди Санта Барбара 1-й категории: 12,7 км, 8,3%.

Финальный подъем на Монте Бондоне будут штурмовать с более простой стороны, от Альдено, а не от Тренто, как в 2006 году. От Альдено подъем на Бондоне – это 21,4 км со средним градиентом 6,7%. Картину портит длинное выполаживание в середине дистанции, но сразу после него – отрезок в 7,5 км со средним градиентом 8,2% – разобраться будет где.

Пятница, 26 мая – 19-й этап, Лонгароне – Тре Чиме ди Лаваредо, 183 км, горный этап

В конце третьей недели гонщиков ждут сумасшедшая связка из трех подряд тяжелейших этапов в Доломитах. На следующий день после финиша в Дзольдо Альто гонщиков ждет самый сложный, по-настоящему королевский этап нынешней Джиро с финишем у Тре Чиме ди Лаваредо – легендарного трезубца, который по праву считается настоящим символом и, наверно, самой красивой вершиной в Доломитах, которая ежегодно привлекает тысячи туристов.

Еще до финального подъема на Тре Чиме ди Лаваредо гонщиков ждет четыре перевала, из которых только первый, Пассо Камполонго можно назвать щадящим. Дальше гонщиков ждут Пассо Вальпарола и убийственный Пассо Джау (9,9 км, 9,3%), который многие (например, легендарный Джильберто Симони) считают вообще самым сложным в Доломитах.

После Джау – спуск в Кортина д’Ампеццо и штурм Пассо Тре Крочи. Спуска после него фактически и не будет: сразу выезд к озеру Мизурина и финальный штурм Тре Чиме ди Лаваредо. Основная его часть – это финальные 4 км со средним градиентом 11,7%. В конце такого тяжелого этапа – просто убийственное испытание.

Суббота, 27 мая – 20-й этап, Тарвизио – Монте Луссари, 18,6 км, горная разделка

Ну а если этапа до Тре Чиме гонщикам окажется мало – на следующий день их ждет тяжелейшая горная разделка. Первая половина равнинная, после чего – тяжелейший подъем на Монте Луссари: 7,3 км со средним градиентом 12,1%, при чем первые 5 км – со средним 15,3.

Как обычно в таких случаях, увидим пересаживания с разделочного на обычный шоссейный велосипед у подножья подъема. За день до финиша в Риме все вопросы в общем зачете будут закрыты именно на вершине Монте Луссари. Главное – чтобы страх перед этой разделкой не сковывал гонщиков в предыдущие дни.

Действующие лица

Дуэлянты

Двумя главными претендентами на победу в Джиро считаются гонщики, которые на двоих выиграли последние четыре издания испанской Вуэльты – триумфатор 2019 – 2021 годов Примож Роглич и прошлогодний чемпион Ремко Эвенпул.

Для Приможа Роглича это третье в карьере участие в Джиро и второй заход на общий зачет. Предыдущий, в 2019 году, завершился третьим местом в общем зачете несмотря на статус главного предстартового фаворита. Все же за пределами Вуэльты словенец остается гонщиком нереализованных амбиций. В последние годы лидера «Jumbo Visma» постоянно преследуют форс-мажоры, которые не позволяют ему добраться до финиша. Забавная статистика: Роглич сошел с трех из четырех последних Гран туров, в которых принимал участие, но при этом выиграл три из четырех последних Гран туров, на которых добрался до финиша.


Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

После травм годичной давности были сомнения в том, что 33-летний словенец еще способен вернуться на топ-уровень, но уверенные победы на Тиррено – Адриатико и Туре Каталонии в марте этот вопрос сняли. Что, впрочем, не гарантирует ему победы в Джиро, ведь соперник очень серьезный.

Ремко Эвенпула с ранних лет называли вундеркиндом и мегаталантом, но в его способностях как горняка и многодневщика были сомнения. И даже несмотря на победу в прошлогодней Вуэльте нельзя сказать, что эти сомнения были окончательно развеяны. Все же та Вуэльта была довольно щадящей по маршруту, а когда дело дошло до связки тяжелых горных этапов, бельгийцу было очень непросто. Нынешнюю Джиро щадящей в плане рельефа точно не назовешь, поэтому лидеру «Soudal Quick Step» просто не будет.

Забавно, что у обеих топ-фаворитов нынешней Джиро примерно те же сильные и слабые стороны. Оба сильные раздельщики, оба доминируют на среднегорных этапах, но при этом имеют проблемы с восстановлением и навыками управления велосипедом. Последнее неудивительно, учитывая, что и Роглич и Эвенпул в велоспорт перешли довольно поздно позднем возрасте – словенец из прыжков на лыжах с трамплина, а бельгиец – из футбола.


Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул

Когда гонщики настолько похожи, сложно выделить, какие факторы могут склонить чашу весов в пользу кого-то из них. Но мы все же попытаемся. Главный аргумент в пользу Эвенпула прост: он моложе и, складывается впечатление, все же немного сильнее. За Роглича говорит его финишный спринт, который поможет собирать бонификации, и сила команды: Сепп Кусс, Роан Деннис* (если будет в нормальной готовности и настроении) и Ян Тратник выглядят более внушительно тех людей, на которых сможет рассчитывать в горах Эвенпул, хотя Ян Хирт – очень сильный козырь в рукаве у бельгийца. Что перевесит в итоге? Сказать сложно. Болельщикам остается лишь надеяться, что эта дуэль не будет слишком закрытой (а такие опасения есть), и что ее судьбу не решит форс-мажор.

* – Деннис вместе с Сэмом Ооменом появились в составе «Jumbo Visma» на Джиро в последний момент вместо Тобиаса Фосса и Роберта Гесинка, который заразились коронавирусом (на замену Гесинку сначала заявили Йоса Ван Эмдена, но и тот заразился ковидом – пришлось менять на Оомена). Размен, который, конечно, ослабляет команду Роглича, но она все равно выглядит на бумаге сильнее «Deceuninck Quick Step».

Update. Буквально перед публикацией материала стало известно о том, что перед стартом Джиро на тренировке упал Ян Тратник. Словенец получил травму и на старт Джиро не выйдет. Пока что не известно, успеет ли «Jumbo Visma» заявить другого гонщика вместо Тратника.

«Ineos Grenadiers»

За последние годы в самой богатой команде мира, «Ineos Grenadiers», произошли фундаментальные изменения. В коллективе Дэйва Брэйлсфорда больше нет сильнейшего многодневщика мира, зато очень широкий выбор фаворитов второго эшелона. Времена четкой внутрикомандной иерархии ушли в прошлое – теперь на статус лидера «Ineos Grenadiers» претендует едва ли не половина состава команды на Гран тур. То же самое будет и на нынешней Джиро.

Из четверки потенциальных генеральщиков самым авторитетным и именитым является победитель Тур де Франс-2018, Герэйнт Томас. Однако нынешний сезон у него пока что не складывается, да и под конец Джиро ему стукнет уже 37 лет. Поэтому сомнений в способности Томаса побороться за самые высокие места на Джиро достаточно.


Getty Images/Global Images Ukraine. Герэйнт Томас

А главной ставкой «Ineos Grenadiers», по нашему мнению, станет сенсационный чемпион Джиро-2020, Тао Геогеган Харт. Он поход на гонщика, который выходит на пик формы раз в 3-4 года, и сейчас, похоже, этот момент настал – впервые со времен той победы на Джиро. Харт недавно выиграл Тур Альп, который еще в своей предыдущей версии (Джиро дель Трентино) считался генеральной репетицией Джиро. Вряд ли Тао хватит класса повторить свое достижение 3-летней давности, но заехать на подиум ему вполне по силам.

Перед стартом сезона казалось, что главной надеждой «Ineos Grenadiers» на Джиро будет молодой и талантливый новичок команды Таймен Аренсман, который в прошлом сезоне замкнул топ-6 Вуэльты. Однако у 23-летнего нидерландца в нынешнем сезоне не получается ничего, и на Джиро он приезжает в статусе не более чем темной лошадки. Не сбрасываем со счетов и Павла Сивакова, который сменил гражданство на французское. В нынешнем сезоне он попал в топ-10 общего зачета всех четырех многодневок, которые проехал: Этуаль де Бессеж (5-е место), Вуэльта Андалусия (10-й), Париж – Ницца (9-й) и Тур Альп (7-й). Хотя в иерархии «Ineos Grenadiers» он лишь четвертый номер.

Итальянские надежды

После завершения карьеры Винченцо Нибали звезд первой величины среди многодневщиков у Италии нет. Ситуацию для хозяев усложняет и коронавирус Джулио Чикконе – лидер «Trek Segafredo» вынужден Джиро пропустить.

Но все же поболеть итальянцам будет за кого. В хорошей форме находится вице-чемпион Джиро-2021 Дамьяно Карузо. Он один из тех немногих фаворитов Джиро, кто проехал до конца недавний Тур Романдии, и замкнул там топ-3 общего зачета. Вряд ли гонщику «Bahrain Victorious» удастся повторить свой успех 2-летней давности, но топ-6 в общем зачете – задача вполне реалистичная.


Getty Images/Global Images Ukraine. Дамьяно Карузо

Доменико Поццовиво планировал завершить карьеру в конце прошлого сезона, но внезапно подписал контракт с «Israel Premier Tech». Ожиданий от 40-летнего ветерана с 10 гоночными днями в текущем сезоне нет, но удивить он способен – если не в общем зачете, то как минимум победой на одном из горных этапов.

Лоренцо Фортунато ворвался в элиту два года назад победой на Дзонколане. Теперь же 26-летний гонщик «Eolo Kometa» прицеливается и к общему зачету. Накануне старт а Джиро он стал пятым на Туре Альп и выиграл испанскую многодневку категории 2.1 Вуэльта Астурии, на которой опередил таких людей как Эйнер Рубио или Иван Рамиро Соса.

Остальные

Среди других претендентов отметим прежде всего Жоау Алмейду, который при наличии трех разделок может побороться за призовое место. Год назад португалец уверенно шел на четвертое место в общем зачете, но заболел коронавирусом на третьей неделе. Загадкой остается партнер Алмейды по «UAE Emirates» Джей Вайн. Он стал открытием прошлогодней Вуэльты, выиграв два горных этапа, и хорошо начал этот сезон – с победы на Тур Даун Андер в конце января. Но потом была травма колена на Туре ОАЭ в феврале и ни одного гоночного дня с тех пор. Вайн уже давно восстановился, но готовиться к Джиро решил без гонок. Что из этого выйдет – сказать сложно.

Девятым на прошлогодней Джиро стал Хью Карти, но для 28-летнего британца это не предел возможностей, третье место на Вуэльте-2020 – лучшее тому подтверждение. Текущая форма у лидера «Education First» в полном порядке: в апреле он стал вторым на Туре Альп, проиграв только Тео Геогегану Харту.


Getty Images/Global Images Ukraine. Хью Карти

«Bahrain Victorious» в этот раз делают ставку на Джека Хэйга, которому по силам попасть в топ-5. У представителя страны-агрессора Александра Власова нынешний сезон получается пока что заметно слабее прошлого, но попасть в топ-5, как и два год назад, он может.

Вице-чемпиону Джиро 2013 и 2014 годов Ригоберто Урану уже 36 лет, лучшие годы его карьеры уже позади, но попасть в топ-10 общего зачета ему еще по силам – что колумбиец и доказал, например, на прошлогодней Вуэльте. Могут побороться за высокое место в общем зачете французы Тибо Пино и Варрен Баргиль. Хотя существует высокая вероятность того, что оба окажутся просто охотниками за отдельными горными этапами, и, возможно, майкой горной короля.

Оцените материал
(2)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.