«Врага постоянно видели и слышали». История судьи, ставшего воином
Волейбольный судья Юрий Теслицкий защищал Украину с оружием в руках
Сегодня, 25 октября, ему исполнилось 40 лет. Он – волейбольный рефери национальной категории, уже привлекавшийся к работе на поединках Суперлиги. Однако после 24 февраля его жизнь изменилась коренным образом. Как, впрочем, и большинства украинцев. Нет, к счастью, его Черновицкая область до сих пор остается единственной в Украине, по которой с момента полномасштабного вторжения москалей не было ни одного прилета. Однако Юрий Теслицкий не стал выжидать. Сначала он перевез к родителям, в село Карапчов Вижницкого района, жену с детьми. Там, по его мнению, во время войны немного безопаснее. Вернувшись в Черновцы, Юрий Теслицкий пошел в военкомат. До этого он не только не имел боевого опыта, но даже не служил срочную службу. Однако, пройдя в течение двух месяцев обучение, Юрий вместе с боевыми побратимами оказался практически на передовой. И не раз принимал участие в контактных вооруженных перестрелках с врагом. Во время одного из таких Теслицкий получил многочисленные ранения. Как сам признается: выжил каким-то чудом.
«Конечно, перед тем как пойти в военкомат, я колебался: что делать дальше? – говорит Юрий. – Но 27 февраля решил, что дома сидеть не буду. Был мобилизован в районный территориальный центр комплектации. Там создавалась рота охраны. До того, как отправиться в зону боевых действий, а это случилось 11 мая, мы прошли добротную подготовку. 24 отдельная механизированная бригада, к которой меня прикомандировали, удерживала позиции в Луганской области, между Золотым и Ореховым».
Теслицкий выполнял боевые задания неподалеку от Лисичанска и Северодонецка, города, где когда-то была сильная женская волейбольная команда. Свои матчи она проводила в то время еще в целом Ледовом дворце. Юрий вспоминает, что назначений в качестве судьи в Северодонецк не получал никогда. «Восточнее всего работал в Николаеве», – говорит.
9 июня рашисты уничтожили Ледовый дворец артиллерийскими обстрелами. Теслицкий вместе с боевыми побратимами в это время героически сдерживали врага, превосходившего числом и в огневом обеспечении, на позициях в нескольких десятках километров оттуда. Юрий не скрывает, что долгое время ситуация выглядела для наших воинов в этом направлении критической. Очевидно, именно они ценой сверхчеловеческих усилий не допустили прорыва оккупантов и тем самым выиграли время, пока западные партнеры предоставят Украине тяжелое вооружение. Интенсивность боев была очень высокой. Причем враг бил не только артиллерией и с воздуха, но и пытался прорываться по суше, с использованием танков. Уцелеть при таких условиях очень тяжело.
«С наших боевых позиций врага было не только видно, а ночью и слышно, после артобстрелов у нас происходили контактные бои, – вспоминает Юрий. – Когда удары были не слишком точными, отпор мы давали достойный. Но во время одного из полевых боев попал под обстрел. С тех пор у меня так поныне и осталось два осколка в ноге, два в руке и один – слева в верхней части тела. Бывали и более плотные бои, но тогда меня пули миновали. В тот раз враг запустил квадрокоптер. Ветер был в их сторону, звука слышно не было. Получилось, что прямо по мне и двум бойцам. Очень повезло, что мы после этого остались живы».
Когда обстрелы закончились, 27 мая побратимы эвакуировали раненых в госпиталь. Приблизительно через месяц оккупанты заняли те позиции, где находились наши воины. Юрий Теслицкий с грустью вспоминает, что пока он лечился, некоторых побратимов не стало. «Прочитал в соцсетях, что погиб наш командир, Артур Шараськин с позывным Гольф, 11 сентября в Тернополе по нему была панихида, – говорит Юрий. – Нашу 24 бригаду перебросили на Николаевщину. Там Артура и не стало.
Теслицкий уже восстановился после лечения и пока находится в месте постоянной дислокации. «Ожидаю приказа, куда отправят дальше», – говорит.
Находясь в тылу, Юрий очень ценит поддержку людей из волейбольного мира. Тех, с кем еще недавно вместе играл и судил. Теслицкий не был выдающимся волейболистом, но очень гордится своим главным достижением: в 2010 году его «Родничок» из села Бояны Новоселицкого района Черновицкой области выиграл чемпионство в высшей любительской лиге. К тому времени Юрий уже долгое время совмещал игру в волейбол с судейством, в которое он пришел в 2004 году. Большую поддержку Теслицкому в настоящее время оказал один из лучших украинских рефери, а ныне президент Федерации волейбола Украины Михаил Мельник, у которого Юрий тренировался в Ивано-Франковском колледже физического воспитания. В 2021 получил статус судьи национальной категории и уже привлекался к арбитражу матчей резервных составов команд Суперлиги.
Но сейчас волейбол выглядит, как абстрактное хобби из прошлой жизни. Теслицкий – далеко не единственный волейболист, сменивший игровую площадку на войско. Ранение на войне получил другой арбитр национальной категории Олег Иванов. На передовой сейчас находятся известный игрок тернопольского «Надзбручья» и одесского «Дорожника» Роман Зварич, тренеры Роман Ковальчук и Андрей Пасикира…
Конечно, этот список далеко не полон. Однако люди ответственны за ту миссию, которая на них возложена. «Я готов выполнять приказы командования, – по-военному сухо заглядывает в будущее Юрий Теслицкий. – Пока я ближе к дому, в десантно-штурмовых войсках выполняет боевые задания родной брат Михаил. Вышло, что мы разминулись. Пока я был на Востоке, Михаил находился дома, теперь все наоборот. Брат участвовал в освобождении Лимана».
… Такие вот 40 лет у человека. Юрий не хочет ничего планировать, загадывать далеко вперед. Как и большинство из нас. Живем в иной реальности. Однако желаем нынешнему юбиляру здоровья и стойкости, чтобы, пережив военное лихолетье, он еще обязательно вернулся на судейскую вышку и поработал на поединках самого высокого уровня.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бразильский «Крузейро» выиграл титул пятый раз в истории
Михаилу Мудрику будет помогать Morgan Sports Law