Красивое поражение Погачара, героизм Ван Арта. Итоги Тур де Франс-2022
Sport.ua подводит итоги «Большой петли» 2022 года
Тур де Франс-2022 завершился. Каждый Тур – это как будто маленькая жизнь длиной в три недели, и в этом году она получилась дьявольски яркой. Многие называют нынешний Тур де Франс лучшим в современной истории. И это не импульсивное мнение людей с маленьким опытом слежения за велоспортом. Для автора данного материала нынешний Тур стал уже 20-м как для зрителя, и с высоты такого немалого стажа осмелюсь сказать, что нынешняя «Большая петля» таки стала самой яркой в современной истории велоспорта – соперничать с ним может разве что юбилейный Тур 2003 года. И уверен, что мнение это сформировано не под влиянием эмоций – не изменится оно ни через месяц, ни через год.
Вингегор – новая сверхсила в велоспорте
Несмотря на то, что безоговорочным фаворитом №1 Тур де Франс перед стартом называли Тадея Погачара, победителем «Большой петли» стал Йонас Вингегор. Он стал вторым в истории Дании победителем Тура, повторив достижение легендарного Бьярне Рииса образца 1996 года.
На старт третьей недели Вингегор вышел уже в желтой майке и в статусе фаворита гонки. Перед стартом и по ходу третьей недели и Вингегор, и Погачар потеряли ряд ключевых помощников в горах. В нормальных условиях это могло бы привести к скучной и закрытой борьбе на решающих этапах, но получилось наоборот: ослабление команд двух главных фаворитов превратило гонку в тотальный хаос. В Пиренеях ситуация взрывалась еще в середине дистанции, задолго до финиша.
Это связано как с решительными действиями самих дуэлянтов, так и с тем, что те гонщики, которые остались у них в строю, выдавали какие-то колоссальные объемы работы. В первую очередь, речь идет о гонщиках «UAE Emirates» Миккеле Бьерге и Брендоне МакНалти, хотя не отметить Сеппа Кусса и Воута Ван Арта из «Jumbo Visma» также нельзя.
Как бы там ни было, все равно все сводилось к очной дуэли Вингегора и Погачара. Тадей атаковал отчаянно, используя для этого любую возможность, но обладатель желтой майки на его атаки отвечал довольно уверенно. Особенно красивой была их дуэль на 18-м этапе до Отакама. Не сумев сбросить Вингегора в подъем, Погачар попытался сделать это на спуске с Коль де Спандель, но в результате довольно неприятно упал сам.
И тут произошел самый красивый момент гонки: Вингегор не стал уезжать от своего соперника, а подождал его, после чего они продолжили сражаться один на один. Два героя нынешнего Тура не только выдали невероятную по своей насыщенности борьбу со спортивной точки зрения, но и вернули на трассы Тур де Франс джентльменские поступки и неписанные законы фейр-плей.
Законы, которые во многом были подорваны и забыты после скандального «Chaingate» в 2010 году. Тогда Альберто Контадор воспользовался техническими проблемами желтой майки, Энди Шлека, и целенаправленно атаковал его на Порт де Бале в тот момент, когда у него слетела цепь. Сейчас Контадор работает в качестве эксперта на телеканале «Eurosport», и когда его после 18-го этапа попросили прокомментировать джентльменский поступок Вингегора, это выглядело как очень тонкий троллинг испанца.
Сложно сказать, насколько сильно то падение повлияло на состояние Погачара, но очевидно, что повлияло – падение действительно было неприятным. На последнем подъеме на Отакам Вингегор атаковал своего соперника и привез ему более минуты, после чего они практически в одни ноги прошли финальную разделку.
Блестящая, очень убедительная победа Вингегора на нынешнем Туре. Если год назад его второе место выглядело сенсацией и отчасти случайностью, то сейчас абсолютно очевидно, что Йонас – новая большая сила в мировом велоспорте, считаться с которой придется всем. Многие уже расписывают Туры на ближайшие лет 5-7 как дуэль Вингегора и Погачара, но мы от подобных прогнозов воздержимся – уж слишком часто они не сбывались в прошлом. Вспомнить хотя бы ту же дуэль Контадора и Шлека: в 2009 – 2010 годах они казались гонщиками из отдельной лиги, и многие думали, что так будет продолжаться многие годы. А по итогу Контадор после этого больше ни разу не выиграл Тур, а Шлек уже в 2012 году завершил карьеру из-за проблем с алкоголем.
А еще нельзя не отметить, что отчаянные атаки двух дуэлянтов сделали этот Тур максимально селективным. Разрывы получились огромные – как на отдельных этапах, так и в общем зачете. Топ-10 генеральной классификации не поместилась в 25 минут* – такого на «Большой петле» не было с 1997 года. И причина очень проста: нынешний Тур стал самым быстрым по средней скорости в истории – 42,026 км/час.
* - на заключительном «этапе дружбы» Вингегор, празднуя победу, позволил себе немного отстать от пелотона на финише, и итоговое отставание Адама Йейтса до 25 минут все же немного не дотянуло.
Тадей Погачар: как проиграть красиво
Еще две недели назад поверить в это было просто невозможно, но Тадей Погачар нынешний Тур проиграл. На первой неделе словенец выглядел именно тем, кем его ожидали увидеть: доминатором, альфа-самцом и хозяином гонки. Предыдущие два года карьеры Погачара и его выступление на первой неделе нынешнего Тура поселили у него в голове твердую мысль о всесильности.
И ведь не скажешь, что мысль эта родилась на ровном месте – в последние два года Погачару действительно не было равных в мире. Однако в Альпах «Jumbo Visma» за самоуверенность словенца наказала: Вингегор привез ему три минуты на этапе до Коль ду Гранон и полностью перевернул ситуацию в общем зачете.
Теперь уже Погачар был в роли отстающего и был вынужден атаковать. И тут мы увидели, что Вингегор в больших горах как минимум не слабее своего соперника – привезти чистым временем словенец не мог ему ни секунды. Затем и вовсе последовало падение на спуске в Пиренеях, которое явно сказалось на состоянии Погачара и привело к поражение на Отакаме и финальной разделке. Как бы там ни было, Тадей сделал все возможное для того, чтобы этот Тур выиграть. Поражения в велоспорте тоже бывают красивыми, и это как раз тот случай.
Капитан «UAE Emirates» нынешний Тур проиграл, но проиграл с заметными оговорками: а если бы не самоуверенные атаки на Галибье, а если бы не падение в Пиренеях… В конце-концов, кажется, этому поражению есть и еще одна, намного более тривиальная причина: сложилось впечатление, что пик формы Погачара на нынешнем Туре пришелся на первую неделю, и к решающим битвам в Альпах и Пиренеях он подошел уже на небольшом спаде. Ну и будем откровенны: состав «UAE Emirates» по своей силе недотягивает до масштаба словенца и его уровня амбиций. Поработать на трансферном рынке необходимо – негоже, чтобы на Тур в составе ездили люди в ужасной форме вроде Марка Хирши, которого смело можно назвать худшим гонщиком нынешнего Тура.
В общем, уроков, которые Погачар может извлечь из нынешнего Тура, чтобы стать сильнее в будущем, более чем достаточно. Что его поражение меняет глобально? Сказать сложно. Продолжит ли он после этого по-прежнему считаться сильнейшим велогонщиком мира? Да, безусловно. Остается ли он сильнейшим многодневщиком? А вот тут сказать сложно. Выступление Вингегора было очень мощным и убедительным, и сейчас кажется, что как многодневщик он как минимум не слабее Тадея. Букмекеры так и вовсе считают, что сильнее. Линию на победителя Тура-2023 уже выкатили, и Вингегору отдают ощутимое преимущество: 1,72 против 3,0.
А еще это поражение Погачара точно говорит о том, что маршрут имеет значение. Перед стартом нынешнего Тура мы писали о том, что Тадей – самый сильный и самый универсальный многодневщик мира, поэтому маршрут гонки особого значения не имеет: он будет фаворитом в любом случае. Однако нынешний Тур этот тезис опроверг. Самым универсальным Погачар быть не перестал, а вот с самым сильным вопросы теперь есть.
Вполне вероятно, что в будущем словенец будет вынужден действовать в дуэли с Вингегором с позиции андердога. Не имея возможности выиграть гонку там, где это делается ортодоксально (то есть в горах и разделке), он будет пытаться делать это там, где у него есть преимущество: на внедорожном покрытии, «классических» этапах, с помощью бонификаций и так далее. Поэтому маршрут значение таки имеет. И это создает совершенно иную сюжетную линию на будущее.
Несмотря на поражение на нынешнем Туре, Погачар продолжает устанавливать исторические достижения. Он стал лишь третьим гонщиком в истории, который попал на подиум на каждом из первых четырех Гран туров в своей карьере – до него подобное удавалось только Альфредо Бинде и Бернару Ино. Также словенец стал вторым велогонщиком в истории, который на каждом из первых четырех Гран туров в своей карьере выигрывал как минимум по три этапа. Ранее такое достижение покорялось только Джузеппе Саронни.
Лебединая песня Томаса
Меньше всего вопросов на нынешнем Тур де Франс вызывала позиция в общем зачете Герэйнта Томаса. Да, перед стартом последней недели он проигрывал Погачару всего 21 секунду, но и тогда было очевидно, что по своему классу двум дуэлянтам он уступает заметно, и события третьей недели этот тезис четко подтвердили. При этом у ближайших преследователей Томас также выиграл очень много – его место на итоговом подиуме не было под вопросом.
Третье место без каких-либо шансов подняться выше… Да, солидный и достойный результат, особенно для 36-летнего гонщика, но не более того. При этом многие считают этот Гран тур сильнейшим в карьере гонщика «Ineos». Подобное утверждение в отношении гонщика, который в 2018 году выиграл Тур де Франс, а год спустя стал вторым, выглядит несколько странным. Но имеет право на жизнь.
А все потому, что что проиграл Томас двум феноменам – соперников такого уровня в 2018 и 2019 годах у него не было. Да, Крис Фрум и Том Дюмулен по состоянию на 2018 год были гонщиками экстра-класса, но не будем забывать, что оба ехали Тур после изнурительной борьбы за победу на Джиро д’Италия. И победа над ними далась Томасу непросто.
Конечно, мы не имеем доступа ко внутренней информации «Ineos» и не можем сравнить физические данные Томаса из 2018 года и 2022 года, поэтому однозначного ответа на вопрос о том, какая из версий Томаса сильнее, дать не можем.
Что можно сказать с гораздо большей долей уверенности – так это то, что нынешний Тур стал лебединой песней валлийца. Все же 36 лет – возраст очень солидный, пусть даже Томас как многодневщик экстра-класса раскрылся очень поздно. Я очень удивлюсь, если мы еще раз увидим Герэйнта столь же сильным на Гран турах.
Особенно поразило его четвертое место на финальной разделке. Да, Томас давно и по праву считается большим мастером в этой дисциплине, но разделка в конце третьей недели – это еще и про восстановление. И то, что 36-летнего ветерана оно не подвело ни на 20-м этапе, ни ранее в Пиренеях, действительно впечатляет. Благодаря этому третьему месту Томас в возрасте 36 лет и 1 месяца стал самым возрастным призером Тура с 1979 года – тогда в топ-3 в возрасте 36 лет и 3 месяцев попал португалец Жоаким Агоштинью.
Году показал свой максимум
Четвертым на нынешнем Туре был Давид Году. Как и Томас, он не имел особых шансов подняться выше, а вот опуститься ниже вполне мог: по сравнению с тем же Найро Кинтаной или Роменом Барде человеком из другой лиги он точно не выглядел. Но все же в борьбе с ними и Александром Власовым капитан «Groupama FDJ» четвертое место удержал довольно убедительно.
Что же позволило создать разницу? В первую очередь, сила команд. Ни Кинтана, ни Власов, ни Барде, ни Луис Мейнчес не обладали столь же сильной командой, как Году, и ни о ком из них партнеры по команде не заботились настолько тщательно. В то же время, Году практически на каждом горном этапе после своего выпадения из пелотона ехал в окружении партнеров по команде, которые помогали ему минимизировать потери. Особенно сильно выглядел Валентен Мадуас, который провел свою сильнейшую гонку в карьере на данный момент.
Ни один из прямых конкурентов Году в борьбе за четвертое место подобной поддержки не имел даже близко. Да, Воррен Баргиль теоретически мог бы несколько раз выручить Кинтану, но имел полную свободу действий в «Arkea Samsic» охотиться за этапами, а затем и вовсе сошел с гонки.
Году впервые в карьере заехал в топ-10 на Тур де Франс, и лишь во второй раз вообще на Гран турах – после восьмого места на постковидной Вуэльте-2020. Да, французу всего 25 лет, и потенциал у него есть, но, вполне вероятно, что на Туре он столь высоко не финиширует больше никогда. Уж очень много факторов сошлись для него в этот раз – сила и преданность своей команды, умноженная на далеко не самый высокий уровень ближайших преследователей.
Тот же Власов попал в топ-5 во многом благодаря участию в отрыве в Пиренеях – по своему объективному ровню на топ-5 гонщик «Bora Hansgrohe» не тянул. Найро Кинтана обрел свою вторую молодость, но этого хватило лишь на топ-6. 32-летний колумбийцу явно не хватало того, что в молодые годы было его главным козырем – восстановления. И альпийскую, и пиренейские связки этапов он начинал очень хорошо, но с каждым днем угасал.
А вот кого действительно жаль, так это Ромена Барде. Поначалу он выглядел реальным претендентом на подиум, но позже начали сказываться обстоятельства. Напомним, изначально Барде планировал в нынешнем сезоне идти на общий зачет Джиро д’Италия, и вполне был готов бороться там за победу, но, к сожалению, заболел и был вынужден сойти. Гонщик DSM попытался перекроить свои планы, но формы на все три недели Тура ему в таких обстоятельствах не хватило.
Ван Арт – главный протагонист гонки
Кроме двух главных дуэлянтов, был на нынешнем Туре еще один супергерой первого плана – это Воут Ван Арт. Если брать по количеству времени, проведенному на телеэкране, бельгиец наверняка опередил и Погачара, и Вингегора.
Еще год назад Ван Арта по праву называли самым универсальным велогонщиком современности, способным побеждать в любом стиле, на любом рельефе, в любом формате гонки. На нынешнем Туре он свой универсализм принялся эксплуатировать с невиданной агрессивностью. Он атаковал и уходил в отрывы везде, где только можно. При чем даже тогда, когда это было полностью против логики гонки. Складывалось впечатление, что быть в центре внимания для Воута важнее, чем достигать результата.
Но при этом Ван Арт настолько силен, что даже при таком зачастую бездумном расходовании сил он и результата добился блестящего: три победы на этапах и завоевание зеленой майки лучшего спринтера. Помимо всего этого, гонщик «Jumbo Visma» еще и выполнял колоссальный объем работы на команду: например, не будем забывать, что на том же Отакаме именно он сбросил Погачара с колеса Вингегор – и это после участия в отрыве дня.
Работал Ван Арт не только на капитана своей команды. На 19-м этапе он развез под победную атаку Кристофа Лапорта, который сумел прервать 38-этапную серию французов без побед на домашнем Туре. Серия эта была второй по продолжительности в истории, при чем до антирекорда 1998 – 2000 годов не хватило всего двух этапов.
Ван Арт буквально каждый день безжалостно эксплуатировал свой организм, и как после этого у него хватило сил на победу в разделке на 20-м этапе – в голове не помещается. Сил и здоровья у него вагон – если кто и может конкурировать с Погачаром за звание сильнейшего велогонщика мира в абсолюте, то именно бельгиец.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
В ночь на 22 декабря Александр победил Тайсона Фьюри в Эр-Рияде