Погачар против всех. Превью Тур де Франс-2022
Sport.ua анонсирует старт главной велогонки сезона
Уже в пятницу, 1 июля в Копенгагене стартует Тур де Франс-2022. В Дании пройдут первые три этапа «Большой петли», после чего гонщиков будет ждать ранний день отдыха и переезд во Францию. Подобный формат с тремя стартовыми этапами [относительно] далеко заграницей и дополнительным ранним днем отдыха для возвращения в базовую страну в последние годы стал очень популярен на Джиро д’Италия, а вот на Тур де Франс трех дней отдыха в новейшей истории не было.
Тур де Франс-2022 – это 21 этап суммарной дистанцией 3328 км. В целом в последние годы в плане сложности и увлекательности маршрута «Большая петля» проигрывала Джиро д’Италия, однако маршрут 109-й в истории версии французского Тура впечатляет: он очень тяжелый и разнообразный. Единственное, к чему можно придраться с точки зрения телезрителя – это то, что большинство ключевых этапов будут проходить в будние дни, а вот уик-энды будут заполнены преимущественно проходными этапами.
Акцент на нынешнем Туре будет сделан все же в сторону гор. Разделок будет две: 13-километровая в первый день гонки в Копенгагене и решающая 40-километровая на предпоследнем, 20-м этапе. Полноценных больших горных финишей будет сразу шесть, при чем маршрут будет проложен в основном по классическим, легендарным подъемам. Альпы в этом году встретятся на пути пелотона на второй неделе, а Пиренеи – на третьей. Альпийская часть Тура-2022 выглядит очень впечатляюще: три подряд мультигорных этапа с тяжелыми финишными подъемами.
Однако горы и разделки будут не единственными ключевыми испытаниями на нынешней «Большой петле». Уже на первой неделе гонщиков ждет брусчатка в Северной Франции. Финишировать гонка по традиции будет спринтерским «этапом дружбы» на Елисейских полях в Париже.
5 ключевых этапов
Среда, 6 июня – 5-й этап, Лилль – Аренберг, 155 км, равнинный этап
Еще до первых гор гонщиков ждет испытание брусчаткой в Северной Франции. 11 секторов брусчатки на второй половине дистанции, каждый из них – 3-звездный по сложности. Достаточно, чтобы провести серьезную селекцию и вывести из игры кого-то из топ-фаворитов, но в сухой погожий день вся борьба между генеральщиками вполне может и завершиться вничью.
Среда, 13 июля – 11-й этап, Альбервиль – Коль ду Гранон (Серр Шевалье), 149 км, горный этап
Вторая неделя Тура – это прежде всего сумасшедшая связка из трех подряд альпийских этапов. Первый из них, из Альбервилля в Межев, самый простой и станет разминкой после дня отдыха. А дальше начнется жара.
Гонщиков ждет классическое восхождение на легендарный перевал Коль ду Галибье транзитом через Телеграф, затем спуск через Коль ду Лотаре к Сен-Шаффре и тяжелейший финальный подъем до Коль ду Гранон. 11,3 км со средним градиентом в 9,2% - цифры, которые более привычны для Доломитовых Альп и Джиро д’Италия. А для Тур де Франс – это один из самых тяжелых подъемов, которые вообще встречаются на «Большой петле» в обозримом историческом периоде.
Четверг, 14 июля – 12-й этап, Бриансон – Альп д’Уэз, 165 км, горный этап
На следующий день – вообще самая классическая классика, которая возможна на Тур де Франс. Да еще и в День взятия Бастилии, французский национальный праздник, когда победа на этапе Тура ценится вдвойне.
С самого старта на пути гонщиков снова встретится Коль ду Галибье, только теперь его пойдут в обратную сторону: подъем через Лотаре, спуск транзитом через Телеграф. Затем – еще один классический перевал: марафонский и ступенчатый подъем на Круа де Фер: 29 км со средним градиентом в 5,2% и двумя полками на первой половине перевала.
После этого – спуск и примерно 15 км равнины перед финальным подъемом на Альп д’Уэз – наверно, самой легендарной и классической горой на Тур де Франс. Нет сомнений, что в День взятия Бастилии мы как обычно увидим на склонах подъема живой коридор из сотен тысяч фанатов. И все это на последнем в связке из трех горных этапов подряд: заруба обещает быть максимально жаркой.
Четверг, 21 июля – 18-й этап, Лурд – Отакам, 143 км, горный этап
Пиренейская часть Тура будет немного скромнее, чем альпийская, но все равно очень тяжелой. И похожей по порядку на альпийскую: три этапа подряд, каждый следующий сложнее предыдущего. Этап между Каркассоном и Фуа будет разминочным, а дальше все очень серьезно. На 17-й этапе – связка перевалов Коль д Аспен/Уркет д’Ансизан/Валь Лурон-Азэ и финальный подъем на Пейрагуд, при чем не через Коль ду Пейресур.
Но мы все же выделим 18-й этап. После 60 км равнины гонщиков ждет восхождение на легендарный Коль д’Обиск с классической стороны от Ларуна через Гуретт. А вот следующий перевал – новая точка на карте Тур де Франс – Коль де Спандель. При этом перевал очень тяжелый: 10,3 км, 8,3%. Ну а затем еще одна классика – финальный подъем на Отакам.
Этот этап будет последним горным на Туре-2022, между ним и финальной разделкой один проходной равнинный день, поэтому экономиться никто точно не будет.
Суббота, 23 июля – 20-й этап, Лакапель – Рокамадур, 40 км, индивидуальная разделка
За день до финиша в Париже общий зачет Тура будет окончательно сформирован на равнинной 40-километровой разделке. Такая длинная разделка, да еще и совсем без трудностей рельефа – непривычная для современного велоспорта вещь. Чистым горнякам будет очень непросто, проиграть они могут много.
Фавориты
Доминатор
Безоговорочным фаворитом к старту Тур де Франс-2022 подходит чемпион предыдущих двух версий «Большой петли», Тадей Погачар. Если первая победа словенца на Туре в 2020 году была сенсацией, то вторую он одержал с позиции силы – год назад капитан «UAE Emirates» буквально стер своих соперников в порошок. Вдобавок в прошлом сезоне Погачар выиграл два Монумента и прочно закрепился в статусе сильнейшего велогонщика мира.
Маршрут нынешнего Тура довольно коварный, но это не уменьшает, а лишь увеличивает шансы Тадея на третью победу подряд. Ведь Погачар – не только самый сильный, но и самый универсальный многодневщик современности. Конечно, всегда хочется перед стартом найти какую-то интригу, но нужно быть честным с самим собой: оптимально готовый Погачар – небьющаяся карта в современном велоспорте, и проиграть может только в случае форс-мажора.
Единственный призрачный шанс обыграть Тадея на трассе – это попытаться создать эшелоны на продуваемых равнинных этапах. Все же, с точки зрения равнин команда у 23-летнего словенца далеко не сильнейшая, и соперники могут попытаться этим воспользоваться. В 2020 году привезти Погачару полторы минуты в эшелонах удалось, но в итоге этого оказалось недостаточно. Поэтому, шансы соперников на равнине обеспечить решающее преимущество над топ-фаворитом, призрачные.
Главная угроза
Главным соперником Погачара на нынешнем Туре снова должна стать сильнейшая команда в пелотоне «Большой петли» - нидерландская «Jumbo Visma». Именно ее представители, Примож Роглич и Йонас Вингегор, финишировали вторым вслед за Погачаром в предыдущие два года. И оба они выйдут на старт нынешнего Тура.
При всей своей силе, и Роглич, и Вингегор нынешнему Погачару в классе все же уступают, и шансов обыграть капитана «UAE Emirates» чистой силой у них нет. Надежда «Jumbo Visma» - на тактическую победу: попытаться изолировать фаворита на равнине или разыграть численное преимущество в больших горах.
Помогать им в этом будет Воут Ван Арт, который по праву считается самым универсальным велогонщиком современности. Этот универсализм позволяет многочисленным фанатам Ван Арта втайне надеяться на то, что он и сам пойдет на общий зачет. Но, будем откровенны, вероятность этого крайне низкая. Во-первых, вряд ли ему кто-то позволит это сделать при наличии двух таких сильных капитанов. Во-вторых, универсализм Воута все же имеет свои пределы. Да, в отдельно взятый день Ван Арт способен выдать топ-перфоманс везде, но все же стабильно идти горы на топ-уровне ему не под силу. Поэтому от бельгийца ждем нескольких ярких побед на этапах, активной помощи капитанам в решающие моменты и, возможно, борьбы за зеленую майку лучшего спринтера.
«Ineos Grenadiers»
Еще одной серьезной угрозой для Погачара станет «Ineos Grenadiers» - команда, которая доминировала на Туре в предыдущем десятилетии, при чем каждый раз делала это с позиции силы. Сейчас времена изменились, и подопечные Дэйва Брэйлсфорда вынуждены действовать в диаметральном противоположном ключе, не имея в своем составе сильнейшего гонщика в пелотоне.
Как и «Jumbo Visma», «Ineos Grenadiers», скорее всего, будет пытаться разыгрывать численное большинство. Для этого у Дэйва Брэйлсфорда сразу три капитана: чемпион Тура-2018 Герэйнт Томас, а также Адам Йейтс и Дани Мартинес. Из них, конечно, самым большим авторитетом в команде обладает Томас, мы же считаем, что потенциал самый высокий у Мартинеса – уж очень впечатлило его выступление на прошлогодней Джиро д’Италия. Адам Йейтс остается загадкой – потенциал у него также большой, но уж очень часто британец не попадает в форму на Гран турах.
Остальные
Другие команды на нынешнем Туре выглядят не так грозно, и большинство из них приехало на гонку всего с одним претендентом на общий зачет. Исключение составляет разве что «Groupama FDJ» с Тибо Пино и Давидом Году. В июне они ехали Тур Швейцарии и Критериум Дофине соответственно, где выиграли по этапу, но ничего не показали в общем зачете. Не исключено, что на Туре они тоже будут вынуждены переключиться на охоту за отдельными этапами и, возможно, гороховой майкой горного короля.
Несмотря на национальность Александра Власова, нельзя не признать, что российский гонщик проводит очень сильный сезон: победы на Вуэльте Валенсиане и Туре Романдии, подиумы на Туре Страны Басков и Флэш Валлонь. Недавний Тур Швейцарии капитан «Bora Hansgrohe» тоже имел все шансы выиграть, но сошел из-за коронавируса. С точки зрения предстоящего Тура его вполне можно оценивать как «лучшего среди остальных»: букмекеры оценивают более высоко только шансы Погачара, а также двух гонщиков «Jumbo Visma» и двух из «Ineos Grenadiers».
Одним из открытий прошлогоднего Тура стал Бен О’Коннор, который стал четвертым в общем зачете. 26-летний австралиец и до этого был известен как человек, способный на впечатляющие перфомансы в горах в отдельные дни, а в прошлом году впервые показал свою способность идти сильно все три недели.
Нет сомнений в способности идти стабильно три недели Энрика Маса. Проблема капитана «Movistar» в том, что в максимально конкурентной среде, то есть на Тур де Франс, а не на Вуэльте, на большее, чем просто стабильный доезд на 5-6-е места он не способен.
Ромен Барде в мае вполне мог побороться за подиум Джиро д’Италия, но сошел из-за болезни. Теперь гонщик DSM попытается пойти на общий зачет на Тур де Франс, но сделать это после того, как пришлось на ходу перекраивать свою подготовку, будет сложно.
«Israel Start-up Nation» приехала на Тур с 4-кратным чемпионом гонки, Крисом Фрумом, в составе. Однако, откровенно говоря, от 37-летнего британца осталось только имя, и бороться за что-то серьезное он не способен. А вот Якоб Фугльсанг попытается пойти на общий зачет. В качестве запасного варианта можно рассмотреть Майкла Вудса, хотя не исключено, что в итоге оба переключатся на охоту за отдельными этапами.
Еще одной командой стразу с тремя претендентами на статус капитана является «Bahrain Victorious». Джек Хэйг свой первый заход на общий зачет Тур де Франс делал в прошлом году, но рано сошел из-за падения. После этого был подиум Вуэльты – 28-летний австралиец уже доказал свою способность идти на высоком уровне все три недели. Вместе с ним поедет вице-чемпион прошлогодней Джиро Дамиано Карузо, который вышел на пик своей карьеры в возрасте хорошо за 30 лет. На недавнем Критериуме Дофине Хэйг и Карузо были примерно равными по силе.
Также в составе команды – призер нынешней Джиро Микель Ланда. Обычно людей с Джиро в ногах мы в качестве претендентов на Тур не рассматриваем. Но Ланда – особый случай. Он уже не раз демонстрировал свое выдающееся восстановление и ехал связку Джиро + Тур на высочайшем уровне. Возможно, получится и в этот раз.
По инерции рассматриваем в числе претендентов на общий зачет и вице-чемпиона Туров 2013 и 2015 годов Найро Кинтану. Однако карьера 32-летнего колумбийца уже давно и заметно пошла на спад, и его упоминание здесь – скорее дань уважения славному прошлому.
А наши кто?
К сожалению, украинцев в пелотоне Тур де Франс-2022 не будет. Шансы выступить имел только Марк Падун. Изначально «Большая петля» входила в гоночный календарь Марка на сезон, однако из-за слабой формы он остался вне состава своей команды «Education First». И, будем откровенны, решение Джонатана Вотерса абсолютно справедливое: после успеха на февральской многодневке Гран Каминьо все дальнейшие выступления Падуна в нынешнем сезоне – одно сплошное разочарование.
Капитаном «Education First» на Туре будет вице-чемпион 2017 года Ригоберто Уран. Год назад колумбиец также долгое время претендовал на призовые места, однако провалил Пиренеи на третьей неделе и опустился аж на 10-е место. Похоже, восстановления 35-летнему ветерану уже не хватает, и предел мечтаний для него – борьба за топ-5.
Их будет не хватать
Пропускают Тур де Франс-2022 ряд звездных гонщиков, чье участие планировалось или, по крайней мере, было возможным. Сразу два таких гонщика выступают за «Quick Step». Не увидим мы на «Большой петле» действующего чемпиона мира Жулиана Алафилиппа, который не успел восстановиться после травмы. А жаль – Жужу всегда был одним из самых ярких гонщиков на Туре.
Настоящая драма разыгралась вокруг поездки/непоездки на Тур де Франс Марка Кэвендиша. Легендарный британец в прошлом году внезапно воскрес и одержал сразу 4 победы на «Большой петле». Суммарно на счету Кэва их стало 34, что сделало его совладельцем рекорда наряду с Эдди Мерксом.
В этом году Кэвендиш мог бы стать единоличным рекордсменом, да еще и в недавно завоеванной майке чемпиона Великобритании – что может быть красивее? Однако у генерального менеджера «Quick Step» Патрика Лефевра мотивы гораздо более практичные. В качестве основного спринтера на Тур он сделал ставку на Фабио Якобсена, и появление рядом с ним Кэвендиша могло бы создать хаос в команде. Именно поэтому Марк не вошел в состав даже после того, как Тим Де Клерк заразился коронавирусом – его заменил Флориан Сенешаль.
Не увидим мы на Туре и еще одного завсегдатая гонки – чемпиона мира 2014 года Михала Квятковски. Звездный польский гонщик «Ineos Grenadiers» не успел восстановиться после травмы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Команда ТСП ТРАНСБУД - победитель чемпионата по соккеру, высшая лига 2024
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды