Что такое Специя? История о городе, клубе и команде, где играет Коваленко
В городе есть те, кто обожает команду, и те, кто не верит в ее новую способность спастись в Серии А
Бар «Идея» находится в строении под номером 227 по Corso Cavour, одном из главных торговых путей Специи. Это очень маленький бар, в трех шагах от входа вы упретесь в стойку. Вход осуществляется по одному, а употребление еды и напитков происходит на открытой площадке – таковы требования времен пандемии. В этом небольшом баре сохранены сто пятнадцать лет истории футбольного клуба «Специя» с безупречной точностью архива и консервативной заботой, словно в музее. Это бар для фанатов. Джорджио Яннелло, его владелец, знает каждое имя, дату и место в истории «Специи». Его называют «памятью болельщиков».
Джорджио был в когорте ультрас до того, как эта сфокусированная на футболе субкультура получила свои нынешние формы и границы. В его рассказах кроется раздражение всех тех людей, которые знают, что история «Специи» начинается вовсе не с момента попадания команды в Серию А. Этот клуб был основан в 1906 году и пережил три реинкарнации, причем дважды (в 1995 и 2008 годах) из-за банкротства, а это означает годы скитаний между сериями D, C2 и C1. Джорджио с удовольствием рассказывает о тех годах, потому что именно они создали футбольный город, существующий сегодня: в конверте он до сих пор хранит квитанции о пожертвованиях, которые болельщики делали, чтобы попытаться спасти команду в 2008 году. Речь о 50 евро в год. Он вспоминает одного джентльмена, который внес свой вклад в поддержку клуба, заявив при этом: «Меня не волнует «Специя», но Специю она волнует». Он рассказал и о гордости, которая была у болельщиков за свою команду: «В годы выступлений в Серии D клуб купил автобус у «Реала». Он полностью был белым. Мы были единственной командой в лиге, у которой был собственный автобус для выездных матчей».
На листке бумаги Яннелло пишет свой список тренеров, которые «навсегда останутся в памяти болельщиков». Список начинается с Луиджи Скарабелло, игрока «Специи» 30-х годов и тренера 50-60-х годов минувшего века, олимпийского чемпиона Берлина-1936, единственного футболиста, вызванного в национальную сборную Италии из Серии С (а еще актера в фильмах своей жены, великой Лилии Сильви, где он снимался под псевдонимом Сержио Ланди). За ним следует Сержио Карпанези, с которым «Специя» пережила повышение до Серии С1 в сезоне-1985/86, а потом и чудесное спасение в следующем году: его после первого круга сменил Джан Пьеро Вентура, стартовавший последним и финишировавший 12-м.
Андреа Мандорлини выдал со «Специей» беспроигрышный сезон-1999/2000, принесший повышение до Серии С1, а затем два финала плей-офф, которые, к сожалению, были проиграны «Комо» и «Триестине». Антонио Сода вернул «орлят» в Серию Б спустя пятьдесят лет и подарил болельщикам одну из самых невероятных побед в истории «Специи» - 3:2 на «Олимпийском стадионе» Турина над «Ювентусом» Каморанези, Недведа, Дель Пьеро и Трезеге. Последнее имя в списке – Винченцо Итальяно, который впервые в истории вывел «Специю» в Серию А, а также сумел сохранить для команды прописку в премьерном сезоне.
Тот факт, что для Джорджио история «Специи» - это история ее тренеров, не случаен. Он все объясняет, подходя к стадиону для осмотра незавершенных работ на «Альберто Пико».
«На протяжении многих лет одной из наших главных проблем было постоянно меняющееся общество. Когда не было собственности, это называлось менеджментом. Добавьте к этому футболистов, которые в определенных дивизионах, таких как Серии D, C2 и C1, обычно имеют привычку приходить и уходить. Единственная уверенность, которую мы могли иметь – это тренер. И то, что мы до конца никогда не знали, найдет ли клуб деньги для регистрации на следующий чемпионат», - рассказывает Яннелло.
Насчет последнего пункта Джорджио рассказывает анекдотическую ситуацию, когда один из руководителей клуба, чтобы найти деньги, необходимые для регистрации на новый сезон, решил сперва поставить имеющиеся наличные на победу «Пизы» в матче против своей команды, а чтобы закрыть потенциальный проигрыш, поднял в несколько раз цену на билеты. Затем он же решил, что матч Кубка Италии против «Наполи», когда там еще играл Диего Марадона, стоит провести в Ливорно, а не в Специи. В итоге после череды безрассудных решений этому руководителю пришлось уйти в отставку и бежать из «Специи».
Поэтому вполне объяснимо уважение, которое фанаты испытывают к Габриэле Вольпи – человеку, который способствовал продвижению «Специи» в Серию А. В качестве собственника клуба он обеспечил порядок и стабильность. В 2008 году Вольпи пообещал: «Через 10 лет я выведу клуб в элитарный дивизион», хотя для всех, кто его знал, этот человек всегда казался очень скромным и расчетливым.
Вольпи – бывший игрок в водное поло, с личными активами в три миллиарда евро. В качестве президента «Про Реццо» он выигрывал все, причем более чем по одному разу, а часто подряд: чемпионаты, Лигу чемпионов, Кубки Италии, Суперкубки Европы, каждый год создавая своеобразный «Пари Сен-Жермен» только в водном поло. «Будем надеяться, что Вольпи уговорит Месси», - шутили болельщики. Лионеля в Специи не оказалось, но за десять лет Вольпи потратил около 40 миллионов евро, обеспечив выход команды в Серию А, а еще построив современный спортивный центр «Бруно Фердегини», добавив его к активам клуба.
Изначально Вольпи хватило ума, чтобы довериться Альдо Джакопетти – бывшему руководителю молодежного сектора «Сампдории». Собственник «Специи» не были страстным фанатом и знатоком футбола, а вот примерный профессионал Джакопетти быстро обеспечил клубу правильные формы развития – стабильную структуру, которая все еще остается и по сей день, когда его больше нет, а Вольпи продал «Специю» американскому миллиардеру Филипу Рэймонду Платеку-младшему.
Прежде всего, внимание было уделено стадиону: трибуна Ferrovia и бассейн были снесены и отстроены заново, а вместимость «Альберто Пико» сразу увеличилась до 12 тысяч мест, из которых около 2 тысяч зарезервированы для гостевых фанатов. После того, как ремонт стадиона завершится, он должен будет вмещать порядка 16 тысяч болельщиков.
«Посмотрите, какие у нас красивые изгибы» - говорит Джорджио, смотря на поле с достаточного расстояния, чтобы не рассердить рабочих, все еще занимающихся вопросами реконструкции арены.
В его голове есть две очень четкие ноты: одна звучит как ностальгия, а другая – как нетерпение. Первую часть работ строители завершили к 12 сентября – дню, когда «Специя» провела свой первый матч в истории в рамках Серии А. Соперником оказался «Удинезе», но это не помешало прийти десяти тысячам фанатов, которые яростно поддерживали своих, ушедших в итоге с поля без очков (поражение 0:1). Очевидно, вспомнив и снова пережив этот момент, Яннелло быстро приходит в себя и снова рассказывает анекдотическую историю: «Видите серые сидения на центральной трибуне? Это «Фиорентина» передала их нам, когда они реконструировали часть своей арены. Знаете, почему на трибунах есть красные сиденья? Это с «Сан-Сиро», нам их подарили после последних работ по реновации там».
Специя – это город с населением приблизительно в 90 тысяч человек: около 7 тысяч из них каждые вторые выходные собираются на «Альберто Пико» на матч. Это город, в котором очень небольшое разделение между фанатами и другими, а также между болельщиками и футболистами. Это следует из рассказа Джорджио, который отмечает, что отец капитана «Специи» Джулио Маджоре, работает в банке в двух шагах от его бара и часто заходит в заведение, чтобы выпить кофе. «Когда он говорил о своем сыне, то казался невероятно счастливым», - вспоминает Яннелло, который о Джулио знает практически все, хотя последний никогда не заходил в его бар и лично с Джорджио не знаком.
«Мой отец очень хотел осуществить мечту, он все время говорил мне об этом», - рассказывает Джулио Маджоре. Он утверждает, что «Специя – это город, который знает, как заставить вас почувствовать себя избранным и любимым». Город, переживший первый сезон в Серии А и первое спасение, невероятно счастлив иметь такую команду: «Мы наконец-то снова обрели свою публику. Действительно, мы впервые в Серии А, и наша публика – это главное, что для нас необходимо», - говорит Маджоре.
«Что бы ни случилось, время в Серии А нужно прожить правильно. У меня нет точного определения, но я знаю, что это связано с энтузиазмом: нужно стремится пойти на стадион и почувствовать себя счастливым в Специи вместе со «Специей». Так говорит Федерико «Феде» Ла Валле – диктор «Альберто Пико», который оглашает фамилии футболистов на поле и обращается к фанатам на стадионе. В каждом домашнем матче он напоминает болельщикам, что «Альберто Пико» - это место для безумия, громких криков и эмоций. Когда-то он входил в число ультрас, которые в 1974 году сформировали первую организованную группу поддержки «Специи».
«Я до сих пор помню счастье первых футболок Ultras Spezia 1974, адреналин первой поездки в Сан-Джованни-Вальдарно. Всю жизнь футбол был для нас таким: поездка в пригород, так скажем. Поэтому сейчас я говорю, что это, быть может, единственный наш шанс – «Специя» в Серии А, до сих пор не могу в это поверить», - говорит Ла Валле.
Это его миссия: Ла Валле часто можно встретить перед магазином «Специи» рядом с площадью Сант-Агостино (он работал в этом магазине, пока не достиг «заслуженной пенсии» несколько месяцев назад), где он ведет беседы с болельщиками, которые не так активно поддерживают команду или не верят в нее. Тем, кто говорит, что в «Специи» слишком много иностранцев и что они даже не понимают друг друга, он отвечает, что «они будут общаться по-английски, чтобы лучше подготовиться к матчам Лиги чемпионов». Тем, кто не видит надежды на спасение в этом сезоне, Ла Валле отвечает, что «все будет как и в прошлом году», сопровождая эту фразу насмешливой улыбкой человека, который уже участвовал в подобного рода спорах и выигрывал их. Когда он пытается объяснить, для чего он это все делает, то говорит: «Я хотел бы, чтобы все дети Специи знали, что ответить на вопрос: «За какую команду ты болеешь?» Для меня ответ один и он очевиден: моя команда – это мой город».
Текст Rivista Undici, перевод Алексея Сливченко
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Новое соглашение рассчитано еще на четыре года
Плохие новости для Эрика Рамиреса…