Погачар – новый доминатор, подарок для Карапаса. Итоги Тур де Франс-2021
Sport.ua подводит итоги Тур де Франс-2021
В воскресенье, 18 июля, традиционным «этапом дружбы» в Париже завершился Тур де Франс-2021. 108-я в истории «Большая петля» не подарила нам практически никакой интриги в общем зачете, но мы стали свидетелями ряда исторических событий и очень ярких отдельных этапов.
Погачар – новый доминатор?
Второй год подряд победителем Тур де Франс стал Тадей Погачар, причем во второй раз подряд словенский гонщик забирает сразу три призовые майки – кроме желтой это белая майка лучшего молодого гонщика и гороховая майка горного короля. До него два года подряд завоевать как минимум три призовых майки удавалось только великому и ужасному Эдди Мерксу – «Каннибал» в 1969 году вообще завоевал все четыре майки. В другом показателе Погачар, которому еще нет полных 23 лет, стал абсолютным рекордсменом: он – самый молодой гонщик в истории, который выигрывал Тур де Франс более одного раза.
Впечатляющие цифры и факты, однако даже они в полной мере не отображают того, насколько уверенной и безоговорочной была победа Погачара на нынешней «Большой петле». После тотального разгрома своих соперников в разделке и в Альпах на первой неделе капитан «UAE Emirates» показал один небольшой признак слабости на 11-м этапе, не сумев усидеть за Йонасом Вингегором на Мон Вонту. Однако на третьей неделе Погачар не позволил никому усомниться в своем превосходстве, выиграв два подряд горных этапа в Пиренеях.
Финальная разделка до Сен-Эмильона в исполнении Погачара получилась далеко не такой впечатляющей, как первая – лишь восьмое место. Однако словенец шел ее очень осторожно, не рискуя в поворотах, и, вполне вероятно, не выкладывался на полную, держа в уме еще одну большую цель на сезон – групповую гонку Олимпиады в Токио, которая состоится уже в следующую субботу, 24 июля.
22 года, 2 победы на Тур де Франс, причем вторая – абсолютно безоговорочная… У нас появился новый доминатор на годы вперед? Не исключено, но давайте все же не забывать о том, что Погачар – живой человек, и он тоже подвержен травмам, спадам формы, потери мотивации. История велоспорта знает немало примеров того, как подобного рода развешивания ярлыков и расписывание побед на многие годы вперед заканчивалось грандиозным пшиком, поэтому забегать настолько далеко вперед не будем.
Хотя прямо сейчас никаких аргументов против Погачара на горизонте не видно. Он молод, невероятно силен, у него в распоряжении очень сильная команда с большим бюджетом, которая, можно в этом не сомневаться, под такого капитана будет только усиливаться. Прогрессирует ли сам Погачар? Да. Конечно, из-за того, что поле соперников на нынешнем Туре у него было намного слабее, чем на прошлогоднем, сравнивать очень сложно, но то, насколько уверенной и доминирующей была победа словенца, говорит о том, что он, несомненно, прибавил.
Достиг ли Погачар потолка своих возможностей, или может стать еще сильнее? Сказать сложно. Мы вступаем в новую эпоху велоспорта, и новое поколение звезд развивается и выходит на высочайший уровень в очень раннем возрасте. В предыдущих поколениях такие ранние зажигания звезд чаще всего приводили к их столь же раннему угасанию. Как будет с этим поколением – сказать сложно, уж очень сильно оно отличается от предыдущих.
Уран подарил Карапасу подиум
Перед стартом третьей недели Тура главной интригой в общем зачете оставалась борьба за два оставшихся места на подиуме. На два места было три претендента – Йонас Вингегор, Ричард Карапас и Ригоберто Уран. При этом позиции Вингегора казались непоколебимыми, если только у гонщика «Jumbo Visma» не случится глубокого кризиса: он впервые боролся за высокое место в общем зачете Гран тура, поэтому не мог быть уверенным ни в чем.
Однако в итоге третью неделю Тура датчанин прошел очень уверенно, и без проблем защитил свое второе место в общем зачете. Очень сильная гонка в исполнении Вингегора, и будет интересно посмотреть на то, как в будущем он будет делить капитанские полномочия на Гран турах с Приможем Рогличем. Судя по заявлениям менеджмента «Jumbo Visma», на следующий Тур они планируют везти своих обеих капитанов – справиться с Погачаром им видится возможным только благодаря численному большинству.
В итоге все свелось к борьбе за третье место на подиуме между двумя южноамериканскими гонщиками – колумбийцем Ригоберто Ураном и эквадорцем Ричардом Карапасом. На протяжении всего Тура Карапас был очень активен в горах и получал максимальную поддержку от своей команды «Ineos». Однако все атаки Карапаса были тщетными – сбросить Урана на первых двух неделях ему никак не удавалось. А делать это было необходимо – у гонщика «Education First» в запасе была еще финальная разделка.
Нельзя сказать, что на третьей неделе Тура Карапас был сильнее, чем на первых двух, однако на подиум он все же пролез. Точнее, Уран сам подарил ему место в топ-3, провалив третью неделю: у 34-летнего ветерана не хватило сил и восстановления на всю дистанцию «Большой петли». Сначала Уран проиграл Карапасу почти две минуты на этапе до Коль ду Порте – такой запас делал уже эквадорца фаворитом в борьбе за третье место. А на следующий день Урана ждало настоящее фиаско: глубокий кризис, 8 минут отставания и откат аж на 10-е место в общем зачете. Лебединая песня Риго не удалась – вряд ли у него в карьере будет еще один шанс подняться на подиум Тура.
Маленькую победу над собой сумел одержать Бен О’Коннор, который стал четвертым в общем зачете. 25-летний австралиец и раньше был известен своим умением выдавать топовые перфомансы в отдельные дни, но в его способность пройти ровно все три недели мало кто верил. После кризиса на Мон Вонту казалось, что гонщик «Ag2r» посыплется, однако третью неделю он прошел очень достойно. Возможно, в его лице «Ag2r Citroen» нашла достойную замену Ромену Барде в качестве капитана на общий зачет Гран туров.
Очередную бледную, но стабильную гонку провел Энрик Мас – шестое место в общем зачете. После прорыва на Вуэльте-2018 испанец, похоже, уперся в потолок своих возможностей, и всерьез бороться за подиум не способен даже при таком уровне соперничества. В борьбе за топ-5 он проиграл Вилко Келдерману, который даже с повреждением руки и при далеко не оптимальной готовности оказался выше.
Тревожный звонок для «Bahrain Victorious»
10-15 лет назад допинг-скандалы во время Тур де Франс были целой традицией. Обыски в гостиницах, положительные допинг-тесты, снятия целых команд – все это было неотъемлемой частью Тура во второй половине позапрошлого десятилетия. Нынешний Тур позволил нам снова немного окунуться в ту атмосферу: в среду вечером французская полиция провела обыски в гостиничных номерах и автобусе команды «Bahrain Victorious».
Ничего запрещенного правоохранительные органы не нашли, однако были изъяты мобильные телефоны гонщиков и файлы их тренировочных программ. Теперь они будут изучаться на предмет наличия доказательств возможного использования запрещенных препаратов в рамках дела, которое было открыто прокуратурой Марселя.
На все обвинения «Bahrain Victorious» ответила максимально ярко: красивой сольной победой Матея Мохорича из отрыва на следующий же день. И итоговой победой в командном зачете Тура. Как бы там ни было, команда достойна уважения за то, насколько убедительно справилась с этим давлением и продолжила показывать блестящие результаты.
Что стало причиной для начала расследования – неизвестно, однако очень часто для этого достаточно анонимного звонка. Стремительный прогресс «Bahrain Victorious» в последние 2-3 месяца привел к разговорам о возможном использовании допинга в команде в велосипедном комьюнити, а во Франции к такому относятся очень внимательно. Конечно же, когда речь идет не о французских гонщиках и командах – например, внезапный и резкий прогресс той же команды «Europcar» с Тома Воклером и Пьером Ролланом во время Тура 2011 года французские правоохранительные органы почему-то не интересовал. Франция в очередной раз подтвердила свою репутацию максимально лояльной к своим и токсичной к иностранцам страны в велоспорте.
Так или иначе, расследование продолжается, и с уверенностью утверждать, что никаких нарушений у «Bahrain Victorious» не найдут, никто не решится. Уж слишком много печальных историй подобного рода было в прошлом, да и прогресс «Bahrain Victorious» действительно был внезапным и очень резким. Украинские любители велоспорта за этим расследованием будут следить с повышенным интересом, поскольку в составе «Bahrain Victorious» выступает наш Марк Падун. И его две подряд феноменальные победы на этапах Критериума Дофине в июне внесли немалый вклад в формировании в головах у многих болельщиков теории об использовании «Bahrain Victorious» допинга.
Ван Арт – самый универсальный гонщик эпохи
Нынешний Тур завершился победой Воута Ван Арта в спринте на Елисейских полях в Париже. И это событие в своем роде стало воистину историческим. За день до этого гонщик «Jumbo Visma» выиграл разделку, а на второй неделе – королевский горный этап с двойным прохождением Мон Вонту. Таким образом, в рамках одного Тура бельгийцу удалось выиграть горный этап, разделку и чистый спринт: до него в истории «Большой петли» такое удавалось лишь двум гонщикам – Эдди Мерксу и Бернару Ино. Неплохая компания, не так ли?
Подобного рода достижения Ван Арта позволяют утверждать, что Воут – самый универсальный гонщик своего поколения. А, скорее всего, вообще самый универсальный гонщик 21-го века. Мировой велоспорт радикально изменился во второй половине 80-х годов: уровень конкуренции стремительно вырос, следствием чего стало четкое деление на специализации: суперчемпионы типа тех же Меркса, Ино или Фаусто Коппи остались в прошлом. И если брать всю современную эпоху, после описанных выше трансформаций, то у Ван Арта лишь один реальный конкурент в борьбе за звание главного универсала – это Шон Келли. И то здесь надо делать скидку на то, значительная часть карьеры легендарного ирландца пришлась на переходное время между эпохами суперчемпионов-универсалов и новыми реалиями с узким разделением на специализации.
Такая универсальность Ван Арта – не новость и не открытие, которое мы сделали на этом Туре. Это было понятно еще на прошлогоднем Туре, когда бельгиец великолепно работал на Приможа Роглича в горах, просеивая пелотон до того состояния, когда в нем остаются одни капитаны, и при этом сохранял свежесть для побед на спринтерских этапах. Не менее сильное впечатление оставило выступление Ван Арта на Тиррено-Адриатико уже в нынешнем сезоне: второе место в общем зачете позади все того же Погачара, несмотря на то, что на «Гонке двух морей» гонщиков ждал тяжелый этап с горным финишем в Прати ди Тиво.
И после прошлогоднего Тура, и после Тиррено-Адриатико-2021 много говорилось о том, что у Ван Арта есть потенциал победителя Гран туров – нужно лишь получить свободу действий в команде и соответствующим образом подготовиться. Как ни парадоксально, но после нынешнего Тура, несмотря на все подвиги Воута, веры в то, что он потенциально может выиграть Гран тур, стало только меньше.
Почему? Во-первых, после раннего схода Приможа Роглича у Ван Арта была отличная возможность примерить на себя капитанские полномочия в топ-команде, при этом находясь в очень выгодной позиции в общем зачете. Однако этим шансом Ван Арт не воспользовался. Связку из трех подряд альпийских этапов в конце первой недели он проехал неудачно: каждый следующий этап в его исполнении был хуже предыдущего, и уже на 9-м этапе с шансами в общем зачете бельгиец попрощался, выпустив на первый план другого гонщика «Jumbo Visma», Йонаса Вингегора.
На поверхность всплыла проблема Ван Арта с восстановлением: выдавать отдельные топовые перфомансы в горах бельгиец способен, однако поставить их на поток и ехать в горах стабильно топово – нет. А без такой стабильности претендовать на победу в Гран турах невозможно.
При этом восстановление в рамках трехнедельной гонки – это тот навык, который практически невозможно прокачать в тренировочных условиях. Он у тебя либо есть (или проявляется со временем сам по себе, без специализированной подготовки), либо нет. У Ван Арта его пока нет, и слабо верится в то, что ситуация изменится со временем. Возможно, даже пытаться развиваться в этом направлении бельгийцу не стоит: можно просто потерять свои сильные качества и остаться у разбитого корыта. Поэтому, окончательно ставить крест на Ван Арте как на супермногодневщике пока что не будем, но по итогам нынешнего Тура веры в Воута как в потенциального чемпиона трехнедельных гонок стало меньше, чем было до. Как бы парадоксально это не звучало.
Кэвендиш не смог побить рекорд Меркса
На второй день отдыха Тура-2021 Марк Кэвендиш отправился с 34 победами на «Большой петле» в карьере, в статусе совладельца рекорда наряду с Эдди Мерксом. На третьей неделе у гонщика «Deceuninck Quick Step» было два равнинных групповых этапа для того, чтобы стать единоличным рекордсменом. Однако для того, чтобы получить два этих шанса, нужно было для начала преодолеть тяжелую связку из трех пиренейских этапов.
Кэвендиш это сделать сумел, и при этом в лимит времени 36-летний британец вписывался каждый раз уверенно, с запасом. Но, похоже, такое прохождение Пиренеев потребовало от Марка очень больших усилий, и к заключительным этапам Тура он подошел как выжатый лимон. На 19-м этапе «Deceuninck Quick Step» даже не стала пытаться привезти Кэвендиша к победе – ее отдали отрыву дня. Сам британец готовился к заключительному этапу в Париже – победить рекорд Меркса на Елисейских полях было бы максимально красиво.
Но и этого ему сделать не удалось: в Париже Кэвендиш стал только третьим, не сумев выйти с колеса у двух бельгийцев – Ван Арта и Яспера Филипсена. Было очевидно, что британскому спринтеру этап давался очень тяжело, а свежести не хватало просто катастрофически. Кэвендиш и Меркс остались совладельцами рекорда, и в этом есть своя историческая справедливость. Учитывая то, насколько выжженным было поле спринтеров на нынешнем Туре, британец не должен был устанавливать рекорд при таком посредственном уровне конкуренции.
Возможное установление единоличного рекорда откладывается до следующего года. И вообще большой вопрос, отберется ли Кэв в состав «Deceuninck Quick Step» на «Большую петлю» 2022 года. Продолжает восстанавливаться Фабио Якобсен, близок к переходу в команду Патрика Лефевра и Тим Мерлир. Выиграть у этих парней конкуренцию за место штатного спринтера «Deceuninck Quick Step» на Туре Кэвендишу будет очень сложно. И если он этого сделать не сумеет, то будет очень интересно понаблюдать за тем, повезет ли «Deceuninck Quick Step» британского ветерана на Тур просто ради возможного рекорда. В целом такое в команде Патрика Лефевра не принято, и вопрос лишь в том, сделают ли для Кэвендиша исключение.
Так или иначе, вопрос о том, получит ли британец шанс побить рекорд Меркса в 2022 году, будет столь же интересным и захватывающим, как и история его камбэка в нынешнем сезоне. И этой интригой «Поедет ли Кэв на Тур-2022?» мы будем жить целый год, и это отлично.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Сербам не понравилось поведение фанатов
Федерико Вальверде, вероятно, покинет мадридский клуб