На Евро-92 Данию тоже сплотила трагедия. История датской сказки
Валерий Василенко нашел сходство нынешней датской команды с чемпионом Европы 1992 года
Как они похожи – нынешняя сборная Дании и сборная Дании образца 1992 года! Они похожи не только тем, что и тогда, и сейчас ворота команды защищает голкипер по фамилии Шмейхель (тогда Петер, сейчас его сын Каспер), но значительно больше – контекстом.
Стартовый поединок «датского динамита» на Евро-2020 не задался: за пару минут до свистка на перерыв потерял сознание лидер команды Эриксен. Лишь благодаря оперативному вмешательству медиков Кристиана удалось спасти: у него на время остановилось сердце. Полузащитник был доставлен в клинику, за его жизнь боролись врачи. Сейчас худшее уже позади. Но тогда, 12 июня, весь футбольный мир сопереживал трагедии Эриксена и его команды.
Дания начинает. Есть ли у нее шанс повторить сенсационный триумф 1992 года?
Матч против финнов в итоге был доигран. Он закончился неудачей для морально подавленных датчан. Как закончился неудачей и второй их поединок на турнире – против Бельгии. Однако миллионы футбольных болельщиков по всему миру влюбились в эту команду, игравшую за себя и за того парня. Наверное, не в последнюю очередь из-за этой любви сборная Дании сумела не только после двух стартовых поражений в итоге занять второе место в группе, но и пробиться в полуфинал чемпионата Европы. Последний раз датчане выходили в полуфинал Евро 29 лет назад – летом 1992 года.
История о том, как сборная Дании попала на чемпионат Европы 1992 года, уже стала настоящей легендой. Это история – о гадком утенке, превратившемся потом в прекрасного лебедя. А еще – та история о любви: как команда, попавшая на турнир по стечению обстоятельств, случайно, в общем-то, затем стала любимицей публики (как нынешняя сборная) и в итоге выиграла чемпионат. Ну и, конечно же, в той общей истории оказалось много индивидуальных маленьких и больших сюжетов, которые и предопределили «датское чудо». Сегодня, в преддверии полуфинального матча Евро-2020 Англия – Дания, давайте вспомним события почти тридцатилетней давности.
***
Сейчас мы говорим о том, что Евро-2020 – турнир особый и уникальный. Собственно, мы имеем основания так говорить. Да практически каждый раз, будь то новый чемпионат Европы или мира, мы спешим повесить им ярлык уникальности. А вот Евро-1992 – это по-настоящему удивительное ристалище. Путевку на него завоевали, окромя прочих, две команды – СССР и Югославия, но обе так и не сыграли. Вместо Союза на полях Швеции играла сборная СНГ – команда, составленная из игроков бывших советских республик, получивших независимость. Прежде всего – из Украины и России. Возглавлял ту команду интересный наставник – украинец с российским паспортом Бышовец, а во время матчей с участием той сборной поднимали Олимпийский флаг.
Сборной Югославии на сей счет повезло меньше. В то время в стране разгоралась гражданская война, она попала под санкции ООН. Еще в 1991 году ходили разговоры о том, что сборную Югославии не допустят на чемпионат Европы. Сборную Дании, финишировавшую в отборочной группе следом за югославами, даже поставили в резерв на Евро-1992. Однако зимой 1992 года датчан из резерва убрали, а югославам включили «зеленый свет». Этот свет горел практически до самого старта чемпионата. Сборная Югославии, правда, уже в совсем ином обличии – без игроков из Хорватии, сильно помолодевшая, первой среди участников Евро прибыла в Швецию. Но ее ждал суровый вердикт: УЕФА таки отстранил эту команду. И вместо нее на континентальный форум вызвали сборную Дании.
Несколько слов о тогдашнем «датском динамите». В принципе, «динамитом» команда была где-то до 1990 года. Главный творец датского ренессанса – немецкий специалист Зепп Пионтек – в 1990-м покинул сборную. Его уход был настоящим ударом для тамошних болельщиков. Блестящая команда, завоевавшая симпатии и на ЧЕ-1984, и на ЧМ-1986, с уходом своего вожака оказалась обезглавленной. Руководители датской ассоциации очень хотели найти равноценную замену на тренерский мостик главной команды страны. И эту замену искали среди иностранцев. В первую очередь – немцев.
Но увы, желающих не нашлось. И тогда боссы из федерации футбола были вынуждены доверить сборную местному специалисту – Рихарду Меллеру-Нильсену, главной добродетелью которого, как считали почти все, была совместная работа в тренерском штабе Пионтека. Рихард оказался лишь девятым (!) по счету в иерархии претендентов на должность. Следовательно, и отношение к нему было соответствующее.
Меллера-Нильсена не любили потому, что он «отрекся» от постулатов Пионтека – красивой, зрелищной игры, в которой было много изящного безумия, но порой так мало результата и порядка. Рихард ставил на игровую дисциплину, которой должны подчиняться все. Даже такие звезды, как братья Лаудрупы. Понятное дело, после «вольницы» Пионтека «казарма» Меллера-Нильсена им не понравилась. И они об этом заявили публично. Более того, Бриан заявил, что не уважает Рихарда и не намерен играть под его руководством. Вторил ему и старший брат – Микаэль. Оба ушли из сборной. Их примеру последовали еще несколько видных игроков.
Тренер остался, но белый флаг не выбросил. После домашнего влета югославам, после чего и разразился тот скандал, команда сумела собраться и выдать отличный финиш, переиграв в гостях «югов». Правда, Дания в итоговой таблице все равно оказалась ниже на один балл. Евро-1992 Дания собиралась смотреть по телевизору.
***
Но все получилось иначе. Зеленый свет для Югославии превратился на красный, и на Евро-1992 отправили датчан. На все про все у сборной Дании было десять дней.
Новость о том, что нужно собираться и ехать на чемпионат Европы в Швецию, застала главного тренера сборной Дании в момент тягостных раздумий о ремонте. Рихард собирался менять кухонную мебель, выбирал новый гарнитур и краску. В том момент его и настиг звонок из федерации с приятной вестью. Бытует мнение, что Меллер-Нильсен собирал своих футболистов по пляжам всей Европы. Это не совсем так, ведь в той же Дании местный чемпионат не был еще завершен, да и сборная собиралась «на днях» играть товарняк. Тем не менее, наставник лично обзвонил всех тех, кого хотел видеть в команде. Позвонил и Лаудрупам – корона не упала. Бриан согласился поехать на Евро. А вот Микаэль так и не выключил режим зазвездившегося небожителя. На чемпионат Европы 1992 года один из лучших футболистов в истории датского футбола Микаэль Лаудруп так и не поехал. О чем сожалеет до сих пор.
Хотя поначалу казалось, что сожалеть нужно как раз Бриану, а не Микаэлю. Собрав своих подопечных на первую тренировку накануне поездки в Швецию, Меллер-Нильсен с ходу заявил, что «наша задача – выиграть Евро». Как позже вспоминал Бриан, никогда раньше он так не ржал над словами тренера. Тогда смеялись все. И долго.
Было от чего. В двух стартовых матчах на ЧЕ датчане не забили ни одного мяча, не добыли ни одной победы. В их активе – лишь «нулевка» с англичанами и минимальное поражение шведам (не правда ли, весьма похоже на то, что было с наследниками принца Гамлета на Евро-2020). В третьем туре Дании предстояло сыграть против сборной Франции, которую тогда тренировал сам Платини. У французов – куча звезд во главе с Кантона и Папеном, недели целенаправленной подготовки к Евро. А за спиной у Дании – лишь неизвестность и страна, практически не верящая в успех.
Но за один матч все кардинально поменялось. Дания сенсационно выиграла 2:1. То была отправная точка, первый кирпичик в рождающуюся сказку, которая опосля станет главной футбольной легендой страны.
Дания вышла в полуфинал, где ее ждал действующий чемпион континента – Голландия. Снова фаворит против андердога, снова сборная Дании не котировалась среди специалистов. Но уже тогда, после победы над Францией, Дания начала очень котироваться у простых болельщиков. «Золушку» поддерживали повсеместно, за нее болели на всех уголках континента, в нее влюбились.
В принципе, в этом нет ничего удивительного, ведь по традиции не только у нас, но и повсеместно симпатизируют более слабым, менее заслуженным, более сплоченным. Дания оказалась именно такой: словно нерадивый герой фильмов ван Дамма, которому поначалу достается от второго встречного, но затем он прозревает и превращается в настоящего рыцаря-победителя.
Дания устояла в основное время от Нидерландов. А в серии послематчевых пенальти датчане были предельно точны, тогда как главный «оранье» проиграл свою дуэль голкиперу: у ван Бастена до сих пор не зажило.
А дальше был финал против Германии. Есть басня, что немец Эффенберг позвонил перед игрой датчанину Лаудрупу (они были одноклубниками) и спросил, с каким счетом вы нам проиграете. Сейчас уже и не скажешь, было ли такое, или нет. Но то, что на Данию не ставили и ломаного гроша накануне матча против действующих чемпионом мира, это правда.
Но с Данией тогда была любовь. И вера. Ничего плохого о той сборной Германии сказать не могу, но, мне кажется, что у них было больше именно самоуверенности. И Дания снова победила.
Блестящий матч провел голкипер Шмейхель. Если бы не он, если бы не его сейв при счете 1:0, когда Петер потащил казавшийся не берущимся удар от Клинсмана, все могло бы быть иначе.
В том матче со стороны Дании было очень много героев. И на поле, и на тренерской скамейке, и за ее пределами. Но об одном герое нужно упомянуть отдельно.
***
История Кима Вильфорта – это тоже история любви. Она, эта история, очень ложится в канву той датской сказки. К сожалению, у нее трагический конец.
uefa.com. Ким Вильфорт в поединке против Германии
Ким не собирался играть на Евро. И не потому, что конфликтовал с тренером сборной. Тут, как раз, все наоборот. Просто у полузащитника «Брондбю» очень заболела дочка. Его обожаемая Лин лежала в шведской клинике с безнадежным диагнозом – лейкемия. 29-летний отец старался как можно больше времени проводить с увядающим ребенком. Наверняка Вильфорт не откликнулся бы на предложение Меллера-Нильсена, если бы его не обнадежили врачи: мол, болезнь отступает. Ким поехал на Евро.
Но болезнь вернулась: Лин снова стало плохо. Отыграв в первых двух турах за сборную, Ким вернулся в клинику к дочке. Игру сборной против Франции они смотрели вместе. После победы Лин упросила отца, чтобы тот вернулся в команду. И тот вернулся.
Вильфорт сыграл в полуфинале. И забил один из пяти послематчевых пенальти. Сыграл он и в главном матче всей своей жизни. Он не мог его проиграть. А когда Ким забил гол в ворота сборной Германии, он разрыдался, как ребенок. Папа знал, что по ту сторону экрана, в больничной палате плакала от счастья его маленькая дочка…
…Лин Вилфорт умерла спустя полтора месяца после триумфа ее отца на чемпионате Европы. Тот год стал самым успешным для Вилфорта-футболиста. И самым трагическим для Вилфорта-человека.
Ким долго не мог оклематься от того удара. По инерции он продолжал играть в футбол на очень приличном уровне, но в его душе навсегда что-то сломалось. Лишь благодаря своей семье, и в первую очередь сыновьям – Миккелю и Касперу, которые пошли по стопам отца и стали футболистами, Ким сумел выстоять.
***
Хотя, окромя печальной истории Вилфорта, в том датском триумфе оказались еще несколько личных трагедий. Рихард Меллер-Нильсен, несмотря на статус тренера-победителя, так и не стал по-настоящему своим для футболистов и чиновников. Его даже тренером 1992 года в Дании не признали. В Европе – да, но только не дома. Вот и не верь после этого словам классика о пророке и Родине. Настоящая слава обрушилась на Рихарда значительно позже. После того, как продолжительная болезнь забрала его в мир иной.
Не самый приятный отпечаток на душе, точнее, на колене, оставил Евро-1992 и Хенрику Андерсену. В полуфинальном матче против голландцев полузащитник датчан героически остановил проход ван Бастена, но ценой жуткой травмы. Андерсену снесло коленную чашечку: на эту травму было страшно смотреть даже по телевизору.
Колено футболиста жутко распухло. Андерсен выбыл из игры на целый год. А когда потом вернулся, порвал «кресты». Возобновился от травм и увечий лишь с 1997-м, а спустя год тихо завершил карьеру, которая обещала стать звездной, но получилась скомканной.
***
Нынешняя сборная Дании очень похожа на своих легендарных предшественников почти тридцатилетней давности. Эта команда тоже начинала турнир «вопреки», и заканчивает «благодаря». Андердог, не рассчитывавший на милость фаворитов, после трагедии с Эриксеном стал не только всеобщим любимцем, но и переродился в рыцаря, как тот герой боевиков ван Дамма. Этой команде хочется не только сочувствовать и переживать, за нее хочется болеть, так как не только ее душа, но и ее футбол стал настоящим откровением.
В конце концов, не болеть же за это основательное английское уныние, пытающееся с изяществом Гарри Магвайра доказать уместность слона в посудной лавке…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Голкипер «Динамо» за весну и осень провел на «ноль» 14 матчей
Известный тренер увидел равный бой
В 1992 году по политическим причинам сборная Югославии была отстранена от участия в турнире проходившем в Швеции. Это событие типичный «Черный лебедь», привело к тому, что не попавшая на турнир и проводящая в отпуске на курортах сборная Дании, была приглашена заменить югославов.
Поначалу никто в Дании не поверил в эту новость, все думали розыгрыш. Потом не верил в это тренер датчан Рихард Меллер-Нильсон, позже когда уже стало ясно, что это не розыгрыш, стали собирать датских футболистов со всех курортов мира, дело это было очень сложное, хотя бы потому, что и футболисты думали, что это розыгрыш и вешали трубки.
С большим трудом тренеру удалось уговорить футболистов прибыть в расположении сборной. К примеру Михаэль Лаудруп не приехал, он, конфликтовал с тренером, и не хотел прерывать свой отдых, тем более все в мире понимали, что Дания едет на турнир в качестве статистов.
Это понимал и Меллер-Нильсон, поэтому он попросил футболистов не прерывать отдых, так как после трех игр каждый смог бы продолжить его. У команды не было ни плана тренировок, ни анализа соперников, вообще ничего не было. Идея была в том, что выйдем на поле, коснемся мяча, а там видно будет, что делать дальше.
Так же от чемпионата первоначально отказался Ким Вильфорт, причина ужасна, его маленькая дочь умирала в больнице для больных раком. Тренер и команда понимали в каком ужасающем положении находится отец Вильфорт. Ему было предложены любые условия, какие он сам выберет. Он отказался. Но больной девочке стала лучше, и она и вместе с женой Кима, попросила его поехать на чемпионат. Тренер Нильсон, разрешил Вильфорту после матча сразу возвращаться в Данию, благо все было очень близко.
Первый матч Дания играет вничью с англичанами, во втором проигрывает Швеции, ребенку становится плохо, и в перерыве жена просит Вильфорта срочно вернутся в Копенгаген. Вильфорт собирает чемодан уезжает, и просит товарищей его не ждать, он принял решение покинуть турнир. Все, все понимают, Ким уезжает. Матч с Францией он смотрит уже в больнице вместе с дочерью. Дания открывает счет, Франция сравнивает, все шло к вылету, но в самом конце Эльструп забивает Франции победный гол.
Вильфорт видит, как вся больница, оглашается счастливыми криками, больные, несчастные люди, которым осталось жить почти ничего, люди стонающие и плачущие от страшных болей, лысые, худые, изнеможенные, и потерявшие блеск в глазах, вдруг оживают, и он видит вокруг счастливых людей. Он видит как во всех палатах ликуют, он видит свою счастливую дочь. Они забыли про свою смертельную болезнь, они счастливы, хотя бы на время матча, они забыли о своих мучениях. Вилфорт запирается в туалете и рыдает. Сердце Вильфорта разрывалось от радости и боли.
В полуфинале Данию ждет почти непобедимая Голландия, это главный претендент на победу. В составе Ван Бастен, Райкард, Куман, Гуллит, Бергкамп, Блинд, Франк де Бур, Ван Брекелен, они жаждут победы, им нет равных. Вильфорт после прозрения в больнице, и просьбы больных, просьбы дочери возвращается в сборную. Он знает, он помнит, для кого Дания играет, для кого он должен забить, он помнит, что именно сделает смертельно больных людей хоть чуть-чуть счастливее. После основного времени 2-2.
Бьют пенальти, Бастен пробивает ужасно. К точке подходит уставший, исхудавший, весь на стрессах, в тяжелом психическом положении Ким Вильфорт. Он смотрит в небо, смотрит в сторону Копенгагена, бьет и забивает.
Его лицо в слезах, ведь он знает, что дочь и все больные сейчас там в пропитанных смертью палатах, счастливы, и забыли все свои несчастья перед телевизором. Дания в финале похожем на сказку, написанную другим датчанином Г.Х. Андерсеном.
После матча он сразу уезжает в Данию, дочери стало совсем плохо. Семилетняя Лин Вильфорт умирала. Вильфорт отказывается играть в финале, но его родные и все больные клиники буквально выгоняют его из палаты и требуют вернутся и выиграть для них кубок Европы. Этого просит и дочь, когда находит в себе силы говорить.
В финале с Германией, датчане рано открывают счет, потом их прессуют немцы, они уже были близки, что бы сравнять счет, но за 11 минут до конца матча Ким Вильфорт забивает свой самый важный мяч в жизни, и делает мечту всей нации реальностью.
Но он думал, только о тех, кто сейчас там умирая от боли и безысходности в раковых палатах, празднуют успех. Он понимал, что футбол и победа вырывали людей из их мучительного ада. Он, нет, все они, вся команда, сделали это для них, для всех них, и для умирающей Лин.
Гол Кима в финале немцам считается одним из самых эмоциональных и трагических голов в истории футбола.
Летняя сказка сборной Дании войдет в «золотой фонд» истории футбола.
Лин Вильфорт умерла через несколько дней после финала. В последние часы жизни, она сказал, что гордится отцом. Ее мечта сбылась Дания выиграла, а, папа был сильным. Она мечтала перед смертью увидеть летную сказку сборной Дании, и она ее увидела. Это была сказка написанная для нее, и для таких же как она. Она была счастлива тем летом...
...Год спустя после чемпионата Европы у Кима и Мины Вильфорт родилась дочь Рикке.
Всю эту историю и знаю и помню или читал, или слышал, но вот о том, что Югославия на евро приезжала, при чем приехала первой, я если честно узнал впервые. Видимо тогда об этом не говорили, не придавали значения....А может я просто об этом основательно забыл...
Данія вперед!
Франция подтверждает)) #ЧЕ 84, #ЧЕ 00, #ЧМ 98, #ЧМ 18
История Вильфорта это его личная трагедия. Но пример для других. Он знал, что помочь ребёнку уже ничто не может. А вот он сам мог помочь своей команде. Мужик, конечно!
Трагедия Югославии которую разорвали на части.