Гаттузо хотел работать. Агент хотел еще больше
Почему тренер «Фиорентины» продержался всего 23 дня
Рокко Коммиссо надеялся, что это назначение все изменит.
После тяжелых 18 месяцев в качестве владельца «Фиорентины» он наконец был доволен своим новым тренером. Он купил клуб в 2019, и с тех пор сменилось уже пять наставников. Но Гаттузо внушал уверенность. Он излучал целеустремленность, правильный настрой и профессионализм. Он — специалист, которых мало.
Но болельщики так и не увидели, на что способен новый босс. 17 июня, спустя всего 23 дня после назначения, Гаттузо и след простыл. На веб-сайте появилась короткая новость, которая просто резюмировала, что клуб и специалист решили расстаться.
Причина, как всегда, заключалась в деньгах и игроках. Но в самом сердце раздора — отношения Гаттузо с агентом Жорже Мендешем, чье влияние на современный футбол попросту невозможно переоценить.
Что-то точно сказать сложно: все детали недолгого пребывания Гаттузо скрыты за многочисленными договорами о неразглашении, которые подписали и тренер, и клуб. Но в «Фиорентине», говорят инсайдеры, проблемы начались с первого же дня.
Почти сразу Гаттузо, недавно поработавший с «Миланом» и «Наполи», предоставил руководству список из трех трансферных целей. Двое из игроков были клиентами Мендеша, и все три выступают за команды, которые опираются на опыт Мендеша выбивать максимально высокие цены. Это, как сообщается, сразу насторожило руководство — и особенно американских владельцев, которые изрядно устали бодаться с европейскими «суперагентами».
Двое из игроков — Сержиу Оливейра и Хесус Корона — выступают за «Порту». Третьим был Гонсалу Гедеш из «Валенсии». Первые два стоили 20 млн евро, и каждый стоил бы клубу три млн евро в год на протяжении пяти лет.
Такие цифры удивили представителей «фиалок». В период пандемии многие клубы Европы остались совсем без денег, и мало кто готов тратить большие суммы на футболистов, которым скоро стукнет тридцатник. И вышестоящие лица в «Фиорентине» стали убеждать тренера передумать и обратить внимание на более молодых кандидатов. Но Гаттузо стоял на своем.
Ничего не делать: «Фиорентина» вступила в переговоры по Оливейре, который, они надеялись, не будет все-таки стоит таких денег. В Португалию отправился представитель клуба, но каких-то поблажек он не добился. Примерно то же клубу передал сам Мендеш, хотя тот и был готов пойти на «уступки» — взять меньшие комиссионные, чем обычно.
Представители Мендеша, Гаттузо, «Фиорентины» и «Порту» отказались комментировать эту информацию, но все указывает на то, что именно эти вот переговоры и повлияли на быстрый исход коуча.
Когда он узнал, что клуб не был готов вести переговоры по игрокам, тренер сразу же сообщил клубу, что не заинтересован в дальнейшей работе.
В глазах фанатов этот эпизод проиллюстрировал то, насколько не готов Коммиссо к работе в футбольном клубе. Вновь он оказался не в состоянии дать отпор конкурентам, опять провалился с выбором тренера. В это же время владельцы искренне не понимают, откуда такая критика, когда они и так делают все возможное, чтобы обеспечить «фиалкам» светлое будущее. И не в жадности дело: вскоре после ухода Гаттузо был побит клубный рекорд, когда был подписан 23-летний аргентинец Николас Гонсалес. Представители же Серии А отблагодарили Коммиссо за его помощь в заключении контракта с телевизионщиками из США.
Для Мендеша случившееся — редкая неудача. Его рост от мелкого игрока до лидера всего рынка можно проследить с 2004 года, когда он привел своего клиента Жозе Моуринью в «Челси» и помог ему поставить в лондонскую команду несколько своих игроков.
Мендеш также отвечал за карьеру Криштиану Роналду. Представители китайской лиги обращались к нему за советом и игроками. Один китайский конгломерат, Fosun International, был настолько впечатлен его работой, что купил долю в агентстве Мендеша, Gestifute.
Эти отношения углубились, когда Fosun купил английский «Вулверхэмптон». Группа игроков Мендеша, приобретенная для пополнения состава, помогла команде выиграть повышение в Премьер-лигу, а более новые, более дорогостоящие дополнения позволили ей сохранить прописку. Когда команда рассталась с клиентом Мендеша, который руководил ее подъемом, Нуну Эшпириту Санту, его замена, Бруно Лаге, был тоже выбран Мендешем.
«Волки» даже сыграли определенную роль в событиях во Флоренции. «Фиорентина» еще не подписала контракт с Гаттузо, а «волки» еще не объявили Лаге своим тренером, когда Мендеш указал, что Гаттузо также мог бы быть заинтересован в работе в АПЛ.
Мендеш сказал «Фиорентине», что хотел бы включить в контракт Гаттузо пункт о выкупе за 2 миллиона евро — гонорар, который можно было бы выплатить в любое время, и который позволил бы ему уйти, если появится более выгодное тренерское предложение. «Фиорентина» возмутилась, заявив, что не будет выделять миллионы долларов на игроков непосредственно для Гаттузо, если будет риск потерять его в любой момент. Была согласована компромиссная сумма в 10 миллионов евро, но контракт так и не был подписан.
В футболе влияние Мендеса вызывает много споров. ФИФА находится в процессе реформирования своих правил на фоне растущего беспокойства по поводу силы горстки агентов, которые обрели удивительную власть. Наряду с ограничением комиссионных, новые правила преследуют цель запретить агентам представлять интересы игрока, продающего и покупающего клубов в рамках одних и тех же переговоров — по сути, типичная сделка Мендеша.
«Конфликт интересов должен быть искоренен», — сказал Пиппо Руссо, автор книги о карьере Мендеша. «Невозможно, чтобы агент мог представлять все стороны, участвующие в переговорах».
На данный момент, однако, власть Мендеса кажется безграничной. Так, когда состоялся финал Лиги чемпионов в Порту, ограничения в эпоху пандемии серьезно ограничили список возможных посетителей. А число VIP было и того меньше. Можете представить себе удивление вышестоящих футбольных чинов, когда в президентской ложе они внезапно обнаружили неприглашенного гостя — Мендеша.
Перевод Денис КОШЕЛЕВ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинский форвард активно донатил на нужды военных
Турки займется вопросом организации боя с Дюбуа в 2025 году
Но поскольку деньги в этой схеме главная цель, полезная функциональность зачастую превращается лишь в обеспечительную меру по их получению, хотя вообще-то в теории должно быть строго наоборот. Соответственно если складывается ситуация, когда непосредственный производитель или официальный посредник МОЖЕТ навязывать свои условия клиентам, а такая ситуация складывается на рынке сплошь и рядом, фактически он превращается в своеобразного монополиста, который автоматически стремится максимизировать собственную прибыль за счет собственного эксклюзивного положения на рынке.
Та же самая история происходит, например, на госслужбе, где "отдельные недобросовестные чиновники" фактически торгуют собственными автографами, которые, будучи проставленными на бланках строгого образца, немедленно наделяют искомые бланки юридический силой и прочими правами.