Сити из Турции? Становление клуба Истанбул Башакшехир
ФК «Эрдоган» отметил чемпионство и теперь хочет завоевать и Европу
Пока исполнительный директор клуба «Истанбул Башакшехир» Мустафа Эрогут рассказывает о том, как команда за шесть лет завоевала турецкий футбол, внезапно речь зашла об… Алане Пардью.
В последние годы в Стамбул переехало немало именитых футболистов – Робиньо, Арда Тюран, Гаэль Клиши, Мартин Шкртел, Рафаэль да Сильва, Демба Ба. Но началось все с Пардью в 2017.
После того, как был выкуплен контрольный пакет акций клуба, «Башакшехир» занимал четвертое место два года подряд. Пока гранды «Бешикташ», «Галатасарай» и «Фенербахче» деградировали, руководство «Истанбула» почуяло кровь. В середине сезона 2016/17 с травмой слегла чуть ли не вся атака. Это был шанс.
«Мы увидели, что есть шанс подняться выше. Мы также думали о том, как увеличить известность нашего бренда и поднять имидж клуба. Для этого нужны были звезды. Тренер нуждался в высоком нападающем, и наш скаут тогда как раз следил за африканским Кубком Наций. Он отметил, что экс-«канонир» Эммануэль Адебайор свободен, и, несмотря на отсутствие игровой практики, был хорош в сборной».
Для того, чтобы окончательно увериться в правильном решении, было решено позвонить Пардью, который работал с нападающим в «Кристал Пэлас», и спросить его, что он думал об африканце. В Англии Адебайор отметился одним голом за шесть месяцев. Но тот пообещал, что Адебайор подрос и возмужал. И его подписали.
«Он очень помог в эти два с половиной года. Он вообще не создавал проблем. Затем в 2017 мы предложили контракт Клиши, который сам побеседовал с Эммануэлем. Клиши был основным игроком «Сити». Затем мы подписали другого «горожанина» – Робиньо. Он уже играл в Турции и видел, что у нас в составе были Гаэль, Адебайор и Демба Ба».
ФК Истанбул Башакшехир. Гаэль Клиши
В июле этого года Эрогут отметил победу в суперлиге – первую в истории. Редко, когда кто-то нарушает гегемонию «Галатасарая», «Башикташа» и «Фенербахче». В последний раз такое случалось в 2010, когда победу отпраздновал «Бурсаспор», но этот клуб с того момента сдал. А вот в то, что «Башакшехир» куда-то денется, верится с трудом. Его победа – не случайность: вот уже несколько лет он неспешно подбирался к самому верху. В прошлом сезоне команда вышла из группового этапа Лиги Европы, а в этом – дебютировала в Лиге Чемпионов и унизила «Манчестер Юнайтед». То, что рост был стремительным, неоспоримо.
Еще больше удивляет то, что клуб был основан только в 1990 году под названием «Истанбул Бюйюкшехир Беледиеспор». Тогда он принадлежал мэрии, и лишь в 2007 состоялся выход в Суперлигу. Все изменилось в 2014, когда семь инвесторов выкупили клуб и изменили его имя на «Истанбул Башакшехир».
***
Но клуб не только успешен – не обошлось и без скандалов. В частности, многих смущают связи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и правящей «Партией справедливости и развития» (ПСР). Уважаемое новостное агентство «Франс-Пресс» в свое время назвала клуб «игрушкой» президента.
Сложно поспорить с тем, что Эрдоган – фигура спорная. Враг свободы слова и де-факто диктатор, он арестовал отца известного баскетболиста Энеса Кантера за «попытку свергнуть власть». Сам Кантер не раз ловил угрозы от сторонников Эрдогана. Хакан Шукюр – величайший нападающий в истории сборной Турции – был вынужден сбежать в Калифорнию после того, как все его дома, компании и банковские счета перешли к правительству из-за его связей с движением Гюлена.
Сам Эрдоган прекрасно понимает, как важен футбол в сознании электората. Не случайно, что он так близок с Месутом Озилом. В 2014, когда «Истанбул» перешел в руки бизнесменов, многие сразу увидели что-то неладное. Так, президент клуба Гексель Гюмюшдаг, оказывается, был женат на племяннице жены Эрдогана. Когда состоялось переизбрание мэра Стамбула, именно Гюмюшдаг временно был главой крупнейшего города до тех пор, пока победу не одержал оппозиционер Экрем Имамоглу.
В том же году состоялось торжественное открытие нового стадиона, на которое президент страны приехал не только в качестве почетного гостя, но и в прошлом полупрофессионального футболиста. Ему дали сыграть, и он отметился хет-триком. Футболка с номером 12 (двенадцатый президент же), которую он надел, тут же оказалась навсегда за ним закреплена. Не удивительно, что недоброжелатели прозвали команду «ФК Эрдоган», тем более что размещается она в европейской части Стамбула, где и базируется ПСР.
В своей книге «1312: Среди ультрас» писатель Джеймс Монтейг пишет, что мало какие места олицетворяют последние 20 лет правления Эрдогана лучше, чем «Башакшехир»: тут вам и стремительные стройки, и культ футбола, и все больший исламизм.
В июле после чемпионства игроки команды отпраздновали за закрытыми дверями, а затем отправились в президентский дворец Эрдогана, который был только рад с ними пофотографироваться.
К его чести, Эрогут не уходит от неприятных вопросов. «Такое случается со всеми, кто добивается успеха. В первые три года все тебе симпатизируют. Нас называли будущим турецкого футбола. Затем, когда начинаешь бороться за титул, народ начинает разочаровываться. Сначала бы бодались с «Бешикташем», затем с «Галатасараем», а затем с «Трабзонспором». Стоило нам подняться, как мы увидели разницу. Да, клуб связан с Эрдоганом. Может, вы видели, как он надел нашу футболку и забил три гола. Но между клубом и президентом нет какой-то органической связи. Есть те, кто близок к нему, и те, кто далек».
«У нас были государственные и частные спонсоры, как и у любого клуба в Турции. Да, стадион построило правительство, но есть и 25 других таких стадионов, которые клубы просто арендуют. Так что я претензии несогласных не разделяю».
Затем Эрогут указывает на официальные бюджеты клубов Турции, опубликованные турецкой федерацией футбола. Судя по всему, бюджеты «Фенера», «Галатасарая» и «Бешикташа» остаются выше, чем у «Башакшехира».
«Говорят, что мы получаем больше денег от спонсоров – это не так. Возьмите наших спонсоров на футболках и посчитайте – вот и все деньги.
В мае 2018 года Мераль Акшенер, женщина, метящая в президенты, выложила твит со словами «Галатасарай – 2, Реджеп Тайип Эрдоган – 0».
«Это твит не против нашего клуба, а против Эрдогана, – улыбается Эрогут. – Был предвыборный этап, и она пыталась привлечь внимание футбольных фанатов и понравиться болельщикам «Галатасарая». Я ждал повторения после нашего титула в июле… но она молчала».
А что насчет оранжевых цветов «Башакшехира», прямо как у партии?
«Это еще история из девяностых. Мы были городским клубом, и в 1990 был мэр, никак не связанный с ПСР (образованной в 2001), и ему очень понравился этот цвет после его поездки в Нидерланды. Так что когда мэрия формировала клуб, его основными цветами были выбраны цвета голландской сборной. С ПСР это никак не связано. Да, наш президент и семья Эрдогана сроднились после брака, но тут скрывать нечего. Это вовсе не означает, что команда принадлежит или спонсируется Эрдоганом».
«У нас проводили аудит турецкая федерация футбола и УЕФА, и они не нашли никаких секретов. Мы не котируемся на публичной и фондовой бирже, и это как раз заставляет людей додумывать какие-то тайны».
***
В последние годы репутация футбола Турции испытывала проблемы. Все чаще к ней относятся, как к этакому роскошному дому престарелых для ветеранов футбола. Но грядут перемены. До пандемии гранды турецкого футбола задолжали кредиторам 2,5 млрд долларов. «Галатасарай», «Бешикташ» и «Трабзонспор» нарушили правила финансового фэйр-плей УЕФА. «Башакшехир» об этом знал, и он искал способы стать популярнее.
Было очень важно собрать базу фанатов. Эрогут признается, что да, 17-тысячная арена чаще всего заполнена на 30%, и этот факт не нравится и Эрдогану. Турция известна своими одержимыми болельщиками и яростной поддержкой трибун, однако жалкое количество зрителей на «Башакшехир Фатих Терим» сразу даете понять, что чем-то клуб не такой, и в данном случае это его выделяет не с лучшей стороны.
«У многих команды живут в сердце, и любовь эту им прививают отцы и дяди, – признается Эрогут, сам в детстве поклонник «Бешикташа». – Но мы думаем о будущих поколениях. На матч со «Спортингом» были распроданы все билеты. Шесть лет мы мечтали принять у нас Неймара, Мбаппе и Погба, а теперь приходится довольствоваться пустующими местами».
«В отличие от многих, я мечтал попасть в «группу смерти». Нашему бренду нужно показать себя в играх против «Юнайтед» и «ПСЖ». Китай смотрит, Северная Америка тоже. Это – шанс пощеголять перед новыми зрителями».
ФК Истанбул Башакшехир
И правда, создается ощущение, что это первый, но далеко не последний раз, когда мы увидим «Башакшехир» в ЛЧ. Модель операции клуба непривычна для Турции, где президентов избирают, в связи с чем они всегда думают о краткосрочных перспективах, из-за чего часто слишком много тратят. Частная же модель «Башакшехира» позволяет ему игнорировать критиков и думать на много лет вперёд.
«Когда речь заходит о финансовой самоокупаемости, лучше всего развивать и продавать молодежь. В противном случае мы слишком зависим от нынешних игроков и нынешних успехов в еврокубках. В футболе каждый год добиваться максимума не получится. В прошлом году турецкая федерация футбола ввела реалистичные правила финансового фэйр-плей. Они сложные в краткосрочной перспективе, но в средней и долгосрочной более чем возможны. Так наши клубы выйдут на самоокупаемость. Последнее – главная головная боль турецкого футбола».
Так что же, никаких громких имен и больших трат?
«Думаю, тут все изменится. Вместо попыток добиться всего сразу мы будем думать о будущем. Вкладывать в молодых. Возьмем, к примеру, Дженгиза Ундера, которого мы купили за немного и продали за 13,5 млн фунтов. Сейчас он в «Лестере». Кажется, у нас уже новый такой есть – Равил Тагир. Он родился в 2003 и уже выступает за сборную Турции до 23 лет. Там же есть еще четверо наших. Мы построили девять новых полей для академии. С удачными примерами вроде Дженгиза мы можем стать еще более привлекательным вариантом для нового поколения стамбульских футболистов».
Впрочем, это вовсе не значит, что клуб больше не грезит кубками.
«Когда он только к нам пришел, Клиши заявил: «Вы ребята прям как «Манчестер Сити», когда он начинал». А после чемпионства он сказал: «Я чувствую себя прямо как после той самой игры против «Куинз Парк Рейнджерс», когда «Сити» стал чемпионом».
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Станислав Кочубинский вспомнил интересную историю с 1975 года
Нельсон верит в Баколе