Роглич нашел свою любимую гонку. Итоги Вуэльты-2020
Sport.ua подводит итоги Вуэльты-2020
В воскресенье, 8 ноября в Мадриде завершилась Вуэльта-2020. Финиш испанского Гран тура также ознаменовал собой завершение всего сезона-2020 в мировом шоссейном велоспорте. Сезона, который получился очень тяжелым, неполноценным и сумбурным. Но в целом стоит признать, что сезон спасти удалось, за что стоит лишь снять шляпу перед ASO, RCS и другими крупными организаторами гонок.
Вуэльта подарила напряжение и интригу до последних моментов. Несмотря на то, что третья неделя была небогатой на ключевые для гонки этапы, она стала очень насыщенной и интересной.
Вуэльта – идеальная гонка для Роглича
Победителем Вуэльты-2020 стал Примож Роглич, для которого это второй подряд титул на испанском Гран туре. Словенец по праву считается одним из главным универсалов в современном мировом велоспорте – казалось бы, ему должны хорошо подходить супермногодневки с любым маршрутом. Но на деле все не так просто.
За последние два года Роглич принял участие в четырех Гран турах, и к каждому из них он подходил в статусе фаворита №1. Выиграть из них он сумел лишь два, и оба раза победной гонкой для него оказалась Вуэльта, в то время как Джиро д’Италия и Тур де Франс остаются пока что непокоренными вершинами для гонщика «Jumbo Visma».
И это неспроста. При всем универсализме Роглича, у него есть ярко выраженные сильные стороны и слабости. И Вуэльта – это тот Гран тур, который позволяет Приможу максимально эффективно использовать свои сильные качества, маскируя и нивелируя при этом его слабости.
В общем зачете Вуэльты Роглич опередил своего ближайшего преследователя, Ричарда Карапаса, всего на 24 секунды. При этом по чистому времени прохождения гонки словенец своему главному сопернику проиграл 8 секунд – чашу весов в пользу гонщика «Jumbo Visma» склонили бонификации, которых он благодаря сразу четырем победам на этапах (из генеральщиков никто не выигрывал на одном Гран туре настолько часто со времен Винченцо Нибали на Тур де Франс-2014) насобирал очень много.
И здесь первое преимущество, которое дает Рогличу маршрут Вуэльты: на испанской супермногодневке по традиции очень много среднегорных этапов с финишем в короткие подъемы. Для Роглича с его мощным финишным рывком это идеальный плацдарм для серийных побед на этапах и сбора бонификационных секунд в промышленных масштабах.
Еще одна особенность Вуэльты – то, что здесь важные с точки зрения общего зачета этапы более равномерно разбросаны по всем трем неделям маршрута, и не концентрируются на третьей неделе настолько явно, как на Туре и, особенно, на Джиро. Что также на руку Рогличу, учитывая, что с восстановлением у него проблемы есть, в чем мы на нынешней Вуэльте смогли убедиться в очередной раз.
Разделку на третьей неделе капитан «Jumbo Visma» снова проехал ниже своего базового уровня, даже несмотря на то, что в этот раз гонка на время располагалась в начале, а не под конец третьей недели. Да, Роглич выиграл индивидуальную гонку с финишем на Мирадор Эсаро на 13-м этапе, но выиграл с минимальным преимуществом, и своим прямым конкурентам по общему зачету привез намного меньше, чем прогнозировалось.
Ну а на заключительном горном этапе до Ла Коватильи Роглич откровенно выживал, растеряв почти половину из 45-секудного преимущества над Карапасом, которое было у словенца перед стартом 17-го этапа. И если бы на третьей неделе нынешней Вуэльты горных этапов было больше, чем один, то для Приможа все могло бы закончиться еще одним громким разочарованием. Маршрут Вуэльты снова сыграл на руку словенцу. Глобально это не говорит о том, что Роглич не сможет выиграть Джиро или Тур, но то, что побеждать на Вуэльте ему намного проще – несомненно.
В целом, несмотря ни на что, Роглич провел просто блестящий сезон: ряд побед на недельных гонках, второе место на Туре, победы на Льеж-Бастонь-Льеж (пусть и добытая с изрядной долей везения) и Вуэльте – результаты, которые говорят сами за себя. В 2020 году Рогличу удалось в одном сезоне выиграть и Гран тур, и Монумент: кроме него в 21-м веке такое достижение покорялось только знаменитым итальянцам Дамьяно Кунего и Данило Ди Луке.
Карапасу для победы не хватило смелости
Главным лейтмотивом нынешней Вуэльты была дуэль между Рогличем и Ричардом Карапасом. К последнему дню отдыха капитан «Ineos» подошел в качестве лидера общего зачета, однако, несмотря на это, в итоговую победу эквадорца верилось слабо. Уж слишком явным козырем в рукаве Роглича была 34-километровая разделка.
Однако, как уже было сказано выше, лидер «Jumbo Visma» в индивидуальной гонке выиграл у Карапаса и компании меньше, чем планировалось (к слову, стоит отдать должное словенцу: он извлек уроки из неудачи на последней разделке Тура и намного грамотнее разложился по дистанции с акцентом на вторую половину), и по итогам 13-го этапа гонщик «Ineos» оказался от лидера на расстоянии всего 39 секунд – отрыв, который можно было отыграть.
Шанс сделать это у Карапаса был лишь один – на 17-м этапе до Ла Коватильи. Однако за день до этого команда «Ineos» предприняла тактический ход, который многими воспринимается как ошибочный. Команда Дэйва Брэйлсфорда, понимая проблемы с восстановлением Роглича, решила сделать 16-й этап максимально сложным, чтобы словенец подошел к штурму Коватильи в предпоследний день максимально истощенным.
instagram.com/richardcarapaz
«Ineos» взвинтила темп на последнем подъеме дня, не позволив отрыву разыграть победу на этапе. Роглич на том этапе стал вторым, заработав еще 6 секунд бонификации. Да, такие риски читались, и, вероятно, «Ineos» сознательно на них шла, чтобы ударить по ногам прямому конкуренту. После этого «Ineos» не хватило сил на этап до Ла Коватильи, чтобы добрать отрыв и обеспечить Карапасу, в случае успешной атаки, 10 секунд бонификации. Однако в итоге Ричард проиграл в общем зачете 24 секунды – ни заработанные Рогличем 6 секунд на 16-м этапе, ни гипотетические 10 секунд для Карапаса на вершине Ла Коватильи не изменили бы исход этой дуэли. А то, насколько серьезно «Ineos» ударил по ногам своего главного конкурента на 16-м этапе, измерить во временном выражении невозможно.
Другое дело, что, не потратившись на 16-м этапе, «Ineos» мог бы сделать восхождение на Ла Коватилью более селективным. Однако стоит признать, что оно и так получилось достаточно селективным даже без усилий «Ineos». И главная причина поражения Карапаса в том, что на Ла Коватилье он пошел в решающую атаку слишком поздно – чуть менее чем за 3 км до финиша, при том, что последние 2 км подъема были относительно простыми. Ричард был сильнее и свежее своего соперника в решающий момент, однако решился на решающую атаку «на все деньги» слишком поздно. Вполне возможно, именно это стоило ему победы на нынешней Вуэльте.
Тем не менее, стоит признать, что в целом Карапас провел очень сильную гонку, и был сильнейшим горняком в пелотоне Вуэльты-2020. В прошлом году Ричард сенсационно выиграл Джиро-2019, и главным фактором его победы была недооценка со стороны главных фаворитов. Однако своим выступлением на нынешней Вуэльте Карапас подтвердил свой высочайший класс: его имя в списке победителей Джиро присутствует не случайно.
Карти – еще один прорыв сезона
Третьим на нынешней Вуэльте стал Хью Карти, и такой результат 26-летнего британца прогнозируемым назвать сложно. Да, он заявил о себе еще в прошлом году, заняв 11-е место в общем зачете Джиро и очень сильно выступив на нескольких горных этапах, однако прорыва на подиум Вуэльты мало кто ожидал. Весь безумный сезон 2020 года подарил нам немало сенсаций и зажег немало новых звезд, и завершился символично – прорывом Карти на подиум Вуэльты.
Этот успех гонщика «Education First» стал немного неожиданным, но при этом абсолютно закономерным: британец на нынешней Вуэльте до последнего боролся не просто за подиум, но и за победу. Перед решающим этапом до Ла Коватильи Карти проигрывал Карапасу в общем зачете всего 8 секунд, и выглядел не менее опасным для Роглича соперником, чем капитан «Ineos», особенно с учетом блестящей разделки в исполнении британца. Однако на решающий день сил Хью немного не хватило, и ему пришлось довольствоваться третьим местом в итоговой генеральной классификации.
instagram.com/hughcarthy
Подиум Карти при красивой победе на королевском горном этапе с финишем на легендарной Англиру – большое достижение для «Education First», которая по традиции считается одной из самых скромных команд Мирового тура. Однако в последние годы по соотношению бюджет/результаты подопечные Джонатана Вотерса выдают очень высокий КПД. Ну и человек с ростом 193 см на подиуме Гран тура – удивительно даже для сумасшедшего 2020 года. Гонщиков с такими антропометрическими данными на подиумах супермногодневок не было уже очень давно.
Дэн Мартин потерял последний шанс на подиум Гран тура
На фоне массовых прорывов молодых гонщиков в 2020 году, в том числе успеха Карти на Вуэльте, история Дэна Мартина выглядит словно белая ворона, как и третье место Ричи Порта на Тур де Франс. Истории эти в чем-то похожи: два ветерана и вечных неудачника Гран туров на старости лет, когда их все уже поспешили списать со счетов, выдали лучшую супермногодневку в своей карьере – и по результату, и по содержанию.
В отличие от Порта, Мартин в своей карьере на Гран турах был более стабилен и все же регулярно заезжал в топ-10 общего зачета (при чем всегда по одному и тому же сценарию: с очень мощным началом и постепенным угасанием), но и по своему потенциалу Дэн уступал «Тасманскому дьяволу». И если Порт в 35 лет таки дотянулся до столь желанного подиума на Гран туре, то у Мартина это не получилось – четвертое место.
И, если быть откровенным, такой результат закономерный: все же 34-летний ирландец был заметно слабее всей троицы призеров, и восстановления гонщику «Israel Start-up nation» снова немного не хватило. Последний горный этап Мартину дался очень тяжело, и к потере четвертого места он был ближе, чем к подиуму.
Так или иначе, победа на этапе и четвертое место в общем зачете – отличное выступление для ирландца. Выступление, которое, скорее всего, как и для Порта, стало его лебединой песней на Гран турах. В следующем сезоне в команду Мартина, «Israel Start-up nation», переходит Крис Фрум. И на него, даже несмотря на провальный нынешний сезон, рассчитывают как на капитана на Гран турах. Поэтому свободу действий в следующем сезоне Мартин, скорее всего, получит только на арденских классиках и, возможно, на некоторых недельных многодневках.
«Movistar» помог Рогличу победить. Но винить их в этом не стоит
Еще в итогах прошлой недели мы писали о том, что Энрик Мас снова разочаровывает, и «Movistar» на главной для себя гонке сезона не борется даже за подиум общего зачета. И третья неделя в этом плане ничего не изменила: Мас остался пятым в общем зачете.
Началась третья неделя для испанца с провала в разделке, где от него ждали солидного выступления, а в итоге он проиграл абсолютно всем прямым конкурентам: не только Рогличу, но и Карапасу с Карти, и даже Дэну Мартину, которого раздельщиком даже среднего уровня язык назвать на повернется. На заключительном горном этапе до Ла Коватильи Мас выглядел сильнее Мартина, и имел шансы обойти его в общем зачете, но остался пятым.
Но в итоге сам Энрик и команда «Movistar» оказались в центре внимания по другим причинам. На последних километрах подъема на Ла Коватилью, когда Карапас и Карти сумели уехать от Роглича, руку помощи словенцу внезапно протянула команда Эусебио Унсуэ. Мас и Марк Солер, который спустился к своему капитану из отрыва, посадили Ронлича себе на колесо и вместе поехали к финишу, помогая гонщику «Jumbo Visma» спасать драгоценные секунды. Такие действия «Movistar» многим показались неправильными и вызвали много полемики в велосообществе – мол, почему они решили помочь Рогличу и повлиять на ход борьбы за первое место, в которой они сами уже не участвовали?
Однако, если оценить ситуацию на холодную голову, отбросив личные симпатии, то винить «Movistar» не в чем. Во-первых, работа Солера и Маса была направлена на то, чтобы уехать от Дэна Мартина и подняться на четвертое место в общем зачете. Да, не самая высокая цель для такой команды, но имеем то, что имеем. «Movistar» преследовал в гонке свои цели, и так уж случилось, что в решающий момент испанцы оказались ситуативными союзниками Роглича.
Да и даже если бы целью «Movistar» было не возможное продвижение Маса на четвертое место в общем зачете – все равно особых претензий к команде Эусебио Унсуэ быть не может. На секундочку, события происходили в предпоследний гоночный день сезона. Завтра вечером у тебя начинается долгожданный отпуск, у тебя еще остались силы что-то сделать в гонке – куда и зачем экономиться?
Да, работа «Movistar» на четвертое место в общем зачете выглядит немного странно, но эта ситуация лишь еще раз подтверждает, что Мас в роли капитана не соответствует уровню амбиций команды Унсуэ. На прошлой недели в СМИ появилась информация о том, что переход лидера «Астаны» Мигеля Анхеля Лопеса в «Movistar» - практически свершившийся факт. И такой альянс выглядит абсолютно логичным для обеих сторон. Лопес попадает в сильную, амбициозную команду и родную, испаноязычную языковую среду. Ну а со стороны самой «Movistar» подписание Лопеса – это, по сути, признание того, что сделать Маса ставкой команды №1 на Гран туры было ошибкой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Легендарный голкипер наконец поделился своей историей
Кристина Крыжановская в Instagram заявила о поклонниках с не самым приятным общением