От Сенны до Бьянки. Как смерть пилотов влияет на безопасность в Формуле-1
Трагические аварии помогают Формуле-1 повышать нормы безопасности
Если попытаться выбрать худший уикэнд в истории Формулы-1, то первое место можно смело отдать Гран-при Сан-Марино 1994 года. Ровно 26 лет назад в течение одного этапа погибли сразу два гонщика, а один получил травмы. Во время практических заездов в серьезную аварию попал совсем еще молодой Рубенс Баррикелло, который даже потерял сознание, получил повреждения, но выжил.
В квалификации случилось авария с участием Роланда Ратценбергера. На болиде австрийца отвалилось переднее антикрыло и машина на скорости за 300 км/ч влетела в бетонную стену. Несмотря на гибель пилота, на следующей день, 1-го мая, гонка стартовала и на 7-м круге в аварию попал легендарный Айртон Сенна. Снова вылет с трассы и удар в бетонную стену на скорости около 210 км/ч.
Общеизвестно, что большинство норм безопасности в различных аспектах жизни (те же авиаперелеты) пишутся кровью, и ситуация с Гран-при Сан-Марино ускорила введение новых правил и в экипировке пилотов, и в дизайне болидов. Причиной смерти Ратценбергера и одной из причин гибели Сенны стал перелом основания черепа, и новые меры безопасности были направлены на уменьшение такой угрозы. При серьезной аварии голова гонщика с большой скоростью наклоняется вперед, а затем после остановки машины она с такой же скоростью возвращается назад, что приводит к тяжелым травмам черепа.
Еще в 1987 году в США начали разработку системы HANS (Head And Neck Support device, система поддержки головы и шеи). Сейчас она выглядит так, и все давно привыкли к этому приспособлению на голове пилотов.
formula1.com
Об использовании этой системы начали говорить как раз после черного уикэнда в Сан-Марино, однако полноценное применение в Ф-1 она нашла только с 2003 года. И лишь с 2008 года ФИА сделала HANS обязательной для всех гоночных серий.
«Проблему начали обсуждать после ряда аварий в крупных гоночных сериях. Ратценбергер погиб из-за перелома основания черепа. Думаю, у Сенны было такое же повреждение, хотя умер он не от него. Гонсало Родригес погиб от этой травмы, а также было много подобных инцидентов в NASCAR. Люди осознали необходимость такого устройства», - сказал Роберт Хаббард, изобретатель HANS.
Важными стали не только экипировка гонщиков, но и надежность самих болидов. Кроме снижения общей скорости машин были усилены нормы прохождения краш-тестов, укреплен монокок, в котором находится пилот, и предприняты другие меры для безопасности спортсменов. Многие обвиняют Формулу-1, мол, нормы безопасности скоро станут важнее гонок, а пилоты должны рисковать и все в таком духе. Однако на примере даже одной аварии видно, что современные нормы безопасности работают. Например, совершенно жуткая авария Роберта Кубицы в Канаде в 2007 году.
Очень сомнительно, что в 90-х пилот смог бы выжить после такого. И сравните видео с аварией Сенны (переход на Youtube). Кажется, попади современный болид в такую аварию, то пилот разве что расстроится, что выбыл из гонки. Кубица же получил только растяжение ноги и через этап вернулся в машину.
После смерти Сенны непосредственно в официальных гонках Ф-1 смертельных инцидентов не было до 2014 года (были смерти в мероприятиях под эгидой ФИА и других сериях). Когда казалось, что пилоты защищены максимально возможно, учитывая все риски гонок, произошел ряд диких случайностей, которые снова вынудили работать над увеличением безопасности.
На Гран-при Японии во время дождя с трассы вылетела машина Адриана Сутиля. Для того, чтобы убрать болид, выехал специальный эвакуатор, и именно в него врезалась машина Жюля Бьянки, который на мокрой трассе не справился с управлением. К несчастью, болид Ф-1 сам по себе очень низкий, и передняя его часть вошла под трактор, нанеся французу тяжелые повреждения головы. Долгое время Бьянки находился в искусственной коме, но 17-го июля 2015 года семья пилота объявила о его смерти.
motorsport.com
Нельзя сказать, что именно эта авария привела к появлению системы Halo, но явно ускорила ее внедрение в Ф-1. В целом, идею защиты головы пилотов в машинах с открытыми колесами начали продвигать еще в 2011 году, а в 2016 ассоциация пилотов Ф-1 потребовала от ФИА активнее шевелиться в этом направлении. К слову, можно вспомнить и менее трагичные эпизоды, повлиявшие на меры безопасности в Ф-1. В 2009 году на Гран-при Венгрии деталь от машины Рубенса Баррикелло попала в шлем Фелипе Массы, пробила защиту и нанесла повреждение головы.
Пилот тогда пропустил остаток сезона, а в конструкцию шлемов внесли ряд изменений.
Несмотря на недовольство многих болельщиков, которым не нравится внешний вид болидов с Halo, с 2018 года система защиты головы стала обязательной и, пожалуй, ее уже даже не замечают. Система несколько раз выручала пилотов, в том числе в низших сериях. Важно, что Halo установлен на машинах Формулы-2 и Формулы-3. Правда, не стоит думать, что на этом вопрос с безопасностью более-менее решен.
Менее года назад перед Гран-при Бельгии состоялся заезд Ф-2, и в страшной аварии погиб гонщик Антуан Юбер. Даже нынешний крепкий корпус машины не выдержал удара и развалился, хотя основные правила безопасности направлены как раз на то, чтобы кокпит был максимально защищенным для пилота.
Как видим, даже самые жесткие меры не гарантируют безопасность гонщиков, поэтому можно не сомневаться, что в будущем будут и трагичные аварии, и новые способы защитить пилотов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Олег Федорчук высказался о будущем сопернике в плей-офф Лиги наций
Бывшие игроки «Динамо» поставили 200 долларов на игру национальной команды