Триумф Словении, разочарование от Падуна. Итоги Вуэльты-2019
Sport.ua подводит итоги Вуэльты-2019
Вчера традиционным спринтерским «этапом дружбы» в Мадриде завершилась Вуэльта-2019. Заключительный Гран Тур сезона подарил массу эмоций и событий – поговорить будет о чем.
Дебютная победа Роглича на Гран Турах
Первой победы на Гран Турах от Приможа Роглича ждали еще в мае – после феноменальной первой половины сезона он приехал на Джиро в статусе топ-фаворита. Однако тогда чрезмерно интенсивное начало сезона помешало словенцу, и он финишировал только третьим, растратив свое преимущество на третьей неделе. Работа над ошибками была проведена мгновенно, и к Вуэльте лидер Jumbo Visma подходил по абсолютно другому графику: в период между завершением Джиро и стартом Вуэльты он провел всего один гоночный день.
Практика показала, что такой подход намного эффективнее, особенно в конце сезона, когда большинство прямых конкурентов Роглича ехали на фоне колоссальной усталости. У Приможа за все три недели не было ни единого намека на кризис: не всегда он был готов уничтожать соперников, но как минимум не терять свое преимущество он был способен всегда.
Победа Роглича была под угрозой лишь дважды: оба раза это было на равнинных этапах третьей недели, и оба раза это не было связано с плохим самочувствием гонщика Jumbo Visma. После второго дня отдыха на 17-м этапе гонка взорвалась в самом начале. Пелотон из-за собственной невнимательности отпустил огромный отрыв, в котором было более 40 человек. Лишь спустя некоторое время все сумели разобраться, кто отобрался в этот отрыв, и понять, что отпускать его не стоило, но было уже поздно.
twitter.com/lavuelta
В первом формировании оказалось сразу 7 гонщиков сильнейшей команды на равнине – Deceuninck Quick Step. Оказался среди участников отрыва и Найро Кинтана, который, несмотря на провал в конце второй недели, оставался высоко в общем зачете. Большинству команд в пелотоне преследование отрыва не было интересно, Movistar, конечно же, не работал из-за присутствия в первой группе Кинтаны. Вся работа была взвалена на плечи Jumbo Visma, и в определенный момент у голландской команды ресурсы закончились.
Ситуация стала угрожающей для Роглича, но руку помощи протянула Астана, которая пошла спасать шансы Мигеля Анхеля Лопеса. Добрать отрыв, конечно, не удалось, Кинтана отыграл пять минут в общем зачете, но для обладателя красной майки это не было большой проблемой – пронесло. Стоит признать, 17-й этап нынешней Вуэльты стал невероятно интересным и по праву претендует на звание одного из самых эпичных равнинных этапов в современной истории Гран Туров.
О событиях 19-го этапа мы поговорим ниже, но, так или иначе, проблем Роглич сумел избежать, и в возрасте почти 30 лет (день рождения словенец отпразднует через полтора месяца) выиграл свой первый Гран Тур в карьере. Немолодой возраст скажете вы? Как сказать, учитывая, что только в 2012 году Примож завершил карьеру в прыжках с трамплина и начал заниматься велоспортом, а первый профессиональный контракт подписал в 24 года. Ну и, конечно, Роглич принес Словении первую в истории победу на Гран Туре. До Роглича лучшим результатом словенцев в супермногодневках было восьмое место Тедея Вальявеца на Джиро-2009.
Алехандро Вальверде: порция рекордов с неприятным привкусом
Второе место на Вуэльте занял Алехандро Вальверде, и тем самым испанский ветеран побил сразу несколько рекордов. Между его первым подиумом на Гран Турах (Вуэльта-2003) и [пока что] последним прошло 16 лет. До этого рекордсменом по этому показателю был легендарный Фаусто Коппи, между первым и последним подиумом которого на Гран Турах прошло 15 лет (1940 – 1955 годы).
Вальверде в седьмой раз за карьеру поднялся на подиум Вуэльты и в 19-й раз финишировал в топ-10 общего зачета на Гран Турах – по обоим показателям он также установил новые рекорды. В свои 39 лет чемпион мира провел один из своих сильнейших Гран Туров в карьере: победа на этапе (уже 13-я в карьере на Вуэльте), отличный результат в разделке и очень ровное выступление в горах. Лишь однажды мы увидели небольшой намек на кризис у капитана Movistar – на 16-м этапе, когда он проиграл 23 секунды Рогличу, Погачару и Лопесу. При этом стоит отметить, что Вальверде проехал гонку не от глухой обороны, как это часто бывало в его исполнении, а атаковал и пытался оказывать давление на Роглича.
twitter.com/lavuelta
В 39 лет легендарный ветеран провел великолепную гонку, однако впечатление от выступления Вальверде было очень сильно подпорчено 19-м этапом. Гонка шла в спокойном ритме по равнине, однако за 65 км до финиша в пелотоне случился завал, в котором пострадал Мигель Анхель Лопес и обладатель красной майки Роглич вместе со своими командами. Movistar нарушил все неписанные правила, своеобразный фэйр-плей велоспорта, и вышел вперед в пелотоне, взвинтив темп, вместо того, чтобы позволить лидеру общего зачета вернуться в группу.
Спустя 11 км Movistar все же сбросил темп в пелотоне и позволил соперникам вернуться. Однако неприятный осадок остался, и до конца этапа, как и после его завершения, команде Эусебио Унсуэ пришлось отбиваться от потоков критики в свой адрес. Все гонщики Movistar в один голос ссылались на то, что просто выполняли поступившие с технички указания. Хотя тот же Вальверде, учитывая его непререкаемый авторитет в команде, мог (да и должен был) взять инициативу в свои руки и притормозить свою команду.
Наиболее резок в своей критике после этапа был Лопес: «Movistar проявил неуважение, и это привычный для них стиль поведения. Эти идиоты всегда творят дурацкие вещи. Я в ярости, когда вижу, что команда чемпиона мира так гоняется. Вот такого чемпиона мира мы имеем». Однако на следующий день лидер Астаны успокоился и извинился: «То, что Movistar сделали вчера – неправильно, как и мои слова. Вальверде – великий гонщик и отличный человек». Конфликт вроде бы исчерпан, но пятно на репутации чемпиона мира и его команды осталось.
Феноменальный дебют Погачара
Победой Приможа Роглича успехи словенского велоспорта на нынешней Вуэльте не ограничились. Феноменально провел свой дебютный Гран Тур в карьере Тадей Погачар. 20-летний гонщик UAE Emirates выиграл три этапа, финишировал третьим в общем зачете и завоевал белую майку лучшего молодого гонщика. Выиграть три этапа на дебютном Гран Туре не удавалось никому со времен Джузеппе Саронни на Джиро-1978. Что символично, сейчас легендарный итальянец является одним из менеджеров команды Погачара UAE Emirates.
О перспективах попадания Погачара в топ-10 общего зачета осторожно говорилось и до старта гонки, но такого выступления от него не ожидал никто. Особенно впечатляющей была последняя победа Погачара, на 20-м этапе – именно она в итоге принесла ему призовое место и белую майку. Тадей атаковал на предпоследнем перевале за 39 км до финиша. Долгое время в пелотоне был кризис лидерства, и никто не хотел по-настоящему включаться в погоню за словенцем. На этом Погачар заработал почти две минуты преимущества, и больше всего поразило то, что даже на последнем подъеме, когда преследователи пошли на максимуме, они почти ничего не отыграли у гонщика UAE Emirates.
twitter.com/lavuelta
Несмотря на блестящее выступление Погачара, от него до последнего ждали кризиса, ждали, что возраст и отсутствие опыта на Гран Турах все же скажется. И по-настоящему тяжелый день у Тадея был – на 18-м этапе. Там гонщик UAE Emirates проиграл минуту относительно Роглича, Лопеса и Вальверде. Не так уж много, учитывая, что в тот день словенцу было действительно тяжело. Он защищался максимально грамотно и сумел минимизировать свои потери, продемонстрировав удивительную для его возраста зрелость.
К слову, этот успех Погачара для UAE Emirates был необходим как воздух, ведь нынешний сезон провалили практически все главные звезды команды: Дэн Мартин, Фернандо Гавирия, Александер Кристофф, Фабио Ару. Последний, кстати, с Вуэльты сошел из-за вируса.
Пока что не будем утверждать, что Погачар в 20 лет утвердился в статусе многодневщика экстра-класса, ведь за последние 10 лет на подиумах Вуэльты побывали даже люди уровня Эсекьеля Москеры и Петера Велитса. Однако выступление словенца оставило намного более сильное впечатление, и, кажется, перспективы перед ним действительно открываются огромные. Вполне возможно, уже в ближайшие годы у скромной Словении будет сразу два многодневщика экстра-класса: далеко не каждая велосипедная сверхдержава может таким похвастаться.
Провал Мигеля Анхеля Лопеса
Главным неудачником Вуэльты можно назвать Мигеля Анхеля Лопеса. Капитан Астаны ехал на гонку с целью победить в общем зачете, и на первом горном финише на Хаваламбре эти свои амбиции подтвердил. Однако в дальнейшем серия неудач (в первую очередь – в разделке на 11-м этапе) заставила колумбийца переориентироваться на борьбу за подиум. Не выполнил он и эту цель, а в предпоследний день гонки проиграл даже белую майку, которую перед стартом Вуэльты ему без малейших сомнений отдавали все специалисты. В итоге Лопес, имея за спиной самую сильную команду Вуэльты, не сумел добиться ни одной из поставленных целей – настоящий провал. И уже далеко не первый, вспоминая скромное седьмое место на Джиро.
Хорошие и неудачные дни Лопеса на нынешней Вуэльте чередовались настолько хаотично, что в этом невозможно проследить никакие тенденции и закономерности. А, соответственно, сложнее будет провести работу над ошибками: нельзя сказать, что колумбиец вышел на пик формы слишком рано или слишком поздно.
Сделав ставку на Лопеса сразу на двух супермногодневках, провалила сезон и вся Астана. Ни одного подиума на Гран Турах за год – очень слабый результат по меркам казахстанской команды. Не будем забывать, что в Астане на Лопеса рассчитывали как на замену Винченцо Нибали, который за 4 года в команде Александра Винокурова дважды выиграл Джиро и однажды - Тур де Франс. И, несмотря на два призовых места на Гран Турах в прошлом году, на роль наследника Нибали Лопес по своему уровню пока что явно не тянет.
Впрочем, ставить крест на Лопесе никто не собирается. Тем более, что на нынешней Вуэльте Мигеля есть за что и похвалить. Он был одним из главных аниматоров гонки. Из всех грандов общего зачета именно он чаще всего рисковал, шел в атаки, пусть зачастую, как на 20-м этапе, это потом очень дорого стоило самому Лопесу. Такая смелость – это то, что так нравится болельщикам, и чего очень сильно не хватает современному велоспорту. Однако, как показал пример Лопеса, одной лишь смелости порой недостаточно.
Гонка разочарований для Марка Падуна
Единственный представитель Украины на нынешней Вуэльте, Марк Падун, начинал гонку в качестве номинального капитана Bahrain Merida – связано это было, в первую очередь, с травмой Доменико Поццовиво за неделю до старта гонки. Конечно, от Падуна не требовали результата, однако осторожно о борьбе за топ-10 общего зачета говорили. И в любом случае от 23-летнего уроженца Донецка ждали большего, чем он в итоге показал.
С амбициями в общем зачете Падун попрощался уже на первой неделе: стало понятно, что ничего большего, чем 20-25-е места, Марку не светит. После этого гонщик Bahrain Merida переквалифицировался на борьбу за отдельные этапы, но и здесь не преуспел. Долгое время он не мог и даже не пытался отобраться в отрывы. На 15-м этапе мы наконец-то увидели Марка впереди. На этапе с горным финишем на Сантуарио дель Асебо Падун финишировал пятым: неплохой результат, если не обращать вниманию на то, что победителю, Сеппу Куссу, он проиграл почти две минуты. Решение поехать в отрыв еще раз на следующий день выглядело откровенно странным, и в итоге опасения подтвердились. Падун оказался абсолютно неконкурентоспособным, и выпал из отрыва уже в середине этапа: обнаружились еще и явные проблемы с восстановлением.
Twitter
На третьей неделе Падуна в отрыве мы увидели лишь однажды: на 20-м этапе, но и в этот раз у украинца ничего не получилось. В итоге получаем в исполнении Марка очень слабую гонку. А ведь все это происходит в год, когда колоссальных успехов добилась целая плеяда молодых талантов: Эган Берналь, Павел Сиваков, Фабио Якобсен, Матье Ван дер Пул, Воут Ван Арт, Тадей Погачар. А ведь перед стартом Вуэльты шансы Падуна в общем зачете оценивались практически на равных с тем же Погачаром…
Учитывая то, что на нынешней Вуэльте в составе Bahrain Merida очень неплохо проявил себя еще и Германн Пернштайнер, следующий шанс выступить в роли капитана на Гран Туре у Падуна может появиться очень нескоро. Конечно, что стоит учитывать тот факт, что практически всю первую половину сезона Марк пропустил из-за тендинита, однако малое количество гоночных дней в конце сезона могло наоборот стать преимуществом украинского гонщика.
Итоговый общий зачет Вуэльты:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Джей Опетая высказался о крузервейте
Украинцы стартовали с поражения в квалификационном раунде чемпионата Европы
Поґачар ніби стабільний протягом всього сезону і на слуху. а Падун на слуху, оскільки єдиний представник від України...