0:6 после двух туров: российские боссы толкают Монако в пропасть
Оказывается, путь из полуфинала Лиги чемпионов на дно Лиги 1 можно пройти всего за два года
Уверены, вы помните, как «Монако» выходил в полуфинал Лиги чемпионов в 2017 году.
Вам врезалась в память скорость и бесшабашность, с которой та команда выбегала в атаку. Вы были впечатлены обретшим вторую молодость Фалькао, издевавшимся над защитой гвардиоловского «Ман Сити», словно над школьниками во дворе. Ну а про сенсационного Мбаппе и говорить нечего – как и газетчики всего мира, вы были уверены, что этот парень повторит путь Месси и Роналду.
Без сомнения, то была великая команда и чудесное время. И тем более обидно, что уже спустя два года от него остались одни руины.
***
Два подряд поражения со счетом 0:3 от «Лиона» и «Меца» на старте текущего сезона не были случайностью. В обоих матчах монегаски наиграли на них что в атаке, что в защите.
С «Лионом» прямую красную карточку в середине первого тайма получил Сеск Фабрегас, а уже через неделю против «Меца» тот же подвиг повторил Рубен Агилар. И один, и второй никогда не были грубиянами. Для испанца это удаление – лишь четвертое в длиннющей карьере, а 26-летний Агилар и вовсе впервые увидел красный свет на уровне Лиги 1.
Единственная причина их удалений – жуткая неуверенность и нервозность. Причем на месте Сеска и Агилара мог быть совершенно любой игрок «Монако», ведь эта болезнь поразила в клубе всех, от тренера и до последнего запасного.
Откуда она взялась? Тут все на поверхности: прошлой осенью команда пережила тяжелейшую 16-матчевую серию без побед, которая низвергла на «Стад Луи II» последних идолов чемпионской команды-2017. Именно тогда Камил Глик впервые в карьере начал привозить гол за голом; именно тогда Жемерсон начал проигрывать борьбу в десяти метрах от собственных ворот; именно тогда ранее неутомимый Джибриль Сидибе начал откровенно отбывать номер. Ну и, конечно же, именно та серия стоила работы казавшемуся неприкасаемым Леонарду Жардиму.
А когда пали даже такие мастодонты, что требовать от молодежи? Ей нужно за кем-то тянуться, но вместо внятных ориентиров новички видели неуверенных в себе мужчин, которые откровенно не знали, что делать.
Аренды Адриена Силвы и Желсона Мартинша в январе несколько притормозили падение и помогли команде избежать вылета («Монако» остановился в одном очке от зоны переходных матчей), но кардинально на ситуацию не повлияли. То же самое можно сказать и о летних новичках. Да, в товарищеских матчах монегаски выглядели уже лучше, но стоило им вновь ощутить давление, как колени тут же задрожали.
***
Признаться, на топ-уровне такой феномен доводилось видеть нечасто. У отдельных игроков безумные спады и возрождения случались – чего стоит только ужасный сезон-2015/16 от Эдена Азара. Но вот чтоб вся команда сразу – этому должна предшествовать целая череда неумных решений от руководителей клуба.
В «Монако» все началось с трансферной кампании-2017, когда клуб продал большинство своих звезд, накупив взамен довольно странных персонажей.
Бальде Кейта и Юри Тилеманс, за которых в сумме было уплачено 55 млн евро, не хотели и не умели играть на команду. Оба переходили в «Монако» с единственной целью уже через год-полтора смыться в направлении топ-клуба, и результаты монегасков их мало интересовали.
Другие покупки тоже не сыграли. Теренс Конголо, Адама Диахаби, Суалихо Мейте и Жорди Мбула оказались просто слабыми игроками; Рашид Геззаль деградировал на глазах; Стевана Йоветича съедали травмы, а распиаренный 16-летний Пьетро Пеллегри на деле оказался просто мальчишкой-переростком.
Спортивный директор «Монако» Антонио Кордон допустил больше ошибок, чем его предшественник Луиш Кампуш за всю карьеру. И хотя сезон-2017/18 монегаски еще завершили на втором месте, уже тогда было очевидно, что результат – полностью заслуга оставшихся лидеров коллектива-2017. Как только Фабиньо и Лемар ушли – все рухнуло окончательно.
***
Тут бы монегаскам остановиться, оглядеться по сторонам и не делать резких движений, но российские боссы наоборот задергались. На освободившееся место спортдира они назначили неоднозначного нигерийца Майкла Эменало – и понеслась.
Летом 2017-го «Монако» продал игроков на 244 млн евро и купил на 123 – и это уже был огромный стресс для всех. Но через год Эменало и вице-президент Вадим Васильев и этот рекорд переплюнули. На сей раз они выручили 320 млн и потратили 149!
Трансферы сыпались как из рога изобилия: молодые парни из середняков Лиги 1 Софьян Диоп, Самуэль Грансир, Ронаэль Пьер-Габриэль, Жан-Эд Ахолу; видавший виды опорник из «Риу Аве» Пеле; фулбек «Торино» Антонио Баррека; правый бек «Байера» Беньямин Хенрикс; постаревший универсал из «Вест Брома» Насер Чадли; наконец, звезда московского ЦСКА Александр Головин. Вы видите в этом все хоть малейшую закономерность или стратегию?
Ну а крайним предсказуемо получился Жардим, которого этой лавиной трансферов просто-напросто снесло. Пока молодежь поступала в небольшом количестве, Леонарду с ней справлялся. Но когда пошел такой поток – у тренера просто не было шансов. Вдумайтесь только: по ходу прошлого сезона за основу «Монако» сыграло аж 42 игрока! Это почти четыре полноценных состава!
***
Говорят, что когда монегаски пошли на дно, собственник клуба Дмитрий Рыболовлев устроил всем жуткий разнос, уволив и Васильева, и Эменало. Но понял ли он суть проблемы? Со стороны кажется, что нет.
Если бы понял, то разве приглашал бы в кризисную команду на пост тренера Тьерри Анри, чье высокомерие так и не позволило ему за три месяца снизойти до уровня его игроков?
А уже затем, после провала Тити, разве он возвращал бы Жардима? Леонарду – шикарный тренер, но ни один человек не может слишком долго работать на одном месте без потери в качестве. Делая одно и то же, легко потерять концентрацию и упустить из виду очевидные вещи, что в итоге и произошло с португальцем.
Наконец, если бы россиянин разобрался в настоящих причинах спада, разве допустил бы он новую кадровую чехарду в «Монако» этим летом? До конца трансферного окна еще две недели, а монегаски уже продали на 83 млн евро и купили на 105. При этом позиция опорного хавбека как была вакантной, так и остается, чем без труда воспользовался даже скромный «Мец».
Рыболовлев может сколько угодно пенять на подчиненных, но, в сущности, он сам загнал «Монако» в идеологический тупик. Без конца покупая и продавая, доверяясь все новым и новым спортдирам, меняя Жардима на Жардима, он завел клуб в зону мощнейшей турбулентности, где бессмысленно надеяться на хоть какую-то стабильность.
И шансов исправить это быстро не существует. Это длинный путь, вначале которого неплохо бы прекратить попытки попасть пальцем в небо. Свой лучший сезон в новейшей истории «Монако» провел после того, как за лето продал игроков всего на 18 млн, но на «Стад Луи II» об этом почему-то забыли. Вот когда вспомнят – тогда и результаты понемногу наладятся.
Ну а до тех пор – 0:6 и два удаления после двух туров будут оставаться нормой. А как вы хотели? Питомник для молодежи не может быть успешен в спортивном плане. Побед может добиваться лишь продуманный проект, но «Монако» по воле своего погнавшегося за деньгами владельца перестал им быть еще летом 2017-го.
Роман СИНЧУК
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Поединок состоится 5 января в 18:30 по Киеву
Sport.ua вспоминает, как сборная Украины U20 по хоккею впервые выступала на ЧМ в топ-дивизионе