«Вселенский заговор» или последствия неуклюжести?
Сегодня ночью сборная Украины по хоккею вернулась с чемпионата мира
Они проиграли Венгрии решающий поединок группы «В» чемпионата мира и не смогли вернуться в элиту.
Все-таки раньше было проще. «Живые легенды» украинского хоккея собирались в Киеве накануне чемпионата мира, раздавали несколько десятков интервью о бедственном состоянии «самой быстрой игры в мире» в нашей стране, а потом отправлялись на мундиаль и там «на голом патриотизме и практически бесплатно» были биты всеми без перебору. И все же в течение девяти лет после позорных 0:9, 1:9 и прочее следовали героические победы над итальянцами или японцами, которыми потом хвастались, словно одолели канадцев. Место в элите сохранялось, «моральный облик» ребята тоже не потеряли, «начистив физиономии» оппонентам по заключительным матчам. Молодцы, гордость вы наша! Это я не утрирую – достаточно поднять подшивки газет, начиная с 1998 года.
И вот в 2007-м «мечта сбылась» - в хоккей, наконец, начали вкладывать деньги. И здесь-то вскрылись истинные возможности. Сначала с треском был провален чемпионат мира-2007 в группе А. Но эту неудачу можно было списать на силу соперников из стран, в которых катков в сотни раз больше, чем в Украине, на традиционно предвзятое судейство (вообще, за время выступлений нашей сборной в элите мирового хоккея создалось впечатление, будто против нее существует какой-то вселенский заговор – ведь с кем только украинцев не засуживали!).
Вылет в низший дивизион заставил новое руководство национальной федерации убрать с поста главного тренера сборной ее многолетнего рулевого Александра Сеуканда. В общем, начали с головы. В медицине такой орган вообще нельзя заменить. В спорте, к счастью, можно. Только важно подобрать качественный имплантат. В нашем случае имплантат необходим был особо качественный. Ведь от нового наставника требовалось, в первую очередь, навести порядок в запущенном хозяйстве, заставить «звезд» играть в хоккей, а не купаться в лучиках своей славы (о том, что эти лучики начинают сверкать раз в году, когда ребята возвращаются после не очень ярких сезонов в российской суперлиге, скромно промолчим).
Итак, место Александра Сеуканда занял Владимир Голубович. Нет спору, великолепнейший игрок в прошлом. Но как тренер… Что-то не припоминается, чтобы он себя зарекомендовавший на этой стезе самым лучшим образом. Казалось бы - ну и пусть. Нужно же человеку где-то начинать серьезную работу, а состояние украинского хоккея именно таково, что интересный эксперимент будет деятельнее, чем загнивающая стабильность. Но… Назначение Голубовича выглядело оправданным лишь при условии, что новый тренер был бы занят исключительно сборной, просматривал кандидатов в пределах страны, тщательно наблюдал за действиями легионеров из России и Беларуси. Как это сейчас происходит в украинском мужском баскетболе, где ни один тур национального первенства не обходится без присутствия на одной или сразу нескольких играх нового наставника сборной Валентина Мельничука.
Но ведь Владимир Голубович и не собирался бросать клубную тренерскую деятельность в Латвии, а значит, был лишен возможности за небольшими исключениями следить за выступлениями украинских хоккеистов. Конечно, ведь «возможности ребят, выступающих в России и Беларуси всем хорошо известны», а представители киевского «Сокола» находятся под присмотром помощника Голубовича - Сеуканда. Но зачем в таком случае нужно было что-то менять, если сборную продолжает формировать Александр Юрьевич? С той лишь разницей, что готовиться подобранные наставником «Сокола» ребята будут под руководством другого тренера, который те две-три недели, отведенных на подготовку, потратит, скорее, на знакомство с игроками. О наигрывании каких-то связей или о наработке тактических уловок речь вряд ли идет. Поэтому и не стоит удивляться, что в Японии наша сборная так бездарно действовала в большинстве.
Читая интервью Владимира Голубовича, не переставал умиляться… Оперирование, все больше, общими фразами, которые наизусть знают не только журналистами, но и простыми любители хоккея. А когда задаются прямые вопросы с конкретными фамилиями – ответы идут пространные. Или просто «no comments». Бывали и такие заявления: «Я вообще не знаю, кто это. Если бы этот игрок входил в список кандидатов, помощники мне бы о нем сообщили». И это в отношении такого опытного игрока, как Руслан Мозговой! Извините, но по моему субъективному мнению, наставник национальной команды – разбуди его среди ночи - должен знать фамилии и возможности каждого, даже потенциального, кандидата. К примеру, можно себе представить, что Михайличенко переспросит «Кто это?», если любознательный журналист спросит о шансах на попадание в футбольную сборную условных Березовчука или Руденко?
Иными словами, есть некоторое ощущение, что руководство федерации в прошлом году не просто поменяло шило на мыло, а еще и усугубило ситуацию в сборной. Подобное совместительство допустимо лишь в случае, если на пост тренера сборной приглашается опытнейший специалист с мировым именем, каким, например, можно назвать бывшего рулевого сборной Беларуси Глэнна Хэнлона. Да и то при условии, что у зарубежного специалиста здесь будет свой помощник, способный оценить возможности игроков непредвзято, так сказать, с чистого листа. Ведь поначалу, еще до назначения Голубовича, существовал интересный вариант с Борисом Михайловым.
А если уж рисковать с отечественными специалистами, то опять-таки, кандидатуру нужно искать среди людей незаангажированных. Скажем, будет любопытно, если со сборной дадут поработать Анатолию Степанищеву, который даже в ранге помощника Сеуканда в «Соколе» всегда имел свое мнение. Или почему бы не попробовать в национальной команде Константина Буценко, у которого уже имеется опыт тренерской работы в «Беркуте», «Барсе» и юношеской сборной? Но это так, предположения… Еще раз подчеркну, субъективная точка зрения.
Пока мы имеем сборную с тем же лицом, с которым она проигрывала 1:9 белорусам в 2006-м. Команду, где отсутствует игровая дисциплина, а это, в конечном счете, приводит к массе ничем (кроме «вселенского заговора», конечно) неоправданных удалений. О чем говорить, если по количеству бросков в личных встречах нас едва ли не в два раза превосходят такие «гранды», как Япония и Венгрия. Ладно еще японцы, где для прогресса хоккейной сборной есть все возможности. Но ведь в Венгрии местные бизнесмены вряд ли вкладывают в хоккей больше денег, чем наши «ребята», скажем, с донецкими корнями.
Разница лишь в том, что венгры, как и японцы, австрийцы, итальянцы, французы продолжают развиваться, ищут пути для усовершенствования игровых компонентов путем привлечения зарубежных тренеров и ведущих методик. Мы почему-то продолжаем убеждать весь мир, что советская школа – сильнейшая на планете. Нет спору, она такою была, но ведь на месте не стоит ни одна отрасль. Хоккей не исключение. Это поняли даже россияне, хотя им-то, как бывшим «доминаторам», признать свои недоработки было труднее всех. В итоге с приходом тренеров либо зарубежных, либо местных молодых специалистов западной закалки хоккей в России оживился. К своему доброму и проверенному прибавлены некоторые зарубежные новинки – и их сборная опять претендент на мировое золото.
Но это – работа тренеров и забота функционеров. На данный момент у нас слишком мало молодых хоккеистов достойных выступать в составе сборной на чемпионате мира. 30-летних игроков уже не переучишь. Поменять они могут только отношение и действовать против условных японцев и венгров не «на опыте» или «с высоты своего полета», а также самозабвенно, как в конце 90-х-начале 2000-х, когда Украина только начинала утверждаться в элите мирового хоккея. Да, ошибок тогда было не меньше, но обусловлены они были не расхлябанностью, а нервами и боязнью ошибиться. Теперь бы к опыту добавить игровую дисциплину и, возможно, многие вещи дались бы намного проще.
А разговоры о патриотизме стоит вести не на словах, а демонстрировать на деле. Покамест создается впечатление, будто у многих наших хоккеистов во время выступлений за сборную возникает «синдром Наполеона» и гордость не столько за державу, сколько за «себя красивых», получивших возможность после пребывания на вторых ролях в клубах почувствовать себя лидерами. По крайней мере, патриот во время исполнения национально гимна своей страны никогда не развернется боком к флагу и лицом к товарищу по команде и не начнет обсуждать перипетии едва завершившейся игры…
P.S. В какой-то степени, многое из того, о чем я вел речь, подтверждает и президент федерации хоккея Украины Анатолий Брезвин. Объясняя причины неудачи на ЧМ, он, в частности, сказал: «Сначала была паника. Никто не мог поверить, что мы не вышли в топ-дивизион. Если смотреть на подготовку команды перед мировым первенством, то сегодня можно сказать, что было недостаточно контрольных игр, были недочеты в подготовке. Но, как оказалось, самая главная проблема нашей сборной - психология. Сложилось такое впечатление, что в Японии была не команда, а отдельно взятые игроки. Нужно работать над тем, чтобы украинские хоккеисты выходили на лед играть не против коллег по профессии, а против соперников. Как, к примеру, венгры в нашем финале. Они вышли злыми, больше нас накрученными. По какой причине, мне сложно судить. Но это факт.»
Иван Вербицкий
СПОРТглавред
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Сокол» взял реванш у «Кэпиталз» и приблизился к группе лидеров
Джорджина Родригес приоткрыла занавес новой покупки звездного семейства